Его именем назван известный танец Исламей

ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАН  ИЗВЕСТНЫЙ ТАНЕЦ НА КАВКАЗЕ – «ИСЛАМЕЙ»

АРИСТОКРАТ КАВКАЗА - БАЛКАРСКИЙ ТАУБИЙ (КНЯЗЬ),  ИСМАИЛ УРУСБИЕВ

Родился Исмаил Мирзакулович в 1831 году, когда Балкария только-только вошла в состав Империи 1827году, Отец Исмаила – Мырзакул Исмаилович – принимал участие в балкаро-дигорском посольстве 1827 года к командующему российскими войсками на Кавказе генерал-лейтенанту Эмануелю в г. Ставрополь, в результате которого Балкария добровольно вошла в состав Российской империи. Мать Исмаила Мырзакуловича – Татлыхан Султановна происходила из рода таубиев Хуламского общества Шакмановых.

В 1850 г. Исмаил Мырзакулович был в числе почетных лиц балкарских обществ, представленных Его Высочеству Наследнику Цесаревичу Александру Николаевичу. Через год в 1851 году Исмаил в составе свиты своего зятя, правителя части Сванетии, князя, прапорщика Отара Дадешкелиани посетил Санкт-Петербург. За участие в этой поездке император Николай I князю Дадешкелиани пожаловал чин прапорщика, а Урусбиеву – золотую медаль с надписью «За усердие» на Анненской ленте для ношения на шее, но ничто еще не предвещало того, что именно Исмаил Урусбиев станет самым известным  аристократом Кавказа.
Исмаилу Урусбиеву выпала честь общаться с передовыми людьми Европы, мира и Кавказа. И это была не случайность.
Человек широчайших познаний, князь, патриот своей родины – Балкарии, с его именем связаны многие восхождения на высочайшую гору Европы – Минги тау – Эльбрус.

С его именем связано сбор и печатание в русской литературе сведений о горцах их легендах и музыке.

Балкария и балкарская история, жизнь горцев Балкарии с размаха первовосхождения на Минги тау, карачаевца Киллара Хачирова задала импульс не только восходителям, но и музыкантам, исследователям и многим известным путешественникам.

По крайней мере, как знали Исмаила Урусбиева, как внимали его словам, никому на Северном Кавказе не было уделено и малой толики такого внимания.
Благодаря культуре и нраву балкарского народа в мире узнали о горцах Кавказа, их нравах и высокой культуре.

Дуглас Фрешфильд

Всего Фрешфилд совершил три экспедиции на Кавказ: в 1868, 1887, 1889 гг. Во время этих путешествий Фрешфильд побывал в Осетии, Балкарии, Сванетии, совершил восхождения на Казбек и Эльбрус. По признанию самого Фрешфилда Кавказ был «великой страстью всей его жизни». Именно Фрешфилд своим смелым путешествием на Кавказ открыл новую главу в истории покорения гор: «альпинизм за пределами Альп». Итогом его путешествий стало двухтомное сочинение «Исследование Кавказа». Оно вышло в 1896 с иллюстрациями известного фотографа с мировым именем Витторио Селла. Книги Фрешфилда считаются одними из лучших дореволюционных трудов, посвященных Кавказу и его жителям. Это скорее научная работа, чем дневник с личными заметками, но среди страниц, посвященных описанию флоры и фауны гор, с интересом читаем, как Фрешфилд описывает радушный прием «хозяина ущелья князя Исмаила Урусбиева», который выделил для сопровождения иностранцев при восхождении на Эльбрус пять человек, в том числе восьмидесятилетнего старца Ахию Соттаева (1788–1918). Оказавшись у основания предвершинных скал, альпинисты решили, что подъем невозможен, но тут увидели двух своих носильщиков, которые с грузом быстро нагоняли их. Это были старик Соттаев и Дячи Джампуев. С этого момента лидерство в подъеме на вершину перешло к горцам, которые вырубали во льду путь, пока крутой подъем не закончился. «Далее хребет был удобен», – вспоминал Фрешфилд – «И по указанию носильщиков мы шли по нему гуськом, спрятав руки в карманы… пока не достигли высшей точки в виде голой скалы, окруженной снегом... Это и была вершина Эльбруса».

