Сон

.сон - понятие хоть и целиком экзистенциальное, тем не менее само по себе - глубоко чуждо самой природе человека.

Потому что существует старинный и до сих пор неразрешенный парадокс - китайская притча о великом мудреце Чжан-цзы, которому приснился сон, будто он - бабочка, летающая над полем цветов. И сон был настолько реален, что когда он проснулся, он так никогда и не смог понять кто он - великий мудрец Чжан-цзы, которому приснилось, что он бабочка, или же бабочка, которой приснилось, что она Чжан-цзы?
И этот парадокс в философии не разрешим и поныне. Как неразрешима простая фраза про одного критянина, который заявил, что все критяне - лгуны.

Но вернемся к снам.

Когда мы рассматриваем сон в качестве простого отключения, простого выдергивания вилки из розетки, после чего наступает темнота, бесчувствие и безвременье - то в этом случае хоть что-то понятно и может даже и объяснимо: сон - это маленькая смерть, по крайней мере такая, как нам ее иногда описывают.

Но даже и здесь - если я хотя бы краешком сознания улавливаю момент выключения перед падением в темноту, то кто заново зажигает для меня свет утром? Ведь не я же! Меня до момента включения не было, я просто открыл глаза, и вот он - новый день!

А когда во сне, или лучше сказать - в сновидениях, я вижу картины, ситуации, когда умею летать над землей и дышать под водой, когда я чувствую запахи, тепло, холод и боль от удара точно так же, как после того, как проснусь...то Где я? Кто я? Что я?

..и когда происходит уж совершенно необъяснимое...

..я тогда очень замерз и устал, просто до безумия - почти две недели зимой в Хибинах.

И когда я пришел домой я после ванны сразу же лег спать..сон мне приснился, наверное, через минуту после того, как голова коснулась подушки.
Я его до сих пор помню в мельчайших подробностях:

..я иду по пляжу, по узкой полоске песка, слева океан, справа - лагуна, берег заворачивает направо.

Это атолл.

Песок белый, мелкий ракушечник, забивается между пальцами и такой горячий, что я периодически захожу в воду и бреду какое-то время по щиколотку в воде.

Потом опять выхожу на сухой песок - вода неожиданно прохладная.

Небо - темно-фиолетовое, почти черное, но вокруг очень светло и режет глаза.

И от меня на песке - две тени.
Значит в небе - два солнца

Но в небо я не смотрю, почему-то страшно и что-то мне говорит, что делать этого нельзя.

Я делаю полный круг по атоллу, он совсем небольшой, возвращаюсь к началу своих следов.

..и просыпаюсь.

С меня градом катится пот, мне очень жарко, сердце колотится так, что даже на коже груди видно - будто кулаком кто-то бьет..

..я встаю, чтобы пойти на кухню попить воды, откидываю одеяло..
..ноги по колено и простыня - в прилипшем белом, мелком, ракушечном песке..


Рецензии