Волшебная полянка

В некотором царстве-государстве на опушке леса на большой поляне, границ которой даже не было видно, росли полевые цветы и травы. Конечно, это были не совсем обычные растения, а волшебные. Они умели разговаривать между собой, делая это постоянно и с большой охотой. На полянку часто приходили девушки, чтобы полюбоваться разноцветьем, а также детишки, чтобы поиграть и порезвиться. Всем им казалось, что полянка наполнена какими-то чарующими звуками. А это цветы разговаривали между собой. Только людям не дано было их услышать. Хотя у цветов был один секрет. Среди ромашек и колокольчиков, васильков, маков, одуванчиков, пижмы, душицы, зверобоя и других, часто встречающихся на опушках леса цветов на этой поляне, рос неприметный голубовато-синий клевер. Люди привыкли, что обычный клевер имеет розовато-сиреневую окраску, и его часто собирают, чтобы заваривать душистый чай, помогающий при болезнях сердца. А ярко голубой клевер был гораздо меньше по размеру и по цвету похож на незабудку. Наверное, многие так и думали, что это и есть незабудка, но какой-то другой формы. И напрасно. Голубой клевер был цветком хотя и незаметным, зато волшебным. Если бы хоть кто-то догадался заварить из него чай или просто подержать во рту, как иногда делают дети, то такой человек мог бы потом слышать, о чём шепчутся между собой цветы. Но девушки обычно срывали ромашки, чтобы погадать, любят ли их, старушки собирали лекарственные травы, чтобы потчевать своих непослушных внуков, когда они болели, а дети просто бегали по полянке, сминая цветы и не обращали на них никакого внимания. Только цветы всё видели и всё замечали. О чём-же разговаривали цветы, когда на полянку из соседней деревни приходили девушки в длинных сарафанах и белых вышитых рубахах?
Первыми начинали возмущаться ромашки:
- Ну вот, теперь многим из нас придётся остаться без лепестков. И кто это придумал - гадать на ромашках? Неужели девушки настолько наивны, что верят в такое гадание? А не лучше бы самим спросить у милого, любит он или нет?
Им отвечал сиреневый колокольчик:
- Как я тебя понимаю! Мы, колокольчики, тоже страдаем от людей. Нас часто срывают, делают огромные букеты, а пока доносят до дома, наши головки вянут. И никакая вода их уже оживить не может. Такой букет просто выбрасывают… Эх, знали бы люди, как мы страдаем!
- А вот я горжусь, что нас собирают в пучки и сушат, - ответила душица, чьи сиренево-розовые соцветия приятно пахли и всегда привлекали пчёл. - Недавно бабушка Агафья, которая живёт на краю деревни у озера, насушила много душицы, порезала и сложила в холщовые мешочки. А когда её любимый внук Андрейка простыл, она заваривала ему чай, и кашель с нашей помощью прошёл. Очень хорошо, когда ты можешь приносить пользу. Пусть люди срезают наши цветки, ведь у нас корешки остаются, на следующий год мы снова зацветём!
- Я тоже доволен, что могу лечить почти все болезни, - добавил жёлтый зверобой. - Только не все знают, что пить чай из моих цветков нужно с осторожностью, соблюдая меру. Но бабушка Агафья очень грамотная травница, она знает.
- Вот вы, лекарственные цветы, расхвастались тут! А мне остаётся только плакать, - вступил в разговор алый мак. - Посмотрите на меня! Ведь как хорош, какой яркий у меня цвет! И что? Истребляют меня только потому, что какие-то злые люди научились делать из моих головок отраву, а ведь я при правильном применении тоже являюсь лекарством!
- Да, не повезло тебе, мак, - встряла в разговор пижма. - Я тоже лекарственное растение, но настойка моя настолько горька, что люди давно стали мной пренебрегать. И почему нас такими создали? Может, стоит обратиться за помощью к фее цветов Флоре?
- Но она разве сможет нам чем-то помочь? Она не имеет влияния на людей. Вот если бы кто-то из детей услышал бы наш разговор, он смог бы потом написать книгу о полезных свойствах лекарственных растений. Люди бы, прочитав её, стали бы бережнее к нам относиться. А то ведь скоро многие из нас просто исчезнут не только на полянке, но и на всей Земле.
- Да, это так, - печально сказала незабудка.
- Что вы приуныли? Давайте лучше песенку споём! - клевер вытянул свои головки и посмотрел вокруг. - Солнце светит, ветерок ласково нас обдувает, пчёлки жужжат — есть ведь повод для радости! Так давайте радоваться прямо сейчас!
