Глава 4 У лукоморья дуб зеленый. Пушкин и Гагарин

               
Словно на перекрестке карачаровского парка, удивительным образом пересеклись творческие судьбы и просто жизненные пути Григория Григорьевича Гагарина, Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.
В этом есть что-то исполненное особого смысла. А между тем все трое не были ровесниками - художник был моложе одного из поэтов на одиннадцать лет и старше другого на четыре года.
Знакомство с Пушкиным произошло сразу же после возвращения в 1832 году семейства Гагариных в Россию в Петербург, где они не были 16 лет! Из предыдущих глав мы знаем, что отец художника был на дипломатической службе, это объясняет их долгое отсутствие на родине. Будущий вице-президент Императорской Академии художеств детство и юность провел с родителями за границей, в Баварии, Париже, Риме.
В Петербурге отец ввел сыновей в литературно-художественный круг. П.А. Вяземский писал 6 февраля 1833 г. А. И. Тургеневу: «Сыновья Гага¬рина также очень милые ребята; эти бывают у нас часто... Какое отличное дарование в живописи у старшего...»
То же он написал А. Я. Бул¬гакову: «В Москву едет князь Григорий Гагарин с двумя сыновьями... молодежь, рекомендую тебе. Попотчивай их Москвою... Они очень любезные молодые люди, а один из них рисует прелестно; чтобы убедить тебя одним словом, он рисует, как Корадори поет»
Григорий Гагарин определился на службу в канцелярию Министерства иностранных дел. Участник светской жизни, он живо реагирует на ее различные события и проявления. Так появилась картина "Бал у княгини А.Ф. Барятинской", где удивительно передана изящная атмосфера аристократического бала. Картина известна всем, кто имеет отношение к современному возрождению традиции проведения исторических балов. Приглашения на балы часто украшены именно этим рисунком, на котором, кстати, автор изобразил и себя, скромно стоящим у колонны.
 …Однако вернемся  к теме - Гагарин и Пушкин. Итак, бал у Вяземских - один из первых балов, который он посетил в Петербурге и на котором он познакомился с Пушкиным. В письме к матери 9 ноября 1832 года Григорий Григорьевич: «Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для «Руслана и Людмилы».
Простые короткие слова, но в какую  плодотворную, пусть не очень долгую, до кончины поэта в 1837 году, творческую дружбу они выльются!
Для  А.С. Пушкина эта встреча на балу тоже не прошла незамеченной. В его дневнике появляется запись: «Ок.9 ноября - знакомство с кн. Г.Г. Гагариным, чиновником мин-ва ин.дел и художником, который будет иллюстрировать стихи («Руслан и Людмила» и др).  и подчеркивает: «безвозмездно»…
И действительно, по воспоминаниям, сохранившемуся в семействе Гагарина, «он как-то раз принес Пушкину несколько исполненных им иллюстраций и когда Пушкин собирался ему за них заплатить, Гагарин наотрез отказался, заявив, что «чести воспроизводить его мысли в рисунке с него совершенно достаточно».
Виньетки Г.Гагарина для „Руслана и Людмилы“», очевидно, и в самом деле понравились Пушкину, и он решил издать свои произведения с иллюстрациями молодого художника.
Сообщение о виньетках к «новым сказкам в стихах» обогащает наше представление о Гагарине - иллюстраторе Пушкина. Известна виньетка Гагарина к «Сказке о царе Салтане», хотя были еще виньетки к «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». К сожалению, они не сохранились.
В числе стихотворений, переданных Гагарину Пушкиным в сентябре 1833 г., были «Гусар» и «Пред испанкой благородной», открывающие перед иллюстратором богатые художественные возможности.
Интересно мнение друга  поэта С.А. Соболевского, (между прочим бывшего в родстве с матерью Г.Г.Гагарина Екатериной Петровной), в 1833 году писавшего ему о Г.Гагарине: "Он малый с истинным талантом, а не так, как я думал, только с навыком и набитой рукой". Прошло совсем немного времени и тот же  Соболевский - Пушкину: «…издам на славу, с рисунками ; l’eau forte, genre de Rembrandt Гагарина. Он малый с истинным талантом… У него прелестные рисунки к „Contes nocturnes de Hoffmann“ …Желал бы стихотворную пьесу повествовательную, способную к рисунку, ибо на нее-то напустил бы Гагарина».
В июле 1833 г. Пушкин работал над повестью «Капитанская дочка». О своих замыслах Пушкин, по-видимому, рассказывал Гагарину, предложив ему иллюстрировать повесть. Но работа Пушкина над «Капитанской дочкой» затянулась; повесть была окончена уже  после отъезда Гагарина в Турцию, в июле 1834 года он был причислен к русской дипломатической миссии в Константи¬нополе.
Из рисунков Гагарина к прозе Пушкина до нас дошли только два - оба к «Пиковой даме»: офорт «Германн у графини» и рисунок «Германн у гроба графини».
По-видимому, Гагарин предполагал исполнить серию рисунков к повестям Пушкина, но замысел этот остался неосуществленным.
В марте 1834 г. Гагарин писал матери: «…могу сказать, что я нахожусь в самых лучших отношениях с Пушкиным, Жуковским, Одоевским...»
В 1834 г. встречи Пушкина с Гагариным, несомненно, участились, так как 30 декабря 1833 г. Пушкин получил звание камер-юнкера (на девять месяцев позже Гагарина) - и оба они должны были присутствовать на балах и приемах в Зимнем дворце. В письмах Гагарина встречаются жалобы на светскую жизнь - она тяготит его, мешает творческой работе: «Единственное, чего я страстно желал бы, - это иметь время и не иметь никаких обязанностей в обществе».
В дневнике Пушкина за 1834 г. мы находим краткие записи, близкие по содержанию к жалобам Гагарина.
«28 февраля. Протекший месяц был довольно шумен. Множество балов, раутов etc. Масленица».
.«6 марта. Слава богу! Масленица кончилась, а с нею и балы».
Февральские дни рокового для России 1837 года оказались для  Г.Гагарина особенно печальными. Еще в 1836 г. он уехал в Мюнхен к больному отцу. В феврале 1837 г. Григорий Иванович Гагарин умер.
В Мюнхене, у постели умирающего отца, его застала весть о трагической гибели Пушкина в далеком Петербурге. Обе утраты были невосполнимы… Григорий Григорьевич на два года остался в Мюнхене в качестве секретаря посольства.
В сороковых годах опекунами пушкинского наследия было задумано повторно издать собрание сочинений поэта (первое посмертное собрание сочинений поэта вышло  в 1838-1839 годах).
Г.Гагарин предложил безвозмездно проиллюстрировать предстоящее издание.  Опекунство решило: «… принять с благодарностью дар князя Гагарина и по представлении произведений изъявить ему от Опекунства истинную  благодарность!»
Г.Гагарин  выполнил иллюстрации «в дар памяти А.С.Пушкина», но… задуманное собрание сочинений в свет не вышло.


Рецензии