Три поездки в прошлое. Часть 3. Поездка на Урал и

Прошел год после моей поездки на Дальний Восток. Теперь на очереди по плану была поездка на Урал и в Ишим. В Екатеринбурге меня ждал мой племянник Геннадий Сафронов, сын моей двоюродной сестры Валентины. Он давно приглашал меня приехать к нему на Урал. А в Каменск-Уральском живут две дочери и вдова моего двоюродного брата Леонида. Так что первым этапом моей поездки был Урал. А дальше небольшой городок и железнодорожная станция Ишим. Он расположен между Тюменью и Омском, в четырех часах езды от Омска на запад. Ишим для меня знаковый городок. Туда в 1917 году мой дед Кручинин Яков Алексеевич после смерти второй жены перевез все свое многочисленное малолетнее семейство из деревни Зубариха Владимирской губернии, спасаясь от революции и голода. Старшему сыну было 11 лет, а дочери 16. Она заменила малышам мать, а дед так и не женился в третий раз. А еще одного сына дед отдал в бездетную семью, самый старший и взрослый сын уже проживал в Ишиме. К нему-то и приехал дед. В Ишиме выросли мой отец и его братья и сестры, оттуда пошли в люди. В Ишиме нас застала война, когда мы после демобилизации отца ехали на запад и откуда мы возвратились в Приморье. Осенью 1947 года наше семейство вновь приехало в Ишим на постоянное место жительства. В Ишиме я закончил 10 классов, поступил в 1953 году в ВВМУ имени Фрунзе. Весной 1954 года родители переехали на Урал к новому месту работы отца, и все отпуска я приезжал к ним. В Ишим смог приехать только в 1983 году, на 30-летие окончания школы. И вот теперь я еду в Ишим, с которым связаны мои школьные годы, верные школьные друзья, которые разъехались по всему свету, первая любовь.

 
 Начало пути. Урал

Поезд Симферополь-Екатеринбург отправлялся в полночь. Я занял свое место в купе и вздохнул с облегчением. Оказалось, я в купе один. Обычно в Симферополе пассажирские поезда заполняются под завязку, а у меня три свободных места! Я разобрал постель, лег и быстро уснул. Однако через час мой сон был нарушен. В мое и в соседнее купе ввалилось большое семейство татар: несколько женщин, детей, с кучей вещей. Мужчины, растолкав вещи по полкам и в проходе, вышли. Женщина с детьми поехали. Оказалось, что две татарские семьи, где жены были узбечками, вышедшие замуж за татар в Узбекистане, ехали на свою родину навестить родителей. Им предстояла пересадка в Волгограде, так что остаток ночи и почти день я провел в их компании. О спокойном отдыхе можно было только мечтать. В Волгограде татары высадились, и потом в течение всего рейса ко мне подселялись и выходили разные пассажиры. От Запорожья дорога шла на восток по югу Украины, затем по северному Кавказу. Шел июль месяц. В окне мелькали высушенные солнцем степи, сухие чахлые лесные посадки некогда одной из пяти Сталинских лесозащитных полос, высаженных в 1949–1950 годах, которые должны были защитить юг России от пустынных суховеев. От Волгограда дорога пошла на север вдоль Волги. В Самаре наш поезд перешел на восточный берег Волги и проследовал в северо-восточном направлении на Уфу и Челябинск. Изучая расписание остановок, я был приятно удивлен. Во-первых, поезд проходил через небольшую станцию Аксаково и, во вторых, через станции Нижняя и Каменск–Уральский. Аксаково - название станции. Так называлась бывшая помещичья усадьба Сергея Тимофеевича Аксакова, знаменитого русского писателя–славянофила. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова–внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об ужении рыбы» - это его произведения. Он был театральным критиком, любил и знал театральную жизнь, знаменитых актеров середины 19 века. Я полюбил этого писателя, знатока и любителя русской природы, русского быта, страстного охотника и рыбака, оставившего после себя чудесные воспоминания об Оренбургских степях, о южной и средней Волге, давший миллионам любителям охоты и рыбной ловли классификацию и описание всех рыб рек и озер Поволжья и Оренбургского края и способов ловли. Собрание сочинения Аксакова стало моими настольными книгами. И вот я по воле случая оказался в знаменитых аксаковских местах.

