Вестники новой эпохи. 7-Б

В 1990 году мужу Алёны Петровны на работе дали квартиру в новостройке, в противоположном конце города. Они переехали в неё из общежития, ездить на работу стало далеко и неудобно, и Алёна Петровна перешла работать в построенную в этом же году школу недалеко от дома. Контингент школы состоял из классов, выведенных из соседних школ. Ей поручили классное руководство 7-Б классом, и она впервые увидела своих учеников 1 сентября, на линейке. Они вели себя безобразно: что-то жевали, громко разговаривали и толкались. Алёна Петровна была бессильна что-либо изменить. Её просьбы, замечания и пристальные взгляды мало что меняли. Ей было очень неловко за поведение своих учеников и казалось, что хуже её класса никто себя не вел.

После линейки все разошлись по кабинетам на «Урок мира». Алёна Петровна поняла, что перед уроком надо познакомиться с детьми и понять мотивы их поведения на линейке.
 
- Ребята! А что это вы такие шумные и так неуважительно отнеслись к директору школы, когда он обратился к вам с теплыми словами приветствия?

- А мы тут ещё покажем, на что мы способны! – стали раздаваться голоса мальчиков, а девочки хихикали.

- Ну, и на что вы способны? – искренне поинтересовалась Алёна Петровна. – Чего я должна от вас ожидать?

- Ну, не Вы конкретно, а вообще в школе о нас ещё услышат! – «петушились» дети. – Вы спросите о нас в школе №***. Нас в начале прошлого учебного года собрали со всей «параллели» и сделали 6-Е классом, специально для перевода в Вашу школу. Мы так сплотились там, в школе, что нас все боялись, и в Вашей школе будут бояться!

- Во-первых, это ваша школа: она совершенно новая, здесь до вас не было ни одного ученика. Вы первые переступаете её порог. И другие ребята тоже. И я, и другие учителя с сегодняшнего дня тоже впервые приступаем здесь к работе. Директор Юрий Евгеньевич на линейке приветствовал всех вас как первых учеников этой школы. Сам он до этого директором не был. А вы всего этого не услышали, когда отвлекались на линейке. Кому же вы хотите что-то «показать» и «доказать»? Сейчас я поняла, что вы чувствуете себя обиженными, может быть, даже изгнанными из своей школы. Но если вы приглядитесь к ситуации внимательнее, то окажется, что почему-то именно вам, которых, может быть, считали плохими учениками в вашей прежней школе, жизнь подарила шанс начать интересную, новую жизнь в новой школе, с новыми учителями.
Может быть, вам казалось, что прежние учителя были к вам не очень справедливы, но теперь у вас новые учителя. Если, по-вашему, что-то не так делала администрация школы, то теперь у вас новые завучи, новый директор. Новые стены, новые кабинеты, наконец. Вы, похоже, счастливчики, и я рада, что мне дали именно вас.

Слова классного руководителя понравились всем, они погасили боевой дух ребят, притихли и девочки: все слушали её внимательно. Сама же Алёна Петровна рассматривала эту ситуацию как мирную передышку, временное затишье. Но этого было достаточно, чтобы провести спокойный, душевный «Урок мира». Видя доверчивые лица детей, она честно призналась самой себе в том, что у них есть повод считать себя обиженными. И от этого ей стало легче.

2 сентября начались школьные будни: учёба, дежурство по школе, сбор макулатуры, конкурсы, олимпиады…

Практически все дети в классе были очень ответственными и серьёзными, когда дело касалось дежурства по школе и сбора макулатуры. Любили они и праздники в классе, обожали выезды на природу, за город. С удовольствием ездили на экскурсии.
Но по поводу учебы с первой же недели учителя стали жаловаться Алёне Петровне как классному руководителю:

- Не делают уроки!.. Не выполняют домашние задания!.. Не работают в классе на уроке!.. Очень «тяжелые» дети! – повторяли один за другим учителя математики, русского языка, английского языка…

Когда подвели итоги первой четверти, в классе оказалось 28 двоек по математике! Алёна Петровна была удручена. На родительском собрании она выяснила, что родителей это не удивило, потому что их дети всегда испытывали трудности с учебой, и их тройки ни о чём не говорили: последний год они не учились, а боролись. Алёна Петровна поняла, что родители – её союзники и готовы помогать детям в учебе.

Начались долгие недели её подвижничества. Если бы она знала, что будет так трудно, вряд ли начала бы заниматься в школе выполнением домашних заданий по математике и русскому языку. Практически ежедневно она осуществляла кураторство в течение двух, а то и трех часов после уроков. Оставался почти весь класс, хотя Алёна Петровна не настаивала в отношении некоторых успевающих учеников. Учителям же она пыталась внедрить мысль, что дети не игнорируют выполнение домашних заданий, а делают то, что могут. А поскольку они мало что могут, то и картина получается такая удручающая.

Авторитет Алёны Петровны у учеников стал расти. Дети удивлялись, что она помнит со школьной скамьи теоремы по геометрии, может сформулировать, начертить, доказать, что хорошо ориентируется в орфографии, синтаксисе. Она оказывала им помощь и в английском языке, что, собственно говоря, было обычным делом для её поколения.