Встреча в Балкарии

Упоминаемый в тексте книги Фрешфилда князь Исмаил Урусбиев – личность почетно известная далеко за пределами родных гор и России. Исмаил Мырзакулович Урусбиев и его сыновья внесли большой вклад в дело собирания и изучения истории, этнографии, материальной и духовной культуры горских народов. Князь Урусбиев принимал в своем селе Урусбиево (с. Верхний Баксан) и сопровождал в поездках иностранных альпинистов, ученых, деятелей науки и культуры и знакомил их с историей и фольклором горцев. Среди его гостей были академик Вс.Ф. Миллер, профессор Л.Г. Ковалевский, композиторы С.И. Танеев и М.А. Балакирев, художник Н.А. Ярошенко, альпинист Д. Фрешфилд, фотограф В. Селла и многие другие.

 В 1885 Танеев с помощью князя Исмаила собрал сведения о музыке кавказских горцев и писал, что «князь Исмаил считается первым знатоком кавказских преданий».

 Балакирев трижды побывал на Кавказе в 1862, 1863 и 1869 гг.
Его интересовал музыкальный фольклор кавказских народов. Князь познакомил его со множеством местных народных мелодий. Танцевальная мелодия – разновидность лезгинки – легла в основу самостоятельного фортепианного произведения «Восточная фантазия Исламей».
 Будучи в Урусбиево, Ярошенко написал серию работ, посвященных Кавказу: «У подножия Эльбруса», «Шат-гора» и др, Урусбиево было также центром альпинистских экскурсий.

Князь лично сопровождал в 1868 г. до большой высоты юного Фрешфилда в его восхождении на восточную вершину Эльбруса 19 июня. Урусбиев был всегда очень внимателен к своим гостям.

За неоценимую помощь ученым, альпинистам и людям искусства он был избран почетным членом Русского географического общества.
 Нет ни одного капитального труда 19 века, посвященного высокогорному Кавказу, в отечественной и иностранной литературе – английской, итальянкой, французской, где бы с признательностью не упоминалось о князе Исмаиле.
Дом князя благодаря накопившимся подаркам, портретам и воспоминаниям его гостей представлял маленький музей. С. С. Анисимов в работе «От Кавказа к Эльбрусу» приводит такой эпизод:
«Еще в 1868 известный английский альпинист Дуглас Фрешфилд оставил в семье Урусбиева переплетенную тетрадь, в которой записал свое восхождение на вершину Эльбруса с проводником Ахией Соттаевым. С тех пор в эту книгу вносили свои записи все, кто бывал в Урусбиево, о чем свидетельствовали их признательные надписи.

Встреча с балкарцами

Здесь их приятно удивила радушная встреча местного князя, «хозяина» ущелья, князя Исмаила Урусбиева. Как ни в каком другом месте на Кавказе к гостям отнеслись с почтенным вниманием и сделали все для удовлетворения их немного странного желания. На восхождение их отправились сопровождать пять человек, в том числе и пожилой уже, 80-летний Ахия Соттаев, участник экспедиции Емануэля. Первоначально все они шли как носильщики и ни о каком участии местных жителей в штурме Эльбруса речи не шло. Договорились так, что двое из балкарцев возьмут продукты на дневной перекус и выйдут следом за восходителями, чтобы встретить их на спуске. В первый день альпинисты и носильщики поднялись вверх по ущелью Теркскол до языка ледника, во второй день вышли на площадки на гребне на высоте около 3650 метров.
Критический момент восхождения
Вышли ночью в 2:30, в целом погода благоприятствовала подъему, хотя было холодно. В 7 час. 30 минут англичане поднялись к основанию предвершинных скал. Здесь они остановились, укрывшись от ветра, и пытались каким-то образом согреться. Настроение было неважное. Практически они уже приняли решение о спуске. «Но, глядя вниз, мы увидели вдруг, к своему удивлению, двух носильщиков, быстро двигавшихся по нашим следам. "Я сказал, - пишет далее Фрешфильд, - если носильщики пойдут, и я с ними". "Если один пойдет, то и все пойдем", - добавил Мур. С этого момента холод, хотя и суровый, перестал быть мучительным».
Лидерство на восхождении перешло к горцам Ахие Соттаеву и Дячи Джаппуеву. Они шли наравне с сильной альпийской командой, чаще всего прокладывая путь. Наконец крутая часть закончилась. Далее - «хребет был удобен, и по указанию носильщиков мы шли к нему гуськом, заложив руки в карманы и с топорами под мышками, пока не достигли высшей точки в виде голой скалы, окруженной снегом....

