Церковные коты

 В одной из своих статей, я уже поднимала тему про животных, живущих при церкви и об отношении церковнослужителей к братьям нашим меньшим. Там, в основном, речь касалась собак, о которых споры идут и по сей день среди верующих. Здесь же хочу рассказать о кошках.

 Привилегии у усатых-полосатых несопоставимы ни с какими другими животными. В Русской Православной Церкви отсутствуют чёткие уставные уложения о правах животных в храме, но в тоже время действуют неписанные правила, разрешающие котам и кошкам не только жить при церквях, но и даже в алтарь входить. В паломнических поездках многим приходилось видеть в монастырях жирных и упитанных котов. Ухоженные с лоснящейся шерстью они пользуются любовью и монашествующих и мирян, уютно живут и сытно обитают! В Боголюбовском женском монастыре живёт огромный, чёрный котяра, а насельницы обители называют его :"Наш Архиерей!"
Православная журналистка Анна Черняева рассказывает: "В Пасхальную ночь наблюдала такую сцену. в самый торжественный момент распахнулись Царские Врата, и с пением:"Христос воскресе из мертвых" духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали:"Батюшки, кота несут!" Действительно, на руках одного из дьяконов важно сидел усатый-полосатый.
- Что за нововведение? - спросила я у знакомого алтарника.
- Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили - выходить пора. Вот и отправились с ней."

 В этом неравенстве перед другими животными есть и чисто практический смысл. В старину не было супер средств по борьбе с мышами и крысами, и они наносили непоправимый урон церкви, портили свечи, хлеб, деревянную утварь и богослужебные книги. И единственным способом борьбы с этой напастью, были кошки. Вот и допускались они везде и всюду... На Руси кошка традиционно была уважаемым и умным животным, которого любили и привечали. Это отношение даже в сказках прослеживается, как черта нашего национального менталитета, где кот - неизменно персонаж положительный, затейник и забавник, а порой и мудрец, некий такой домашний хранитель и от бед избавитель.
 У преподобного старца Нектария Оптинского жил удивительно воспитанный кот, который слушался и любил старца. Батюшка Нектарий говорил: "Герасим Иорданский был великий старец, потому у него был лев; а мы малы - у нас только кот."... Ну, а как в монастырях у нас в России любят кошек об этом свидетельствует тот факт, что, например, в Ярославской, Вологодской областях, а особенно - севернее в Карелии и под Архангельском можно встретить и по сей день особенные поворотные дверцы для кошки не только в дверях изб, но и во входных вратах храмов. И это не дань моде, а настоящая реальность.

 Теперь предоставим слово священнослужителям.
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: "Ещё при Патриархе Алексии Втором был случай. В какой-то большой праздник отворяются Царские Врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьёзно обратился к коту: "Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось." Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."

 Протоиерей Павел Великанов: " Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками Рая - доступными нам остатками от первозданного мира."

 Иеромонах Сергий (Филиппов):
" Если имеется возможность помочь бездомным животным, христианин обязан это сделать. Для верующих будет грехом, если он так не поступит. "Будьте милосердны!" - один из призывов Христа и каждому из нас. Человек с каменным сердцем не может стать участником Царства Небесного. Нельзя любить людей и в то же время ненавидеть остальное творение Бога".

 В статье использованы материалы Андрея Олеговича Клочкова, интервью из журнала "Русский дом".


Рецензии