Когда они в осенние каникулы выехали всем классом по путевке в Дом отдыха в Зеленогорск, то Алёна Петровна поставила условие: они поедут, если дети пообещают ей за неделю отдыха и соревнований выучить всю лексику и грамматику по английскому языку за первую четверть, а также устранить старые долги. И дети пообещали. В Доме отдыха они в порядке очереди каждый вечер сдавали Алёне Петровне грамматику, читали тексты, писали словарные диктанты. За неделю «погружения» в английский язык кое-кто даже успел войти во вкус, другие же увидели свои проблемы, возникшие из-за маленького словарного запаса. Уровень взаимопонимания, который удалось достичь детям с Алёной Петровной, они уже никогда не снижали. Все поняли, что уроки надо делать каждый день, что все свои проблемы можно ликвидировать только упорным трудом, и тогда у них будет светлое будущее. В противном случае у них на горизонте будет становиться всё темнее и темнее.

Поскольку основная часть класса оказалась в сходной ситуации, отставать никто не хотел, успехи любого из учеников вдохновляли остальных. Конечно, не всё шло гладко, всякое бывало, но во второй четверти количество двоек по математике уменьшилось вдвое, причём, без авансов и «натяжек». С самыми «запущенными» учениками дополнительно занималась сама учительница математики Лидия Львовна, которую Алёна Петровна очень уважала как строгого и «сильного» педагога. Особенно тяжело почему-то давалась детям геометрия. Как только они видели более сложную геометрическую фигуру, наложение разных фигур, какие-то биссектрисы, медианы – тут же начинали путаться в линиях, теряться. Лидия Львовна подсказала, что можно попробовать использовать разные цвета, - и вот уже дети режут треугольники разного цвета, накладывают их друг на друга, как требуется по условию.

Вторую четверть класс закончил с двумя двойками по математике. Алёна Петровна видела, что успехи есть, но понимала, что каждый маленький шажок к успеху они делали ценой больших общих усилий. То же самое происходило и с другими предметами: проблемы и запущенность были во всём. Но дети, ощущая поддержку директора и завуча, которые очень правильно управляли процессом, были увлечены учёбой и, благодаря совместным усилиям, всё же прогрессировали.
 
У Алёны Петровны сложились такие взаимоотношения с ребятами: все вместе приходили на «домашку», то есть выполнение домашних заданий, и уходили домой тоже вместе. Если кому-то удавалось разобраться и сделать уроки раньше других, он выполнял роль консультанта и помогал другим. Раньше она и мечтать не могла о подобном, но это произошло. Кое-кто из отстающих учеников выбился в консультанты, но никто не задавался. Учебный год класс закончил с тремя двоечниками, оставленными в летнюю школу.

В восьмом классе Алёна Петровна продолжила практику выполнения домашних заданий, но оставила только геометрию, поэтому они встречались на «домашке» два раза в неделю. Дети уже не хотели отказываться от сложившейся привычки, поэтому приходили и уходили вместе, когда все усвоили новую теорему или до конца поняли задачу. Алёна Петровна проверяла каждого консультанта, а они проверяли других. Но были у неё и самые «сладкие», которые не могли пройти мимо её внимания и сдавали только ей и теорию и практику. Одним из таких был Аркаша Иванов.

И как-то всё очень хорошо происходило, пока шёл материал, который Алёна Петровна помнила со школы. Специально «поднимать» геометрию ей было некогда. Вдруг Аркаша на одном из дополнительных занятий подошёл к ней и очень бойко сформулировал и доказал теорему. Алёна Петровна была удивлена этим, но поймала себя на мысли, что она не поняла теоремы.

- Секундочку, - сказала она, - повтори ещё раз. Что-то мне не нравится, как у тебя лихо всё получилось.

- Хорошо. Вот смотрите, - говорит Аркаша и начинает всё заново. Ална Петровна понимает, что теорема ей незнакома, вероятнее всего её не было в программе, когда она училась, но, чтобы оценить ученика, она должна разобраться в ней и понять её.

В это время уже все ученики справились с домашним заданием и сгрудились за учительским столом, защищая Аркашу:

- Алёна Петровна, правильно он вс доказывает! Вот смотрите!

Но что-то мешало Алёне Петровне разобраться в теореме: то ли для неё оказалось неожиданным, что она чего-то не знает в программе 8-го класса, то ли обстановка, когда дети уже смотрели на дверь, то ли ещё что-то. Можно было, конечно, сделать вид, что она разобралась, и всех отпустить, потому что было похоже, что все разобрались с материалом. Но Алёна Петровна сказала:

- Стоп! Мы с вами договаривались, что из класса уходим, когда тему поймут все до одного. Я думала, что помню всё, но я ошибалась. Эту теорему я не помню, а может быть, и не знала, потому что её тогда не было в программе. Я сейчас попробую разобраться, но вы все остаетесь в классе.

Дети безропотно вернулись на свои места, а Алёна Петровна под прицелами их заинтересованных глаз начала разбираться с теоремой. Ей удалось сосредоточиться, поэтому она очень скоро всё поняла, подошла к доске и доказала теорему.

- Согласны? Правильно я поняла теорему? – спросила она у детей.

- Согласны! Правильно! – дружно порадовались за неё дети.

Они дружно посмеялись, и Алёна Петровна отпустила всех домой.


Рецензии