Как перестать быть автохамом. Публикация 11

Название серии: "Искусство управлять автомобилем, или как перестать быть автохамом"

 В 2011 году я опубликовал статью «Искусство управлять автомобилем, или как перестать быть автохамом» на портале “Рамблер”. Статья получила большой общественный резонанс. Много перепечатывалась. Сейчас я публикую ее частями.

Продолжаем и поговорим сегодня о том, важно ли на дороге быть победителем.

Не доказывайте на дороге что-либо и не соревнуйтесь ни с кем

В современном мире автомобиль выполняет не только свою основную функцию – перевозит пассажиров и грузы – но и служит другим целям, например, это способ подчеркнуть свою индивидуальность, статус и социальное положение.

Тем не менее, садясь за руль, нам все-таки в большинстве случаев необходимо просто доехать из точки А в точку Б. Вы вряд ли садитесь в машину с мыслями «сейчас я им всем покажу» или «я буду первым». Все эти поведенческие стереотипы на дороге, которые мы воспринимаем как норму – «первому встать на светофоре», «первым уехать со светофора», «первым приехать к светофору», «никого не пропускать», «мне все мешают» – прививаются нам темной половиной нашего естества. Следуя им, вы не получаете удовлетворения. Наоборот, где-то внутри есть ощущение того, что вас используют – иначе почему вы по-прежнему напряжены и недовольны? Это потому, что вы кормите таким поведением свои комплексы и разрушаете собственный внутренний мир.

На дороге вам не надо быть везде первым. Достаточно быть собой и стремиться к внутренней гармонии. Принять себя тяжелее, чем постоянно злиться на окружающих. За рулем не старайтесь произвести впечатление на своих попутчиков.

Вокруг достаточно разных водителей: и тех, которые будут считать вас крутым, и тех, кто будет считать глупцом – и они будут делать это, независимо от того, как вы водите автомобиль. Когда вы ездите быстро, одни будут хвалить, другие ругать, а когда ездите медленно, наоборот.

Многие водители за рулем давно и видели многое, их ничем не удивить. А на других неопытных водителей вы вряд ли захотите производить какое-то впечатление.

Если вы поставите основной целью поездки – добраться из точки А в точку Б, – из вашего поведения на дороге уйдет масса поведенческих стереотипов, таких как:

– желание учить кого-то ездить, подрезать и сигналить;

– желание быть везде первым: «на светофоре», «со светофора», «в потоке машин».

Вы просто будете ехать из одного места в другое, что, собственно, вы на самом деле и должны делать.

Окружающие водители – это не враги и не партнеры. Они просто другие водители и ничего больше. Процент людей, которые воспринимают дорогу как место для самовыражения, не так велик. Находясь в потоке машин, попробуйте хотя бы ненадолго притормозить. Займите правый ряд, оставьте себе дистанцию метров в 100 перед впередиидущей машиной, включите радио и попробуйте успокоиться. Посмотрите вокруг. Насколько стало спокойнее. Поищите глазами водителя, чей стиль поведения на дороге напоминает вам ваш стиль. Вам нравится то, что вы видите? Что вы чувствуете? Подумайте об этих вещах. А пока думаете, обратите внимание – вы все еще едите и проехали не так уж и мало.

Мне очень помогает иногда вернуться в нормальное состояние мысль о том, что я как-будто еду в поезде, которым управляет машинист. Я разделяю себя на пассажира и машиниста. И пассажир иногда хочет куда-то ускориться, кому-то посигналить, на кого-то поругаться. А машинисту это делать ни к чему, потому что он просто ведет поезд. Это его работа. Вы же не идете к машинисту и не просите его догнать впередиидущий поезд и поморгать ему фарами? Вы смеетесь сейчас над этой шуткой, а в голове у вас, возможно, возникла мысль: «А куда же этот поезд может уехать, чтобы меня пропустить?». Да, но ведь многие сигналят автомобилю, который стоит на красный сигнал светофора и ждет разрешающего сигнала, чтобы продолжить движение прямо. Делают это в ситуациях, когда из правого ряда разрешено движение прямо и направо, горит «стрелка» и красный сигнал. Сигналящий, ведь, не задает себе вопроса: «А, собственно, куда этот водитель сейчас может уехать?». Так что это неважно, есть возможность или нет: «Уважаемый машинист, давайте догоним поезд и попросим его уступить нам дорогу!». Возвращаясь к теме, вы можете придумать какой-то свой пример, это значения не имеет. Главное, что разделение себя на две роли – водителя и пассажира – позволяет посмотреть на ситуацию со стороны, более хладнокровно, незаинтересованным взглядом.

