60 побед советского аса Николая Гулаева

На снимке слева направо: Семен Букчин, Николай Гулаев, Леонид Задирака, Валентин Карлов.

     Даже среди далеко неординарных «Сталинских соколов» личность Николая Дмитриевича Гулаева выделяется своей колоритностью. Как никто другой, он умел быть результативным. Вот некоторые цифры о его боевых подвигах: за один день 30.05.1944 года Гулаев cбил 5 самолётов, дважды (5.07.1943, 25.04.1944) он одерживал по 4 победы в день, ещё трижды (7.07.1943, 12.07.1943, 18.04.1944) уничтожал по 3 самолёта и в 6 боях (14.05.1943, 24.10.1943, 28.10.1943, 15.12.1943, 17.12.1943, 8.01.1944) делал дубль.

     Любители военной статистики даже подсчитали, что коэффициент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у немецкого аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за вторую мировую войну, — всего 0,4. На этом основании Гулаев признается самым эффективным воздушным снайпером второй мировой войны. Вот так, не больше и не меньше!

     Что ж, может быть и так. Однако не мешает проверить все эти расчеты и выводы, сравнив засчитанные Гулаеву воздушные победы с документальными данными о реальных потерях противника. Ведь, одно дело на словах, и совсем другое, когда победа подтверждается данными, взятыми из документальных источников. Именно это я и попытаюсь сделать. 

     Для начала, однако, скажу несколько слов о самом Гулаеве.

     Итак, родился Николай Гулаев 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай, Ростовская область, Россия). В 1934 году окончил 7 классов школы в родной станице, в 1935 году — школу ФЗУ в Ростове-на-Дону. В 1935-1938 гг. работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе эмалированной посуды. В 1938 году окончил Ростовский аэроклуб.

     5 декабря 1938 года Ростовским городским военкоматом он был призван в ряды Красной Армии. В декабре 1940 года Гулаев окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. А 6 января 1941 года ему присвоили звание младшего лейтенанта и вскоре он стал служить в 162-м истребительном авиационном полку (в Западном особом военном округе, город Могилев).

     Великую Отечественную войну он встретил 22 июня 1941 года на Западном фронте, однако поначалу боевые вылеты не совершал. В июле-сентябре 1941 года Гулаев проходил переподготовку на новую технику в 13-м запасном истребительном авиационном полку (город Кузнецк, Пензенская область).

     С ноября 1941 года Гулаев служил в должности командира звена 423-го истребительного авиационного полка ПВО, вылетал на воздушное прикрытие важных стратегических объектов Горьковского и Воронежско-Борисоглебского районов ПВО.

     А участником Великой Отечественной войны он стал считаться с 1 января 1942 года, по крайней мере, так записано в его наградных документах.

     Кстати, как записано в самом первом наградном документе, в феврале 1942 года он получил легкое ранение. Однако, почему-то, во всех последующих представлениях к наградам, утверждалось, что ранений и контузий он не имел.

     В марте 1942 года Николай Гулаев, в числе 10 лучших лётчиков, был направлен на оборону Борисоглебска. Поскольку в том районе вражеская авиация производила налеты в основном по ночам, ему пришлось осваивать ночные полеты.

     С мая-июня 1942 года в той же должности командира звена Гулаев проходил службу в 487-м истребительном авиационном полку (101-я истребительная авиационная дивизия, Воронежско-Борисоглебский район ПВО), участвовал в оборонительных боях на Воронежском направлении.

     Самую первую воздушную победу Гулаев одержал в ночном бою 3 августа 1942 года, уничтожив в районе Новохоперска (юго-восточнее Воронежа) немецкий бомбардировщик Хе-111.

     Действительно, по немецким данным 3 августа не вернулся с задания He 111H-6 W.Nr. 4269 (1G+CL) из состава 3./KG.27 «Boelke». Пропали без вести пилот Fw. Walter Koelz, наблюдатель Fw. Theodor Breuer, бортрадист Uffz. Willi Sieg, бортстрелок Ogefr. Hermann Neff и бортстрелок Uffz. Erich Bilzer. В своем последнем донесении бортрадист успел сообщить, что их обстреливает русский истребитель. Происходило это, предположительно, в районе станции Поворино, а эта станция находится несколько северо-восточнее Новохоперска.

     Однако, кроме Гулаева, ночью 3 августа отличился и его однополчанин лейтенант П. И. Казьмин (между прочим, 18.12.1996 получивший звание Герой Российской Федерации), который в районе Абрамовки (западнее станции Поворино) тоже сбил Хе-111. Получается, что на один реально сбитый самолет противника претендуют два наших летчика.

     Как же быть, кому отдать предпочтение в столь деликатном вопросе? Будем считать, что шансы Гулаева предпочтительнее из-за района его победы: Новохоперск находится в два раза ближе от Поворино, чем Абрамовка.   

     Вскоре после этого, 16 августа, Николаю Гулаеву присвоили звание лейтенанта.
 
     24 августа Гулаев сбил Ю-88 в районе Коротояка (южнее Воронежа). Жаль, но подробности этого боя отсутствуют. Нет также никакой информации о сбитом самолете противника. Можно только предположить, что «Юнкерс» был из состава немецкой KG.76, которая тогда действовала в том районе.

     Как перспективного летчика, в середине октября 1942 года лейтенанта Гулаева направили на курсы усовершенствования штурманов эскадрилий при 3-й запасной авиационной бригаде (город Саратов), которые он окончил в январе 1943 года. А уже в феврале Гулаев был направлен в 27-й истребительный авиационный полк.

     С 11 мая Николай Гулаев вместе со своим полком стал воевать на Воронежском фронте.

     Буквально через три дня – 14 мая он совершил выдающийся подвиг, сбив в районе Гостищево (севернее Белгорода) сразу два Ю-87, причем один из них – тараном.

     О том, как это было, подробно рассказано в представлении Гулаева к награде:
     «14 мая 1943 г. в 18.30 группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей Ме-109, пыталась бомбить аэродром Правороть, на котором дислоцируется 27 ИАП, но эта попытка им не удалась.
     В результате завязавшегося боя, по отражению атаки самолетов противника, летный состав показал свое мастерство на деле. В этом воздушном бою храбрость и мужество показал лейтенант Гулаев Н.Д. Тов. Гулаев поднявшись по сигналу с КП, в воздухе встретил 3-х бомбардировщиков противника типа Ю-87, с которыми вступил в бой. В результате завязавшегося боя был сбит один Ю-87, который упал в районе высоты 187,6.
     Затем был подбит второй самолет противника Ю-87, но видя, что этот подбитый самолет пытается уйти на свою территорию, лейтенант Гулаев, не имея больше боеприпасов, рискуя жизнью во имя Родины ринулся на стервятника и протаранил его. Самолет противника Ю-87 упал в районе переезда между ст. Гостищево и Сажное.
     Лейтенант Гулаев невредим – приземлился на парашюте».

     К этому можно добавить, что таран Гулаев совершил, ударив левым крылом своего истребителя правую плоскость пикировщика. По некоторым данным, немецкий экипаж погиб. А произошло это в Прохоровском районе Белгородской области.

     Документы противника подтверждают, что, по крайней мере, один Ju 87D-3 W.Nr. 110019 из 3./StG.77 был потерян в результате атаки русского истребителя. Пилот Uffz. Otto Gierczinski и бортрадист Uffz. Salvator Solaro считаются немцами пропавшими без вести.

     С большой долей вероятности, можно предположить, что именно Гулаев уничтожил этот пикировщик. Почему же с большой долей вероятности, а не с полной уверенностью? Да потому, что однополчанин Гулаева лейтенант П. И. Чепинога (будущий Герой Советского Союза) тоже сбил один Ю-87, причем практически в том же самом районе – Снежное.   
 
     За свои успехи Гулаев 15 мая 1943 года был награжден орденом Красного Знамени.

     Вскоре, 22 мая, отважный летчик снова отличился: в районе аэродрома Грязное (Прохоровский район Белгородской области) он сбил Ю-88 и Ме-109.

