Справедливость Божьего избрания

СПРАВЕДЛИВОСТЬ БОЖЬЕГО ИЗБРАНИЯ
Андрей Штерн

Рим.9:14-33

Древнее язычество считало, что каждый бог связан со своими почитателями узами личной заинтересованности, потому что его благополучие зависело от их служения и даров.  Современное язычество в глубине души испытывает аналогичное чувство, что Бог каким-то образом обязан любить нас и помогать нам, хотя мы этого и не заслуживаем
Д.И.Пакер

Проблема

Что скажем? Неужели неправда у Бога? Никоим образом!"
Рим.9.14

Трудность, с которой сталкивается большинство людей, имеющих дело с доктринами избрания и предопределения, заключается не в отсутствии библейских отрывков, посвященных этому вопросу.  Ветхий и Новый Заветы изобилуют утверждениями о том, что Бог избирает и предопределяет.  Проблема, с которой большинство сталкивается в связи с этой концепцией, заключается в том, как мы справляемся со всеми вытекающими из нее последствиями.  Главной из этих трудностей является вопрос о справедливости Божественного избрания.  Как Бога можно считать справедливым и праведным, если Он по Своей воле посылает одних людей в ад, а других на небеса?
 На самом деле в Библии нет понятия "теодицея", оно чисто философское, западное. Есть вопрос о праведности Божией. Это центральная тема Послания к Римлянам и ряда других текстов. " Кажется, вопрос сформулирован таким образом, чтобы ожидать отрицательного ответа. Есть ли у Бога какая-то несправедливость? Здесь ставится под сомнение справедливость и праведность Бога. Справедливо ли, что Бог избрал Исаака, а не Измаила? Полюбил Иакова и возненавидел Исава?  Справедлив ли Бог, избрав Своим народом Израиль, а не кого-то еше? Или в том, что Он избирает ко спасению одних, а не других? Если связь между тем и другим? Или, может быть, это доктрины разные и даже взаимоисключающие, и реально речь идет об избрании народа, а не о спасении отдельных людей? Аналогичный вопрос будет поднят в ст. 19, когда Павел стремится объяснить: “Если Бог определил наши действия, то как Он может находить в нас недостатки и судить нас?”.
 Прежде чем мы рассмотрим ответы на эти вопросы, нужно кое-что отметить.Эти два возражения Павла никогда бы не возникли, если бы нам не следовало ничего знать о Божьем избрании. Или же, если бы Павел учил, что Бог смотрит поверх времени на то, какой выбор сделают люди, а затем избирал их на основании этого выбора - просто не было бы никаких оснований для вопроса, прав ли Бог, избирая определенных людей. Сам факт того, что Божья справедливость в избрании ставится под сомнение в этом отрывке, указывает на тот факт, что избрание реально и основано только на Боге и Его воле.  Учение Павла об избрании вызывает именно это возражение.  Текст настолько характерен, что можно предположить, что любой взгляд на избрание, который не порождает этого вопроса, является неправильным.  Если мы не придем к правильному взгляду на избрание и его следствия, то это возражение относительно Божьей справедливости будет возникать всегда.
 Как мы ответим на этот вопрос?  Разве Бог несправедлив?  Павел возражает: ни в коем случае!” Но если Бог абсолютно справедлив и праведен, то почему Он может выбирать одних и не выбирать других?  Почему это не несправедливо?  Ответ можно найти в следующих стихах.

Суверенная милость Божья

Ибо Он говорит Моисею: кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею
Исх.33.19, Рим.9.15
 