Дед Аксакова Степан Михайлович Багров, владелец имения в Симбирской губернии, в середине 18 века совершил поездку на левый берег Волги в Уфимское наместничество, где по слухам, земли было не меряно и стоила она дешево. Край же богат рыбой, дичью, лесами, чистыми речками, отличными пастбищами и плодородными землями. Он купил у местной дворянки 5 тысяч десятин земли в 50 верстах от Бугуруслана. Незаселенные места по оба берега реки Бугульмы с чистыми притоками, зарослями уремы из березы, ольхи, клена, черемухи и тучными травами. Между невысоких холмов множество озер и болот, заселенных журавлями, гусями, утками и прочей пернатой дичью, а в лесах водилось множество зверья, тетеревов и куропаток. Речки и озера буквально кишели разной рыбой - щуками, окунями, язями и всякой мелочью. Примерно так описывал Аксаков в «Семейной хронике» места, куда дед был намерен переселиться. Дед был доволен сделанным им выбором. Возвратившись из поездки, он собрал своих крестьян и перевез их со всем имуществом и хозяйством в новое село Багрово в район Бугуруслана. Перевез так, что ничего не было потеряно, а к зиме все крестьяне имели жилье, а следующей весной начали пахоту и сев. И собрали осенью небывалый для них урожай. За дедом потянулись бывшие соседи по усадьбе в Симбирской губернии, так и начали заселять этот новый край. Там прошли детство, юность и старость внука Багрова – Сергея Аксакова.

И вот я проезжаю места, о которых читал, восхищался и завидовал Сергею Тимофеевичу. В 19 часов мы проехали станцию Аксаково. Она находится на границе Башкирии и Оренбургской области. Станция небольшая, чистая и аккуратная. Железная дорога проходит в низине между двумя увалами высотой 50-70 метров. По обеим сторонам лесозащитные полосы высоких деревьев. Береза, сосна, подлесок. Вдали за лесополосой просматриваются равнинные места, небольшие холмы с лесными массивами. Промелькнули знакомые по Аксакову названия рек и речушек: Бугуруслан, Ик, Дема. Сама бывшая усадьба Багрово находилась где–то юго-западнее станции. Всматриваюсь в окрестности из окна вагона, пытаюсь представить, какими были эти места более двухсот лет назад.

От станции железная дорога повернула к Уфе, на северо-восток. Гуще стали лесные массивы, выше деревья. Растительность - клен, береза, дуб, хвойные деревья, густой мощный подлесок из кустарниковых пород - закрывают обзор. Поезд проследовал к Уфе, и аксаковские места остались позади. Так я случайно приобщился к любимым местам моего любимого писателя.

Ночью проехали Уфу, рано утром Челябинск. Через три часа будем подъезжать к Каменск-Уральскому. Это мои, знакомые места. Здесь, на станции Нижняя в семидесяти километрах от Каменска три с половиной года прожила наша семья. Отец работал начальником строительства элеватора. Я курсантом приезжал сюда в отпуск три раза. Это было отличное время. Мама кормила всякими вкусностями, на стройке было много молодежи, вечерами ходили на танцы, несколько раз выезжали с отцом на рыбалку и охоту. Целый месяц можно было не думать об учебе, дежурствах, строевых занятиях и прочей курсантской жизни. В 1956 году строительство элеватора было закончено. Семья переехала в Каменск–Уральский к новому месту работы отца. И вот спустя 53 года я проезжаю мимо знакомых мест. Что увижу? Я испытываю волнение. Приготовил фотоаппарат и диктофон.

Природа в районе Нижней характерна для южного Урала. Слева вижу равнину, небольшие озерца, справа зеленые островки невысокого леса. Летом и осенью здесь много грибов. Примерно в ста километрах от Челябинска справа от дороги открылось большое озеро. Отличное место для рыбалки и охоты, особенно в осеннее время. Через некоторое время опять открываются одно за другим несколько озер, протяженность каждого от 3 до 5 километров. Берега озер пустынны, изредка виднеются старые деревянные сараюшки. Вот открылось большое село, но какое-то пустое, людей не видно. Может, брошенное? Наверное, с этих озер привозили на стройку рыбаки большущих живых вкусных карасей. Лесопосадки закрывают обзор справа. Слева болотистая местность, небольшие болотца, в них плавают утята. Остается час езды до Каменск-Уральского, а Нижней все нет. Справа закончились посадки. Низменные места, высокие травы, островками среди болотистой низменности густые невысокие кусты тальника. Вот открылся элеватор! Я заволновался, ничего не вижу из-за вагонов, стоящих на станционных путях. Поезд сбавил скорость, пытаюсь увидеть небольшой вокзал, но и он закрыт вагонами. Пытаюсь сфотографировать элеваторные постройки, но не получается. Проехали элеватор, и слева открылся поселок, он протянулся вдоль дороги одной улицей. Поселок построен после сдачи в эксплуатацию элеватора кадровыми работниками. Проехали железнодорожный переезд, и элеватор вместе со станцией остался позади. Вот и проскочили место, где три года я проводил отпуск, о котором у меня остались хорошие воспоминания. Проскочила часть жизни. Изменились места, которые оставались у меня в памяти 53 года.