И клевер затянул песню, которую слышал много раз от девушек, сидящих на поляне:
- Ромашки спрятались, завяли лютики…
- Да разве это весёлая песня? - тут же возмутились ромашки. - Тут и цветам плохо, и у девушек слёзы. Вспомни какую-нибудь весёлую!
- Весёлые только у детишек бывают. А они на полянках не поют, - клевер отвернулся от ромашек.
- Ну что вы ссоритесь? - вмешался ярко-голубой василёк. - Давайте просто каждый напевать тихонько свою мелодию, так у нас получится тихий перезвон.
- Давайте! - согласились ромашки, хотя в это время одна из девушек сорвала цветок и привычно начала обрывать лепестки:
- Любит, не любит, любит, не любит…
Остальные ромашки начали качать головками и жалостливо петь:
- Ох-ох-ох…
Колокольчики зазвенели:
- Динь-динь-динь…
Клевер зажужжал вместе с пчёлками, сидящими на его головках:
- Ж-ж-ж…
Да, если бы девушки, смеющиеся на полянке, могли услышать такой цветочный оркестр, то они бы удивились — тут были голоса скрипки, виолончели, флейты, звуки барабана и перезвон карильона. Но девушки, вдоволь наговорившись, собрав букетики полевых цветов, покинули поляну. А цветы до самого позднего вечера, пока последние лучи солнца не скрылись за горизонтом, продолжали создавать свою волшебную мелодию.
Лето выдалось тёплым, изредка над поляной проходили дождевые тучки, поливая цветы и травы. Они благоухали и становились всё краше. В общем, жизнь шла своим чередом.
И вот однажды ранним июльским утром на полянку пришла бабушка Агафья, не заметив даже, что за ней увязался её внук Андрейка. Он шёл тихо и на небольшом расстоянии. И только когда очутился на разноцветной поляне, тихонько окликнул бабушку:
- Бабуля! Не бойся, это я, Андрейка!
- Как ты тут оказался? - бабушка хотела придать своему голосу строгость, но получилось всё равно ласково. Ведь она любила внука, оставшегося без родителей. Любила так сильно, как умеют любить только бабушки.
- Прости, бабуля! Когда ты закрыла дверь, я уже был проснутым. И так мне захотелось пойти с тобой на эту чудесную полянку и помочь собирать травы!
- И что ты за слово такое выдумал — проснутым? Я же тебя учу правильному русскому языку. Нужно было сказать: «Проснувшимся».
- Хорошо, я исправлюсь, - и мальчик опустил голову. И тут же воскликнул:
- Бабуля, смотри, что я нашёл! Голубой клевер! Да, это действительно, клевер, хотя меньше размером и такого странного цвета!
Пока бабушка сделала несколько шагов к внуку, он уже успел сорвать один цветок и засунул его в рот. Так делают все малыши в возрасте до пяти лет. Андрейке шёл шестой год, он был мальчиком хрупким, небольшого роста, со светлыми волосами и выразительными глазами цвета неба. Как сердиться на такого малыша?
- Андрейка, я тебе сколько раз говорила, чтобы ты не пробовал цветы на вкус! Ты же не пчёлка? Да и среди цветов встречаются ядовитые, такие как беладонна и дурман.
- Бабуля, а кто это говорит недалеко?
Андрейка пропустил замечание бабушки мимо ушей, потому что начал слышать, о чём говорят просыпающиеся под лучами ласкового солнца цветы:
- Доброе утро, соседки! - ромашки начали расправлять свои белоснежные лепестки.
- И вам доброе утро, ромашки, - встряхнули росу головки клевера.
- Ой, а я никак не проснусь, сам себя усыпил! - это мак медленно раскрывал свои ярко алые лепестки.
- Бабушка, я слышу, как разговаривают цветы! - мальчик нагнулся и внимательно посмотрел на ромашки.
- Привет, Андрейка! Да, ты теперь слышишь, о чём мы разговариваем. Мы ведь тоже живые! Только люди давно забыли об этом.
- Но почему я раньше вас не слышал? - искренне удивился мальчик.
- Потому что ты раньше не замечал голубой клевер. А сегодня его попробовал. Именно сок клевера волшебный, он даёт право слышать окружающий мир. Но не всем, а только очень добрым людям.
- Тогда я сейчас расскажу секрет бабушке, она у меня самая добрая на свете! Можно же?
- Да, бабушке можно, - ответила ромашка.
- Бабуля! Вот тебе голубой клевер, попробуй его сок! Сама увидишь, что произойдёт!
