Эпизод гражданской рассказ деда Афанасия

   Моя работа, была связана с частыми командировками. Попутчиками были разные люди. Одним из таких попутчиков оказался Афанасий Ильич. На момент нашей встречи ему было около девяносто шести лет.
   Во время разговора, тема незаметно перешла на события гражданской войны. И вот тут Афанасий Петрович рассказал мне историю тех далёких дней. Рассказчик не называл ни даты, ни названия населённых пунктов. Его рассказ был прост и лаконичен:
   В апреле восемнадцатого года, в нашу деревню пришли так называемые белые, забрали всех молодых парней в том числе и меня. Так я стал воевать за белых. Правда не долго. Месяца через три, мы попали в окружение и нас взяли в плен красные.
   После короткого допроса, офицеров отвели к ближайшему оврагу и расстреляли, тех, кто пытался вступиться за офицеров то же отвели к оврагу. Оставшимся выдали красные ленточки со словами:
-Ваше счастье, что у нас людей не хватает. Будете теперь защитниками революции!
   Так мы влились в ряды красных. Несколько месяцев боёв прошло с переменным успехом. Но наступил для нас чёрный день. Наш отряд попал в окружение, а затем и плен.
    Ситуация повторилась с точностью до наоборот. Командира, комиссара, а также тех, кто грозил белым победой мировой революции, отвели к оврагу на расстрел. С остальных сорвали красные ленты и предложили выбор, или идти к оврагу или воевать против красных.
   Ещё несколько раз попадал я в такую передрягу. Повезло в том, что закончил гражданскую войну за красных, демобилизовали по ранению.
   В Великую Отечественную, пошёл на фронт добровольцем. Удалось выжить и выйти из окружения в сорок первом. Закончилась для меня война в сорок четвёртом при освобождении Польши. После госпиталя признали не годным к строевой.
   Вот такой эпизод из нашей истории, рассказанный очевидцем. Можно верить, можно не верить. Безусловно, гражданская война, это страшное и жестокое событие, у каждой из сторон была своя правда, которая отстаивалась жёстко и решительно. Дальнейший ход событий мы с вами знаем из учебников истории.
                1987 год.


Рецензии
Часто думаю, что бы я сделала попади я в ту или иную эпоху, в те или иные условия. Понимаю, что даже близко не готова к тем испытаниям, которые выпадали на долю русских людей. И не только русских.
Спасибо, что поднимаете такие темы.

Татьяна Кириллова 63   03.03.2022 18:22     Заявить о нарушении
Война сама по себе это, зло а гражданская вдвойне. мне тоже трудно представить себя на месте деда Афанасия. Спасибо за отзыв, доброго дня! Александр.

Александр Комаровский   05.03.2022 16:09   Заявить о нарушении