Ответ виден в суверенной милости Бога.  И это так потому, что Бог есть Бог.  Он абсолютно свободен действовать в соответствии с атрибутами Своего собственного характера.  Павел иллюстрирует этот принцип цитатой из Ветхого Завета. Он отводит нас назад в Синайскую пустыню. Моисей был на горе Синай 40 дней, и за это время народ отвернулся от Бога, чтобы поклониться золотому тельцу. В результате Бог произвел суд и множество израильтян было наказано смертью за это кощунство. И именно в этом контексте Бог провозглашает принцип Своей суверенной милости. "И Он сказал: “Я Сам сделаю так, чтобы вся Моя доброта прошла перед вами" (Исх.33.19 KJV).
Моисей умолял о прощении народа.  Бог отвечает, заявляя, что Он волен решать, по отношению к кому Он должен быть милостив.  .  Дело в том, что учение об избрании основано на милосердии Божьем.  Для Бога выбрать кого-то для спасения - значит проявить милосердие к этим людям. Бог проявил такую милость к Израилю.  Народ не был помилован из-за своей веры.  Ему не было даровано милосердие, потому что он был более праведным, чем окружающие народы.  У него не было никакого качества, которое привлекло бы расположение Бога. Это была чистая милость Божья.
Это и  есть основной принцип. Бог не обязан проявлять милосердие к кому бы то ни было. Ничто не обязывает Его и никто не может диктовать Богу, по отношению к кому Он должен проявлять милосердие.  В этом нет  никакой несправедливости, как и в том, что Бог не проявляет милосердия к тем, кого Он не избрал, тем более если это грешники. Если бы десять человек задолжали мне деньги, и я решил простить долг троим из них, но все равно потребовал бы, чтобы его выплатили остальные, я бы не был несправедлив.  И точно так же нет несправедливости в том, что Бог милостив к одним и не милостив к другим.
 Вы можете возразить, что это несправедливо.  Поступая так, вы бы подразумевали, что Бог обязан относиться ко всем людям одинаково.  Это просто неправда.  Бог не обязан относиться ко всем людям одинаково, и Он не относится ко всем людям одинаково. У некоторых IQ равен 130, в то время как у других интеллект ниже. Некоторые рождаются в богатых семьях, в то время как другие бедны. У некоторых очень долгая жизнь, в то время как некоторые умирают очень молодыми. Некоторые достигают успехов в спорте, а другие имеют вес в 50 кг. Так что, если все люди равны, то некоторые равнее?
Бог не относится к нам одинаково. Бог не обязан относиться к кому-либо одинаково, и в этом нет несправедливости. Поскольку Он - Творец, у него есть прерогатива создавать Свои творения так, как Он пожелает.

Основание избрания

Не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает
Рим.9.16-17

Факт избрания неоспорим для тех, кто читает Библию и верит в нее. То, о чем тогда спорят люди, - это вопрос об основаниях избрания. На каком основании Бог избрал некоторых для спасения? Есть некоторые школы мысли, которые учат, что Бог избрал некоторых для спасения, основываясь на том, что Он предвидел, что они определят. Это сделало бы избрание основанным на их воле и решении.
Павел учит совсем другому. Он делает вывод из того факта, что Бог полновластен в даровании Своей милости. Божье избрание не основано на воле человека.  Бог не заглядывал в "Гробницы времени", чтобы увидеть, что человек выберет, а затем даровать милость на основе того, каким будет решение человека.  Избрание не основано на том, чего желает или что делает человек. Оно не основано ни на каких его добрых делах, его морали, его этике или на чем-либо еще, что он собой представляет. Оно не основано даже на человеческой вере. Бог совершенно свободен проявлять милосердие к тому, к кому Он захочет его проявить.
Далее Павел продолжает иллюстрировать этот момент в истории фараона, который был судим Богом во время Исхода. Фараон был самым могущественным правителем на земле. Но Бог в Торе говорит, что это Он поставил фараона, чтобы показать на нем Свою силу и  "чтобы Мое имя могло быть провозглашено по всей земле" (Рим.9.17). Это особенно поразительно, если вспомнить, как фараон поработил народ, как он повелел массово убивать еврейских детей и до конца противился воле Божией. И все же именно Бог избрал фараона и посадил его на трон Египта!
 Теперь Бог, поставивший фараона, ожесточает его сердце, чтобы погубить его и тем прославить Свое Царство. Вот что имеет в виду Павел: даже ожесточение сердца произвел Бог! Конечно, могут сказать, что Бог только укрепил волю злодея, а затем предоставил ему возможность делать то, что тот хочет. Но сути проблемы это не меняет. По ходу повествования неоднократно говорится не только, что Бог ожесточил сердце фараона, но также, что "фараон ожесточил сердце свое". В сердце фараона уже накопилось достаточно зла, чтобы Богу не требовалось что-то к этому добавить. Скорее Он просто перестал это зло тормозить.
Но в этом отрывке есть и другой смысл, без которого прочтение будет поверхностным. Павел очень ясно дает понять, что решение фараона ожесточить свое сердце в конечном счете исходило от Бога. Весь смысл, который Павел имеет в виду, заключается в том, что Бог действует, выбирает, ожесточает и милует в соответствии со Своей собственной волей. Он всегда знает, что Он делает.  Это подтверждается в повествовании Ветхого Завета, когда Господь открыл Свой план Моисею. "И сказал Господь Моисею: “Когда ты вернешься в Египет, смотри, чтобы ты совершил перед фараоном все чудеса, которые Я вложил в твою силу; но Я ОЖЕСТОЧУ ЕГО СЕРДЦЕ, чтобы он не отпустил народ" (Исх.4.21). Бог сказал Моисею, что Он ожесточит сердце фараона.  Для нас утверждать, что Бог лишь следует замыслам злодея и является вторичным источником этого процесса ожесточения, значило бы приписывать фараону действия Бога.
Итак, мы сказали, что Бог милует того, кого Он желает. Мы уже видели этот принцип в случае с Израилем. Павел цитирует Исх.33.19, чтобы показать, что Бог не обязан проявлять милосердие к кому бы то ни было.  Он волен даровать Свою милость тому, кому пожелает. Но Бог ожесточает того, кого Он желает. Этот вывод основан на случае с фараоном, о котором только что упомянул Павел. И тот факт, что Бог начал этот процесс, не просто оставив фараона, но даже ожесточив его сердце, подтверждается возражением, которое Павел выдвигает по поводу Божьего праведного суда над фараоном.

