Столетний цикл вестничества Махатм и наука

/Полный заголовок: Б.С. Златев. Столетний "цикл вестничества" в связи с древними религиозно-мифологическими представлениями и современной научной картиной мира.
Опубликовано впервые в: Е.П.Блаватская и современность: Материалы ежегодной научной конференции 8 мая 2017 года / ред. колл.: Ю. А. Шабанова (гл.). – Днепр: Издательство ЧП «Крос-Принт», 2017./


В своей книге "Ключ к теософии" [14] Е. П. Блаватская указывает, что каждое столетие Учителя посылают в мер Вестника, выполняющего миссию по раскрытию определенного аспекта древней мудрости перед человечеством. Безусловно, в теософской традиции принято считать Вестником для XIX века саму Блаватскую, учредившую в Нью-Йорке в 1875-м году, вместе с Г. С. Олькоттом и У. К. Джаджем,
Теософское Общество.


Насчет того, кто является Вестником Махатм для XVII, XVIII и XX веков, в теософской и околотеософской литературе существуют разные мнения. В частности, некоторыми англоязычными авторами упоминаются в этой связи имена Джейн Лид (1624-1704), Джона Пордиджа (1607-1681), Эммануила Сведенборга (1688-1772) [20], Далай Ламы XIV [20, 21]. В рериховской традиции однозначно принято считать Вестником, посланным в мир за столетие до Блаватской, графа Сен-Жермена. Что касается XX века, то, по нашему мнению, следуя ряду признаков, роли Вестника наиболее точно соответствует С .Н. Рерих (1904-1993) [5]. Целью данного исследования, однако, является не уточнение исторической роли отдельных персоналий, сколь значимыми бы они ни были для теософской традиции и для всемирной истории. Первой нашей целью является выяснить, присутствует ли в древних религиозных и философских традициях некий цикл длительностью в 100 лет, который можно было бы отождествить со столетним циклом явления Вестников, о котором писала Блаватская. Второй, не менее важной целью является установить, присутствует ли столетний цикл в современных научных представлениях, а также в науке прошлого. Нами принимаются во внимание как естественные науки, так и и науки о человеческом обществе – тем более, что, в свете современных научных представлений, те и другие неразрывно связаны между собой.


В самом деле, наличие исторического цикла длительностью ровно в 100 лет вызывало и продолжает вызывать в умах скептиков немало сомнений [21]. Столетиями привыкла измерять время историческая наука, но это есть не более чем дань десятичной счетной системе, которой мы пользуемся и в повседневной жизни, и для большинства научных расчетов. В этой системе число 100 является круглым и, как таковое, было положено в основу правила, согласно которому определяются високосные годы в Григорианском календаре, который был создан для нужд Римско-Католической Церкви, но на сегодняшний день официально признан ООН. Согласно Григорианскому календарю не являются високосными годы, кратные 100, за исключением тех, которые кратны 400.


Совершенно непонятно, однако, зачем Махатмам могло понадобиться согласовать долгосрочный своей деятельности именно с Григорианским календарем, и вообще с десятичной счетной системой. Другими цивилизациями использовались другие счетные системы. В Вавилоне счетная система была основана на числе 60, а у древних майя - на числе 20 [3, 4]. В истории науки принято считать, что абстрактное представление о числе существовало по крайней мере еще в древнем Египте [3]. На самом деле, и в наше время оно существует далеко не у всех, а лишь у некоторых ученых, главным образом - математиков. Для остального человечества представление о числах на уровне первичных интуиций неотделимо от счетной системы. В десятичной счетной системы такие числа, как 100, 200, 300 и т.д., считаются круглыми, особенными, "хорошими", Под соответствующие годовщины празднуются юбилейные даты и т.д. Но было бы весьма наивным предполагать, что подобного рода соображениям должны подчиняться естественные и социальные процессы, и тем более – некие сущности надцивилизационного порядка, какими в представлениях Теософии являются Махатмы.


Первым на эту проблему пролил свет в 2005-м году американский тибетолог Дейвид Райгл, указавший на то, что восточной традиции известен цикл 100-летней длительности [21]. Это цикл семерых Риши (мудрецов), известный также как цикл семи звезд из созвездия Большой Медведицы. Согласно индийской астрологии, эти звезды проходят последовательно через каждую из 27-ми частей (накшатр) Лунного зодиака, пребывая в каждой из них ровно по 100 лет [9].


Одновременно с Д. Райглом, в том же самом 2005-м году, о столетнем цикле, обожествляемом в древнеиндийской традиции, и известном за 2000 лет до н.э., писала Ю. Л. Щапова в связи с обоснованной ей периодизацией исторического процесса на основе числового ряда Фибоначчи и его аналогов [12]. В частности, Ю. Л. Щапова указывает на последовательность чисел 6, 13, 16, 27, 38, которая в сумме дает 100. Данная последовательность, выведенная В.П. Бурдаковым [1] в качестве фрактально-кластерного возрастного ряда в соответствии с таблицами смертности, подготавливаемыми ООН, строго говоря, далека от ряда Фибоначчи, на что указывает и сама Ю. Л. Щапова. Интересно, однако, отметить, что последние три члена данной последовательности являются арифметической прогрессией с разницей 11 лет, что соответствует длительности 11-летнего солнечного цикла.