Бабушка взяла цветок и несмело положила в рот. Не успела она как следует разжевать его, как тут же услышала тихие голоса:
- Здравствуйте, Агафья! Мы рады, что вы с внуком теперь можете с нами разговаривать, - высокие ярко-жёлтые соцветия пижмы доставали бабушке почти до пояса, и она отчётливо услышала каждое слово. - Теперь у нас появилась надежда, что человечество в скором будущем не уничтожит все травы, цветы, злаки, кусты и деревья.
- Почему вы так думаете? - удивилась Агафья.
- Когда-то наша фея Флора проговорилась, что однажды маленький мальчик попробует волшебный сок голубого клевера и начнёт понимать наш язык. Потом он станет взрослым и напишет большую книгу обо всех цветах и растениях, опираясь на наши знания о самих себе. Вы, люди, не знаете всех наших волшебных свойств, хотя вам, нужно признаться, многое уже известно. Так что — приходите к нам чаще и никому не рассказывайте о голубом клевере!
- Мы не расскажем! - заверил Андрейка.
Они с бабушкой набрали зверобоя и вернулись домой, где долго разговаривали о волшебном клевере и своём умении понимать язык цветов.
 Прошли годы. Андрейка вырос, а бабушка Агафья постарела, но всё равно продолжала собирать травы и помогать всем, кто обращался к ней за помощью. Денег за лечение она не брала, но благодарные односельчане снабжали бабушку с внуком продуктами и помогали по хозяйству. Андрей теперь чаще бывал на полянке один и записывал в специальную тетрадку свойства растений и цветов, ведь своими знаниями с ним щедро делились все зелёные жители полянки.
 Ничего случайного не бывает. Однажды в избушку ближе к вечеру постучался осанистый старик с седой бородой. Ему открыл Андрей:
- Здравствуйте, дедушка! Вы к нам?
- Если тут живёт Агафья с внукам, то к вам.
- Да, это мы. Проходите, пожалуйста, - а потом позвал бабушку, - бабуля, у нас гость!
Агафья вышла из своей комнаты и обомлела:
- Иван, ты ли это?
- Я, Агафьюшка, я. Ну, здравствуй! - старик подошёл к Агафье и приобнял её.
- Так вы знакомы? - удивился внук.
- Иван, проходи к столу, я сейчас самовар поставлю, - бабушка не стала отвечать на вопрос.
Когда стол был накрыт, и все расселись по местам, Андрей повторил свой вопрос. И вот что рассказала Агафья:
- Иван жил в нашей деревне, мы с ним с детства дружили, вместе ходили на ту самую полянку. А потом родители просватали меня за богатого, и Иван сбежал из дому. Да только счастья с нелюбимым мужем я не видела. Родила дочку, вырастили её, а муж потом погиб на войне. И родители твои почти следом ушли на небеса, утонули в реке… - бабушка морщинистой рукой смахнула набежавшие слёзы. - Об Иване я больше ничего не слышала, хотя часто вспоминала о нём. Где же ты был столько лет, Ванечка? - Агафья повернулась к нежданному гостью. Глаза уже высохли и лучились особым, добрым светом.
- Это для тебя я остался Ванечкой, - улыбнулся в ответ гость. - Для остальных же Иван Николаевич, профессор, доктор естественных наук, автор многих книг о лекарственных растениях.
- Ой, как интересно! - не удержался Андрей, - я как раз собирался в город, чтобы найти кого-нибудь для печати своих трудов о новых свойствах растений. Вас нам сам Бог послал!
- Наверное, так оно и есть, - добродушно ответил Иван Николаевич. - Спасибо, Агафья, за угощение. Не терпится посмотреть, что записал в тетрадке молодой человек.
До самой ночи сидели за тетрадкой профессор и молодой человек, и только слышно было Агафье восклицания первого и объяснения второго. Нашли общий язык!
- Иван, поздно уже. Я постелила тебе на диване в горнице, завтра и пойдёшь в город. Ложитесь спать, учёные! - Агафья была счастлива так, как никогда в последние годы.
 Утром Иван предложил подружке юности сходить на полянку, где они так любили бывать вместе, и где Иван объяснился ей в любви. Андрей сделал вид, что ещё спит.
 Поляна с разноцветными цветами переливалась всеми оттенками радуги. Вдалеке светлел лес. Иван с Агафьей смотрели на восходящее солнце, а проснувшиеся ромашки, увидев их, воскликнули:
- Права была Флора! Скоро Андрей выпустит свою первую книгу о растениях!


Рецензии