Грустно. Остался ли хоть кто-то из тех, кого я знал? Конечно, можно было бы остановиться. Для этого надо доехать до Каменск-Уральского, сесть на местный поезд, вернуться на станцию Нижнюю, а дальше? Где остановиться? Кого искать? Поезд подходил к Каменску. Стоянка 2 минуты и через час мы в Екатеринбурге.
Встречал меня сын Геннадия Андрей. Два года тому назад Андрей заезжал к нам в Севастополь, так что я его узнал. Он и привез меня домой. Геннадий с Людмилой были на работе, вся семья собралась вечером. Геннадий работал в городской электротехнической фирме, Люда - заведующей детской клинической больницей, младший сын Алексей – студент института городского хозяйства. Андрей после окончания мединститута работал в немецкой фармацевтической фирме. Таков состав семьи моего племянника. На другой день 4 июля был день рождения Андрея, и мы все утром выехали на дачу в окрестности Екатеринбурга. Дача еще в процессе строительства, расположена на берегу водохранилища. Рядом, в нескольких десятках метрах от дамбы протекает река Чусовая. Красивые места, лесистые берега реки, скалы, чистая вода. Ребята начали готовить шашлык, женщины закуску, и через час мы сели за стол. После обеда прошли на берег Чусовой, осмотрели окрестности. К вечеру возвратились домой. А на следующий день утром мы с Геной выехали в Каменск-Уральский. Был воскресный день, и это была единственная возможность посетить наших родственников в Каменске. Хорошая дорога, хвойные леса, отличная погода, я с удовольствием осматривал окрестности. Мы незаметно доехали в Каменск. Домашние телефоны в городе сменились, справочная телефонной службы отказалась дать нам новые телефоны по имевшимся у нас адресам. Такие правила на Урале. Мы поехали по адресам. И с третьей попытки застали дома мою старшую племянницу Лену. Встреча была теплой, радостной, сразу же оповестили всю родню. Пока муж Лены накрывал стол, мы с Леной, Зоей (второй племянницей), вдовой моего брата Тамарой Петровной проехали на кладбище на могилу моего брата. Много лет мы собирались с ним встретиться, но каждый раз встреча откладывалась по разным причинам. То виной была моя занятость по службе, то трехлетняя командировка в Эфиопию, то начался распад страны и сложности того периода. Так встреча и не состоялась. Леня умер в марте 2005 года. И вот теперь встреча у могилы. Положили цветы, выпили по рюмке за упокой души моего брата, мужа, отца и деда. Возвратились в город к Лене. За столом мы вспоминали о наших родных и близких, мои племянницы рассказывали о своей жизни, работе, о внуках. Тамару Петровну я увидел впервые, а Лена и Зоя приезжали к нам в Севастополь в 80-х годах, потом Лена уже с мужем Михаилом и сыном Женей дважды. Вся жизнь и работа моих родственников в Каменске связаны с металлургической промышленностью Урала. Лена окончила металлургический институт, по службе прошла все должности: от лаборантки до старшего мастера цеха и сейчас занимается строительством подводных лодок последнего поколения. Зоя окончила металлургический техникум, затем институт, теперь работает старшим технологом в каком-то большом закрытом предприятии. Закончили металлургические институты их сыновья Евгений и Андрей. Сестры смеются: «Мы все железные и с железом связаны». Встреча продолжалась до вечера, так что мы с Геной возвратились поздно.

 На следующий день я встречался со своими школьными подругами Розой Тумановой и Фаиной Мастерских. Мы постоянно поддерживали связь, они знали о моем приезде и на 6 июля договорились о встрече.

