О. И. Бородачёв - педагог, поэт и игрок

 16 июля 2008 года умер ОЛЕГ ИВАНОВИЧ БОРОДАЧЁВ. Это был  замечательный педагог, через руки и сердце которого прошли сотни учеников. Добрейший и безобиднейший человек. Один из основателей самарского движения «знатоков». Создатель и президент Самарского  Клуба знатоков.  Лучший из тех, кто когда-либо работал со школьными  командами на игре «Что? Где? Когда?»      

 
В  СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЕ

Олег Иванович в течение нескольких лет преподавал историю в нашей школе (с. Домашка Кинельского района), поэтому, как мне казалось, я неплохо знал его. Но позже понял, что не знал о нём многого.  Знал, что родился он 25.10.1936 г., хотя в документах указана другая дата – 23.11.1936 г.  Ничего особенного. Такое в наше время встречалось нередко. Кстати, у меня тоже в паспорте указано другое число.  Проживал Олег Иванович в Куйбышеве. Помню их маленькую, тесную квартирку в двухэтажном бараке на ул. Осипенко рядом с подшипниковым заводом (4-й ГПЗ). Учился заочно в Куйбышевском государственном педагогическом  институте  на историко-филологическом факультете. В 1962 году приехал с молодой женой в Домашкинскую школу учителем истории, продолжая учиться заочно. В Домашке работал до 1969  года, а затем с семьёй вернулся в Куйбышев.

Жена Ольга (по документам Валентина) Васильевна (07.01.1941 - 18.05.1995) родилась в селе Кабановка Кинель-Черкасского района 11-ым ребёнком в семье. В Домашке стала работать старшей пионервожатой. 
Никакого жилья для приехавших молодых учителей при школе не было, поэтому первые несколько лет им пришлось жить на частных квартирах. Обычно в таких случаях  поселяли  у одиноких бабушек, но были и другие варианты. Олегу Ивановичу с супругой пришлось несколько раз переезжать с квартиры на квартиру, пока рядом со школой построили небольшой деревянный дом на две семьи. Чтобы ускорить новоселье, мы, старшеклассники, с удовольствием  помогали  при строительстве и отделке новой квартиры. Я и Шурик Разинков неплохо разбирались в электричестве, и мы вдвоём смонтировали  в доме всю электропроводку.
 
Вскоре у молодой семьи родилась первая дочь – Оксана – в июле 1965 года. А по возвращении в Куйбышев,  родилась и вторая дочь – Ольга – в марте 1970.
Эти  молодые учителя  для нашей школы  были находкой. Таких энергичных организаторов и затейников встретишь не часто. Олег Иванович прямо бурлил энергией. Все школьные мероприятия, благодаря его активной деятельности, не были скучными и формальными, а весёлыми и интересными.  Не случайно команда КВН нашей школы (я был капитаном) победила  сборную района.
 
Из множества интересных школьных мероприятий, КВН был самым любимым. Команда нашей школы несколько лет подряд была лучшей в районе и ежегодно побеждала во всех играх любую команду, включая сборную района. Составы команд регулярно менялись, так как ежегодно из неё уходили  окончившие школу выпускники. Поэтому Олег Иванович снова и снова формировал и тренировал новую команду, доводя её до безусловной победы над соперником. С каждой игрой наша команда показывала всё более высокий уровень. Вместе с командой рос и её создатель. Таким образом, судьба готовила его к высшей интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?, которой  впоследствии он посвятит всю жизнь…
 
При первом  появлении  в нашей школе Олег Иванович, конечно, произвёл неизгладимое  впечатление. Во-первых, внешностью. Красивый, тёмноволосый, кудрявый мужчина со смугловатым лицом (мама была еврейкой),он обладал  приятным   мягким, бархатным голосом.  Во-вторых, мы сразу были покорены его добротой и великодушием. Его полюбили все. Он располагал к себе любого из нас, не зависимо от нашего возраста и от того, в его ли классе мы учимся. Я учился не в его классе, но сколько мы вместе сделали хорошего для школы! 
Он смело выступал на собраниях, говорил прямо, даже если это кому-то не нравилось. Однажды, на объединённом комсомольском собрании, с участием не только учеников, но и молодых учителей-комсомольцев, я тоже высказал правду, которая не всем понравилась. Ох, что тут началось! Один из учителей с возмущением сказал: 

- До сих пор я считал Ускова Сергея умным человеком. Но сегодня он словно ударил меня обухом по голове… 

 И тут, внезапно, в мою защиту выступил Олег Иванович. Обращаясь к предыдущему оратору, он сказал:   