Божий праведный суд над фараоном

Тогда вы скажете мне: “Почему Он обвиняет? Ибо кто противится воле Его?
Рим.9.19

Этот вопрос отличается от заданного в ст.14. Вот вопрос, который поднимает Павел:  как Бог может возлагать на людей ответственность за их непослушание, когда Он Сам ожесточает их сердца?  Как Бог может судить фараона за грех, когда фараон действует в соответствии с Божиим планом?  Если Бог начал ожесточение сердца фараона, и если фараон не может сопротивляться воле Божьей, то как Бог может судить его за то, что он сделал?  Почему Бог все еще судит фараона?  На самом деле это очень серьезный вопрос.  Мы могли бы спросить: “Если это Бог избрал определенных людей, чтобы они уверовали и были спасены, и если Он ожесточил других людей против Евангелия, то как Он может направить Свой гнев и осуждение против тех, кто ожесточен Им?
Обычный ответ христианина, когда ему предъявляют это возражение, состоит в том, чтобы отступить и объяснить, что Бог избрал людей просто на основании того, что Он знал, что они поверят.. Поступая таким образом, благонамеренный христианин стремится “оправдать" Бога, чтобы Его не считали ответственным за грех.  Однако делать это - значит свергать Бога с Его трона и относиться к Нему как к творению, вместо того чтобы признать Его верховным Творцом.
 Павел придерживается совершенно другого подхода к этому вопросу.  Мы можем описать его подход как в негативном, так и в позитивном ключе. Во-первых, при этом затруднении Павел не отступает от того, чему он учил. Он не пытается смягчить свое учение и не чувствует необходимости разъяснять или защищать то, чему он ранее учил об избрании. Мы сказали, что сам вопрос оправдан только в том случае, если его постановка верна. Предпосылка вопроса заключается в том, что Бог всевластен (суверенен) и что Он действительно вправе решить спасти одних, но не других. Будь эта предпосылка неверна, Павел убрал бы ее сразу и не стал развивать это рассуждение дальше. Но он этого не делает! Это, кстати, подтверждает, что Павел учит доктрине индивидуального избрания, а не только корпоративного.
Во-вторых, Павел обвиняет спрашивающего в том, что он возражает Богу, не имея на то никакого права. Это вопрос, который человек просто не имеет права задавать. Мы не можем приблизиться к Богу, как будто Он равен нам или как если бы Ему пришлось отчитываться перед нами.  Он не обязан давать ответы на все.  Это наглядно показано в Книге Иова. История Иова начинается с взгляда на небеса, когда приходит сатана и бросает вызов.  В результате Господь позволяет ему испытать праведника. В течение следующих 37 глав Иов проходит через всевозможные мучения, и единственное утешение, которое у него есть, - это плохие советы его жены и трех друзей.  В конце этого времени Бог приходит к Иову и говорит ему, по сути, то же самое, что Павел говорит здесь, в этих стихах.  “Кто ты такой, чтобы призывать Бога к ответу? И примечательно то, что Иову никогда не дается ни одна из причин страданий, которые он испытал.  Это не значит, что причины отсутствуют, но Иов не посвящен в них, и Бог не обязан их разъяснять. Павел указывает на ту же истину, а затем подкрепляет ее иллюстрацией из Ветхого Завета.

