Маленькая ценность-3

Идёт Иван в ладошке маленькую ценность несет.

Вот и тропинка к дальнему хутору привела, а у плетня старик стоит, Ивана встречает.

- Кто ты мил человек? Зачем пожаловал? Кто путь-дорожку-тропочку указал? Не всяк ко мне приходит, а только тот кому надобно.

- Я Иван, бродяжка-пьянчужка, родовичами проклят, да из дому выгнан. Хожу по свету, из села в село, места себе не найду. Встретил вот маленькую ценность. При  мне она, в ладошке умещается. Решили мы вместе по земле шагать, друг другу помогать.
А сюда меня бабушка Глафира отправила. Сказала здесь дед Тутовик живет, помочь просила.

- Ну что ж, хорошо. Глафира мудрая, знает, кому помочь могу. Проходи во двор, осмотрись - где что да как. Может что глянется, а потом в дом проходи. Я пока самовар согрею, чаю попьем, о жизни поговорим.

Дед Тутовик в дом пошёл, а Иван по двору ходит, хозяйство рассматривает.

Вот кузня небольшая, а справная. Вот мастерская резчика по дереву. Вот огород-пашня. Вот печь для глины... Ох и много всего. Всё интересно рассмотреть, да разглядеть.

Только больше всего стамесочка маленькая Ивану глянулась, да деревяшечки разные, фигурки, да наличники. Вот дело красивое да ладное. Задумался Иван, вот бы научиться мне. А то тятенька не умел, а дедушка помер рано, не смог передать эту науку. Как же красиво он с деревом управлялся. Жаль ремесло из рода ушло, никто не умеет.

Постоял Иван, лоб почесал, головой мотнул, как будто сон стряхнул и пошёл в дом к деду Тутовику про себя рассказывать.

Сидят за столом дед Тутовик, да Иван-бедовик. Чай пьют о жизни беседу ведут.

А маленькая ценность у Ивана в ладошке сидит, внимательно слушает и подрастает.

Иван-бедовик и начал рассказ.
Я старший в семье, есть у меня ещё пятеро братьев, да шестеро сестёр. Семья богатая детьми, да бедная людьми. Никто никого не любит, никто никого не ценит. Все друг на друга обижаются, да завидуют.
Друг у дружки последний кусок отобрать хотят, да с другими не делиться.
Тяжелая жизнь, стал я попивать и  беду водкой заливать.
Хочется, чтобы всё иначе было, да не получается. Никто меня не ценит, никому я не нужен.
Как-то сказал родовичам, что жить в ладу надобно, а они посмеялись, меня из дома выставили, да и сказали: раз такой добрый, щедрый,  умный иди по миру. Люд тебе поможет, а мы уж без тебя будем жить как умеем. И ты нам не указ, хоть и старший, никто ты нам и ничто, уходи и жить не мешай.

Ну что ж делать, пошёл я, куда глаза глядят, а сам только и думаю, как бы забыть это всё? Вот и попиваю.

- Да, парень. Ты вроде и взрослый мужик, а в детстве застрял. Живи у меня пока, буду помогать, на ум-разум направлять.  Ты слушай, да делай. Не получается, а ты пробуй. Раз не получится, два, десять, двадцать...
Ну да ничего это учеба.

- Как же я у тебя останусь? Стесню тебя дедушка.

Ухмыльнулся старик-ведовик и говорит: "Не стеснишь. Мне за радость помочь. Только и от тебя кой-что мне нужно будет, ну об этом завтра поговорим. А пока вот тебе постеля, умывайся, да спать ложись.
Отдыхать пора.

- Спасибо тебе дед Тутовик. Не прогнал, выслушал.

18.11.21


Рецензии