Глава 5 Лермонтов и Гагарин

               
После смерти отца, Григория Ивановича Гагарина, последовавшей в 1837 году в Мюнхене, Григорий Григорьевич остался там же на дипломатической службе и вернулся  в Петербург только зимой 1839-1840 г.
Именно в этот период начинается его более тесное общение с Михаилом Лермонтовым. 
Почему оно вообще произошло? Наличие общих знакомых? Это был бы неполный ответ. Главное, что Гагарин находил единый язык с поэтом в художественном творчестве.
Некоторые разговоры о художнике могли происходить в кругу друзей Лермонтова еще до возвращения Гагарина в Петербург.
   
В светском кругу молодые люди, «толпою рабскою стоящие у трона», лишь еще более оттеняли его фигуру. У человека талантливого, с широкими интересами - а именно таким был Гагарин - имелись все предпосылки для соприкосновения с кружком Лермонтова, с «кружком шестнадцати».   
   
Ксаверий Браницкий, один из «кружка шестнадцати», эмигрировавший из России в 1845 году, в изданной им в 1879 году в Париже книге "Славянские нации" писал:
 
      "В 1839 году в Петербурге существовало общество молодых людей, которое называли по числу его членов "шестнадцатью". Это общество составилось частью из окончивших университет, частью из кавказских офицеров. Каждую ночь, возвращаясь из театра или с бала, они собирались то у одного, то у другого. Там после скромного ужина, куря свои сигары, они рассказывали друг другу о событиях дня, болтали обо всем и все обсуждали с полнейшей непринужденностью и свободою, как будто бы III Отделения собственной его императорского величества канцелярии вовсе и не существовало, - до того они были уверены в скромности всех членов общества.
… Как мало из этих друзей, тогда молодых, полных жизни, осталось на этой земле, где, казалось, долгая и счастливая жизнь ожидала их всех!...»

В марте 1837 года, по личному приказу царя Лермонтов был отправлен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Грузии, за стихотворение «Смерть поэта».

Навряд ли у меня еще будет возможность вернуться к этой теме, поэтому не могу не сказать о том, что только в 1979 (!) году стихотворение «Смерть поэта» было наконец-то опубликовано с эпиграфом:
«Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример».
Эпиграф взят из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав» (1648).

Первая ссылка поэта, благодаря усилиям бабушки, Е.А. Арсеньевой, была недолгой, всего несколько месяцев. В среде биографов поэта Е.А.Арсеньева получила титул «самой знаменитой бабушки русской литературы.

В феврале 1840 на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом, состоялась дуэль Лермонтова и сыном французского посла де Баранта - Эрнестом. Дуэль окончилась примирением. Но наказание последовало незамедлительно. Николай I избрал для Лермонтова ссылку на Кавказ, службу в Тенгинском пехотном полку, который вел боевые действия против горцев.

Итак, в апреле1840 года поэт прибыл на место второй ссылки. Ему осталось жить всего 7 месяцев. 

В мае 1840 года Григорий Гагарин, откомандированный к барону П.В. Гану, пополнил «полк» художников на Кавказе. Отъезд его совпал со второй ссылкой из столицы Михаила Лермонтова.

В некоторых источниках утверждается, что Гагарин вместе с некоторыми из членов «кружка шестнадцати» последовал за поэтом в его ссылку. Может быть, это истина относительно некоторых друзей М.Лермонтова, но что касается Гагарина, то здесь совпадение дат и событий,  может быть и не случайное.

        Сестра одного из шестнадцати  Александра Николаевича Долгорукова – Анна Николаевна Долгорукова (1823-1845)  впоследствии стала первой женой  Г.Г.Гагарина, умерла от родов.

С этого времени и до 1850-х годов с некоторыми перерывами Григорий Гагарин жил на Кавказе и много работал.