     Снова читаем наградной документ:
     «22-го мая 1943 г. при отражении налета немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей на аэродром «Грязное» ст. лейтенант Гулаев сбил один немецкий бомбардировщик Ю-88 и в этом же бою спас жизнь своему товарищу и самолет, выбив из под хвоста истребитель противника Ме-109ф, которого в группе с товарищами сбили на этом аэродроме». 

     Немцы подтверждают потерю в Pl.Qu. 6273 самолета Ju 88A-4 W.Nr. 1071 (5K+NM) из 4./KG.3 «Blitz». Весь экипаж в составе пилота Uffz. Richard Zinsler, наблюдателя Gefr. Friedrich Illau, бортрадиста Gefr. Adolf Sattler и бортстрелка Gefr. Ferdinand Stall пропал без вести.

     А вот по поводу сбитого Ме-109 мне сказать нечего. Дело в том, что ни в JG.3 «Udet», ни в JG.52, которые действовали в том районе, никаких потерь не было.

     В другом наградном документе сказано, что Гулаев «В воздушных боях 29.5. и 8.6.43 г. сбил два истребителя противника Ме-109ф». Странно, однако, в книге М. Ю. Быкова «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов» победа за 29 мая не отмечена. Зато указан Ме-109, сбитый 8 июня в районе Покровки (севернее Белгорода).

     Уточню, что в этот день летчиками 2-й Воздушной армии было проведено 7 воздушных боев, в результате которых было заявлено сбитыми 9 самолетов противника, в том числе 7 истребителей Ме-109.

     В период 11.16-11.20 и позже в 12.05 группы бомбардировщиков противника в количестве 15 Ю-87 и 5 Ю-88 прикрываемые «Мессерами» произвели налеты на аэродром Грязное. На отражение этих налетов было поднято 16 самолетов Як-7б 205-й истребительной авиационной дивизии. Летчики заявили сбитыми 5 Ме-109 и 2 Ю-87, в том числе 1 Ме-109 был засчитан Гулаеву. Кстати, буквально накануне ему было присвоено очередное воинское звание — старший лейтенант.

     Кроме летчиков «Яков», победные заявки сделали и пилоты Ла-5 майор Н. Т. Китаев (40-й гвардейский истребительный авиаполк) и капитан А. Г. Павлов (41-й гвардейский истребительный авиационный полк), которые заявили по одному сбитому Ме-109 каждый.

     Немецкие документы подтверждают лишь одну потерю Bf 109G-4 W.Nr. 14858 «Schwarze 2», который был сбит в воздушном бою с истребителями Ла-5 в 20 км западнее Белгорода (Pl.Qu. 6112). Пилот Ogefr. Heinz Welsch из 5./JG.3 «Udet» пропал без вести.
     Еще один Bf 109G-4 W.Nr. 15199 из II./JG.3 «Udet» из-за отказа двигателя, был поврежден на 35% в результате вынужденной посадки на фюзеляж в квадрате Pl.Qu.61478.

     Разумеется, при таком раскладе, подтвердить победу Гулаева 8 июня практически невозможно.

     А ситуация с очередной победой Гулаева вообще несколько запутанная. Дело в том, что в книге М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов» она датирована 22 июня. Однако в наградном документе указана другая дата:
     «25.6.43 г. при ведении разведки на территории, занятой противником, в районе Томаровка в воздушном бою сбил один самолёт противника типа Ме-109ф».

     Некоторые подробности этого боя описаны в другом источнике:
     «25 июня четверка Як-1б 27 ИАП встретили в районе Хотмыжск (Белгородская область) одиночный 1 Ме-109, ст. л-т Гулаев атаковал его, самолет противника загорелся и упал в том же районе».

     Судя по тому, что Ме-109 совершал полет в одиночку, можно предположить, что он входил в состав разведывательной группы Люфтваффе NAGr.6. Правда, данных о каких-либо потерях эта группа в отдел генерал-квартирмейстера не сообщала.
     Не имели никаких потерь 25 июня также истребительные эскадры JG.3 «Udet» и JG.52.
     Остается сделать вывод о том, что эта победа Гулаева не подтверждается.

     27-й авиаполк, в котором служил старший лейтенант Гулаев, принял активное участие в битве под Курском. В то время он числился в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта и сражался против частей немецкого 4-го Воздушного флота. Однако не стоит забывать, что против этих же частей 4-го флота сражались также 5-я Воздушная армия Степного фронта и 17-я Воздушная армия Юго-Западного фронта. Поэтому при оценке потерь авиации противника это обстоятельство следует учитывать.

     В первый же день Курской битвы Гулаев отличился тем, что одержал 4 воздушные победы:
     05.07.43     1     Ме-109     Прохоровка (севернее Белгорода)
     05.07.43     1     Ю-87     Коровино (Волоконовский или Ракитянский район Белгородской области)
     05.07.43     1     Ме-109     Драгунское (северо-западнее Белгорода)
     05.07.43     1     Ю-87     Верхопенье (Ивнянский район Белгородской области)

     Более подробно о них изложено в наградном документе на Гулаева:
     «5.7.43 г. в 4 ч. 10 м. группа в составе 12 экипажей – командир группы ст. лейтенант Гулаев, имела задачу – отсекать истребители противника, преследующих наших штурмовиков и бомбардировщиков. В 4 часа 30 минут группа прибыла в район патрулирования, где в 4 часа 38 минут встретила группу бомбардировщиков Ю-88 – 9 самолётов под прикрытием четырёх Ме-109ф. Тов. Гулаев по радио подал команду сковывающей группе в количестве четырех самолётов Як-1 – командир звена мл. лейтенант Маслаков – атаковать истребителей противника. Ударной группе в составе 8 самолётов атаковать группу бомбардировщиков, что и было выполнено обеими группами. В результате решительных действий группы Гулаева, в этом воздушном бою было сбито три бомбардировщика и один истребитель противника, не имея своих потерь. Этим самым не дав возможность бомбардировщикам противника прицельно сбросить бомбовый груз на боевые порядки наших войск.

     После первых двух воздушных боёв с группой бомбардировщиков и группой прикрытия противника, группа тов. Гулаева продолжала оставаться в районе патрулирования.

     В 5 ч. 10 м. группа Гулаева вступила в бой с группой истребителей противника в составе 8 самолётов, преследовавших наших штурмовиков, одновременно звено тов. Кармина атаковало группу бомбардировщиков противника. И в этом, третьем воздушном бою группа Гулаева вышла победителем – сбив одного бомбардировщика и одного истребителя, не потеряв при этом ни одного своего самолёта и выполнив основную задачу не допустив атак истребителей противника по нашим штурмовикам. Итак, в этот вылет группа тов. Гулаева сбила 6 самолётов противника, не имея своих потерь.

     В этот напряжённый день тов. Гулаев шесть раз вылетал на уничтожение воздушных пиратов, из них четыре раза был командиром группы. Группа, ведомая тов. Гулаевым, за 5.7.43 г. в воздушных боях сбила 15 самолётов противника: Ме-109ф – 9, Ю-88 – 4, Ю-87 – два.
     Лично сам Гулаев сбил 4 самолёта противника: Ю-87 – два и Ме-109ф – два».

     Можно ли документально подтвердить эти 4 воздушные победы Гулаева? Что ж, попробуем.

     Для начала узнаем, что по поводу потерь сказано в сводке генерал-квартирмейстера Люфтваффе. Там сказано, что общие потери составили 39 самолетов, в том числе 23 Ме-109 и 4 Ю-87. Кроме того, ещё около 19 самолетов были повреждены.

     А в чересчур оптимистической сводке нашего Воронежского фронта сообщалось об уничтожении 183 самолетов противника. Из них сбито в воздушных боях 127, сбито огнем зенитной артиллерии 22, уничтожено на аэродромах 34 самолета.

     Совершенно очевидно, что среди этого огромного количества выведенных из строя вражеских самолетов определить, какие именно из них сбил Гулаев, их заводские номера, данные об их летчиках и т.д., совершенно невозможно.

     На следующий день Гулаев западнее Верхопенье уничтожил ФВ-190. 
     Буквально одной фразой сказано об этом в наградном документе:
     «6.7.43 г. во время прикрытия наземных войск, при отражении налёта бомбардировщиков противника, в воздушном бою в районе Верхопенье тов. Гулаев сбил самолёт противника типа ФВ-190».