Гончар и глина

Кто ты, о человек, который отвечает Богу? Отлитая вещь не скажет формовщику: “Почему ты сделал меня таким”.  Или гончар не имеет права на глину, чтобы сделать из одного и того же куска один сосуд для почетного использования, а другой для низкого?
Рим. 9:20-21
 
Обвинение состояло в том, что Бог не может винить грешников, если это Он милует и Он ожесточает.  Примечательно, что Павел не оспаривает это утверждение.  Он не пытается защитить Бога.  Бог не нуждается в защите.  Бог вообще не под судом Под судом человек! Это верх высокомерия грешного человека - пытаться своим умом судить о праведности Божьей. Павел вообще не собирается отвечать на такое обвинение.  Вместо этого он отбивает атаку.  Он заявляет, что возражение просто не по адресу. Оно ничем не обосновано. Человек не имеет права выдвигать обвинения против Бога.  Для человека пытаться судить Бога - значит утверждать, что его понятие о справедливости выше, чем у Бога. Это абсурд и кощунство. Павел приводит мощный ветхозаветный пример. Он мог бы сослаться на массу текстов, например Ис.29.16, 45.9-10, 64.8, Иер.18.3-6.         
В Турции я был в гончарной мастерской в Каппадокии в маленьком городке Аваносе и видел, как мастер  берет порцию глины из своей кучи и лепит красивую вазу, которую продаст за приличные деньги. Затем из того же куска глины он мог бы взять другую порцию и вылепить блюдце для кошки. Никому и в голову не придет обвинять гончара в несправедливости из-за того, что он не обращался одинаково с обоими порциями глины.  Никто не может подвергать сомнению его право гончара поступать с ними так, как он хочет.  Он - владелец глины и формовщик посуды,  он волен делать с ней все, что пожелает.
 Принцип здесь тот же самый.  Как суверенный Творец, Бог может делать со Своим творением все, что пожелает.  Он волен поступать так, как Ему заблагорассудится. Мы признаем, что человек - это не то же самое, что глина.  У человека есть эмоции и чувства,  он разумное существо. Но он тварное существо, отличное от Бога, даже если несет Его образ (а с падением этот образ разрушен если не по существу, то морально). Нам это может не нравиться, но это правда, о которой говорит Писание.  Из одного и того же генетического материала Бог волен слепить Моисея, который вывел израильтян из Египта. Он волен также "изготовить" фараона, которого будут использовать вопреки его воле, чтобы прославить его Создателя.
 
Сосуды милосердия и сосуды гнева

Что, если Бог, хотя и желал продемонстрировать Свой гнев и показать Свою силу, с большим терпением переносил сосуды гнева, приготовленные для уничтожения? И Он сделал это, чтобы показать богатство Своей славы на сосудах милосердия, которые Он заранее приготовил для славы
Рим.9.22-23

Павел дал нам иллюстрацию - то, как работает горшечник.  В этой иллюстрации он предположил, что существует два вида сосудов - один для почетного использования и один для бесчестного использования.  Теперь он проводит этот пример еще на один шаг дальше. Он открывает свое рассуждение условием, предполагающим истинность утверждения, из которого он исходит. Это не просто возможная гипотеза, но установленный факт. Мы могли бы перевести эту конструкцию как “с тех пор”.  Среди людей действительно есть те, что были задуманы как "сосуды гнева". Таковые были предназначены и подготовлены к погибели. Мы называем это отвержением или осуждением.
 Почему Бог создал сосуды гнева? Ст.23 говорит нам о причине и поясняет, почему грешник может жить без того, чтобы Божий суд сразу излился на него. Почему Бог вообще позволяет греху продолжаться в мире?  Это делается для того, чтобы Он мог открыть богатство Своей славы на сосудах милосердия, которые Он также создал. Все это предназначено для нашей пользы. Это для того, чтобы Он мог спасти нас от самого худшего, а затем свободно дать нам самое лучшее, чтобы в конце концов Он мог быть прославлен.
Петр описывает это так: "Господь не медлит со своим обетованием, как некоторые считают медлительностью, но терпелив по отношению к вам, не желая, чтобы кто-то погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет.3.9). Обратите внимание, к кому относится “все”, о ком Бог говорит, что Он желает их покаяния.  Это относится к той же группе, к которой Бог терпелив, т.е. к Церкви. Он не желает, чтобы "кто-то из вас" погиб.
Петр явно обращается не к неверующим, а к верующим, к тем, кто входит в число избранных Богом. Это избрание проявилось в том факте, что они пришли к вере в Иисуса Христа.  По сути, Петр говорит, что Бог проявляет терпение по отношению к тем, кого Он избрал, потому что Он не желает, чтобы кто-либо из них погиб. По контексту нет оснований считать, что в этом стихе речь идет обо всех людях вообще.
Петр приходит к выводу, что он хочет, чтобы верующие “считали терпение нашего Господа спасением” (2 Пет. 3:15).  Когда мы смотрим на терпение Господа и понимаем, что Он воздерживается от Своего осуждения греха, мы не должны думать, что Богу наплевать на грех.  Скорее, продолжение греха и страданий в мире служит нашему благу и нашему спасению.  Если бы Бог прекратил все грехи и все страдания 100 лет назад, многие люди, включая нас, не были бы спасены. Тот факт, что Он этого не сделал, является признаком нашего спасения.
 Павел говорит то же самое здесь, в Послании к Римлянам.  Он говорит, что Бог переносит "с большим терпением сосуды гнева" (Рим.9.22). Вот почему Христос еще не вернулся.  Он воздерживается от Своего суда и осуждения до тех пор, пока все, кого Он избрал, не будут спасены, чтобы никто не погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Никто из получивших спасительную благодать, не будет потерян. Бог знает тех, кто принадлежит Ему, еще до того, как они узнают Его.  И Он обещал не потерять никого (Иоан.6.39).