Гагарин не участвовал в сражении при Валерике, но, приехав на Кавказ, встретился вскоре с Лермонтовым, который только что вернулся из похода, и сделал в августе 1840 г.  рисунок «Эпизод из сражения при Валерике». К рисунку поэта Г. Гагарин «приложил свою руку»: на оборотной стороне рисунка, хранящегося сейчас в Русском музее в Санкт-Петербурге, рукой князя выведено по-французски: «Dessin de Lermontoff aquarell; par moi pendant ma convalescence ; Kissiovodsk. 11 juillet 1840». Карандашом приписка рукою Г.Г.Гагарина: «Рисунок Лермонтова, я раскрашивал акварелью  во время моего выздоровления в Кисловодске».

В начале 40-х годов дарование Гагарина достигло полного расцвета.
И Лермонтову, тоже хорошо владевшему карандашом и кистью, было чему поучиться у художника. Но Г. Гагарин не преподавал ему художественной грамоты, а работал вместе с ним.
Условия службы не позволяли Лермонтову и Гагарину часто встречаться.
Как ни коротко время их тесного общения, оно все же позволяет предполагать, что Гагарин, постоянно рисовавший, не мог не сделать портрета Лермонтова.

     Григорий Григорьевич Гагарин – наш современник, так же как и исследователи биографии и творчества как поэта так и художника, считает, что Г.Г.Гагарин, постоянно рисовавший и не выпускавший из рук карандаша , наверняка рисовал портрет М.Ю.Лермонтова, хотя бы в виде наброска, ведь некоторое время они жили  в одной палатке, участвовали в одних и тех же военных походах, посещали  общих друзей и знакомых!  Но , увы, пока такой портрет неизвестен, не найден.

     Много позднее, около 1856 г., Гагарин обратился снова к произведениям
Лермонтова, работая над постановкой живых картин в Зимнем дворце.
Тогда же вместе с «Демоном» Лермонтова был показан и «Бахчисарайский
фонтан» Пушкина.
Можно предположить, что «Демон» и «Бахчисарайский фонтан» были поставлены по инициативе Гагарина.
    
Вернемся к 40-м годам. Начало их, как мы уже знаем, тесно связано с Лермонтовым.
Акварели и рисунки, созданные Г.Гагариным в 1840-1842 гг., не являются иллюстрациями на лермонтовские темы. Но то, что Гагарин находился на Кавказе в кругу тех же лиц, что и Лермонтов, что он проезжал через те же места, что он смотрел на все с тем же увлечением, как и поэт - все это делает его рисунки в значительной их части неизбежно и неразрывно связанными с Лермонтовым.   

1841 год. Пятигорск. Лермонтов, Гагарин  и их товарищи молоды, и не только военные действия заполняли их время.
Чтобы хоть как-то скрасить однообразную жизнь на Водах, молодые люди устраивали игры, пикники, балы, инициатором которых чаще всего был М.Лермонтов.

О бале 8 июля 1841 года, который Лермонтов и его друзья дали пятигорской публике  возле Николаевских ванн в гроте Дианы, один из современников вспоминал: «В июле месяце молодежь задумала дать бал пятигорской публике… Составилась подписка, и затея приняла громадные размеры. Вся молодежь дружно помогала в устройстве праздника»
Другой современник, друг Лермонтова, С.А.Раевский рассказывал: «Мы принялись за дело с таким рвением, что праздник вышел - прелесть. Площадку перед гротом занесли досками для танцев, грот убрали зеленью, коврами, фонариками, а гостей звали прямо с бульвара. И вот бал состоялся! Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью». (На устройство этого бала Лермонтов потратил немало сбережений из состояния бабушки). «Танцевали по песку, не боясь испортить ботинки, и разошлись по домам лишь с восходом солнца в сопровождении музыки», - вспоминает Эмилия Верзилина.   
   
Эпизод с участием автора этих воспоминаний Эмилией Верзилиной буквально через  неделю привел к роковой дуэли.

Для приезжей молодёжи среди прочих был открыт дом генерала Верзилина.    М.Лермонтова, как и других молодых людей, в дом Верзилиных привлекали три молодые барышни: Эмилия - 26 лет,  Аграфена  - 19 и Надежда - 15.
Особенно заинтересовала поэта старшая сестра Эмилия Александровна.
      