- Каким бы тяжёлым не был обух, которым Усков ударил кого-то по голове, но я обеими руками за него… 
Собрание было бурным. Я в итоге понял две вещи. Во-первых, что взрослею и могу теперь  возражать и отстаивать своё мнение. А во-вторых,  оценил важность поддержки со стороны единомышленников, особенно старших… 
 
ФАКТЫ  ИЗ  БИОГРАФИИ

По окончании 11-го класса в 1966 году, я лишь изредка, но с большим желанием и интересом, встречался с Олегом Ивановичем, который продолжал работать в нашей школе.  Так прошло два года. И вот, в 1968 году, при одной из очередных встреч, он оказал мне неожиданную помощь. В то время я был студентом физико-математического факультета, находился в академическом отпуске и раздумывал о том, где бы подработать в течение лета. С этим вопросом и обратился за советом к  Олегу Ивановичу. 
– А не попробовать ли тебе себя в пионерской практике? – услышал в ответ неожиданное предложение. 
– Как это? - не понял я. 
– То есть в работе с детьми, - пояснил учитель. -  Ты же  в педагогическом институте учишься. Тебе надо нарабатывать педагогическую практику…
Олег Иванович посоветовал мне тогда поработать вожатым в пионерском лагере 4-го ГПЗ (государственный подшипниковый завод). Оказывается, он сам раньше работал на этом заводе, причём в летнее время был вожатым, и не один год.  Он дал мне рекомендацию,  и я всё лето 1968 года (три смены) работал в лагере.   
Я никогда не спрашивал Олега Ивановича о его жизни и работе до нашей школы, поэтому  знал о нём немного, хотя общались мы довольно долго. Сам он ничего не говорил о себе. А между тем биография его, которую я узнал позже, довольно интересна. Родился 25 октября 1936 года на Дальнем Востоке – Приморский край, пос. Шкотово, в семье военнослужащего. В 1940 году семья переехала в г. Куйбышев (Самару). Олегу было 4 года. Отец стал работать слесарем  на 4-ом ГПЗ, а мать костюмершей при заводском клубе. В 1947 году отец был репрессирован, но через 5 лет вернулся.
 
Окончив школу, Олег пошёл работать на тот же завод, где трудились родители. В то время в стране началась грандиозная кампания по освоению целинных земель. Молодёжь с энтузиазмом рвалась на целину. В числе первых заявление об отправке написал и комсомолец Олег Бородачёв. Через год он вернулся на свой завод, но скоро был призван в армию и три года прослужил сапёром на Украине, обезвреживая заминированные объекты, оставшиеся со времён войны. После армии вновь (уже в 3-й раз) вернулся на родной завод (4-й ГПЗ). Работал в заводском комитете комсомола. В летние месяцы работал вожатым в заводском пионерском лагере. Поступил заочно в педагогический институт  и на несколько лет уехал на работу учителем истории в с. Домашку. В конце 1969 года семья возвратилась в Куйбышев.
 
Работая в школе, Олег Иванович заочно окончил ещё и факультет журналистики, и параллельно работал в нескольких самарских печатных изданиях. Активность его постоянно возрастала во всех направлениях. Типичный «шестидесятник», организатор Грушинского фестиваля, создатель клубов «Афродита» и «Логос»… И так далее,  до создания Самарской лиги знатоков. Увлекался футболом, теннисом, нумерологией, писал стихи…  Один из его друзей и коллег А.Евелев так охарактеризовал спектр деятельности незаурядного человека: 
Он рабочий, солдат, журналист, педагог, 
теннисист, нумеролог, поэт и игрок… 

ЛАГЕРЬ

Но возвращусь к своей работе в лагере в 1968 году. Я думал тогда, что Олег Иванович, рекомендовав меня, сам тоже будет вожатым. Но в первой смене среди вожатых его не было. На 10-й день к нам в лагерь неожиданно приехала группа бывших вожатых, среди которых оказались и Олег Иванович со своей Ольгой Васильевной. Но они приехали не работать. Это была только хорошая, тёплая встреча бывших коллег. В ходе этой встречи наши гости договорились с нашим начальством  на несколько дней взять в лагере туристское снаряжение. Через день Олег Иванович  приехал за палатками и рюкзаками.  Было понятно, что с кем-то и куда-то он собирается идти в поход. Но не с нашими. Скорее всего, с группой бывших вожатых, что приезжали в лагерь на недавнюю встречу.  Зная характер Олега Ивановича, можно было не сомневаться, что группу туристов из бывших вожатых мог организовать только он. Умел не только убедить, но во всём показывал и личный пример.
 