В дороге очень много возможностей для самовыражения и заполнения времени: можно послушать аудиокнигу или музыку, можно пропускать или не пропускать машину впереди, можно улыбаться или подпевать любимому исполнителю, можно сделать в салоне комфортную для себя температуру и просто наслаждаться жизнью.

Есть сферы человеческой деятельности, где человек выражает себя – искусство и творчество. Автомобильная дорога – это не искусство и не творчество, это, вообще, не место для самовыражения. Дороги общего пользования – это место, где люди передвигаются.

Если у вас хорошая машина, получайте удовольствие от этого. Окружающие увидят это и оценят. Они порадуются за вас. Если вы будете подрезать их или доставлять им дискомфорт, они скорее начнут на вас злиться. Человек состоит не только из телесной физической оболочки. Научно доказано, что у нас еще есть энергетика. Зачем притягивать к себе отрицательную энергию окружающих?

Попробуйте пропускать всех. Много ли это доставит вам переживаний? Скорее всего, меньше, чем при толкании с целью никого никуда не пустить. Автогонками можно заниматься на компьютере или на гоночной трассе. На дорогах общего пользования нужно помнить о других участниках дорожного движения, потому что вокруг точно такие же водители, как и вы. В других машинах не враги, а коллеги.

При правильном отношении к дорожному движению, места для стрессов, агрессии и злобы не останется. Вся злоба, которая проявляется в человеке во время управления автомобилем, заключена в нем самом. Если мы изменим свой настрой, то и злоба уйдет.

Есть еще одно правило, уже записанное в ПДД, но при этом очень важное для нас. Это правило не выезжать на перекресток, если вы не уверены, что не сможете его проехать. Впереди пробка. Вам все равно где стоять: пять метров впереди или пять метров сзади, а вот автомобилям, двигающимся перпендикулярно, то есть по другой дороге на перекрестке, вы можете создать помеху, которая приведет к ненужной пробке. Меньше места на перекрестке, значит меньше возможностей для маневра.

Вы разгружаете дорогу и уменьшаете пробку без всяких властей, дорожных служб и светофоров. Если вы и все остальные будете соблюдать это правило, вы быстрее проедете этот перекресток в следующий раз.

Я не хочу разбавлять этот текст шутками и случаями из жизни – вы все можете найти сами на дороге, в литературе и в Интернет. Я, конечно, могу такие случаи привести, но они ни к чему.

Находясь на дороге, вы не должны забывать о том, что в других машинах могут находиться дети женщины, священники, сотрудники правоохранительных органов, у многих людей могут быть проблемы со здоровьем и ваше поведение отрицательно на них скажется. Вы можете попасть на дороге в ДТП. Это понимание нужно иметь постоянно и довести его до самой глубины сознания. Многие водители устают за день или после долго поездки – они целый день провели за рулем. Отнеситесь к ним с пониманием и человечностью.

Многие водители не имеют достаточно опыта для принятия только правильных решений. Будьте к ним снисходительны.

Есть водители в пожилом возрасте. Среди водителей есть учителя, профессора, дипломаты, певцы, домохозяйки, стоматологи. Мы все водим машины.

Помните об этом.

На сегодня достаточно, а в следующий раз поговорим о проблеме, которая сейчас стала очень актуальной - о звуковых сигналах в городе: когда же ими пользоваться и как.

Жду ваших комментариев. И если материалы понравятся, просьба сделать репост или рекомендовать почитать статью или отдельные публикации знакомым. Чем больше людей узнают об этом, тем больше шансов, что станет хоть чуточку лучше.


Рецензии