Перспективы развития Дальнего Востока

Дальний Восток всегда меня интересовал, с самого детства, в пору моего увлечения географией. Сам я дальневосточник, родился в Приморском крае  в солнечном городке Спасск-Дальний, где очень благоприятный климат и растут абрикосы, виноград, баклажаны, томаты, арбузы. Несмотря на мое длительное проживание в Центральной России, меня не покидают мысли о путешествии по Дальнему Востоку, а также о его будущем и перспективах развития. Наверное, многие уже слышали о «дальневосточном гектаре», то есть о бесплатной выдаче земли всем желающим сроком на 5 лет, за который участник должен обустроиться, а затем сможет оформить землю в свое пользование навсегда. Если же за 5 лет ничего не сделать и земля будет пустовать, то ее отберут, что в общем-то логично. Однако, не стоит забывать, что Дальний Восток это крайне неоднородный и контрастный регион, где собраны самые разнообразные климатические условия и почвы, а также преобладают горные ландшафты с долинами крупных рек и отдельными выделяющимися небольшими равнинами. И когда я глянул на карту выдаваемых земель, то был крайне удивлен  местоположением предполагаемых гектаров на раздачу. Зачем вообще отмечены север Камчатки, Чукотка, гористые районы Магаданской области (вспомните фразу из фильма про приглашение на Колыму), приморская северная часть Сахалина, низовье Амура, горные районы Буреинского хребта и Сихотэ-Алиня, верхне-зейское болото, а также горное Забайкалье. Хотя для меня вообще странно, что  Забайкалье стали относить к Дальнему Востоку, включив его на карте районирования. Все-таки Забайкалье это зона Восточной Сибири с ее резко-континентальным сухим климатом, в отличии от муссонного климата Приамурья и Приморья. Но дело даже не в этом! Суть в том, что отмечены места как раз малоблагоприятные или даже крайне неблагоприятные для ведения сельского хозяйства, а то и просто для нормального комфортного проживания.  Незадачливый житель Средней Полосы приедет на этот самый гектар, а в итоге будет разочарован и вряд ли захочет там остаться. Уж если выбирать места для раздачи земель, то надо брать самые комфортные как для проживания, так для и земледелия, садоводства.  Ясное дело, что горные территории вряд ли подойдут для этого, даже если это будут южные районы. Ведь в горных районах почва не такая плодородная, да и во время наводнений сток с гор как бы вымывает все вниз по склонам. Горные районы хороши для лесного хозяйства, охоты и собирательства, а также для туризма (походы, сплав, рыбалка в горных реках, посещение заповедных мест с гидом). Определенно ясно, что нужно брать равнинные места или хотя бы долины крупных рек, а также побережье более-менее прогревающегося моря. Но именно эти места почему-то не подпадают под раздачу гектаров, что является признаком слабоумия тех, кто все это затеял под видом благих дел и «заботы о народе» (смеюсь). Какого черта обошли вниманием такие прекрасные места, как Зейско-Буреинская равнина, Средне-Амурская низменность, Уссури-Ханкайская равнина, побережье Приморья? Видимо, с географией у некоторых кадров все очень плохо и в школе они ее прогуливали. Обширная область низменности Среднего Приамурья, где находится как раз Хабаровск, благоприятна для сельского хозяйства благодаря хорошим пойменным почвам, жаркому влажному лету. Вплоть до Комсомольска-на-Амуре можно свободно выращивать арбузы, помидоры, яблони, вишни, сливы. Пассажирка из поезда и уроженка тех мест говорила, что в окрестностях Хабаровска абрикосы растут у них! А ведь это даже не Юго-западное Приморье с его известным исключительным климатом, а уже Приамурье, южные районы Хабаровского края. Забывают также про хлеборобную и довольно обширную Зейско-Буреинскую равнину, где расположен город Благовещенск. Юг Амурской области с его более сухим летом и черноземовидными почвами еще более благоприятен для пшеницы, овощей, бахчевых. Правда, климат там уже более континентальный и за счет более морозных зим труднее будет с садоводством, в отличии от более менее относительно «мягкого» Хабаровска. Но в целом оба этих географических региона благоприятны для проживания жителя Западной России, да и солнца в году там гораздо больше. Не зря Хабаровск включен в список самых солнечных городов России, да и вообще весь континентальный Юг Дальнего Востока свободно конкурирует в этом с Кубанью и Крымом по количеству солнечных часов в году. Конечно же, Приморский край является самым теплом местом на Дальнем Востоке и вообще в Азиатской части России в целом. Не просто так говорили про этот край, что долгота колымская, но широта то крымская. Владивосток уже южнее Сочи и Ялты, хотя зима там есть, но довольно мягкая и очень солнечная, малоснежная (в отдельные годы без снега). Из минусов только туманы в конце весны и начале лета, зато полноценное лето с конца июня до начала октября, так как сентябрь по средним температурам является летним месяцем и купальный сезон в Японском море еще продолжается. В глубине материка в районе озера Ханка и долины реки Уссури климат отличается относительно морозными зимами (но еще более мягкими, чем в Хабаровске),  при этом очень жарким продолжительным летом, которое может начинаться уже в начале-середине мая и длиться до конца сентября. При этом сухая и солнечная зима довольно комфортная, а осень теплая и тоже очень солнечная. В окрестностях Спасска-Дальнего выращивают даже персики, а клубника иногда по размеру с кулак. В окрестностях озера Ханка выращивают рис и сою, а в заповедных местах цветет лотос. Вот в таких местах и нужно раздавать гектары земель гражданам, а не в труднодоступных слабо-заселенных горных районах или холодных побережий северных морей. Для садоводства и огородничества, а также для крупного фермерского хозяйства (пшеница, кукуруза, скот) благоприятны именно Зейско-Буреинская, Средне-Амурская и Приханкайская равнины с их лесостепными ландшафтами, жарким продолжительным летом, плодородными почвами.