     По данным немцев их потери составили около 28 самолетов, из которых примерно 16 были списаны. Например, Fw 190A-5 W.Nr. 410220 «Gelbe 2», который из-за отказа мотора совершил вынужденную посадку в квадрате Pl.Qu. 6354. Пилот этого «фоккера» Uffz. Alex Schroeder из 3./JG.54 «Gruenherz» пропал без вести.

     И снова, установить какие-либо конкретные данные о сбитом Гулаевым вражеском самолете совершенно нереально, так как Воронежский фронт опять доложил в Ставку об огромном количестве уничтоженных самолетов противника: сбито в воздушных боях 105 самолетов, в том числе множество «Фокке-вульфов».

     Очередные три воздушные победы были засчитаны Гулаеву по итогам боёв 7 июля:
     07.07.43     1     Ю-87     Беленихино (севернее Белгорода)
     07.07.43     1/3     Хш-126     южнее Беленихино (севернее Белгорода)
     07.07.43     1/3     ФВ-189     северо-западнее Гостищево (севернее Белгорода)

     В наградном документе об этом сказано так:
     «7.7.43 г. при прикрытии наших наземных войск в районе Беленхино сбил лично самолет противника типа Ю-87 и в групповом бою Хш-126 и ФВ-189».

     Следует добавить, что сбить Хш-126 Гулаеву помогли его однополчане младшие лейтенанты В. И. Королев и И. Г. Шпак, а ФВ-189 – тот же Шпак и ещё один летчик.

     К сожалению, данными о потерях в тот день «Хеншелей» и «Рам» я пока не располагаю. Вероятно, эти самолеты были из состава немецкой группы ближней разведки NAGr.6 или венгерской разведывательной эскадрильи 3/1.Koz.Szd.«Taltos». 

     Зато есть исчерпывающая информация о потерях пикировщиков Ю-87:
     Два пикировщика были повреждены в воздушных боях с русскими истребителями: Ju 87D-3 W.Nr. 2841 из 2./StG.2 «Immelmann» на 50% в районе Белгорода, а также Ju 87D-3 W.Nr. 1233 из 9./StG.2 «Immelmann» - на 30 % в квадрате Pl.Qu. 6124.

     Всего, по данным генерал-квартирмейстера Люфтваффе потери составили около 15 самолетов, из которых безвозвратно был потерян всего один Ю-87.

     По данным же Воронежского фронта было сбито в воздушных боях 93 самолета, в том числе около 40 Ю-87. Один из них был засчитан Гулаеву, но какой именно – вряд ли мы когда-нибудь узнаем. 

     8 июля Гулаев сбил Ме-109 южнее Беленихино (село в Прохоровском районе Белгородской области).

     Общие потери противника в этот день составили 23 самолета, в том числе безвозвратно был потерян всего один Bf 109G-4 W.Nr. 19341 «Schwarze 3», причём его пилот Oblt. Gerhard Luty из состава 8./JG.52 попал в плен. Ещё один Bf 109G-6 W.Nr. 15685 из 6./JG.3 «Udet» при рулёжке по аэродрому Харьков-Рогань получил повреждения, оценённые техперсоналом в 35%. Других потерь немцы не имели.

     Советские летчики Воронежского фронта считали иначе: они заявили, что в воздушных боях сбили 93 вражеских самолета, в том числе около 30 Ме-109. Вопрос: можем ли мы единственный реально сбитый Bf 109G-4 W.Nr. 19341 отнести на счёт именно Гулаева? Ответ: только чисто теоретически. 

     Некоторые источники утверждают, что 9 июля, в районе Белгорода, Николай Гулаев совершил свой второй таран и вновь благополучно приземлился на парашюте. Однако эта информация не верна, просто кто-то из авторов что-то напутал.

     Судя по всему, ошибку допустил и уважаемый М. Ю. Быков в своей книге. Он, в общем-то, правильно перечислил победы Гулаева 12 июля:
     12.07.43     2     Ю-87     Прохоровка
     12.07.43     1     Ме-109     Прохоровка
     Однако, в отношении Ю-87 он, почему-то, добавил в скобках (один сбит таранным ударом). 
 
     О том, что второго тарана не было, совершенно ясно из наградного документа:
     «На Воронежском фронте 12.7.43 г. во время прикрытия наземных войск КА в воздушном бою с бомбардировщиками противника в районе ст. Прохоровка лично сбил 2 самолета противника типа Ю-87». Как мы можем убедиться, о таране – ни слова! А ведь это подвиг, о котором всегда обязательно принято упоминать. 

     От себя добавлю, что неприметная станция Прохоровка, расположенная севернее Белгорода, прославилась в этот день, благодаря разгоревшемуся здесь танковому сражению.

     Успехи Воронежского фронта в этот день были довольно скромными: по докладам летчиков было сбито в воздушных боях 18 самолетов противника.

     Почти столько же было указано в отчёте генерал-квартирмейстера Люфтваффе о потерях, которые составили 11 самолетов.

     В том числе безвозвратно был потерян Ju 87B-1 W.Nr. 5189 (M9+YA) из 4. Stоеrkampfstaffel Luftflotte 4. Однако он взорвался в воздухе по неизвестной причине в районе Донецка, поэтому к событиям под Прохоровкой никакого отношения не имеет.

     Из числа истребителей был потерян один Bf 109G-4 W.Nr. 19343 из 9./JG.3 «Udet». Он был сбит зенитным огнем в 13 км юго-восточнее Белгорода (Pl.Qu. 61622). Пилот Uffz. Gustav Kutz погиб.

     Один Bf 109G-4 W.Nr. 19508 из 6./JG.3 «Udet» из-за повреждения мотора произвел вынужденную посадку юго-западнее Белгорода (Pl.Qu. 61395), в результате чего был поврежден на 35%. Других потерь истребителей у немцев не было.

     Что ж, учитывая районы потерь самолетов противника, можно констатировать, что победы Гулаева 12 июля не подтверждаются. 

     После ожесточенных боев над Курской дугой, сильно поредевший 27-й авиаполк в середине июля 1943 года был выведен с фронта в тыл для пополнения и перевооружения. Личный состав полка временно был включен в состав 22-го запасного истребительного авиационного полка, местом дислокации которого был город Иваново.

     В этом городе был расположен один из трех центров подготовки летчиков для полетов на американской и английской технике, поступавшей по ленд-лизу. Опытный пилот, Гулаев быстро освоил заграничную технику и 14 августа 1943 года совершил свой первый полёт на американском истребителе Р-39 «Аэрокобра».

     Между тем, 28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 1497).

     Октябрь месяц 1943 года был насыщенным на события, как лично для Гулаева, так и для его однополчан:
     4 октября полк убыл на Степной фронт, в район Кировограда.
     Уже находясь на фронте, Гулаев был награжден 8 октября орденом Ленина.
     На следующий день, 9 октября, 27-й авиаполк был преобразован в 129-й гвардейский истребительный авиационный полк.
     А 20 октября Степной фронт был переименован во 2-й Украинский фронт.

     Свою первую победу на новом истребителе «Аэрокобра» Гулаев одержал 21 октября, сбив Ю-87 в районе Пятихатки (западнее Днепропетровска).

     В наградном документе по этому поводу записано следующее:
     «21.10.43 г. на 2-м Украинском фронте в воздушном бою, на самолете Аэрокобра, с бомбардировщиками противника лично сбил один самолет противника типа Ю-87, который упал в р-не ст. Пятихатка».

     Между прочим, однополчанину Гулаева младшему лейтенанту Н. Ф. Бургонову также засчитали один Ю-87, сбитый в районе Пятихатки.   

     Реально, по немецким данным, в квадрате Qu.0025/0026 в воздушном бою на 20% был поврежден Ju 87D-3 W.Nr. 110544 (BH+KP) из состава 6./SG.77, при этом один летчик из его экипажа Uffz. Heinrich Kuck был ранен.

     В общем, хоть и с натяжкой, но можно предположить, что Гулаев всё-таки имел какое-то отношение к повреждению вышеуказанного «Юнкерса». 

     Очередные победы Гулаев одержал 24 октября, сбив около Саевки (юго-западнее Днепропетровска) Ю-87 и Ме-109.

