из будущих мемуаров

     Однажды я пришла к Мережникову в редакцию журнала «Урал» и сказала: «Николай Яковлевич, я написала гениальное стихотворение».  Он посмотрел на меня с прищуром: «Ну, читай!»
     И я постаралась:
    
     Люблю железную дорогу,
Перроны, рельсы, провода…
Унять весеннюю тревогу
мне помогают поезда.

     Люблю вздремнуть на верхней полке,
испить казенного чайку
и подсмотреть, как из кошелки
     соседка достает еду.

     Люблю стоять в ночном дозоре,
когда весь поезд сладко спит,
в пустом и длинном коридоре,
где тускло лампочка горит.

      Люблю попутчиков послушать,
задать участливый вопрос,
потом свою открыть им душу
под бесконечный стук колес.

     И расставаясь на перроне,
     вписать в блокнот их адреса,
     чтоб больше никогда не вспомнить
     ни имена, ни голоса.

Николай Яковлевич задумался на несколько секунд и ответил: «Не гениальное, но что-то есть».
Несколько лет спустя это стихотворение ругали в столичном литературно–критическом журнале «Арион», называли эпигонским, а моё имя поставили в один ряд с такими поэтами, как Глеб Горбовский и Александр Кушнер.

Я тогда пожалела, что не поменяла строки в начале стихотворения, как посоветовал мне когда-то  Юрий Каплунов.
А было это так.
В декабре 2011 года нас с Николаем Ганебных пригласили в Каменск на вечер памяти
Н. Я. Мережникова как его любимых учеников.
Библиотека им. А.С. Пушкина города Каменска встретила нас гостеприимно. Собрание было многолюдным и насыщенным. Всем хотелось поведать о своих дружеских отношениях с Николаем Яковлевичем
.Ярким и запоминающимся стало выступление руководителя Городского литературного объединения Юрия Михайловича Каплунова.
После собрания за чаем я прочла своё «гениальное» стихотворение и рассказала о реакции Мережникова.
Вскоре мы с Николаем Ганебных заторопились на электричку. В фойе библиотеки ко мне подошел сам Каплунов, похвалил стихотворение и мягко посоветовал поменять строки первого катрена.
Вместо «Люблю железную дорогу: перроны, рельсы, провода…» читать «Унять весеннюю тревогу мне помогают поезда. Люблю железную дорогу: перроны, рельсы, провода…» Я пообещала подумать, но потом закрутилась, завертелась и забыла …
А ведь стоило прислушаться к словам мастера)))

(Ж «Арион», 2013, №3
Евгений Абдуллаев. Поэзия действительности
http://magazines.russ.ru/arion/2012/3/a21.html

Это не значит, что исчерпанная форма совсем исчезает. Встречается. Даже у мастеров. “Люблю стихи о Незнакомке, / О Саломее и соломке...” (Александр Кушнер, 2011). Но чаще — в стихах эпигонских. “Люблю железную дорогу: / Перроны, рельсы, провода” (Наталья Никитина, 2005). Поэтесса не замечает, что путешествует тем же четырехстопным ямбом с “люблю” в роли тепловоза, что и когда-то Горбовский...)
21/11/2021


Рецензии
Доброго вечера, Наталия!
При перемещении строк меняется посыл стиха: первичное и вторичное тогда меняются местами.
Но посыл определяется душевным состоянием автора в момент рождения его чувств и мыслей, поэтому - автор всегда прав.

А, кстати, почему бы мне не перекликнуться с Вами экспромтом? Например, так:

Большого города усталость,
И спешность самолётных трасс...
Лишь в поездах искать осталось
Нам безмятежности сейчас.

Здесь масса жизненных историй -
Живых простых миниатюр:
Мечты, сомненья, радость, горе...
Реальность жизни "без купюр".

Всё так бесхитростно, правдиво:
Рассказов сборник наяву.
А жизнь течёт неторопливо,
Как будто по реке плыву.

Вагон качается ритмично,
Колёсный стук не дразнит слух.
Поможет отдохнуть отлично
Здесь безмятежной воли дух.

С улыбкой, Виктор

Виктор Бобошин   08.03.2022 19:58     Заявить о нарушении
Привет, Виктор! Давно я сюда не заглядывала. Текучка заела. Да и серьёзно приболела, но теперь потихоньку выкарабкиваюсь. Спасибо за рецензию и стихи.
Я и вправду любила поезда,путешествовала каждое лето в разные стороны, есть что вспомнить)))надо мемуары дописывать)))время летит стремительно и неумолимо)))
Удачи вам и вдохновения)))

Наталия Уралова   29.06.2022 20:48   Заявить о нарушении