Зарафшанский сериал. Размышления...

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

     Пора бы уже и начать свои истории, но что-то не пускает, не позволяет дать волю воспоминаниям. Какое-то время пытался разобраться в собственных ощущениях и понял наконец: судьба неспроста подарила мне знакомство с Леонидом Михайловичем Ветштейном, а, как становится известно тем, у кого за плечами уже изрядная часть жизни, что подобно закону сохранения энергии, смысл которого заключается в том, что ничего не возникает из ниоткуда и не исчезает бесследно, точно так же ничего в твоей жизни не происходит просто так, все её события так или иначе взаимосвязаны, и если что-то в ней происходит, значит, есть смысл задаться вопросом: почему это стряслось именно с тобой, любезный, и что из этого может воспоследовать. А если ещё при этом и удаётся заглянуть за горизонт событий…
Одним словом, я пришёл к выводу, что прежде чем писать, надо прочитать те опубликованные в интернете книги, которые мне в своём письме от 11 сентября сего года порекомендовал Леонид Михайлович:
1. "Урановый король" – Навои. 1994.
2. "Дорогой брат…" – Навои. 1996.
3. "Чудесный сплав" – Навои. 1997.
4. "Наш Навоимаш" – Ташкент. 1998.
5. "Дороже золота" – Ташкент. 1999.
6. "Чудодеи Чудограда" – Ташкент. 2000.