     Как сказано в наградном документе:
     «24.10.43 г. во время прикрытия боевых порядков наземных войск Красной Армии в воздушном бою сбил лично два самолета противника типа Ю-87 и Ме-109, которые упали западнее Желтого».

     А вот что написал об этом бое С. М. Давтян в своей книге «Пятая воздушная» (М., Воениздат, 1990): «Шесть истребителей 129-го гвардейского истребительного авиационного полка во главе с гвардии старшим лейтенантом Ф. Ф. Архипенко прикрывала свои войска в районе Лиховка, Лозоватка, Вольные Хутора и заметила большую группу Ю-87 в сопровождении пяти Ме-109. Пара советских истребителей сковала боем «мессершмитты», а четверка под командованием Архипенко атаковала «юнкерсы», расстроив их боевые порядки, не допустила врага к прицельному бомбометанию. В воздушном бою, который длился двадцать минут, Ф. Ф. Архипенко сбил два Ю-87, ещё один «юнкерс» и «мессер» сбил гвардии старший лейтенант Н. Д. Гулаев».

     Ну, по поводу Ю-87 можно сказать определенно, что потерь самолетов противника такого типа в тот день над Украиной не было.

     А вот насчет потерь Ме-109 есть аж три варианта!
     Один Bf 109G-2 W.Nr. 10449 румынской Grupul 7 Vanatoare в квадрате Pl.Qu. 9751 был сбит в воздушном бою и, будучи поврежден на 70%, списан.
     Два самолета получили незначительные повреждения: Bf 109G-6 W.Nr. 15905 из состава 7./JG.51 «Moelders» при посадке на фюзеляж на аэродром Кировоград был поврежден на 15% и Bf 109G W.Nr. 4852 из группы ближней разведки NAGr.1 по техническим причинам был поврежден на 10% в районе Апостолово.

     Вполне вероятно, что Гулаев сбил румынский «мессер». По крайней мере, хочется в это верить.

     26 октября старший лейтенант Н. Д. Гулаев сбил Ю-88 в районе Саевка – Чечелиевка. Сразу следует пояснить, что Саевка находится в Пятихатском районе Днепропетровской области, а Чечелиевка – в Петровском районе Кировоградской области.   

     Да, в общем-то два бомбардировщика типа Ю-88 немцы потеряли в тот день: один был потерян безвозвратно, а другой получил повреждения средней тяжести.

     Первый Ju 88A-4 W.Nr. 300097 из 3./KG.3 «Blitz» в результате непроизвольного столкновения с землей в районе Акимовки (восточнее Винницы) разбился на 85% и был списан. Пилот Uffz. Rudolf Auerwald, наблюдатель Uffz. Karl-Heinz Rupprecht и бортстрелок Uffz. Kurt Wallawitsch не пострадали.
     Второй Ju 88A-14 W.Nr. 4450 из 2./KG.3 «Blitz» из-за поломки шасси в районе Калиновки (севернее Винницы) получил повреждения, оцененные в 25%.

     Жаль, но районы потерь этих самолетов расположены слишком далеко от района, в котором вел бой Гулаев. Поэтому, при всем желании, подтвердить эту его воздушную победу мы не можем.       

     28 октября на боевой счет Гулаева были записаны два Ме-109, сбитые им в районе  Черняховка – Чечелиевка (Кировоградская область). Замечу, что ещё по одному «Мессершмитту» было засчитано его однополчанам – старшему лейтенанту М. В. Бекашонку и младшему лейтенанту Н. Ф. Кошелькову.

     У противника в этот день был потерян один Bf 109G-4 W.Nr. 19533 из состава 5./JG.52. Самолет сгорел после вынужденной посадки возле Федоровки, чуть севернее Мелитополя. Немецкий пилот не пострадал.

     Как видим, и этот район потери находится совсем в другой стороне от района  Черняховка – Чечелиевка. И снова мы не можем подтвердить победы Гулаева.

     На следующий день, 29 октября, Гулаев сбил ещё один Ме-109 в районе Новая Прага – Верблюжка (восточнее Кировограда). Однополчанин Гулаева младший лейтенант В. Г. Королев в этом же районе также сбил один Ме-109.

     Известно, что немцы в тот день потеряли в боях над Украиной всего один «Мессер». Этот Bf 109G-6 W.Nr. 410260 из состава 2./JG.52 был сбит в воздушном бою в квадрате Pl.Qu.3744 – чуть севернее Сивашского озера. Посмотрев на карту, можно убедиться, что район боя Гулаева и район реальной потери противника слишком далеки друг от друга. 

     Ровно через месяц, 29 ноября, прикрывая наземные войска в районе Диковка — Александрия старший лейтенант Гулаев и лейтенант В. А. Карлов сбили в районе Ефимовки по одному Хе-111 каждый.
 
     Немцы зафиксировали в этот день легкие повреждения (15%) одного самолета подобного типа: Не 111H-16 W.Nr. 162000 из 6./KG.27 «Boelke», при этом бортмеханик Ogefr. Heinz Toepp был ранен.
     Получил ранение также бортстрелок Uffz. Hermann Marschall из состава I./KG.53 «Legion Condor». Причины и районы этих потерь не известны и, были ли причастны к этому Гулаев и Карлов – можно только догадываться.

     11 декабря Гулаев сбил Ю-88 восточнее Червоный Яр (южнее Запорожья). К сожалению, никаких подробностей этой победы, а также данных противника пока нет.

     Три уничтоженных вражеских самолета были засчитаны Гулаеву по итогам дня 15 декабря:
     15.12.43     1     Ме-109     севернее Бесспорная (Днепропетровская область)
     15.12.43     1/3     ФВ-189     севернее Калиновка (Днепропетровская область)               
     15.12.43     1     Ме-109     Покровское (юго-восточнее Днепропетровска)

     Уточню, что «Раму» Гулаев сбил в составе звена, совместно с младшими лейтенантами С. З. Букчиным и Чугуновым, а «Мессеры» сбил лично. Добавлю также, что о победах над Ме-109 доложили и другие летчики 129-го гвардейского авиаполка: капитан П. П. Никифоров, лейтенанты В. А. Карлов и А. Л. Кармин, младшие лейтенанты Г. И. Басенко, М. В. Бекашонок, Г. А. Иванов, Н. Ф. Кошельков. 

     Что могу сказать по поводу этих побед?
     Во-первых, данных противника о потерях самолетов типа ФВ-189 в моем распоряжении нет. Могу только предположить, что звеном Гулаева была атакована «Рама» из состава какой-то группы ближней разведки – NAGr.9 или NAGr.14.

      Во-вторых, потерь Ме-109 из состава I./JG.52 и II./JG.52 в тот день не зафиксировано. Однако, возможно, какие-то потери понесла IV./JG.51 «Moelders» либо III./JG.52, которые тоже действовали на этом участке фронта, но у меня данных о их потерях нет.

     Сразу две победы Гулаев одержал 17 декабря:
     17.12.43      1     Ю-87     Покровская Рыбчина (юго-восточнее Кировограда)
     17.12.43      1     ФВ-190      Покровская Рыбчина (юго-восточнее Кировограда)

     Произошло это, вероятно, около 14 часов 25 минут. Во всяком случае, именно это время указано в наградном документе на младшего лейтенанта С. З. Букчина, который «прикрывая своего ведущего Героя Советского Союза тов. Гулаева, сбил лично Ме-109, который пытался атаковать Гулаева».

     Интересно, что в том же районе Покровская Рыбчина однополчане Гулаева младшие лейтенанты С. З. Букчин, Н. Ф. Кошельков сбили по одному «Юнкерсу», а заместитель командира 205-й истребительной авиационной дивизии подполковник Л. И. Горегляд ещё два Ю-87.

     Возможно, под удар нашим летчикам попали пикировщики из состава SG.2 «Immelmann» или SG.77, но информации о их потерях пока нет. Ничего неизвестно и о потерях самолетов типа ФВ-190. Остается надеяться, что когда-нибудь этот пробел удастся всё же прояснить. 

     Примерно в это время, в начале 1944 года Н. Д. Гулаев становится командиром эскадрильи.

     8 января войска 2-го Украинского фронта освободили Кировоград – областной и промышленный центр Украины, важнейший узел коммуникаций.

