Ветераны 193-го ограп вспоминают
. КОГДА СТОИТ НЕЛЁТНАЯ ПОГОДА
(пишет мне Алек Зуев - Сокол, однополчанин по 193-Отдельноиу Гвардейскому Развед/полку).
.
...Вспомнилось однажды мне. После вылета на больших учениях, приземлились мы вынужденно (по погоде ) в Зябровке, (самолёты старые Ту-22 были)..
...Они, местные эти аборигены, тогда отлетали уже на учениях. Самолёты на своих стоянках, лётный состав (их) ушёл, а техники в капонирах потихоньку решили отметить удачные полёты.
. Пригласили и меня погреться в капонир. Невольно наблюдал я там церемонию "разговенья". ...Сначала стартех налил половину эмалированой кружки самому молодому - лейтенанту.. Тот начал говорить, что практически не пьёт, но ему ответили, что здесь нужны не праздные с в и д е т е л и, а конкретные с о у ч а с т н и к и данного мероприятия. Лейтенант этот, с трудом проглотил, можно сказать, уважительно поданную ему "шпагу" и .... прошептал --- "ЗАКУСИТЬ БЫ".
... Стартех укоризненно сказал --- <ТЫ ЧТО, НА БАНКЕТ СЮДА ПРИШЁЛ>? Дайте ему какую - нибудь закусь.
..Достали эти гостеприимные ребята, где-то в настенном шкафчике и дали парню занюхать --- та-а-акой семь раз пересохший и аж звенящий сухарь, он его тут же и схрумкал аппетитно.
... Предложили конечно выпить и мне. Ответил им с улыбкой --- "СПАСИБО РЕБЯТА, ЭТО ВЫ ДОМА, А НАМ ЕЩЁ НАДО БУДЕТ И ДАЛЬШЕ ЛЕТЕТЬ".
... На этом вираже судьбы, мы тогда и расстались, чтоб никогда больше не встретиться!
... ПОСТСКРИПТУМ
. ЗЯБРОВКА -— бывший военный городок находящийся в Гомельской области (Республика Беларусь), являлся одним из крупнейших военных гарнизонов. На военном аэродроме «Зябровка» дислоцировался 290-й Отдельный Дальний Разведывательный Авиационный Полк (ОДРАП) 46-й Смоленской воздушной армии ВГК.
. хххххххххххххххх
. А ВОТ И МОЙ ОТВЕТ АЛЕКУ.
...Ты знаешь, а я тоже один приметный эпизод из моей солдатской срочной службы припоминаю. Было это так!
... В нашей 53-й школе младших авиаспециалистов, а проще сказать шмасе, механиков аэро-фото-аппаратуры, с самого первого дня пребывания курсантам прививалась железная дисциплина и строгое соблюдение субординации. ШМАС сперва располагался в г.Сретенск на реке Шилка в Забайкалье, но после обострения обстановки на границе был перебазирован в г. Вышний Волочёк, под Калинин.
... В гарнизоне между рядовыми курсантами, не говоря уже о сержантах и офицерах, соблюдалась всеми строжайшая эта самая субординация и гоняли там нас --- как когда-то в царской армии. Но честно скажу, что справедливо гоняли и сугубо с требованиями параграфов Устава.
...Простой ефрейтор курсант, мог тебя за малейший промах вздрючить похлеще самого генерала.
. Потом уже, когда после учебки я попал механиком АФА в 75-ю окраэ в Шаталово, что под Смоленском, (в/ч —— 10201, стояла тогда нелётная погода и л/состав эскадрильи прохлаждался на стоянке от ничего неделания, стал играть в <вертолёт>, то есть в доминошного козла.
Честно скажу, я тогда сильно и приятно был неожиданно удивлён, простому и такому доброжелательному отношению между личным составом, далеко не похожему в нашей одно годичной школе механиков.
... Удивительным прямо делом показалось увидеть, как проигравший офицер лётчик (не сопливый какой-то ефрейторишко) полез перед победившим в ходе игры солдатом --- три раза под стол, а иногда ещё и прокукарекать требовалось при этом договорном наказании, так аж опупел прямо от неожиданности.
. И в этот самый момент, мне тут же вспомнился рассказ одного нашего курсанта, которого посылали по какой-то надобности в город Торжок на аэродром, ещё в учебке когда мы были в Волочке.
