Искажение истории Балкарии
«… С установлением российской администрации территория Кабарды начинает привлекать внимание российских исследователей. В 1849 г. в 1 км северо-восточнее селен. Былым А.С. Фирковичем[15] были обнаружены и обследованы остатки башни. По его сведениям, западная сторона башни сохранилась, высота которой — 6, ширина — 10, и толщина около 1,5 аршина. На сохранившейся стене имелось небольшое окно…»
Позвольте – Быллым это балкарское село и находиться на территории Балкарии и А.С. Фиркович писал только о балкарской архитектуре.
Автор "Поселений..." продолжает цитировать первоисточники работ и свое видение: «…В 1867 г. на правом берегу р. Гунделен братья Нарышкины зафиксировали наземные склепы-кешене[17]. По сведениям Н. Нарышкина местность, начиная от селения Заюково вплоть до впадения реки Гунделен в Баксан, была покрыта множеством могил, означенных грудами камней и местами довольно правильной формы, памятниками, похожими на круглые или квадратные часовни с окнами, на которых хорошо сохранились арабские надписи. На самом деле лишь часть из них относилась к эпохе позднего средневековья, а остальные к XVIII в., времени принятия ислама в Кабарде…»
Обратимся к самому Николаю Нарышкину и его статье «Отчёт об экспедиции в Балкарию и Кабарду», Известия Императорского Русского археологического общества. СПб, 1873. Т.8.Вып.4.С.325-367.:
«… Местность, начиная от аула вплоть до впадения реки Гунделен в Баксан, была покрыта множеством могил, означенных грудами камней и местами довольно правильной формы памятниками, похожими на круглые или квадратные часовни с окнами, обращенными к Мекке, и над которыми хорошо сохранились арабские надписи, относящиеся большей частью к половине прошлого столетия…»
Что касается с установлением российской администрации, в 1860 году Кавказская военная линия была разделена на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Области состояли из округов, а те – из участков. В составе Терской области был образован Кабардинский округ, в который вошли Большая Кабарда, Малая Кабарда и пять горских татарских обществ – Балкарское, Безенгиевское, Хуламское, Чегемское и Урусбиевское (Баксанское). Общества носили официальное название «Пять горских обществ сопредельных с Большой Кабардой».
А Кабарда согласно С.Броневского и его работы «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823 г., находилась на 30 верст ниже впадения реки Гунделен в Баксан относительно первой половины прошлого столетия 1750, и на 1823 год:
«…Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок.
Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт род Бекмурзы.
Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…»
Так же небрежно искажает автор "Поселений..." работу Жана де Люка:
«…Французский путешественник Жан де Люк писал "только самые восточные из адыгских племен — кабардинцы — осмеливались поселяться в открытой местности, выстраивая свои поселения в виде круга или четырехугольника — более плотную застройку и упорядоченную планировку имели традиционные поселения кабардинцев, обитавших в сравнительно обезлесенной местности. Внешняя опасность вынуждала здесь жителей прятать свои поселения за прочную ограду или возводить жилища по кругу или квадрату". Большинство домов восточных адыгов являлись турлучными, и места поселений практически невозможно определить. Несмотря на это надо все же отметить, то, что до сих пор никто специально не занимался данной проблемой…»
На самом деле Жан де Люк в своей книге «Описание Перекопских и Ногайских татар; Черкесов, Мингрелов и Грузин» 1625 г., пишет о черкесах, и ни слова о кабардинцах, в разделе III указанной книги «Описание Черкесов»: «Черкесы очень похожи на Ногайских татар, которых я только, что описал, с тою однакож разницею, что Черкесы населяют лишь более лесистые места, в которых они укрываются ( О ногайских татарах же Жан де Люк писал, что «татары не имеют постоянных жилищ, а безпрестанно кочуют, останавливаясь там, где находят воду и траву для своего скота…»). Они соседят с Ногайскими татарами, Корнухами, также Татарами, хотя исповедующими другую веру и отличающимися от оных образом жизни; к югу живут абхазы; на западе граничат очень высокими горами, отделяющих ихъ от Мингрелии…В их стране протекает две значительные реки, из которых одна впадающая в море Кубань, называется Пси, а другая Терек проходит недалеко от Кабарта…»
Ну, уж совсем не совпадает с тем, что писал в 1625 году Жан де Люк.
Как видите искажение документальных источников налицо. И человеку, не изучающему первоисточники, и не имеющему специальных навыков в знакомстве с работами людей прикрывающихся научными регалиями и работой в научных учреждениях,и преднамеренно искажающих исторические факты, на которые ссылаются нечестные историки сложно.
Хадис Тетуев, историк, 24.11.2020г.
Свидетельство о публикации №221112200586