     В этот день четвёрка истребителей под командованием Гулаева, прикрывая наземные войска, атаковала большую группу вражеских бомбардировщиков и истребителей (до 50 машин). Используя облачность, наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта. В этом скоротечном бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеских самолета (Ю-87 севернее Марьевки и ФВ-190 в районе Марьевки юго-западнее Кировограда).

     Об итогах этого дня в донесении 5-й Воздушной армии сообщено следующее:
     «Проведено 11 воздушных боев, в которых сбито 7 самолетов противника, из них: 4 Ме-109, 2 Ю-88 (вероятно, в документе допущена ошибка и, вместо Ю-88, должны быть указаны Ю-87 – прим. автора), 1 ФВ-190».

     Любопытно, что в книге М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов» можно найти сведения о гораздо большем количестве сбитых вражеских самолетов. Например, кроме Ю-87, сбитого Гулаевым, по одному уничтоженному пикировщику было засчитано его однополчанам майору В. И. Боброву, капитану П. П. Никифорову, лейтенанту Е. П. Мариинскому, младшим лейтенантам С. З. Букчину и В. Г. Королеву. Итого, не менее 6 самолетов Ю-87. Подтверждаются ли эти данные противником?

     Что ж, посмотрим документы противника. Разберемся сначала с пикировщиками. На сегодняшний день известны следующие потери Ju 87 из состава II./SG.77: один Ju 87 сбит огнем пехоты, второй Ju 87 поврежден огнем пехоты, третий Ju 87 получил повреждения во время вылета, но не по боевым причинам. Поэтому, весьма затруднительно отнести эти потери на счёт летчиков 129-го гвардейского авиаполка.

     Зато есть очень обнадёживающая информации о потерях самолетов типа ФВ-190. Так, известно, что Gefr. Heinz Kaubisch из 11./JG.51 «Moelders» на истребителе Fw 190A пропал без вести юго-восточнее города Винницы. Похоже, что именно его «завалил» герой нашего исследования, так как только он из всех летчиков 5-й Воздушной армии заявил о победе над самолетом этого типа. Два Fw 190 из состава 4./JG.54 «Gruenherz» и IV./JG.54 «Gruenherz» были повреждены, но не по боевым причинам.

     Очередным своим орденом — орденом Красного Знамени — Гулаев был награжден 21 января 1944 года.

     Один Ме-109 Гулаев сбил в районе Коротино (юго-западнее Черкассы) 2 февраля.
     По этому поводу в «Журнале боевых действий» 205-й истребительной авиационной дивизии сказано, что в этот день было проведено 3 воздушных боя, с участием 10 «Аэрокобр» и 9 Ме-109. В воздушных боях сбито 3 Ме-109. Кроме Гулаева, победы над «Мессерами» одержали лейтенант А. Л. Кармин и младший лейтенант С. В. Акиншин.

     Данные противника о понесенных потерях дают хороший шанс подтвердить победу нашего аса. Например, немецкий пилот Uffz. Fritz Gehrels из 11./JG.51 «Moelders» на истребителе Bf 109G-6 W.Nr. 410262 «Schwarze 6» погиб в воздушном бою восточнее села Бурты (в Шполянском районе, т. е. юго-западнее Черкассы). Ещё один Bf 109G из IV./JG.51 «Moelders» получил повреждения во время вылета, но не по боевым причинам.

     В группах I./JG.52 и II./JG.52 потерь не было, а вот в III./JG.52 один «Мессер» был безвозвратно потерян во время вылета, но не по боевым причинам, а другой был поврежден в результате обстрела русского истребителя.

     Лично мне кажется, что наиболее подходящим кандидатом на роль жертвы Гулаева можно считать Uffz. Fritz Gehrels, район гибели которого точно совпадает с районом, где Гулаев сбил Ме-109.

     9 февраля старший лейтенант Гулаев совместно с младшим лейтенантом С. З. Букчиным уничтожил один Ю-52. Об этой победе в «Журнале боевых действий» 205-й истребительной авиационной дивизии записано так:
     «В период 15.40-16.42 два самолета «Аэрокобра» под командованием гв. ст. л-та Гулаева патрулированием прикрывали свои войска в районе Шпола, Лебедин, Кринки. Юго-западнее Городище заметили 5 Ю-52 на разных высотах от 150 до 300 метров в облаках. Гв. ст. л-т Гулаев в паре с гв. мл. л-нтом Букчиным атаковали ближайший Ю-52. Произвели 5 атак сверху сзади в «хвост», в результате Ю-52 был сбит и упал 2 км юго-западнее Корсунь-Шевченковский».

     Можно предположить, что Гулаевым и Букчиным был сбит Ju 52/3m из состава TG.1. Правда, какой именно «Юнкерс» они сбили, определить невозможно. Дело в том, что кроме этих двух летчиков ещё многие другие «Сталинские соколы» записали на свой счёт сбитые транспортники.

     Так, в отчёте о действиях 5-й Воздушной армии было записано следующее:
     «Проведен один воздушный бой, в которых сбито 3 Ю-52. Атаковано на аэродроме вост. Обузино до 12 Ю-52, в результате уничтожено и повреждено 7 Ю-52».      

     Не поскупилась на количество побед соседняя 2-я Воздушная армия, заявившая:
     «В районе окруженной группировки было уничтожено 34 самолёта Ю-52».
 
     К этому нужно добавить впечатляющие успехи в борьбе с транспортной авиацией врага 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО:
     «В результате проведенных боевых действий, в воздушных боях сбито 18 самолётов Ю-52, три Хе-111, четыре Ме-109 и один ФВ-190, уничтожено на аэродромах семь Ю-52, два Хе-111, один ФВ-190 и повреждено шесть Ю-52».

     А вот по некоторым данным противника, в районе окруженной Корсунь-Шевченковской группировки по боевым причинам в тот день было потеряно 2 транспортных самолёта, пропали без вести — 2, застрял в грязи на аэродроме — 1, вышло из строя — 12 (повреждены в воздушном бою – 8, повреждены из-за отказа моторов – 4).

     Следующей официальной воздушной победой Гулаева значится ФВ-189, сбитый им 26 февраля в районе Компанеевки южнее Кировограда. В тот день в период 9.05-9.45 группой из четырех «Аэрокобр» Гулаев прикрывал наш самолет-корректировщик. Заметив немецкий самолет ФВ-189, Гулаев атаковал его и поджег левый двигатель «Рамы».

     Как записано в «Журнале боевых действий» 205-й истребительной авиационной дивизии «Горящий самолет произвел посадку на фюзеляж в 1 км сев.-зап. Груша, что в 10 км сев.-вос. Ново-Украинка. Экипаж 3 чел. из самолета вышли. Старший лейтенант Гулаев произвел ещё одну атаку, результатов не наблюдал».

     Несмотря на некоторое несоответствие указанных географических пунктов, а также на отсутствие данных противника, можно считать эту победу Гулаева безусловно подтвержденной.         

     В апреле-мае 1944 года полку, в котором служил Гулаев, довелось вести ожесточенные бои над Молдавией против частей I.Fliegerkorps Люфтваффе и румынского Corpul 1 Aerien.

     Первую победу над Молдавией Гулаев одержал 12 апреля западнее Синешты (северо-западнее Кишинева), сбив румынский самолет ПЗЛ-24. Кроме него, ещё один летчик 129-го полка — младший лейтенант С. З. Букчин сбил такой же самолет практически в том же районе — юго-западнее Синешты.

     Очень жаль, но никакой информации о действиях и потерях ПЗЛ-24 нет.

     16 апреля Николай Гулаев сбил северо-восточнее Петрикань (западнее Яссы) ещё один румынский ПЗЛ-24. Однако несмотря на то, что среди летчиков 5-й армии Гулаев является единственным претендентом на уничтоженный в тот день «ПЗЛ», нет абсолютно никакой информации о применении самолетов такого редкого типа и главное — о их потерях.