После окончания школы три наши девочки поступили в Свердловские ВУЗы. Фая Мастерских в пединститут на факультет немецкого языка. Роза в Свердловский университет в группу будущих специалистов–программистов вычислительной техники. Галя Бабошина поступила в Свердловский медицинский институт. После окончания учебы все три остались в Свердловске. В июле 1984 года мы с сыном приезжали в Свердловск к знакомым, и я встречался со своими одноклассницами. По-разному сложились их судьбы. Фая была в школе одной из самых красивых девушек. На нее заглядывались ребята старших классов. Высокая, стройная, сероглазая, носила длинные косы. Своим строгим взглядом она держала ребят на расстоянии. Они считали ее воображалой, девушкой строгой и заносчивой. Мне кажется, у нее не было близких подруг. Училась она отлично, в помощи не нуждалась, была независимой. Ее побаивались, с ней не позволяли самой малой вольности. Я должен заметить, что в наше время ребята держали себя с девчонками тактично, никогда не позволяли себе в присутствии девушек ни одного грубого матерного слова, тем более хамства. Это было «табу», хотя наше детство, школьные годы прошли в военное время, и мы видели и бытовую грязь, и грубость, и хамство. Но наши мамы и отцы смогли воспитать у нас доброе отношение к девушке, женщине, матери. Видно и в институте Фая оставалась такой же строгой и неприступной. После окончания института преподавала иностранный язык в Свердловском танковом училище, а уж там было достаточно кавалеров, но Фая так и не вышла замуж. За несколько лет до выхода на пенсию уволилась из училища, выехала в уральское село и работала там учителем немецкого языка. Любит природу и сейчас при возможности выбирается за город, знает множество лекарственных трав, народных рецептов от множества болезней, у нее много медицинской литературы. Она давала мне много полезных советов, когда я находился в Эфиопии. Мы с ней стали переписываться после последней встречи. Ее письма краткие, характеристики событий и случаев из жизни четкие и понятные. Фая живет в однокомнатной квартире, общается с бывшими сослуживцами по работе, остается, как и была строгой, подтянутой и одинокой. Я сообщил ей о предстоящей поездке на Урал, а приехав, мы сразу договорились о встрече.

Роза Туманова всегда спокойная, опрятная, была чуть полноватая в школьные годы, но когда мы встретились через 30 лет, она изменилась, похудела, стала подтянутой. Роза была умницей, хорошо знала математику, легко поступила в Свердловский университет на экономический факультет в группу, которая готовила будущих специалистов по вычислительной технике и программному обеспечению. После окончания университета вышла замуж, осталась в Свердловске, муж молодой ученый, преподаватель. Родила дочь, которая вышла замуж и выехала с мужем в центральную Россию, оставив теперь уже свою дочь на воспитании матери. Внучка, выйдя замуж, родила сына и оставила, теперь уже правнука, бабушке на воспитание. Так Роза воспитывает уже третье поколение. Муж умер несколько лет назад, а Роза живет и воспитывает правнука.

Галя Бабошина появилась у нас в 8 классе. Ее мама работала учительницей в сельской школе, школа была семилетняя и чтобы дочери учиться дальше, надо было переводить её в городскую школу. В виде исключения, директор принял Галю в нашу школу, где учились дети железнодорожников. Жила она на квартире у знакомых. Училась хорошо. После окончания школы поступила в Свердловский медицинский институт, после окончания которого вышла замуж. Муж уже работал в городской клинике. Я познакомился с ним, когда он был ведущим урологом области. Галя родила двух дочек, работала в клиниках города, защитила кандидатскую диссертацию, последние годы занимала административные должности в областном управлении здравоохранения. Выйдя на пенсию, несколько лет прожили в Екатеринбурге, затем переехали в Ленинград, где живут и работают обе дочери. Купили хорошую квартиру, дачу, устроились отлично, о чем Галя писала мне осенью этого года.
Мы встретились с моими одноклассницами у дома Фаины в 12 часов. Конечно, девочки изменились, ведь нам далеко за семьдесят. Встретились во дворе дома Фаи, оказалось, что и Роза живет рядом. Поднялись в квартиру, стол был накрыт, мы сели, налили по рюмке и потекли воспоминания о школе, об учителях, о ребятах, о симпатиях, о различных случаях школьной жизни. Девчонки мои и радовались, и грустили. Разошлись к вечеру. На следующий день я выехал в Ишим.


Рецензии
Знакомые уральские места. Как прекрасно, Юра, что остались старые школьные друзья! Интересные судьбы одноклассников, о которых так хорошо рассказываешь. Думаю, им будет приятно прочитать о себе.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.11.2021 14:25     Заявить о нарушении