Писательницы России XIX века
133 писательницы, которые были известны в досоветский период России, из которых сегодня, по пальцам можно пересчитать тех, чьё творчество издано было в книгах! Сегодня ещё имеется возможность, узнать хоть какую-то крупицу информации о писательницах, и прочитать хоть что-то из их творчества - пусть и малое. Огромный пласт русского литературного наследия, скрыт от читателей в задворках архивов и хранилищ. А сколько писательниц было незаслуженно забыто и потерянно навсегда для русской литературы, произведения которых, мы уже не прочитаем! Их романы, очерки, рассказы воспринимаются с неописуемым восторгом, но к сожалению, их творчество не было включено в русскую классическую литературу.
Впервые внимание на прозу русских писательниц XIX века и открытием многообразия авторов в русской классики, приходится на выпуск издательством «Современник» в конце 1980-х годов трёх сборников - рассказов и повестей русских писательниц, составленных В. Учёновой.
1. Книга «Дача на Петергофской дороге» представляет авторов начала века - Е. Ган, З. Волконскую, Е. Ростопчину, М. Жукову.
2. Книга «Свидание» - собрана женская проза середины века, представлено творчество А. Панаевой, Марко Вовчок, Н. Хвощинской, М. Цебриковой и др.
3. Книга «Только час» , посвящён писательницам конца XIX - начала XX века. В него включены произведения О. Шапир, М. Крестовской, В. Дмитриевой, Л. Авиловой и др.
Хотелось бы упомянуть - для любителей русской классики, что были изданы две книги русской писательницы Н.Д. Хвощинской:
Н.Д. Хвощинская «Повести и рассказы». Издательство: «Художественная литература» 1963 год.
И книга: Н. Д. Хвощинская «Повести и рассказы» Издательство: М. "Советский Рабочий" 1984 год. В книгу включены произведения писательницы: "Братец","Пансионерка", "Первая борьба", "После потопа", "Вьюга".
Из личных впечатлений:
Повесть "Братец" оставила о себе бесподобное впечатление и восторг, а вот произведение "Первая борьба" неоднозначное произведение и многих заставит возмутится от прочитанного,как автор сумел живо и ярко описать нравы исторического прошлого,как и главного героя произведения, его непомерную эгоистичность, заносчивость и самолюбие, которые так отчётливо и резко прослеживаются и в современном мире!
Следует заметить, что после этих трех сборников были выпущены ещё два сборника:
«Степная барышня: Проза русских писательниц XIX века» Издательство "Правда" 1989 год. В книги представлены произведения авторов: Н.А. Дурова, Е.А.Ган, Е.В.Кологривова, М.С. Жукова, М.А. Вилинская и др.
«Сердца чуткого прозрением...» Издательство «Советская Россия» 1991 год. Повести и рассказы русских писательниц XIX века», В книге представлена яркая страница русской литературы XIX века - прозаическое творчество известных писательниц и поэтесс, среди которых Надежда Дурова и Евдокия Ростопчина, Мария Жукова и Каролина Павлова, Авдотья Панаева и Марко Вовчок, Надежда Хвощинская и Ольга Шапир.
В книгах, которые были изданы, эпизодически представлено творчество выше упоминаемых писательниц. До сих пор, их многие произведения (особенно романы) остаются неизвестны для читателей, поскольку они были опубликованы в журналах ХІХ века и более не переиздавались никогда. В настоящий момент эти журналы являются малодоступными для массового читателя.
"Книги собравшие в себе сборники женской литературы под редакцией В. Учёновой, являются огромным событием, так как даёт возможность читателю хоть какую-то крупицу возможности для ознакомления и оценки творчества русских писательниц ХІХ века: «Их имена особенно важны для нас, поскольку, надолго выведенные из литературоведческого оборота, они как бы остались за пределами литературного процесса, что в свою очередь придало картине русского ХІХ века маскулинистский оттенок. И только возвращённые нам тексты позволяют говорить о той весьма активной роли, которую играло женское перо в развитии практически всех жанров отечественной литературы"
Составитель трёхтомника прозы дореволюционных русских писательниц, В. Учёнова отмечает: «...есть среди русских писательниц и такие, кто оценён, на наш взгляд, несправедливо мало. Таланты Марко Вовчок, Н.Д. Хвощинской, В.И. Дмитриевой светили ярко. Ни в интенсивности творчества, ни в его популярности они нимало не уступали знаменитым современникам, таким, как А.Ф. Писемский или Вс. Крестовский, В.М. Гаршин или В.Г. Короленко.
Хвощинская, Дмитриева и многие другие - редко читаемы, и известны немногим"
Свидетельство о публикации №221112100934