Свидетельство пророков

Буду называть тех, кто не был Моим народом, Моим народом
Рим.9.25
 
 Хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, лишь остаток будет спасен
Рим.9.26

Если это правда, что никто из избранных Богом людей не погибнет, то как мы объясним случай с Израилем?  В конце концов, Израиль - это избранный Богом народ.  Тем не менее, есть множество евреев, которые отвергли Иисуса как Мессию.
 Павел уже дал частичный ответ в ст. 6, когда сказал, что “ не все Израиль которые произошли от Израиля”.  Теперь он продолжает показывать, что это не противоречит обетованиям Ветхого Завета. (Понятие об этом было распространено среди современных Павлу и близких к нему по школе евреев, хотя параллели заняли бы у нас очень много места). Однако в миссионерском послании он начинает не с избавления Израиля, а со спасения язычников.
1. Спасение язычников. В Рим.9.25-26 он    цитирует два отдельных отрывка из Книги Осии (2.23 и 1.10).  Его цель состоит в том, чтобы показать, что Бог обещал в Ветхом Завете тех, кто "не был народом", сделать народом Божьим. Осия писал в дни тяжелого отступничества. Десять колен Северного Царства восстали против Бога. Из-за их восстания Господь сказал, что отвергнет их.  Те, кого считали Его народом, больше не будут Его народом.  Но вместе с этим посланием суда пришло и послание благодати.  Была надежда на будущее.  Хотя Израиль оказался в плену и был рассеян среди язычников, ответ Бога таков, что Он соберет из неевреев народ для Себя. Те, ето не были Божьими людьми, станут Его народом. Хотя они тоже грешили и по идее должны были быть вне общества Израилева, им будет дарована вера и покаяние. Они станут Божьим народом.
2. Спасение евреев. Далее Павел обращается к пророчеству Исайи о том, что остаток Израиля будет спасен. Этот отрывок обещает, что всегда будет остаток. Это основание надежды. Это значит, что хотя не все, кто имеет происхождение от Израиля, входят в настоящий Израиль,  и даже если те, кто не являются народом Божьим, станут народом Божьим, по-прежнему будут оставаться остатки истинного Израиля. Но это возможно только по милости Божией. Без благодати Израиль, как и любой народ, способен выродиться до порочности Содома и Гоморры. Человек без Бога разрушается всегда. Только по милостивому Божьему избранию некоторые люди спасаются.
Поэтому нельзя сказать, что на этапе перехода Церкви в нееврейскую среду замысел Божий оказался разрушен. На протяжении всей истории Израиля от него отпадали те или иные группы, а на их место приходили обращенные, и это нормально, ибо и в Ветхом Завете Церковь была достаточно открытой. Цель этого процесса - продолжающееся избрание Богом Своих людей из всех народов, при котором "многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют" (Дан.12.10). Только это дает убедительное объяснение всех ужасов и безобразий в истории человечества,  не только еврейской.

Каким образом неудача Израиля ведет к спасению язычников?

Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения
Рим.9.32

Теперь Павел представляет общий контраст между евреями и язычниками в их отношении к праведности Божьей. Праведность, которой достигли спасенные неевреи, - это та праведность, которую Павел описал в Рим.3. Это праведность, которая вменяется через веру во Христа. Ирония заключается в том, что язычники не были в первую очередь озабочены праведностью, в отличие от евреев, сама культура которых состояла из поиска праведности.  Проблема в том, что Израилю так и не удавалось достичь того, к чему он стремился. Это кажется несправедливым. Почему язычники, "которые не стремились к праведности, достигли праведности" - без гигантских усилий? В чем ошиблись евреи?
Павел дает ответ в ст.32: Израиль споткнулся о "камень преткновения". Пророк упоминает об этом камне в Ис. 8.14 и 28.16. Те, кто верит в Иисуса как Мессию, считают Его своей скалой спасения.  Но для тех, кто отвергает Его, Он камень преткновения и соблазна. Для Павла разница между язычниками, которые достигли праведности, и евреями, которые этого не сделали, заключается в разнице между верой и делами.  Евреи хотели потрудиться ради своей праведности, сочтя вопреки Писанию (в частности, истории Исхода, о которой мы сказали), что вера и спасение в конечном счете не являются даром, зависят не от милости Божией, а от мифической свободной воли.  Именно поэтому Израиль, следуя закону праведности, не достиг праведности" - в противном случае почему "заповедь, которая праведна и добра", могла бы стать смертоносной? Язычники времен  Павла ни в какую свободу воли не верили. Они были готовы просто принять Божественное милосердие.
Так что вопреки распространенному предрассудку речь идет не о том, что без падения Израиля другие народы не могли бы обрести спасение. Конечно, могли! Проблема совсем в другом: пока ложное представление о зависимости веры от воли затуманило мышление многих евреев, в других культурах - в частности, в Европе, где трудился Павел - где этого заблуждения в таком виде не было, воспринять замысел Божий оказалось проще, а времени и сил на проповедь в этой среде у христиан стало больше.
Так что за “камень” для вас Иисус Христос?  Является ли Он скалой вашего спасения или камнем преткновения?  Он для вас Источник жизни или камень соблазна? Если вы стремитесь к праведности не верой, а делами, если для вас вера не дар Божий, а зависит от воли, вы рискуете повторить заблуждение противников Христа в еврейской истории. Но "тот, кто верит в Него, не будет разочарован" (в СП не постыдится) (Рим.9.33).
 
Выводы

Вот несколько итогов этого отрывка.
-      Слово Божье не нарушается историей, но исполняется в истории.   Разве “Слово Божье потерпело неудачу, потому что Израиль отпал?”.  Однозначно нет!  Неверие Израиля - это была не неудача, а скорее исполнение Божьих пророчеств.
 -       Использование Павлом Ветхого Завета учит нас, что Ветхий Завет актуален на сегодняшний день.  Он берет Писания и применяет их к нынешней работе Бога в Церкви. Популярное учение, известное как диспенсационализм,  которое учит, что Церковь отделена от Израиля, парадоксально ведет к тому, что Ветхий Завет не имеет прямого применения в наши дни.  Но Павел был готов взять Ветхий Завет и применить его непосредственно к Церкви.
- Неверие и упадок Израиля являются сегодня предостережением Церкви.  Христианам нельзя относить все укоризненные пророчества только к евреям, а все обетования к себе. Мы не можем стать гордыми или уверенными в себе по отношению к Божьей благодати. Нам никогда не зазорно каяться.
- В Церкви не существует привилегий по происхождению и не может быть попыток воспроизвести избрание Израиля в отдельно взятой стране. Даже вера Ветхого Завета была более открытой, чем любая другая религия того времени (кроме разве что буддизма, никак с Церкорью не соприкасавшегося более 1000 лет), и это всегда следует помнить. Даже если предположить, что исторический Израиль особого значения уже не имеет  - хотя ввиду Рим.11 и уже имеющегося вклада мессианских евреев в Церкви это представляется абсурдом - это не основание, чтобы на его место встал кто-то еще, а не Церковь, взятая в целом. Тем более на такую миссию не могут претендовать русские или североевропейцы как очень закрытые народы. Разговор об американской миссии, с нашей точки зрения, бессмыслен с тех пор, как пуританизм перестал играть в США роль, хотя бы сопоставимую с прежней, будучи заменен враждебными ему светскими идеологиями со свободой воли и гуманизмом.


Рецензии