Это и была вершина Эльбруса…
 
Здесь мы остановились, чтобы рассмотреть насколько возможно дальше все подробности обширной панорамы, открывшейся нашим глазам.
 Оба туземца указывали нам разные долины, в то время как мы старались рассмотреть горы...»

Итак, первое восхождение на Эльбрус альпинистской группы состоялось 31 июля 1868 года, во многом благодаря усилиям местных проводников.

Дуглас Фрешфильд о балкарский проводниках и носильщиках

“Я никогда не видел лучших ходоков, чем балкарцы. Не только на горных склонах, что особо важно для альпинистов, но и в долине. Они повели нас за собой на восхождении на Эльбрус, и сейчас, внизу, когда Таккер решил их испытать и резко ускорился на лугу, они легко перешли на более высокий темп со скоростью 5 миль в час. Вскоре мой товарищ был вынужден признать, что его провокация не сработала. Эти люди – отличный материал в будущем для кавказских гидов, если не брать во внимание языковый барьер, то нет причин, почему бы из них не получилось гидов. Уже сейчас у них достаточно практики хождения по ледникам, чтобы сопровождать экскурсии по ним. А получив еще немного практики, они станут надежными спутниками путешественников, которые будут изучать ледники высокогорья".

Благодарность

И гости никогда не забывали своих помощников, с теплотой отзываясь о них в своих воспоминаниях. Как легенды, бытуют в горах рассказы об английских альпинистах, приславших в знак благодарности Исмаилу Мырзакуловичу Урусбиеву из Лондона блестящий штуцер, нарезное крупного калибра охотничье ружье…
 Урусбиево
 Прославленная кунацкая Исмаила Мырзакуловича, принимала самых высоких гостей Европы и мира, радушным приемом хозяев, пришедшими сюда сельчанами, постоянно удивляющим их Исмаилом, его статной и цветущей фигурой, познаниями в области истории, литературы, фольклора.
Надо заметить, что во время пребывания гостей в том или ином ущелье Балкарии их непременно знакомили с достопримечательностями и историческими памятниками этих мест, старались разнообразить их досуг. Так, уже на следующий день Исмаил Мырзакулович организовал для гостей экскурсию на «Кругозор», где специально для Танеева был дан «концерт» национальной музыки. Исмаил виртуозно играл на балкарском музыкальном инструменте «къыл къобуз», Танеев же поддерживал его игрой па скрипке.

Вряд ли, кто из других соседних князей могли себе позволить такое отношение…
Слишком разными были ценности и воспитание…

Есть очень популярная и известная фотография, где запечатлены известные люди России и среди них, как уважаемый аксакал и тамада в белом чекмене князь Исмаил Мурзакулович Урусбиев. Именно, Исмаил Урусбиев, и никто другой, балкарский таубий в среде высокообразованных людей России рассказывает о богатой, горской, балкарской музыке своим именитым друзьям. В то время, когда многие не именитые и не известные кабардинские пши, как писал известный исследователь Евгений Марков в 1887 году, в своей работе «Очерки Кавказа. Картины Кавказской жизни, природы и истории», что: «…кабардинские князья и уздени до такой степени пали нравственно под влиянием рабства, что всякий труд у них почитался позором…». Это небольшой пример праздности одних князей и пример благородства, утонченности, образованности других людей, служащих эталоном воспитанности и нравственности жителей Кавказа.
Такое трепетное и высокая оценка к нравственным качествам балкарцев, не было единичным. Известный путешественник К.П. Тульчинский в 1903 году о балкарцах писал, что «… В отношении нравственности: можно с уверенностью сказать, что из всех туземных народностей Терской области и пожалуй всего Кавказа население пяти горских обществ (Балкарии) является самым нравственным, честнейшим, тихим и трудолюбивым племенем…»
В отличие их соседей, о которых тот же Е. Марков отметил: «…К… первый вор на всем свете. На что глянет, то и слящет…»
Возвращаясь к высокой культуре балкарцев, следует отметить, что такая высокая культура и нравственность возникла не под влиянием чуждых традиций и обычаев, а собственных нравственных ценностей и культуры многих тысячелетий тюркской – балкарской этики и истории имевших великие традиции тюркских государств: Алании, Хазарии, Золотой Орды и Беш Тау Эл – Балкарии!