     Удачным для Гулаева оказался день 18 апреля — тогда во время прикрытия наземных войск Красной Армии в районе Тамлык он одержал три воздушные победы:
     18.04.44     1/2     Ме-109     2-3 км ст. Бульбока (юго-восточнее Кишинева)
     Этот «Мессер» Гулаев сбил совместно с младшим лейтенантом С. З. Букчиным или старшим лейтенантом В. А. Карловым (странно, однако в наградных документах в одном случае это засчитано Букчину, в другом — Карлову).
     18.04.44     1     Ю-87     южнее Балабанешти (восточнее Кишинева)
     18.04.44     1     Ю-87     Балабанешти (восточнее Кишинева)
     А вот эти пикировщики Гулаев уничтожил лично.

     Между прочим, согласно «Журнала боевых действий» 5-й Воздушной армии в тот день было проведено 9 воздушных боев, в которых сбито 25 самолетов противника, в том числе 14 Ю-87 и 7 Ме-109.

     Победителями над «Мессерами» и «Юнкерсами» кроме Гулаева были и другие летчики 129-го гвардейского авиаполка. Например, два Ме-109 лично уничтожил младший лейтенант Н. Ф. Кошельков, один Ю-87 лично и два Ме-109 в составе пары сбил старший лейтенант В. А. Карлов, один «Мессер» сбил в паре старший лейтенант П. П. Никифоров. А младший лейтенант С. З. Букчин сбил лично один Ю-87 и в составе пары — один Ме-109.

     Согласуются ли эти победные заявки советских летчиков с действительными потерями противника? Ответить на этот вопрос довольно сложно, так как исчерпывающей информации пока не достаточно.

     Всё же о потерях истребителей известно, что немецкая II./JG.52 потеряла один Bf 109G по эксплуатационным причинам и один Bf 109G получил повреждения не по боевым причинам.

     Теперь по поводу потерь пикировщиков.
     Ju 87D-5 W.Nr. 131968 (T6+BR) из состава 7./SG.2 «Immelmann» сбит в воздушном бою истребителями в 6 км северо-западнее Тирасполь (Молдавия). Пилоту удалось спастись, а вот бортрадисту Uffz. Arnold Kiefer нет.
     Ju 87D-5 W.Nr. 130663 (T6+FT) из 9./SG.2 «Immelmann» сбит зенитным огнем в 5 км западнее Тирасполь (Молдавия). Заместитель командира отряда Ltn. Wilhelm Gruеne и бортрадист Uffz. Heinz Georg погибли.
     А один Ju 87 из состава Stab/SG.2 «Immelmann» был поврежден на земле при бомбардировке.

     В общем, трудно сказать, сбил ли Гулаев этот конкретный Ju 87D-5 W.Nr. 131968 или его «завалил» кто-то другой из наших летчиков.

     Удивительный подвиг совершил Гулаев 25 апреля 1944 года: вылетая на прикрытие боевых порядков наземных войск Красной Армии в район Дубоссары — Балабанешты на Кишиневском направлении в воздушном бою в районе Будешты он сбил сразу четыре ФВ-190!

     Любопытно, что вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:
     «В 15 часов 30 минут 6 самолётов «Аэрокобра» вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4.000 метров, я пришёл в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.

     Сделав два круга и пройдя с курсом 260 - 270°, я обнаружил группу самолётов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2.000 до 2.500 метров в строю колонны, состоящей из трёх девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по - видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2/4 с дистанции 150 - 200 метров и сбил один ФВ-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал ФВ-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл к земле.

     Вследствие неожиданности атаки, первая девятка потеряла 4 ФВ-190: 2 сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолёты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230 - 250°. При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил 3-го ФВ-190...

     Одновременно я увидел горящий Ме-109, сбитый капитаном Никифоровым. Вскоре разрозненные самолеты и пары врага стали вновь подходить к месту воздушного боя. Но противник, видимо, мало верил в свои силы, так как самолёты ФВ-190 имели подвесные пушки калибра 37-мм (в действительности это были 20-мм пушки MG 151/20 — прим. авт.) что не давало возможности им вести бой на вертикалях, а заставляло принимать оборону. Действия немецких лётчиков были неуверенными, огонь открывали с больших дистанций.

     Имея всё же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта. Младший лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолёт резко накренился, задымил, вошёл в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции. В это время меня атаковали 2 Ме-109 сверху - сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из-под удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один ФВ-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким образом, на моём счету появился ещё один сбитый самолёт - четвёртый.

     Бой всё разгорался. Старшему лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100-150 метров короткой очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50-70 метров, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолётов «Аэрокобра». Не прошло 3-4 минут, как эти самолёты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестёрки.

     Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один ФВ-190. Наша шестёрка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 ФВ-190 и 4 Ме-109».

     Обращаю внимание на то, что кроме Гулаева, в этот день по два самолета ФВ-190 сбили старший лейтенант В. А. Карлов и младший лейтенант С. З. Букчин, по одному «Фоккеру» уничтожили старшие лейтенанты П. П. Никифоров и Козлов, а также другие летчики.

     А всего летчики 5-й Воздушной армии провели в тот день 11 воздушных боев, в которых сбили 28 самолетов противника, в том числе не менее 12 ФВ-190.

     Правда, немцы не подтверждают таких больших потерь. По их данным, I./SG.10 и II./SG.10 потеряли безвозвратно в боевом вылете по одному Fw 190, однако, как отмечено в немецких документах — без воздействия противника. Один Fw 190 из II./SG.10 был поврежден огнем с земли.

     В общем, из 12 заявок наших летчиков на победы над «Фоккерами», можно предположить, что, по крайней мере, две из них имеют на то основание.

     Очередной свой «Фокке-вульф» Гулаев сбил 29 апреля. С небольшими разногласиями об этом поведано в двух наградных документа.

     Первый документ:
     «29.04.44 г. группа в составе 10 самолетов под командованием гвардии старшего лейтенанта Гулаева прикрывала свои войска в районе Скулени. В районе цели встретили две группы ФВ-190 в количестве 40-50 самолетов, идущих бомбить наши наземные части. В результате решительных атак, самолеты противника были рассеяны, причем группой Гулаева было сбито 5 самолетов. Лично тов. Гулаев сбил один ФВ-190, который упал в р-не 5 км северо-западнее Яссы».

     Второй наградной документ:
     «29.04.44 г. в 7.00 во время прикрытия наземных войск в районе Скулень группа встретила до 30-40 самолетов типа Ме-109 и ФВ-190, с которыми завязали воздушный бой. В результате боя гв. старший лейтенант Гулаев сбил ФВ-190, который упал в р-не 5 км северо-западнее Яссы». 

     Следует добавить, что в тот день летчики 5-й Воздушной армии провели 10 воздушных боев и сбили 21 самолет противника, в том числе 9 ФВ-190 (по другим данным, даже 11 ФВ-190). Среди однополчан Гулаева отличились старший лейтенант М. И. Бекашонок и младший лейтенант Е. П. Мариинский (оба будущие Герои Советского Союза), уничтожившие по одному «Фоккеру» каждый.

     Документы противника подтверждают следующие потери:
     Один Fw 190 из состава I./SG.10 пропал без вести.
     Один Fw 190 из II./SG.10 был сбит в воздушном бою.
     Один Fw 190 из II./SG.10 был поврежден по эксплуатационным причинам.

     С большой долей вероятности, можно предположить, что один из этих штурмовиков действительно был сбит Гулаевым. А почему бы и нет?

     3 мая гвардии старший лейтенант Гулаев снова отличился «дуплетом». Вот что об этом говорится в представлении к награде:
     «03.05.44 г. в период 9.48-11.03 группа в составе шести самолетов под командованием Гулаева во время прикрытия наземных войск в районе цели встретили 6 Ме-109. В завязавшемся бою было сбито два Ме-109. Затем группа Гулаева была перенацелена по радионаведению генерал-майором авиации Утиным на группу Хе-111 в р-не Валя Ойлор в количестве 9 Хе-111 под прикрытием 4-х Ме-109. В результате воздушного боя в р-не Думбровица бомбардировщики были рассеяны, лично Гулаев сбил один Хе-111, который упал в р-не Медержак.
     В период с 14.15 по 16.00 в воздушном бою с истребителями противника в р-не Думбровица лично сбил один Ме-109, который упал в р-не Мовилени».

     А в «Журнале боевых действий» 205-й истребительной авиационной дивизии отмечено, что летчиками дивизии было уничтожено 13 самолетов, из них 8 Ме-109 и 2 Хе-111.

