Терпеливость

Терпеливость – широко используемое, но обычно неправильно понимаемое слово, которое, по мнению большинства людей, означает просто, не задевать чувства других людей, поддерживать мир любой ценой, проводить политику «живи и дай жить другим» и т. д. Некоторые думают, что человек проявляет нетерпимость, когда он указывает другим, придерживающимся иных взглядов, на любые ошибки в высказываниях или поведении. Довольно часто антагонизм вызывает не сказанные слова, а тон и чувства, стоящие за ними. Если посмотреть на словарное значение слова терпеливость, то обнаружим, что оно описывается как «терпеливость по отношению к мнению других». Это, однако, не требует того, что Роберт Кросби называет «неразборчивым принятием всего и каждого».
 
Мы должны различать два типа терпеливости. Первый – это ложная и пассивная терпеливость, связанная с чувствами, описанная Робертом Кросби как поведение напоминающее «жеманство», что является всего лишь псевдотерпеливостью. Если довести такое отношение до своего логичного заключения, то эта ложная идея «братства» будет означать, что грехи, скорбь, страдания, заблуждения, все религии и все философии нужны; что каждый делает всё, что может, и лучшее из того, что он умеет делать, и не может делать ничего другого, и что всё это – этапы обучения. Другой тип терпеливости – активная терпеливость, основанная на знании и не требующая отказа от наших убеждений или неразборчивого принятия всего. Она просто означает, что никого нельзя судить за его мнение. «Эта терпеливость не означает – «брататься» со вся и всеми, кто этого требует», – отмечает Роберт Кросби.

Е.П.Б. в «Ключе к теософии» описывает, что такое настоящая терпеливость, говоря, что мы должны «говорить правду любой ценой», если неправильный поступок может навредить другим или подвергнуть их опасности; но если это только вредит тому, кто его совершает, тогда лучше промолчать и предоставить заблуждающегося человека его карме. Она воплощала этот принцип в жизнь, так как «говорила правду любой ценой» в 1888 году, через 13 лет после основания Теософского общества, назвав его «полным провалом» и «притворством» в том, что касается преданности его целям и достижения братства. Назовём ли это отношение «небратским» или «нетерпимым»? Бывают случаи, когда необходимо указать на факты, какими бы неприятными они ни были. Е.П.Б. не поступала не по-братски ни в нравственном, ни в духовном смысле, поскольку она констатировала факты и заявляла об этом. Если мы посмотрим на это с чувственной точки зрения, это можно назвать нетерпимым отношением, но то, что является правдой, не может быть ни безжалостным, ни нетерпеливым.

Е.П.Б. далее развивает эту идею и предлагает путь действий, указывая на различие между осуждением на словах, что лишено любви, и удалением в безмолвном сожалении от заблуждающегося человека, таким образом, наказывая его, но в то же время давая ему шанс раскаяться в своих поступках. Это не означает отказ в помощи, когда о ней просят.

Большая разница – говорить правду без чувственности и осуждать. Можно говорить правду, когда мы понимаем данный вопрос, основываясь на знании, как правильной основе действий, но это не означает, что мы можем судить другого человека. Скорее, указав правду, дав оценку действию, а не действующему лицу, мы должны позволить человеку увидеть ошибку своего пути. Если, однако, он отказывается признавать её, тогда у нас нет другого выбора, кроме как «удалиться в безмолвном сожалении», оставив его на произвол судьбы.

Г-н Джадж развивает идею терпеливости, показывая, что она затрагивает как ум, так и сердце. Он объясняет понятие «удаления», показывая, что, хотя мы должны практиковать непривязанность в том, что касается наших мыслей – «прощать, прощать и во многом прощать», всё же это не означает, что мы можем изгнать из своего сердца тех, от кого мы удалились. Скорее это подразумевает, что ум и сердце должны работать вместе, ум должен быть сострадательным, а не осуждающим, а сердце мудрым, а не чувственным. Г-н Джадж точно замечает, что «люди не закаляются через подбадривание».

Поэтому мы должны пересмотреть наши представления о терпеливости. Мы слишком долго принимали ложные идеи, не задумываясь о том, что за ними стоит. Практика настоящей терпеливости лежит в основе нашего поведения и наших отношений с другими. Чтобы понять разницу между настоящей терпимостью и псевдотерпеливостью, нужно уловить различие между беспристрастным и личным.

Этот вопрос можно также рассматривать в более широком диапазоне. В современном мире, особенно в области современной медицины, существуют многие практики, такие как переливание крови, введение инородного материала в организм, планирование семьи и т. д., а также употребление алкоголя и пристрастие к тому или иному предмету. Против всего этого теософия занимает определенную позицию по определенным причинам. Боимся ли мы прослыть нетерпеливыми, если говорим правду относительно этих вопросов? Роберт Кросби говорил по этому очень важному вопросу следующее:

«Долг изучающих эзотерику – разоблачать заблуждения и лицемерие, противопоставлять лжи истину, не как личную критику, а как факты против неверных утверждений… Теософия существует в мире для этой цели. Мы не должны быть ни чрезмерно напористыми, ни мягкотелыми; зная истину, мы высказываем её и заботимся только о ней и о том, чтобы она была как можно более широко известна».
Е.П.Б. вела постоянную войну против ортодоксальности в религии, против материализма и фанатизма в современной науке, против вредных медицинских практик и т. д. Переставала ли она указывать на истину, когда другие не соглашались с ней, когда они высмеивали её и клеветали на неё и её теософские понятия? Нет. Если бы её реакция была чувственной и личной, псевдотерпеливмой, разве она говорила бы так бесстрашно и настойчиво? Г-н Джадж тоже не переставал трудиться, несмотря на проблемы, и всегда указывал на правильные теософские принципы деятельности и продолжал работу. Роберт Кросби делал то же самое. Мы также должны следовать их примеру, помня, что истине соответствует только истина. Итак, если мы твёрдо верим на основании фактов и здравого смысла, что обладаем истиной, то нас будет удерживать перед лицом заблуждений лишь ложная терпеливость. Истина существует в мире для того, чтобы развенчивать заблуждения. Заблуждение является догматичным и не требует тщательного исследования. Истина требует всевозможных исследований и, спокойная в своей уверенности, рассматривает всё по существу ... проверяет всё по критериям истины.

000
Статья из ежемесячного журнала «Теософское движение», Мумбаи, Индия, апрель 2003 г.


Рецензии