С. И. Танеев писал своему другу Маслову: «…С нами едет владелец Урусбиевского аула, человек во многих отношениях замечательный, Измаил Мырзакулович Урусбиев, пятидесяти лет от роду, знающий весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку  старинную и новейшую, знающий  историю и географию, Бокля, Дарвина и других, считается здесь первым знатоком кавказских преданий».

Профессора Ковалевский и Иванюков отзывались о нем не менее восторженно: «Урусбиев имеет обстоятельные сведения по истории. Князь – отличный знаток народных преданий и легенд. Память у него феноменальная!» Но что вызвало наибольшее удивление у этих мастистых учёных, так это то, что беседуя с ними о русской литературе, он в доказательство своей мысли цитировал Добролюбова. Не так уж много было людей на Кавказе знакомых с деятельностью этого великого демократа.

Сергей Иванович Танеев – выдающийся русский композитор, учёный и педагог – был учеником Николая Рубинштейна и Петра Ильича Чайковского. Вся его деятельность неразрывно связана с Московской консерваторией. В год своего первого приезда на Кавказ (1885) он стал её директором. Его кантаты и оперная трилогия «Орестея» получили мировое признание. Танеев воспитал таких выдающихся музыкантов, как Скрябин, Рахманинов, Ляпунов, Палиашвили, Глиер и др.

Рассказывает Тимур Шаханов:

1885 год.

«…Результатом экспедиции стало написание Ковалевским и Иванюковым этнографического очерка у подошвы Эльборуса», а также заметка Танеева, содержащая его соображения относительно горской музыки. Эта заметка не имела нотных записей, и я задаося целью во что бы ни стало разыскать их…Вскоре были найдены и вожделенные ноты.
Теперь вернёмся непосредственно к тому, что говорил в своей заметке Танеев о горской музыке. Он пишет: «Урусбиев сообщил мне сведения о горских танцах и музыкальных инструментах…
У горцев есть люди, специально занимающиеся игрой на инструментах и пением и живущие своим искусством. На праздниках и свадьбах они получают весьма щедрое вознаграждение».
Далее Танеев рассказывает о наших музыкальных инструментах. Он говорит, что танцы сопровождались мужским хором, игрой на дудке-сыбызгы, ритмическим щелканием ударного инструмента- харс в соединении с ударами в ладоши, производящимися как участниками хора, так и зрителями этого праздневства…Из описанных Танеевым музыкальных инструментов балкарцев наибольший интерес представляет указание на арфу. Это один из древнейших инструментов… Большой интерес представляет сообщение Танеева о главнейших жанрах балкарских песен. Привожу слова композитора: «Музыка кавказских горцев отличается богатством и разнообразием мелодии и ритмики! И представляет собой интерес, как с гармонической точки зрения, так и с точки зрения ее двухголосного склада, который для горцев является наиболее естественным». Свои весьма содержательные записи о нашей музыке Танеев кончал так: «У меня до сих пор не изгладилось чрезвычайно поэтическое впечатление той ночи, когда мы перед перевалом через Донгуз-Орун расположились на ночлег у костра и засыпали под жалобные звуки кобуза, на котором старый князь учил своего сына горским песням». Из книги Т.Б. Шаханова «Записки Краеведа», Нальчик, 2004г.


Хадис Тетуев, общественный деятель, 21.11.2020г.


Рецензии