... Вернулся это он в шмас из Торжка и с горящим взором в курилке нам рассказывает, как и что увидел там на аэродроме. А мы же салажата, вчерашние только школьники были и мечтали, хоть разок увидеть настоящие военные самолёты, поэтому слушали его открыв рты и удивлялись его словам --- какие-то они совсем не серьёзные, эти военные авиаторы там, оказывается служат.
..Представляете, идут это они навстречу офицеру и (удивительный факт), не всегда честь даже отдают! А у нас бы тут в учебке, обязательно за такую провинность три наряда вне очереди моментом схлопотать можно. Но там --- хоть бы тебе хны, офицер даже не остановил солдата и не сделал никакого замечания, Нонсенс прямо и только!
... А ещё говорит, он видел там сущую <крамолу>, как часиков так пять на рассвете, когда солнышко только всходило (в июле месяце 1967 года он это видел), солдаты и офицеры все вместе играли в футбол между самолётами прямо, иногда (о боже) даже орали в азарте друг на друга, добавляя матерщину.
...Непонятно и страшновато нашему курсантику было, что же за --- Непостижимые даже в мыслях, там взаимо отношения, а вернее натуральный прямо бардак творится на этом военном аэродроме! И в сердцах парень даже сплюнул, метко зашвырнув свой чинарик самокрутки в бадью для окурков.
... Откуда нам салагам, тогда могло быть известно, что в авиации бывают ночные полёты с переходом их в дневные, и что по какой-то причине их отложили, или просто передвинули на другое время. Поэтому тамошние солдаты, в пять утра уже не спят, как мы по строгому распорядку в нашем шмасе, предписывающему подавать команду <подъём>, ровно в шесть часов утра.
. Но, после очередных удачных полётов, как на счастье всегда это было в нашей эскадрилье, согласно Наставления инженерно авиационной службы (НИАС, весь полностью личный состав эскадрильи собрали на <разбор полётов>, и там стали внимательно и подробно оценивать каждую группу по общему результату работы.
...Никому и в голову не приходило делить нас на--- офицер - сверхсрочник (хомут называли их почемуто меж рядовыми) и солдат срочник, Лишь на этом, таком привычном для технарей и лётного состава --- <разборе полётов>, дошло мгновенно до моего сознания --- а ведь так оно и есть на самом деле,
...Мы все здесь реально Ответственны --- за сохранение жизни лётного состава прежде всего, а достигается такой результат при добросовестном и внимательном, согласно НИАС обслуживании эксплуатируемых в эскадрилье технических средств, обеспечивая безаварийную работу всехприборов и агрегатов!
...Не тупое соблюдение субординации тут главное, но сугубо конечный безаварийный итог работы десятков техников и механиков в каждой группе обслуживания самолёта, на своём конкретном агрегате, аппаратуре и оборудовании.
...Вот такая --- главная Заповедь и существует в Авиации, как военной, так и гражданской!
. Не приведи господь, чтоб из нас всех один кто-либо по своей невнимательности позабудет в бомболюке обыкновенную отвертку, или хотя бы маленький болтик-гаечку, который сможет подобно пуле, разворотить в полёте на сверхзвуке, все внутренности фюзеляжа, с установленной там нашей фото аппаратурой, экранированными эл/кабелями, и прочими приборами. Это же неминуемая авария тогда произойдёт, или ещё хуже того --- экипаж погибнуть может.
...Задание боевое по разведке в итоге, будет сорвано, фотографий нужных не получишь, а на всю эскадрилью ляжет позор общий и презрение командования. Упаси нас бог, от такого происшествия.
. Если, так серьёзно к этой безаварийности на суше у нас всё обстоит перед каждым спецом механиком, то что же тогда говорить ещё можно про моряков в бушующем океане, или того паче --- о подводниках в морской пучине. Там на много выше, такая общая ответственность экипажа будет, да и прочное чувство спаянности живых людей в десятки раз повыше должна быть! Факт.
. ПОСТСКРИПТУМ
...ШАТАЛОВО —-- военный аэродром ВВС России. Расположен в деревне Шаталово Смоленской области России, в Починковском районе в 8 км к югу от Починка.
Вид аэродрома --- военный.
История Аварии и катастрофы Литература
. *********
Свидетельство о публикации №221112200066