Перспективы развития Дальнего Востока
Если говорить о рекреационном потенциале развития, то все тот же Приморский край имеет климатические преимущества, а также уникальную и в чем-то даже экзотическую природу, множество заповедников и туристических маршрутов. Купальный сезон на побережье Южного Приморья длиться 3-3.5 месяца, а теплая и солнечная осень весьма благоприятна как для морских круизных прогулок, так и для походов в горы, где можно будет любоваться яркими красками смешанных лесов. Сам Владивосток очень живописный красивый город и ему есть куда развиваться, ведь это порт и ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион. Горные районы хороши для рыбалки в местных реках, пеших путешествий по специально отведенным тропам и возможностью увидеть уссурийского тигра, гималайского медведя, перевитые лианами деревья. Приамурье в этом плане поскромнее, хотя и там можно организовать круизы по Амуру, ведь горные пейзажи вокруг все также изумительны своей почти девственной красотой. Да и рыбалка благоприятнее именно на средних реках, притоках Амура, куда заходит на нерест рыба из холодного Охотского моря в период размножения. Правда, все это должна быть поставлено на контроль и не допускать браконьерства, поддерживая численность рыбных ресурсов для их дальнейшего возобновления. Сахалин хоть и обделен благоприятным климатом как выше названные места, но зато славиться своей дикой природой, где можно встретить курильский бамбук. Да и рыбалка на Сахалине также будет богата, главное соблюдать меру. Из плюсов назвал бы возможность развития горно-лыжного спорта, так как на юге Сахалина мягкие многоснежные зимы и горная местность. На Южных Курильских островах с их очень мягкими зимами и умеренным летне-осенним сезоном весьма экзотическая природа, к тому же есть вулканы и термальные источники, поэтому тут тоже есть потенциал в рекреации. Камчатка идеальна для рекреационного отдыха во всех аспектах, кроме купания. Суровый климат с прохладным летом и длительной много-снежной зимой подходит как раз для любителей зимних видов спорта, но никак не для любителей позагорать и поплавать как в Приморье. Но зато великолепная природа с горными ландшафтами, гейзерами и теплыми термальными водоемами, густыми дикими лесами и близко расположенными вулканами – идеально подойдет для любителей пеших маршрутов в первозданной природе, а также желающих погреться в теплых купальнях на фоне заснеженных вулканов. Колыма суровый край и там кроме самых отчаянных смелых путешественников делать нечего, хотя рыбы много в местных реках и можно просто наслаждаться дикой северной суровой природой, пока еще нетронутой человеком. Магаданская область развивалась в СССР, когда там был Дальстрой, северные надбавки, строили города и поселки для освоения богатых золотом земель. Сейчас этот северный край приходит в запустение, даже Магадан убывает стремительно по населению с момента распада СССР. Как развить Колымский край, если кроме добычи полезных ископаемых там в общем-то делать нечего? И как привлечь людей с Запада, чтобы они были готовы работать и даже жить в столь суровых климатических условиях Дальневосточного Севера? Вопрос остается открытым. Также и про Чукотку, Север Камчатки и Хабаровского края (Аяно-Майский, Охотский районы). Суровые климатические условия и очень слабо развитая инфраструктура, отсутствие хороших дорог и связь с «материком» лишь с помощью авиации – все это накладывает свой отпечаток на эти края, которые словно замерли в ожидании своих новых открывателей и авантюристов, как когда-то это было во времена экспедиций Атласова, Дежнева, Беринга , а также советских энтузиастов.