Теория о влиянии активности Солнца на исторический процесс была разработана А.Л.Чижевским в его фундаментальном труде “Физические факторы исторического процесса” [10]. Морфологические законы исторического процесса, выведенные А.Л. Чижевским, связаны с 11-летним солнечным циклом и 4-мя его фазами, для каждой из которых характерна специфическая интенсивность и динамика массовых движений. Наряду с этими законами Чижевский отметил другую важную закономерность, которая состоит в следующем. Длительность солнечного цикла в 11 лет является лишь приблизительной. На самом деле, интервал между максимумами колеблется в пределах от 6 до 16 лет. В то же время остается стабильной суммарная длительность в 100 лет девяти последовательных циклов. Данная закономерность, как было подмечено Чижевским, находит отражение и в социальных процессах, что зачастую приводит к повторению однотипных исторических событий с интервалом в 100 лет [11].


Другая индикация о 100-летнем цикле, имеющая отношение уже к древней астрономии (и, соответственно, к астрологии), обнаруживается в "Альмагесте" Клавдия Птолемея, и связана с феноменом астрономической прецессии. Древнегреческим астрономом Гиппархом, результаты исследований которого дошли до нас в пересказе Птолемея, было установлено, что точка, в которой находится Солнце во время весеннего равноденствия (известная в современной науке как точка гамма), перемещается по эклиптике [22]. Именно с этим движением весенней равноденственной точки и с ее перемещениями из одного зодиакального знака в другой связаны популярные в современных эзотерических кругах представления об эпохах, связанных со знаками Зодиака и, в частности, об имеющем место в наши дни переходе из эпохи Рыб в эпоху Водолея. Согласно Птолемею, точка гамма проходит один угловой градус за 100 лет [22], совершая таким образом полный круг в 360 градусов за 360 х 100 = 36 000 лет.


Данное перемещение равноденственной точки в представлениям древних имело и астрологическое значение, так как еще в древнем Вавилоне считалось, что каждый градус зодиакального круга находится под влиянием одного из семи светил (Солнце, Луна и 5 планет), соответствующих семи главным богам, каждый из которых согласно представлениям древних являлся покровителем определенных областей человеческой деятельности - наук, искусств, ремесел и т.д. [17-19].


Согласно современной науке, скорость прецессии значительно больше - точка Гамма перемещается на один градус приблизительно за 72 года [22]. Есть весомые основания считать, что эта скорость прецессии была известна вавилонским астрономам, так как 360 х 72 = 25 920 лет, а цикл именно такой длительности присутствует в древневавилонской мифологии, равно как и в мифах других древних народов [4]. Более того, как убедительно было показано в работах словацких ученых Э. Палеша и М. Микулецкого, 72-летний цикл наличествует и в социальных процессах, причем именно как элемент семифазного 504-летнего цикла, то есть в олном соответствии с представлениями древних астрологов [17-19]. Причина данной цикличности до сих пор не выяснена, хотя на этот счет и существуют некоторые догадки [2]. Можно предполагать, что она была эмпирически установлена еще в глубокой древности и, соответственно, нашла свое отражение в мифологии.


И по сей день загадкой для исследователей является, каким именно образом Птолемей получил свое значение для скорости прецессии. Даже пользуясь наблюдательными инструментами античности, весьма неправдоподобно получить ошибку в 40%. Некоторые исследователи [22] считают даже, что Птолемей сознательно сфальсифицировал свои наблюдения, с тем, чтобы получить значение прецессии в один градус в 100 лет. Если принять эту гипотезу, встает вопрос о возможной связи между циклами в 72 и 100 лет. Такая связь действительно существует, и выражается она приблизительной формулой:


72 х (2 - phi) ~ 100,


где phi – золотое сечение, приблизительно равное 0.618. Отметим, что естественная периодизация исторического процесса, основанная на золотой пропорции и на связанном с ней ряде Фибоначчи, была предложена независимо один от другого несколькими авторами [6-8, 12, 23]. Использование не приближенной, а точной формулы:


72.36 х (2 - phi) = 100,


позволяет вычислить длительность прецессионного цикла в 26 050 лет.


По странному совпадению, 26 050 лет длится одна минута так называемого "космического календаря", разработанного Карлом Саганом в педагогических целях для популяризации хронологии Вселенной [13]. Но, что гораздо более важно и, по нашему мнению, случайным совпадением никак быть не может, продолжительность цикла прецессии в 26 050 лет была вычислена датским астрономом Х.-С. Лонгомонтаном (1562-1647) по скорректированным данным Птолемея [22]. Таким образом, предположение о том, что у Птолемея имелась информация (возможно, из неастрономических источников) о некоем столетнем цикле, и что в “Альмагесте” эта информация представлена в завуалированной форме, можно считать весьма обоснованным.