В  конце первой лагерной смены, на 24-й день, когда мы всем лагерем (300 человек) вернулись из круиза на теплоходе до Ульяновска, то узнали, что сегодня в лагере ночевала группа О. И. Бородачёва, вернувшаяся из похода. Куда-то они всё-таки ходили. На целых две недели! И вот вчера вернулись, переночевали, сдали походное снаряжение, и разъехались. На этот раз увидеться нам не удалось.
 
Во вторую смену Олег Иванович, к великой моей радости, был, наконец, одним из вожатых нашего лагеря. Он работал во втором отряде (13-летние дети), а я в четвёртом (11-летки). Мы как-то сразу начали сотрудничать не только друг с другом, но и дружить отрядами, несмотря на разницу в возрасте детей, и разницу между нами. Мне было только 20 лет, а ему 32.  Притом он был учителем.  Но это нас нисколько не смущало. Работали мы дружно, согласованно.  Проводили совместные мероприятия, ходили в походы. Мне нравилось работать с ним. Тем более, что нас связывало увлечение фотографией. Часто мы вместе бродили по лесу вокруг лагеря и озера в поисках удачного кадра. Затем шли на филиал завода в фотолабораторию печатать свои снимки.
 
Он очень любил играть в бадминтон. Использовал каждую свободную минуту. Никогда я не видел, чтобы он просто сидел или прогуливался в минуты отдыха. Всегда был чем-то занят. Любил футбол. Строго следил за чемпионатами. Часто носил с собой радиоприёмник, чтобы слушать репортажи спортивных комментаторов. На стене обязательно вывешивал таблицу матчей и отмечал в ней результаты каждой игры.

Не удивительно, что его отряд был лучшим в лагере. Ещё бы! При таком-то вожатом! Но не всем пришлось по душе  присутствие в лагере  талантливого человека.  Начались интриги, будто он претендует на роль старшего вожатого. Он, конечно, был на голову выше любого вожатого, но ни на что не претендовал. Он даже не думал об этом. В сплетнях и пересудах не участвовал. Работал хорошо, красиво и уверенно. И одно только это вызывало у недоброжелателей смешанное чувство зависти, злости и обиды с сознанием собственного недостоинства перед его способностями и интеллектом.

Скандал разразился не на шутку. Вожатые разделились на два лагеря – сторонников и противников. Вопрос вынесли на педсовет.
На этот раз защищать его пришлось мне, как он когда-то защищал меня. А поскольку  я старался всегда быть ближе к нему, как опытному  педагогу, надёжному сотруднику,  умному советчику, старшему  другу,  то в интригах досталось и мне, как «члену вражеской группировки». 
Отвечая на выпады противников, я старался убедить их, что скандал возник на пустом месте, что он не стоит выеденного яйца.
Олег Иванович не стал вступать в прения. Очень спокойно отнёсся к сложившейся ситуации.  Кажется, он и не вникал в неё, был выше этой нечистой затеи. Но, отработав вторую смену,  на третью  в лагере не остался…
Он писал стихи. Но не печатал. В одном из них  описал свою жизнь:
   
                МОЯ  БИОГРАФИЯ

Первый раз я родился в приморском краю,
Где вовсю горизонт изгорбатили сопки,
Там, где тигры пробили опасные тропки,
Где тайга засыпает под песню свою.

Я вторично родился на Волге седой…
Помню – волны осенние в кружеве пены,
Помню – выли над городом злые сирены
И грозили, грозили, грозили бедой…

А потом я родился в целинном селе,
Весь пропитанный потом и запахом хлеба,
Солнце жаром пылало с поблёкшего неба
И, казалось, нет тени на этой земле.

В батальоне сапёрном родился я вновь,
В небольшом городке посреди Украины,
Из промёрзшей земли выцарапывал мины,
Оставляя на глине и ногти, и кровь.

Жизнь моя – это смена рождений и смерти;
Ошибался, но шёл лишь вперёд, а не вспять,
Если скажут, что умер, прошу вас, не верьте,
Я на время ушёл, чтоб вернуться опять.

 
ВОСПОМИНАНИЯ  ДОЧЕРИ
 
В 2014 году я работал над книгой «Легенды и были Домашки». Очень хотел включить в книгу главу о жизни и работе Олега Ивановича в нашем селе. Обратился с просьбой к его старшей дочери Оксане Олеговне поделиться воспоминаниями о жизни их семьи в тот период. К сожалению, Оксана Олеговна не имела возможности сразу выполнить мою просьбу. Книга была издана без запоздалого рассказа об их семье.
Вот что поведала тогда О.О. Бородачёва (Каргина):
«Я смутно помню, как мы переезжали  из Домашки в Куйбышев, «насовсем». Это был конец 1969 года.  Мне было 4 года. Папа уже жил в городе, а мы с мамой приехали позже.  Кажется, тогда папа работал учителем истории в 54-й школе.  Мама после декретного отпуска устроилась в 92-ю школу, а вскоре, туда перешёл и папа. 

