Степной волк Гессе Г. Рецензия
Герман Гессе прожил совсем не короткую жизнь. Был три раза женат, стал отцом детей. Его третий последний брак был с уроженкой Черновцов (сейчас Украина). Папашка пастор, его обеспеченность, а также вхожесть в высшие общества, позволили очередному бумагомарателю избежать в Первую Мировую фронта, и получить работу в посольстве в Швейцарии в чине офицера. В то время, как Эрих Мария Ремарк гнил и кормил вшей в окопах, и переживал все ужасы войны, Герман Гессе косил по миротворческой линии, занимаясь организацией библиотек для солдат.
В годы послевоенной депрессии у Гессе имелся стабильный доход с акций промышленных предприятий (не исключено, что тех самых которые готовили вторую войну), в то время обычные граждане изнывали от безработицы, инфляции и прочих проблем.
Все эти особенности его элитной биографии, позволили Гессе стать плодовитым писателем, издаваться, и, к сожалению, влиять на умы молодежи своими автобиографическими романами.
Но насколько они автобиографичны на самом деле, неизвестно. И тем не менее, давать молодежи и зрелым людям такие развратные примеры, как употребление наркотиков и безпорядочные половые связи - гнусно и омерзительно. Мало того, в романе исподволь пропагандируются однополые связи и бисексуальность. Если у Гессе были какие-то свои извращенные фантазии или нереализованный опыт, то зачем выливать эту гадость на читателя?! Или это такой способ привлечения внимания публики к своему произведению - некая недозволенная пикантность, чтобы о ней шушукались по углам и потихоньку раскупали экземпляры романа?
Вообще, вся эта разгульная немецкая алкогольная "культура" 20-х, 30-х годов (у Ремарка в романах тоже, кстати, много алкоголя), с проститутками, барами и прочими увеселениями, современному русскому менталитету совсем не близка и не может быть понятна. Ведь СПИД в конце-концов не спит, так к чему же молодежи такие соблазны?! Весь этот НЭП с декаденсом у нас давно уже прошел, да и он омерзителен не меньше. Так что, г-н Гессе и другие, подобные ему, буржуазные нафталиновые писатели безнадежно устарели, и пора бы уже наконец попрочнее заколотить крышку их гроба, а то смердит.
Фрейдистско-юнговские самокопания и психоанализ присутствующие в романе, скучны и в основном неинтересны. Хочется блевать, как от Достоевского, впрочем, у Гессе есть хотя бы немецкая лаконичность и чувство меры, в отличие от "незабвенного" Федора Михайловича, который имея довольно стесненное материальное положение кропал свои романы на объем.
По сравнению с Гессе, Ремарк нам намного ближе, у него почти что соцреализм и какое-то по-хорошему христианское мировоззрение. Однако, Ремарк тоже депрессует, когда пишет про войну и последующее межвоенное время. Но он имеет на это больше прав чем Гессе.
Парадоксально, но без Первой Мировой, ее проигрыша, и последующей за этим в Германии депрессии навряд ли бы могли родиться такие талантливые пацифистские произведения, как "На западном фронте без перемен" и "Возвращение" Э. М. Ремарка. Ну а Гессе, со своим ницшианством, пусть плетется где-нибудь позади...
Смешно читать в "Степном волке" про якобы многочисленные архетипы человеческой личности, это похоже на предвестник нацизма (роман вышел в 1927 г.), который тоже использовал в своей идеологии мистические буддистские практики. Раздвоение личности, вот это вполне понятно, это по Юнгу: то есть существует добрая составляющая и недобрая, человеческая мещанская и допустим Степной волк, ну и тому подобное... Причем эти две составляющие, если они вообще есть, наиболее характерно выражены, а все остальное шелуха и недостойно внимания. Конечно, не исключаю, что существуют отдельные индивидуумы с множеством аватар на каждый месяц и день, но это скорее проблема клинической психиатрии, а не литераторов и философов.
Впрочем, встречаются в этом романе любопытные цитатки, вот например две эти, вполне в духе луддитов:
"... плакаты призывали нацию выступить наконец на стороне людей против машин, перебить наконец жирных, хорошо одетых, благоухающих богачей, которые с помощью машин выжимают жир из других, а заодно и их большие, кашляющие, злобно рычащие, дьявольски гудящие автомобили, поджечь наконец фабрики и немножко очистить, немножко опустошить поруганную землю, чтобы снова росла трава, чтобы запыленный цементный мир снова превратился в леса, луга, поля, ручьи и болота. "
"- То-то и оно, слишком много людей на свете. Раньше это не было так заметно. А теперь, когда каждый хочет не только дышать воздухом, но и иметь автомобиль, - теперь это заметно."
Что хочет Гессе сказать этим романом?! Что мещанину требуется раскрепощение от моральных догм, чтобы он стал сверхчеловеком? Прямо-таки по Ницше. И что это возможно только с помощью разнузданных оргий и пира во время чумы? Но кому нужна эта свобода от морали, если она ведет к увеличению числа Родионов Раскольниковых, и установлению диктатур подобных нацистским и прочим концлагерным режимам?! ХХ век уже наглядно показал всю дикость ницшианских философий! Зачем издавать подобные произведения в России? Лучше бы сеяли хорошее, доброе, вечное...
Свидетельство о публикации №221112201332
Герман Гессе в письме Георгу Рейнхарту, 1925 г.:
«[…] это история человека, который, как ни странно, страдает от того, что наполовину человек, наполовину волк. Одна половина хочет есть, пить, убивать и тому подобные вещи, другая половина хочет думать, слушать Моцарта и так далее, это создает беспорядки, и дела у человека идут не очень хорошо, пока он не обнаружит, что есть два пути. выйти из своей ситуации, либо повеситься, либо обратиться к юмору».
Курт Пинтус писал в 1927 г.:
«Я читаю «Степного волка», эту самую беспощадную и душераздирающую из всех исповедальных книг, более мрачную и дикую, чем «Исповедь» Руссо, самый жестокий праздник рождения, который когда-либо отмечал сам поэт. [...] Это анархист, полный безумной ярости по поводу этого ложного существования, хочет разгромить универмаги и соборы и повернуть лицо буржуазного мирового порядка в шею. Речь идет о революционере эго... «Степной волк» — это поэма антибуржуазного мужества».
Томас Манн:
«Степной волк впервые за долгое время научил меня, что значит читать».
«Нужно ли говорить, что «Степной волк» — художественное произведение, не уступающее по смелости экспериментированию «Улиссу» и «Фальшивомонетчикам»?»
Ольга Ваккер 10.11.2023 12:20 Заявить о нарушении
Они жили в такое время - время экспериментов: коммунистический эксперимент, декаданс, половая распущенность, свобода от христианской морали, дарвинизм и т.п.
Серж Касаткин 10.11.2023 14:00 Заявить о нарушении
Ольга Ваккер 10.11.2023 15:57 Заявить о нарушении
Лучше бы сеяли хорошее, доброе, вечное...
-
Степной волк философия исповеди человека, прошедшего через наркоту и прочие эпохальные прелести. Не каждый двинется на такое.
Неуместное авторское заключение : "что лучше и что хуже" - оценочно-сравнительный анализ почти по системе относительности Эйнштейна.
.
В общем у нас полное совпадение мнения с Ольгой.
От подобной рецензии мы впали в восхищение.
Да.
Бамбек 18.11.2023 19:18 Заявить о нарушении