Если говорить о рекреационном потенциале развития, то все тот же Приморский край имеет климатические преимущества, а также уникальную и в чем-то даже экзотическую природу, множество заповедников и туристических маршрутов. Купальный сезон на побережье Южного Приморья длиться 3-3.5 месяца, а теплая и солнечная осень весьма благоприятна как для морских круизных прогулок, так и для походов в горы, где можно будет любоваться яркими красками смешанных лесов. Сам Владивосток очень живописный красивый город и ему есть куда развиваться, ведь это порт и ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион. Горные районы хороши для рыбалки в местных реках, пеших путешествий по специально отведенным тропам и возможностью увидеть уссурийского тигра, гималайского медведя, перевитые лианами деревья. Приамурье в этом плане поскромнее, хотя и там можно организовать круизы по Амуру, ведь горные пейзажи вокруг все также изумительны своей почти девственной красотой. Да и рыбалка благоприятнее именно на средних реках,  притоках Амура, куда заходит на нерест рыба из холодного Охотского моря в период размножения. Правда, все это должна быть поставлено на контроль и не допускать браконьерства, поддерживая численность рыбных ресурсов для их дальнейшего возобновления. Сахалин хоть и обделен благоприятным климатом как выше названные места, но зато славиться своей дикой природой, где можно встретить курильский бамбук. Да и рыбалка на Сахалине также будет богата, главное соблюдать меру.  Из плюсов назвал бы возможность развития горно-лыжного спорта, так как на юге Сахалина мягкие многоснежные зимы и горная местность. На Южных Курильских островах с их очень мягкими зимами и умеренным летне-осенним сезоном весьма экзотическая природа, к тому же есть вулканы и термальные источники, поэтому тут тоже есть потенциал в рекреации. Камчатка идеальна для рекреационного отдыха во всех аспектах, кроме купания. Суровый климат с прохладным летом и длительной много-снежной зимой подходит как раз для любителей зимних видов спорта, но никак не для любителей позагорать и поплавать как в Приморье. Но зато великолепная природа с горными ландшафтами, гейзерами и теплыми термальными водоемами, густыми дикими лесами и близко расположенными вулканами – идеально подойдет для любителей пеших маршрутов в первозданной природе, а также желающих погреться в теплых купальнях на фоне заснеженных вулканов. Колыма суровый край и там кроме самых отчаянных смелых путешественников делать нечего, хотя рыбы много в местных реках и можно просто наслаждаться дикой северной суровой природой, пока еще нетронутой человеком. Магаданская область развивалась в СССР, когда там был Дальстрой, северные надбавки, строили города и поселки для освоения богатых золотом земель. Сейчас этот северный край приходит в запустение, даже Магадан убывает стремительно по населению с момента распада СССР. Как развить Колымский край, если кроме добычи полезных ископаемых там в общем-то делать нечего? И как привлечь людей с Запада, чтобы они были готовы работать и даже жить в столь суровых климатических условиях Дальневосточного Севера? Вопрос остается открытым. Также и про Чукотку, Север Камчатки и Хабаровского края (Аяно-Майский, Охотский районы). Суровые климатические условия и очень слабо развитая инфраструктура, отсутствие хороших дорог и связь с «материком» лишь с помощью авиации – все это накладывает свой отпечаток на эти края, которые словно замерли в ожидании своих новых открывателей и авантюристов, как когда-то это было во времена экспедиций Атласова, Дежнева, Беринга , а также советских энтузиастов.