     Между прочим, в боях против «Мессеров» отличились однополчане Гулаева: старший лейтенант П. П. Никифоров уничтожил два Ме-109, старший лейтенант В. А. Карлов и младший лейтенант С. З. Букчин сбили по одному Ме-109.

     Увы, подтвердить потери «Мессершмиттов» мы не можем, так как немецкие авиагруппы I./JG.52, II./JG.52 и III./JG.52 никаких потерь в тот день не имели.

     Несколько иная ситуация со сбитым Гулаевым бомбардировщиком. Возможно, за Хе-111 он принял очень похожий на него PZL P.37, во всяком случае румынская Escadrila 76 Bombardement/Grupul 4 Bombardement подтверждает потерю одного такого самолета.
               
     Интересно, что через несколько дней Гулаев сбил ещё один «Хейнкель». Как записано в наградном документе:
     «07.05.44 г. в период 16.30-17.58 гв. старший лейтенант Гулаев в воздушном бою в р-не Тыргу-Фрумос лично сбил самолет противника Хе-111, который упал в р-не Дулчешти».
     От себя добавлю, что Дулчешти находится юго-западнее Яссы в Румынии.

     Добавлю также, что по данным «Журнала боевых действий» 5-й Воздушной армии 7 мая было проведено 9 воздушных боев, в которых сбито 14 самолетов противника, в том числе 1 Хе-111. То есть, Гулаев является единственным претендентом на победу над «Хейнкелем».

     И самое главное — в тот день румынская Grupul 5 Bombardement действительно потеряла один  Не 111Н-6 , который не вернулся с боевого задания. Таким образом, эта воздушная победа Гулаева полностью подтверждается. Что ж, приятно сознавать!

     Между тем, 10 мая 1944 года, Гулаеву присвоили звание капитана.

     День 30 мая с одной стороны стал для Гулаева чрезвычайно драматичным (из его шестерки пять летчиков не вернулись из боя), а с другой стороны — звёздным часом для него (он одержал пять воздушных побед!). В книге М. Ю. Быкова «Победы сталинских соколов», хоть и с некоторыми ошибками, перечислены эти победы:   
     30.05.44     1     Хш-126     (должно быть Хш-129 — прим. автора) Тедеруш
     30.05.44     1     Ю-88     (должно быть Ю-87 — прим. автора) Вултуру
     30.05.44     1     Ме-109     Скулени (Унгенский район, Молдавия)
     30.05.44     1     Ме-109     Скулени (Унгенский район, Молдавия)
     30.05.44     1     Ю-87     Скулени (Унгенский район, Молдавия)

     Есть несколько свидетельств этих побед Гулаева. Вот, например, что написано в наградном документе:
     «30.05.44 г. 18.04-19.07 во время воздушного боя с бомбардировщиками и истребителями противника лично сбил 4 самолета противника: типа Ме-109 – 2, Ю-87 и Хш-129, которые упали в р-не Скулени два Ме-109, Ю-87 в р-не 7-8 км Скулени и Хш-129 в р-не Скулени».

     А вот интересное подтверждение от командира в/ч 69636-Б старшего лейтенанта Арцыбашева:
     «30.05.44 г. в период 18.30-18.45 я лично наблюдал, будучи на наблюдательном пункте со своими наблюдателями, как наши летчики-истребители в воздушном бою с немецкой авиацией сбили 14 самолетов противника, из которых:
     5 истребителей типа Ме-109 горящими упали, три из них в р-не Скулении (1, 5, 2 км восточнее) и 2 на правом берегу реки Жихиня. 4 бомбардировщика типа Ю-88 горящими упали 3 из них севернее 3-4 км Вултуру и один Ю-88 упал 1-2 км зап. Скулени. Один Ю-88 упал на правый берег реки Жижня рядом с Ме-109. Один Хш-129 упал в р-не Скулении и два румынских истребителя типа ИАР-80 упали один в р-не Корбы (южнее 1-2 км) и один упал сев. зап. 2-3 км Вултуру.
     Отмечаю исключительную смелость и храбрость наших летчиков истребителей в воздушном бою с немецкой авиацией».    

     Характерно резюме начальника штаба 129-го гвардейского авиаполка гвардии майора Койнаша:
     «Согласно данного подтверждения на личный счет гв. капитана Гулаева зачислено три самолета противника: типа Ме-109 – 2 и Хш-129 – 1, сбитые им лично в воздушном бою 30.05.44 г.».

     Правда, в документах 5-й Воздушной армии присутствует изрядная путаница. Так, по одним данным, было проведено 34 воздушных боя, сбито 50 самолетов противника, из них: 17 Ме-109, 8 ФВ-190, 6 Ю-87, 5 Хш-129, 4 Ю-88, 2 ИАР-80. По другим данным, летчиками было одержано 65 побед (21 Ме-109, 20 ФВ-190, 1 ИАР-80, 14 Ю-87, 5 Хш-129, 2 Хш-126, 1 Хш-123, 1 Хе-111).

     Разумеется, кроме Гулаева отличились и другие летчики 129-го гвардейского полка. Например, лейтенант Л. В. Задирака одержал две победы, сбив Ю-87 и Ме-109. По одному «Мессеру» сбили капитан Ф.Ф. Архипенко, младший лейтенант В. Д. Голушков, один Ме-109 уничтожил в составе группы капитан М. В. Бекашонок. По одному сбитому пикировщику Ю-87 было засчитано младшим лейтенантам С. З. Букчину и А. С. Козинову. А старший лейтенант М. В. Лусто сбил Хш-126.

     Немцы признают безвозвратные потери 7 самолетов (в том числе 3 Bf 109 и 2 Ju 87).

     Рассмотрим сначала фактические потери немецких истребителей:
     Один Bf 109G-6 W.Nr. 163194 «Schwarze 6» из 3./JG.52 был сбит русскими истребителями западнее Яссы, пилот Uffz. Josef Lechner получил тяжелое ранение и умер в лазарете.      
     Авиагруппа II./J.G.52 понесла следующие потери:
     Один Bf 109G-6 W.Nr. 163505 «Gelbe 7» из 6./JG.52 в 19 часов вечера в воздушном бою получил попадание в радиатор, пилот Gefr. Wolfgang Florian произвел вынужденную посадку в районе Яссы и пропал без вести.
     Один Bf 109G-6 был сбит зенитным огнем.
     Один Bf 109G-6 получил повреждения, но не по боевым причинам.
     Из состава III./JG.52 в воздушных боях были сбиты два Bf 109G-6. Пилот одного из них Uffz. Heinz Junger произвел посадку на фюзеляж в районе аэродрома Роман и отделался ранением. Летчик другого истребителя не пострадал.

     По поводу потерь пикировщиков следующая «картина маслом»:
     В авиагруппе I./SG.2 «Immelmann» один Ju 87D был сбит в воздушном бою, один Ju 87D получил повреждения в результате обстрела русской пехоты.
     Один Ju 87D, сбитый в воздушном бою, потеряла III./SG.2 «Immelmann».
     Кроме того, ещё 3 Ju 87D-5 потеряла румынская Escadrila 87/Grupul 6 Bombardement.

     А вот по потерям Хш-129 из SG.9 никакой информации пока не найдено.

     Естественно, в таком хаосе информации разобраться с воздушными победами какого-то конкретного летчика абсолютно невозможно. Несмотря на это, чисто теоретически, мы можем предположить, что Гулаев всё же имел определенное отношение к некоторым сбитым самолетам противника в тот день.      

     Следующий день 31 мая оказался для Гулаева не менее драматичным. Во время воздушного боя в районе города Яссы (Румыния) какой-то немецкий летчик довольно удачно выпустил очередь по «Аэрокобре» Гулаева. Осколками разорвавшегося в кабине снаряда наш ас был тяжело ранен в правую руку. Несмотря на это, он довёл истребитель до своего аэродрома около поселка Гальжбиевка (Ямпольский район Винницкой области) и зарулил на стоянку, после чего потерял сознание от потери крови.

     Во время пребывания в госпитале он узнал, что 1 июля 1944 года ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 26). 