Вот это были наши самые хорошие времена, мне кажется. Их разговоры на кухне вечерами были о школе. Отец был завучем по воспитательной работе, как всегда, был полон идей, в школе проводились разные мероприятия, так было интересно! Мне повезло: моя школьная жизнь, во многом благодаря учительскому и организаторскому таланту отца, была просто сплошным удовольствием!  Каких только мероприятий в это время не было!
 
А летом он ходил с детьми в походы, и не только по области, а далеко... Мне посчастливилось быть в одном таком походе: в Новгородскую область, Демьянск... Там, во время Великой Отечественной Войны,  шли страшные кровопролитные бои.  Этим событиям и был посвящён наш поход. В общем, об этом можно говорить бесконечно... 

Наш  папа - он был не только нашим... Вот такое у меня чувство.  Как будто, он что-то большее, чем просто наш отец. Его и дома-то было мало. Но он был просто гениальным. Он всё знал... 
Мама...  Она ушла из школы в где-то в 1978 году. В  Октябрьский райком партии.  Папа был против этого. Но, наверное, мама приняла правильное решение. Через какое-то время её перевели в обком. Это была настоящая карьера для мамы.  Это  помогло  ей в 1985 году получить  квартиру, о которой она очень-очень мечтала... 
Вот только всё хорошее закончилось  с начавшейся в стране перестройкой. Маму  сократили. Начались мытарства  в поисках работы. В 1992 году у мамы диагностировали страшную болезнь, а в мае 1995 её не стало. 2,5 года   её держала на этом свете любовь к внукам, мне кажется... Она очень хотела видеть, как они растут. Тогда их было уже трое: двое детей у меня и одна дочь у сестры.
   
А у папы в это время начался в жизни новый этап... Он создал в Самаре клуб "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" и стал Президентом клуба. Это было его детище, самое любимое, как выяснилось. Он работал в разных школах, подростковых клубах, везде находил талантливых ребят и тренировал, тренировал, тренировал... Вывозил их на игры в другие города.  Этим жил.  Это не приносило колоссальных  доходов, это приносило колоссальное удовольствие. Он мог говорить только об этом... 
А потом и он заболел... Умер через год, в 2008. Очень достойно как-то, очень философски... Мы ни разу даже не говорили об этом: о болезни, о скором уходе...
 
О периоде "ЧГК" (Что? Где? Когда?) есть статья в интернете. Написана его друзьями по клубу (Валерий Якубсон). "Странный человек из Самары" она называется. Он и правда был странным... И лучшим... 
Мама прожила всего 54 года... Папа - 72... 
Сейчас я уже трижды бабушка, а мне всё родителей не хватает...  Кажется, что так много недосказано, недослушано...
 
Спасибо, что выслушали, спасибо, что помните…»


Я  ОТВЕТИЛ  ЕЙ:

«Оксана, огромное Вам спасибо за такой интересный и подробный рассказ. Простите, что отнял время. Но мне тоже очень дорога память о прекрасных людях - Ваших родителях. Вспоминается о них только хорошее. И можно говорить об этом без конца. В последний раз я посетил Вашу семью весной 1971 года в той маленькой квартирке на Осипенко. Вам было 6 лет, а сестре Оле только годик. Увидев у вас на кухне красивую, ослепительно белую, эмалированную ванночку для купания младенцев, я сказал, что тоже ищу такую для своих новорожденных девочек. 
– Зачем искать? – сказал Олег Иванович. - Ты её уже нашёл. Забирай! Нам она больше не нужна. Наши  выросли. Мы теперь даже Олю  в ней не купаем…
   
Так, случайно и неожиданно, я приобрёл нужную вещь. А ещё в придачу электронагреватель для детского питания. Видя, в каких скромных (мягко сказано) условиях живёт Ваша семья, я категорически не мог принять эти вещи в подарок. Оставил сколько надо денег, с благодарностью, что не пришлось больше бегать по магазинам.
 
Олега Ивановича и Ольгу Васильевну я знал  в течение четырёх лет в школе и ещё около пяти лет после школы, до 1971 года. Потом я женился, родилось трое детей (дочки-близняшки и сын), мы уехали в Нефтегорск. И всё... Мобильников тогда не было, даже обычные телефоны были редкостью. В то время ещё не думали, что больше не встретимся. Но жизнь так сложилась. Жаль… 
Ещё раз спасибо Вам большое, Оксана.  А родителям Вашим – светлая память…»

УСКОВ Сергей Александрович 
Сентябрь 2021 г.      


Рецензии