Полноценное развитие региона невозможно без энергетики и транспортной инфраструктуры. Уже легендарные всем известные Транссиб и БАМ заметно ускорили в свое время развитие Дальнего Востока, особенно его южной части.  Вообще особенностью России является именно развитая сеть железных дорог, а тем более их протяженность из одного конца страны в другой. На месте проложенных железно-дорожных магистралей возникали станции, вокруг которых строились промышленные города и поселки городского типа, особенно в советское время. Благодаря Транссибу и БАМу успешно осуществляется транзит важных грузов из стран Востока как  в западные районы России, так  и в Европу. В случае строительства мостов или тоннелей в районе Татарского пролива можно было бы соединить Сахалин с сетью железных дорог на материке. А в районе пролива Лаперуза можно было бы также проложить тоннель или мост в Японию на остров Хоккайдо. Таким образом, поезда бы пошли от Лондона через всю Европу и Сибирь до Токио. Не трудно догадаться, что это все дало бы мощный толчок развитию Дальнего Востока, особенно Сахалина и Хабаровского края. Но пока там есть лишь паромная переправа «Ванино-Холмск» и то она в уже широком месте пролива. Хотя в самом узком месте Татарского пролива, находящемуся ближе к Амурскому лиману, могли бы сделать мощную насыпь для прокладки автомобильной и железной дороги. Конечно, можно и прорыть тоннель, смотря по обстоятельствам, что будет выгоднее в плане затрат. Но тут есть еще один аспект, а именно возможное утепление климата Юга Дальнего Востока благодаря перекрытию потока холодных вод Охотского моря между Хабаровским краем и Сахалином. Именно эти воды устремляются вниз к Приморью, образуя то самое холодное Приморское течение, которое несет туманы и выхолаживает там воду на широте Сочи, где уже растут пальмы. В общем, тут есть  куда стремиться! Проблематично как раз осваивать Чукотку, Магаданскую область и Северную часть Хабаровского края, так как там суровый климат, многолетняя мерзлота в грунтах и очень слабая плотность населения (почти пустыня). В этих краях по лучше только в крупных городах на побережье вроде Магадана или Анадыря, где развито авиа-сообщение с крупными городами России и есть прерываемая на зиму навигация по морю, связь с Северным Морским Путем. Конечно, можно построить железную дорогу вдоль Колымского автомобильного тракта, тем самым пустив поезда с Якутска до Магадана, соединив как раз Колымский край с БАМом и Транссибом. Но тут уже все упирается в экономическую финансовую сторону вопроса, насколько окупятся затраты и окупятся ли они вообще? Надо быть реалистами, хотя помечтать я очень люблю. Даже до Якутска с трудом кое-как протянули за много лет ж/д ветку от БАМа до Нижнего Бестяха, который находится на другой стороне реки Лены и в сам Якутск пока приходится переправляться на пароме от вокзала. Автомобильная дорога же есть, Колымский тракт построили уже давно, но она находится в крайне плачевном состоянии, как правило, это грунтово-щебеночная дорога из-за мощной вечной мерзлоты. К тому же, на протяжении сотен километров трассы нет ни души, даже каких-либо нормальных поселков с авто-заправочными станциями, гостиницами и магазинами. Если, не дай бог, что-то случится форс-мажорное на дороге, то попадаешь в крайне опасную ситуацию в окружении глухой дикой лесотундры, а зимой еще и с морозом в -50-60. В общем, тут много трудностей именно из-за суровых природных условий и крайней запущенности региона, обусловленной мощным оттоком населения на Запад, много вымерших заброшенных поселков. Если говорить об энергетике, то в самой выигрышной позиции будет Сахалин с его нефте-газовыми запасами в северной части острова, возможностью ставить ветряки вдоль всего побережья благодаря частым сильным ветрам с Охотского моря. Особенно сильные ветра на Курильских островах, где можно максимально использовать ветряные станции. Хотя Камчатка тут тоже будет в выигрыше, ведь там помимо все тех же сильных ветров с Тихого Океана есть возможность максимально использовать геотермальную энергию. А в районе Пенжинской губы хоть и крайне суровый климат, но зато можно смело ставить приливную электростанцию (ведь был уже такой проект). На Чукотке уже есть построенная еще в СССР Билибинская АЭС. Но атомные станции в принципе можно и дальше строить именно в малонаселенных суровых краях Чукотки или Колымы, тем самым увеличивая их безопасность. На Юге Дальнего Востока есть уже построенные Зейская и Бурейская ГЭС. Но в Приамурье и Приморье упор нужно делать на солнечную энергетику благодаря местному климату с большим количеством солнечных часов в году. Таким образом, исходя из собранных данных, можно смело выделять основные зоны экономического развития Дальнего Востока, а именно Владивосток как крупнейший порт, ворота в Восточную Азию (через Транссиб) и возможный курорт, Хабаровск как важный транспортный узел, Южно-Сахалинск как прямая связь с Японией и первый российский крупный город по пути на материк. Зона освоения для комфортной жизни в тепле и для земледелия (большая часть Приморья, Юг Приамурья), зона активного туризма как местного, так и со Стран Азии (Юг Приморья, Южный Сахалин, Южные Курилы, Южная Камчатка). Остается надеяться, что автор статьи застанет бурное развитие Дальнего Востока и сможет во второй половине жизни уехать туда навсегда.


Рецензии