     Кстати, во многих средствах массовой информации утверждается, что в том же 1944 году был, якобы, обнародован также Указ о награждении Гулаева третьей «Золотой Звездой», однако по причине пьяного дебоша, устроенного им с группой летчиков в московском ресторане (по другой версии — в гостинице) данный Указ был аннулирован. Насчёт дебоша ничего определённого сказать не могу, ибо я при этом не присутствовал, а документального подтверждения дебошу нет. Зато с полной ответственностью могу заявить, что Указа насчёт награждения Гулаева третьей «Золотой Звездой» не было. Это обыкновенная байка из разряда «ОБС» (одна бабка сказала).   

     После выздоровления, дважды Герой вернулся в свой полк, который в конце июля вошел в состав 2-й Воздушной армии. Приняв участие в ожесточенных боях возле Сандомирского плацдарма в Польше, он одержал свои последние воздушные победы.

     10 августа он сбил один Ме-109 юго-западнее Опатув (северо-западнее Сандомира).

     Согласно документов 2-й Воздушной армии в тот день было проведено 7 воздушных боев и сбито 13 немецких самолетов, в том числе 2 Ме-109.

     К сожалению, ситуация с потерями немецких истребителей не однозначна. Так, мне известно, что I./JG.52 и II./JG.52 потерь тогда не имели. Возможно, какие-то потери понесла  III./JG.52, однако информация об этом у меня пока отсутствует.

     На следующий день Гулаев уничтожил ФВ-190 южнее Бжезины (восточнее Лодзи).

     Всего летчики 2-й Воздушной армии провели тогда 15 воздушных боев и сбили 18 ФВ-190. В том числе по одному «фоккеру» сбили однополчане Гулаева капитаны Ф. Ф. Архипенко и М. В. Бекашонок, младший лейтенант В. Д. Голушков и другие.

     Предполагаю, что летчики 2-й армии сражались против штурмовиков SG.10 или SG.77, но никаких данных о потерях этих эскадр у меня пока нет.

     Свою последнюю воздушную победу дважды Герой Советского Союза капитан Гулаев одержал 12 августа, когда западнее Сташув (юго-западнее Сандомира) уничтожил ФВ-190.

     А в «Журнале боевых действий» 2-й Воздушной армии отмечено, что всего нашими летчиками было проведено в тот день 29 воздушных боев, сбито 29 самолетов, в том числе 22 ФВ-190.

     Среди этих сбитых «Фоккеров» был Fw 190A-8 W.Nr. 172705 из 12./JG.54 «Gruenherz», пилот которого Uffz. Helmut Beiderwellen погиб в воздушном бою с русскими истребителями в квадрате Pl.Qu. 12187. Вероятно, имели потери самолетов такого типа эскадры штурмовиков SG.10 или SG.77, однако данных о их потерях мне пока не известны. 

     Приходится снова сожалеть о том, что точно определить жертву Гулаева совершенно невозможно.

     14 августа с аэродрома Турбя в Польше гвардии капитан Николай Гулаев выполнил последний боевой вылет. Дело в том, что летом 1944 года советское командование приняло решение отозвать с фронта многих лучших советских лётчиков и направить их на учёбу в Военно-воздушную академию (Монино), чтобы в последующем они смогли занять высокие руководящие посты.

     Среди тех, кого вызывали в Москву, оказался и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить его в действующей армии, но получил отказ и в принудительном порядке, был направлен на учёбу.  Таким образом, война для него неожиданно закончилась.

     Интересно, что на тот момент Гулаев по количеству воздушных побед опережал будущих трижды Героев Советского Союза И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина, у которых соответственно было по 46 побед. Только у первого все победы были одержаны лично, а у второго на счету было 43 личных и 3 групповые победы.

     Реальным конкурентом Гулаева в то время был лишь дважды Герой Советского Союза командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка майор Г. А. Речкалов, сбивший лично 56 и в составе групп 4 самолета противника.
 
     Однако при оценке результативности летчиков-истребителей надо учитывать не только количество воздушных побед, но также количество совершенных боевых вылетов и проведенных воздушных боев. А по этим показателям Гулаев гораздо предпочтительнее вышеперечисленных асов.
 
     Что ещё можно сказать о военных годах Николая Гулаева? Разве что упомянуть две даты: 22 октября 1944 года его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, а 30 апреля 1945 года присвоили звание майора. Дальнейшая послевоенная жизнь и военная карьера Гулаева остаются за рамками моего исследования.

     Всего за время участия в Великой Отечественной войне он произвёл 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях сбил лично 55 самолётов противника и 5 — в группе. Нетрудно подсчитать, что эффективность Гулаева составила около 4 вылета на один сбитый самолета противника, то есть одна из самых высоких в советской истребительной авиации.

     А как же насчёт подтверждений воздушных побед дважды Героя Советского Союза Н. Д. Гулаева, из-за чего собственно было затеяно данное исследование? Приходится признать, что, за исключением лишь нескольких случаев, подавляющее большинство побед нашего дважды Героя доказать не удалось. Впрочем, это и не удивительно: слишком много претендентов со стороны других «Сталинских соколов» было на каждую реальную потерю противника.
 
     В этом вопросе действенную помощь могли бы оказать документальные кадры фотокинопулеметов, но, как весьма красноречиво признал однополчанин Гулаева лейтенант Семен Зиновьевич Букчин:
     «Хоть и стояли на «Аэрокобрах» фотопулеметы, никто их не заряжал, (только когда летали на разведку). Поэтому было 2 критерия – подтверждение с земли, плюс подтверждение участников воздушной схватки».

     Ну, подтверждений участников воздушной схватки было хоть отбавляй! Однако лучше всего было бы, если бы сбитые Гулаевым самолеты можно было обследовать и снять с них в качестве доказательств таблички с номерами. А ещё лучше было бы, если бы в качестве доказательств фигурировали персональные данные о пленных или погибших летчиках противника, сбитых Гулаевым. Однако ни в наградных, ни в каких-либо других документах или публицистических источниках ничего такого не упоминается. 

     Хотя, постойте! Есть одно такое свидетельство. Вот оно:
     «...Авиационный полк находился на полевом аэродроме Правобережной Украины. Стояли тёплые весенние дни. Однажды утром над аэродромом появился немецкий истребитель. Как только наши самолёты поднялись в воздух, он, не принимая боя, улетел. А на следующий день в то же время появился снова. И вновь быстро улетел, увидев наши самолёты. Так продолжалось дня 3 - 4. При этом немецкий лётчик появлялся всегда с особой точностью: ровно в 11 часов.

     Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с утренними прогулками немецкого пилота. Николай решил во что бы то ни стало сбить его. Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор. Взлетел, набрал высоту и, отойдя чуть в сторону, стал ждать.

     Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость. Гулаев ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось. Первым дрогнул противник - резко отвернул в сторону, но не отступил. Круто развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в хвост. Не удалось. Умело выполняя различные маневры, тот ушёл из - под удара.

     Гоняясь друг за другом, самолёты то свечой взмывали ввысь, то входили в пике. Наконец Гулаеву удалось так построить свой маневр, что он оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился «Пиковый Туз», нарисованный на борту вражеского самолёта. Огонь! И самолёт противника, резко клюнув носом, рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился. Было 11 часов 14 минут.

     Через некоторое время немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался полковник, на кителе которого было четыре Железных креста. Он оказался довольно разговорчивым: «Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал...»

     Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, эдакого «русского медведя», а перед ним стоял молодой, не очень высокий человек...»

     Не правда ли, очень интересная история с любопытными подробностями! Жаль только, что она является банальной выдумкой какого-то писаки и не имеет ничего общего с реальной боевой историей советского аса Николая Гулаева. Во всяком случае, просмотрев вышеприведенный мною список воздушных побед нашего дважды Героя можно легко в этом убедиться...


Рецензии
На войне и на охоте без некоторых "преувеличений" не интересно...
Вон Рашкин пошел на кабана, а подстрелил лосиху, да еще беременную...

Андрей Бухаров   02.12.2021 11:57     Заявить о нарушении
Бес попутал!

Олег Каминский   02.12.2021 12:04   Заявить о нарушении
Ну сказал бы он, что он как коммунист хотел накормить бедных...
Но ведь он этого не говорил.

Андрей Бухаров   02.12.2021 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.