Цикл прецессии упоминается и Е.П. Блаватской в "Тайной Доктрине", где для него указана длительность в 25 868 лет [15], вычисленная английским астрономом Джоном Гершелем (1792-1871) [16]. Представляется наиболее вероятным, что Блаватская была знакома либо с трудами самого Дж. Гершеля, либо с другой астрономической литературой, в которой цитировался его результат.


На основе вышеизложенного можно сделать следующие заключения. Информация о столетнем цикле не является специфической особенностью теософской литературы. 100-летняя цикличность, самостоятельно или в связи с прецессией равноденствий и золотым сечением, присутствует как в древних религиозно-мифологических построениях, так и в современных научных теориях. Важно отметить, что в обоих случаях она, как правило, связана и с астрономическими явлениями, и с процессами в человеческом обществе. Эта двойная связь находится в гармоничном соответствии с воззрениями Е. П. Блаватской, в трудах которой “Космогенезис” и “Антропогенезис” соединены в единое целое – “Тайную Доктрину”.



Литература:
1. В. П. Бурдаков. Жизнь и старение организмов - комплексный анализ // Вестник Российской Академии наук. - 2001. - Т. 71, No1. - С. 32-38.
2. Б. М. Владимирский. Космическая погода и общественная жизнь // Космос и жизнь:
единство и многообразие (коллективная монография). Симферополь-Алматы, 2010.
3. М. Я. Выгодский. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука. 1967. С. 59.
4. А. А. Горбовский. Загадки древнейшей истории : Книга гипотез. М. : Знание, 1966.
5. Б. С. Златев. Вестник и Белая Птица // Палитра. Спецвыпуск к 70-летию со дня рождения Людмилы Живковой. 2007. http://www.palitrabg.net/01bp.htm . Перевод на русский язык на сайте "Адамант":
6. Б. С. Златев. О применении закона золотого сечения к историческому процессу //
Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, 2004. С. 198-213.
7. Б. С. Златев. Проявления золотого сечения в истории России. Длинная бифуркация
смутного времени // Сб. науч. трудов II всероссийской научно-практической конференции с миждународным участием "Актуальные научные проблемы". Екатеринбург: "Мир гуманитарных наук", 2010.
8. И. В. Сидоренко, В.Н. Сидоренко. Эссе на тему: Феномены проявления солнечной
активности и золотой пропорции в истории России. Москва: Теис, 2001.
9. Л. Тодорова. Накшатры в индийской астрологии (на болг. языке) // Сайт Astrogalaxy.info. https://astrogalaxy.info/nakshatras/ .
10. А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.
11. А. Л. Чижевский. Космический пульс жизни. Москва: Мысль, 1995. С. 359.
12. Ю. Л. Щапова. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. М.: URSS, 2005.
13. T. P. Blanchard. The Universe At Your Fingertips Activity: Cosmic Calendar. Astronomical Society of the Pacific, 2010. 14. H. P. Blavatsky. Key to Theosophy. London, 1889. P. 306–307.
15. H. P. Blavatsky. The Secret Doctrine. Vol. 1. London, 1888. P. 330.
16. A. del Mar. The worship of Augustus Caesar, derived from a study of coins, monuments, calendars, aeras, and astronomical and astrological cycles, the whole establishing a new chronology and survey of history and religion. New York: Cambridge Encyclopedia Co., 1900.
17. E. Pales, M. Mikulecky. 500-year Periodicity in the History of Ancient Egypt and China. Androgens at Work? // Neuro Endocrinol Lett. August 2008; 29(4), pp. 589-597.
18. E. Pales, M. Mikulecky. periodic Emergence of Great Historians in the History of Ancient Greece, Rome and China //Comparative Civilizations Rev. 2006; 54(1), pp. 53-63.
19. E. Pales, M. Mikulecky. Periodic Emergence of Great Poets in the History of Arabia & Persia, China and Japan // Neuro Endocrinol Lett. June 2004; 25(3), pp. 169-172.
20. L. Price. Madame Blavatsky, Buddhism and Tibet. A Spoken Paper at the Theosophical History Conference, London, Sunday 15 June 2003, with revisions.
http://www.blavatskyarchives.com/price.pdf.
21. D. Reigle. The Centennial Cycle // Theosophical History, vol. 11, no. 4, Oct. 2005, pp. 5-15.
22. N. Swerdlow. Tycho, Longomontanus, and Kepler on Ptolemy’s Solar Observations and Theory, Precession of the Equinoxes, and Obliquity of the Ecliptic. In: Jones A. (eds) Ptolemy in Perspective. Archimedes (New Studies in the History and Philosophy of Science and Technology), vol. 23. Springer, Dordrecht, 2010.
23. B.S. Zlatev Fibonacci and Golden Ratio Patterns in History // Proceedings of the University of Rousse. Vol. 44. 2005. Book 6.2. P. 126-130.


Рецензии