     Поставленная автором этих строк перед самим собой задача состояла не только в чтении, но и в отдельных выписках, чтобы в нужных местах уже своих воспоминаний вставлять их в качестве неоспоримых иллюстраций описываемых событий.
Ценность такого подхода заключается в том, что в силу своей журналистской специфики Ветштейн оперирует только и только подкреплёнными газетными и иными документальными публикациями фактами, а также записями своих интервью с непосредственными участниками и вершителями событий. Тех, к кому в силу особенностей Навоийского горно-металлургического комбината и его былой секретности не всякий представитель пишущей братии имел свободный доступ.
     В самом начале книги "Чудесный сплав" (стр. 6) есть такая запись:
     "Заслуга Л.М. Ветштейна несомненна, – написал (увы, не успев опубликовать) зарафшанский журналист Г. Ахметшин. – Он первым зажёг искру большого костра возрождения нашей, да и не только нашей, памяти о первопроходческой эпохе. Он, словно дирижёр большого симфонического оркестра, по крупицам собирал, выслушивал, записывал (писали и ему) каждого "оркестранта" – свидетеля и творителя НГМКовской эпопеи. А потом выдавал это на всеобщее обозрение".
     Так вот, если Леонид Михайлович Ветштейн в книгах своих описывает, как правило, жизненный путь людей, так сказать, "высокого полёта", а также тех, кто был близок к ним и так или иначе исполнял их волю, прикасаясь к "музыке высших сфер", то моё повествование будет отталкиваться от приобретённого опыта, впечатлений и размышлений человека, работавшего непосредственно "на земле", но работа которого во многом зависела от решений и поступков тех самых "оркестрантов", трудами своими создававших неповторимую симфонию свершений и побед...
     Пытаясь разобраться по ходу чтения литературного наследия Леонида Ветштейна, почему же так обошлись партийные власти с основателем НГМК Зарапетяном, – истории, описанной в "Урановом короле", наткнулся в интернете ещё на двух непосредственных участников событий: Аброл Кахаров, написавший свои воспоминания под названием "Самородок – Зарапетян З.П." и Леонид Бешер-Белинский с его двумя документальными книгами под общим названием "Взгляд изнутри".
     И если до момента знакомства с Ветштейном в моём "зарафшанском активе" была всего лишь одна, дважды мной читанная, художественная и довольно объёмистая книга – дилогия Марка Еленина "Возвращение в Кызылкум", где автор создал, скорее всего в силу былой секретности, собирательные образы двух главных героев – секретаря парткома Глеба Базанова и начальника строительства Степана Богина, то теперь в качестве фундамента для старта у меня были целых три вышеперечисленных автора, с общим объёмом предназначенного для осмысления материала тысячи на три страниц.
     Между делами в который раз вполглаза смотрю на канале "Родное кино" один из любимейших моих сериалов советских времён "Россия молодая" и невольно сравниваю то, что вижу на экране, с сегодняшней бездарной телевизионной "жвачкой", которой ежедневно потчуют обывателя ведущие российские телекомпании. Воистину не ведают, что творят, с упорством, достойным лучшего применения, взращивая в зрителе стремление к одному и тому же: веселиться, ни о чём не думая, и потреблять, потреблять, чёрт возьми, и ещё раз потреблять! Неважно что – кредиты, чипсы, бургеры, тряпки, автомобили, лекарства, косметику, прокладки наконец… И в который раз встают в памяти в качестве аналогии выбегалловы кадавры братьев Стругацких из их "сказки для научных сотрудников младшего возраста".
     А ВГТРК, соревнуясь с Первым каналом, меж тем рекламирует очередной "сериал года" с высосанным из заскорузлого пальца сценариста сюжетом, где снова и снова фигурируют "прозорливейшие" дамы-следователи, изощрённые бандиты, подлецы-предатели, любовные многоугольники – дела мелкие, мысли коротенькие, цели примитивные. А записные шоумэны – у каждого канала свой "ручной пудель", но все они как близнецы-братья похожи друг на друга, – в вечерний прайм-тайм раз за разом перемывают косточки очередной жертве, выплёскивая на зрительские головы грязные помои…
     А герои "России молодой" плечом к плечу с молодым царём Петром бьются за Россию-матушку, в нечеловеческих трудах строят российский флот, тащат волоком фрегаты через труднопроходимые лесные чащи и болота, чтобы взять крепость Нотебург и обеспечить тем самым выход к Балтийскому морю, погибают с оружием в руках, преодолевают предательства, наветы и остаются, чего бы это им ни стоило, верными своему Отечеству.
     О, Господи! Неужели в нашей нынешней действительности нет больше никаких нравственных ориентиров, кроме вот этих экранных, разодетых в пух и прах, словно павлины или "петухи гамбургские", клоунов?! И доколе наиболее продвинутые в своих переживаниях за судьбу страны будут задаваться риторическим вопросом, поскольку ответ-то лежит на поверхности, чего это ради у нашей молодёжи в кумирах числятся тиктокер Даня Милохин да фрик Моргенштерн?! Но если вы, облечённые какой-никакой властью, вершители дум наших, их, настоящих героев, сегодня не находите, так обратите тогда свои взоры хотя бы в не такое уж далёкое наше прошлое, где были и битвы в пути и сталь человеческая закалялась.
     И, как это ни странно, по-прежнему актуальными остаются слова Николая Островского: "Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её".
     Ну, ладно, борьбу за освобождение человечества оставим тем далёким уже годам – это, пожалуй, было романтическим заблуждением как самого Островского, так и его современников, но остальное-то по-прежнему в силе и сейчас! И вот именно такими принципами жили главные герои книг Леонида Ветштейна, даже не задумываясь о том, что совершают подвиг. Потому хотя бы, что одно из главных отличий подвига от иных поступков – это бескорыстие…
     Придёт ли когда-нибудь в головы нынешних кинодеятелей идея обратиться к этой части нашей истории – тот ещё вопрос. У них же сейчас в сером веществе одно: сотворить "убойный" сценарий, по-быстрому состряпать по нему киношку и отбить с хорошей маржой вложенные денежки. Это что касается большого экрана. Ну, а в телесериалах дело обстоит чуть-чуть по-другому: напихать туда побольше рекламы и снова отбить деньги, деньги, деньги… И кого волнует нравственная сторона вопроса? Ведь даже такие "бестселлеры" последних лет, как "Легенда № 17", "Движение вверх", "Время первых", "Экипаж" снимались так, чтобы главным образом зацепить нечто этакое в зрителе, после чего он очертя голову побежит в кинотеатр и оставит там под поедание поп-корна из литрового ведёрка некоторое количество кэша из своих кровных. И чем завиральней будет сюжет, тем лучше. Поэтому, к примеру, в "Легенде №17" главные герои бол-таются чёрт-те на какой высоте на натянутом меж двумя вытяжными трубами градирен тросе и рассуждают о смысле жизни. Поэтому в ремейке "Экипажа" несчастных пассажиров терпящего бедствие самолёта опять же по тросу в корзине перебрасывают в другой самолёт – слава Богу, что не телепортируют…
     А тут… Подумаешь, эка невидаль – разработать в непроходимых кызылкумских песках учкудукское месторождение урана, без которого не было бы мощного ядерного щита Советского Союза, и, как следствие, не было бы, возможно, уже не только Союза, но и нас с вами, потому как операция атомных бомбардировок наших городов "Dropshot" была утверждена американским Комитетом начальников штабов ещё 19.12.1949 года, и единичные испытания первых советских атомных бомб лишь приостановили её возможное осуществление. Что тут такого – построить в тех же песках такие города, каких свет ещё не видывал. Тоже мне подвиг – люди в адскую жару и собачий холод тянут, преодолевая зыбучие пески и засолённые болота, более чем за двести километров водовод, чтобы запитать водой строительство и технологические процессы золотоизвлекательного завода и город Зарафшан, в котором живут золотодобытчики…
     Но только так, через преодоление трудностей, человек становится человеком – иного не дано. А к чему в конечном итоге приводит благоденствие – это в семидесятые годы прошлого столетия доказал ещё американский этолог Кэлхун, проведя опыты, как это ни странно звучит применительно к человеческой сущности, на лабораторных мышах. Кому интересно, поищите информацию в интернете. Очень поучительно, знаете ли…
     А что до человечества как такового, то лишь Любовь в высшем понимании этого слова будет способствовать его дальнейшему продвижению по эволюционному пути. Но до понимания этого населению планеты ещё дорасти нужно. А пока мы имеем то, что имеем. Пока пипл, как говорится, хавает и тусит в ночных клубах…
     И вот, в свете всего вышеизложенного, решил автор этих строк переименовать свои ещё не родившиеся "Зарафшанские рассказы" в "Зарафшанский сериал". Конечно, я далёк от мысли, что по этим воспоминаниям кто-то удосужится когда-нибудь снять фильм, как никто до сих пор не дал подобное продолжение книгам Леонида Ветштейна, фотографию которого я поместил в заставке своих "Размышлений". Но есть такая штука как читательское воображение. Вот на него и будем рассчитывать. И да будет так.

14.10.2021


Рецензии