Один из современников вспоминал: "Лермонтов с первого дня появления в доме  Верзилиных оценил по достоинству красоту Эмилии Александровны и стал за ней ухаживать. Марья Ивановна (её мать) отнеслась к ухаживанию за её старшей дочерью с полной благосклонностью, да и сама m-lle Эмилия была не прочь поощрить его искательство".
      
Но вдруг Эмилия перенесла свое благосклонное внимание на Мартынова. С этого времени, а именно с конца июня, стали появляться одна за другой эпиграммы, написанные Лермонтовым в адрес Мартынова.
Был ещё один повод для обид Мартынова. Это - альбом карикатур и шаржей на разных людей из компании Лермонтова. Но больше всего рисунков было посвящено Мартынову.

В злополучный вечер 13 июля 1841г. в доме у Верзилиных произошла ссора, закончившаяся трагически для поэта. По рассказу Эмилии Александровны, Лермонтов обратился к ней по-французски: "m-lle Эмилия, прошу Вас на один только тур вальса, последний раз в моей жизни.  "Ну уж так и быть, в последний раз, пойдёмте". М.Ю. дал мне слово не сердить меня больше, и мы, повальсировав, уселись мирно разговаривать: ничего злого особенно не говорили, но смешного много.
      
Мартынов, наблюдая это со стороны, побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом, он подошёл к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: "Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах", на что Лермонтов спросил: "Что ж, на дуэль что ли вызовешь меня за это?", Мартынов ответил решительно: "Да!" - и тут же назначил день».
   
То, что предшествовало  дуэли между недавними друзьями, причины и обстоятельства, приведшие к ней - об этом написано так много, что было бы неуместным повторять это снова и снова. Достаточно высказать предположение, что происшедшее в доме Верзилиных - поверхностный повод для дуэли и было просто последней каплей, которая склонила в сторону дуэли трагическую чашу весов.   
    
В июле 1841года Григорий Григорьевич не был свидетелем дуэли или смерти Лермонтова, в двадцатых числа июня он уехал в Петербург.
      Попав снова в Пятигорск, возможно, осенью 1841 г., художник сделал серию рисунков, зафиксировав многих лиц, причастных к дуэли  Лермонтова с Мартыновым: портрет убийцы Лермонтова Н. С. Мартынова, портрет двоюродного дяди и друга Лермонтова А. А. Столыпина (Монго), скрытого от следствия секунданта на дуэли, рисунок сводных сестер Аграфены и Надежды Верзилиных со злыми лицами, портрет князя А. И. Васильчикова, секунданта на дуэли, портрет полковника С. Д. Безобразова, командира Нижегородского драгунского полка, изображение слуги  Лермонтова Христофора Саникидзе - эти рисунки по справедливости можно назвать гагаринским расследованием обстоятельств, предшествовавших дуэли и гибели поэта.
 
(Когда троюродные братья М.Лермонтова - Аким и Алексей Шан-Гиреи женились  на сестрах Верзилиных - Эмилии и Надежде, ни их матери М. А. Шан-Гирей, ни бабушки Лермонтова Е. А. Арсеньевой, не было в живых; едва ли бы они допустили брак с девицами, дом которых послужил причиной гибели поэта.)

Музей М.Лермонтова  в Пятигорске находится  в доме Верзилиных…
Уже одним прикосновением к именам А.Пушкина и М.Лермонтова Г.Г.Гагарин заслужил неувядаемую память потомков. Не говоря о том, что художника и поэтов объединяло плодотворное творческое сотрудничество.
Но только через сто лет - в 40-х  годах прошлого века в работах известного искусствоведа А. Н. Савинова произведениям Гагарина впервые была дана заслуженная оценка и  выяснены в основных чертах отношения художника с А.Пушкиным и М.Лермонтовым.


Рецензии