Полноценное развитие региона невозможно без энергетики и транспортной инфраструктуры. Уже легендарные всем известные Транссиб и БАМ заметно ускорили в свое время развитие Дальнего Востока, особенно его южной части. Вообще особенностью России является именно развитая сеть железных дорог, а тем более их протяженность из одного конца страны в другой. На месте проложенных железно-дорожных магистралей возникали станции, вокруг которых строились промышленные города и поселки городского типа, особенно в советское время. Благодаря Транссибу и БАМу успешно осуществляется транзит важных грузов из стран Востока как в западные районы России, так и в Европу. В случае строительства мостов или тоннелей в районе Татарского пролива можно было бы соединить Сахалин с сетью железных дорог на материке. А в районе пролива Лаперуза можно было бы также проложить тоннель или мост в Японию на остров Хоккайдо. Таким образом, поезда бы пошли от Лондона через всю Европу и Сибирь до Токио. Не трудно догадаться, что это все дало бы мощный толчок развитию Дальнего Востока, особенно Сахалина и Хабаровского края. Но пока там есть лишь паромная переправа «Ванино-Холмск» и то она в уже широком месте пролива. Хотя в самом узком месте Татарского пролива, находящемуся ближе к Амурскому лиману, могли бы сделать мощную насыпь для прокладки автомобильной и железной дороги. Конечно, можно и прорыть тоннель, смотря по обстоятельствам, что будет выгоднее в плане затрат. Но тут есть еще один аспект, а именно возможное утепление климата Юга Дальнего Востока благодаря перекрытию потока холодных вод Охотского моря между Хабаровским краем и Сахалином. Именно эти воды устремляются вниз к Приморью, образуя то самое холодное Приморское течение, которое несет туманы и выхолаживает там воду на широте Сочи, где уже растут пальмы. В общем, тут есть куда стремиться! Проблематично как раз осваивать Чукотку, Магаданскую область и Северную часть Хабаровского края, так как там суровый климат, многолетняя мерзлота в грунтах и очень слабая плотность населения (почти пустыня). В этих краях по лучше только в крупных городах на побережье вроде Магадана или Анадыря, где развито авиа-сообщение с крупными городами России и есть прерываемая на зиму навигация по морю, связь с Северным Морским Путем. Конечно, можно построить железную дорогу вдоль Колымского автомобильного тракта, тем самым пустив поезда с Якутска до Магадана, соединив как раз Колымский край с БАМом и Транссибом. Но тут уже все упирается в экономическую финансовую сторону вопроса, насколько окупятся затраты и окупятся ли они вообще? Надо быть реалистами, хотя помечтать я очень люблю. Даже до Якутска с трудом кое-как протянули за много лет ж/д ветку от БАМа до Нижнего Бестяха, который находится на другой стороне реки Лены и в сам Якутск пока приходится переправляться на пароме от вокзала. Автомобильная дорога же есть, Колымский тракт построили уже давно, но она находится в крайне плачевном состоянии, как правило, это грунтово-щебеночная дорога из-за мощной вечной мерзлоты. К тому же, на протяжении сотен километров трассы нет ни души, даже каких-либо нормальных поселков с авто-заправочными станциями, гостиницами и магазинами. Если, не дай бог, что-то случится форс-мажорное на дороге, то попадаешь в крайне опасную ситуацию в окружении глухой дикой лесотундры, а зимой еще и с морозом в -50-60. В общем, тут много трудностей именно из-за суровых природных условий и крайней запущенности региона, обусловленной мощным оттоком населения на Запад, много вымерших заброшенных поселков. Если говорить об энергетике, то в самой выигрышной позиции будет Сахалин с его нефте-газовыми запасами в северной части острова, возможностью ставить ветряки вдоль всего побережья благодаря частым сильным ветрам с Охотского моря. Особенно сильные ветра на Курильских островах, где можно максимально использовать ветряные станции. Хотя Камчатка тут тоже будет в выигрыше, ведь там помимо все тех же сильных ветров с Тихого Океана есть возможность максимально использовать геотермальную энергию. А в районе Пенжинской губы хоть и крайне суровый климат, но зато можно смело ставить приливную электростанцию (ведь был уже такой проект). На Чукотке уже есть построенная еще в СССР Билибинская АЭС. Но атомные станции в принципе можно и дальше строить именно в малонаселенных суровых краях Чукотки или Колымы, тем самым увеличивая их безопасность. На Юге Дальнего Востока есть уже построенные Зейская и Бурейская ГЭС. Но в Приамурье и Приморье упор нужно делать на солнечную энергетику благодаря местному климату с большим количеством солнечных часов в году. Таким образом, исходя из собранных данных, можно смело выделять основные зоны экономического развития Дальнего Востока, а именно Владивосток как крупнейший порт, ворота в Восточную Азию (через Транссиб) и возможный курорт, Хабаровск как важный транспортный узел, Южно-Сахалинск как прямая связь с Японией и первый российский крупный город по пути на материк. Зона освоения для комфортной жизни в тепле и для земледелия (большая часть Приморья, Юг Приамурья), зона активного туризма как местного, так и со Стран Азии (Юг Приморья, Южный Сахалин, Южные Курилы, Южная Камчатка). Остается надеяться, что автор статьи застанет бурное развитие Дальнего Востока и сможет во второй половине жизни уехать туда навсегда.
Свидетельство о публикации №221112200320