Мчатся снежные кони

В декабре, когда ночь поглощает день и повисшая над головами тьма просачивается в душу сумрачными образами, светом становится снег.
Древний, как звёзды, и вечно новый, как рассвет; мимолётный, как жизнь, и непреходящий как судьба. Невесомый, как полёт бабочки, и неподъёмный, как океан; переменчивый, словно Время, и неизменный, точно сама Вечность. Невозможный, и такой настоящий русский снег!
Легкие, почти воздушные, снежные нити пронизывают ночь белизной, выводя на ней линии и узоры отраженным мерцанием звезд;  летит снег между небом и землей, подобный крыльям лебедей, мчится вдаль неудержимою русскою тройкой. И невольно проносятся знакомые с детства образы… Ветер раздувает снежный костер, и мчатся ослепительные крылатые кони, увлекая за собой всякую живую душу в непроглядную ширь.
В городе, где фонари, силуэты домов и полосы дорог спеленали просторы, где за вывесками и витринами, за царящим лакейским душком не учуешь России, даже снег не тот, так себе, слякоть, почти грязь. Но стоит лишь выйти за город…
Однажды, я потерялся, врасплох застигнутый метелью, брел, не зная куда, наугад. Ноги не слушались, глаза слипались, а мне казалось, что я сижу в санях, и прекрасные белые кони несут меня сами собой, подгоняемые лишь ветром…
Мне тепло и покойно. Я даже забыл о том времени, в котором живу, и уже вовсе не помню, что теперь нет троек, а крылатых коней и вовсе не было никогда. Знаю одно: есть дорога и она мудра и непостижима как сама жизнь…
Рядом со мной, в моей памяти, живые люди. Самые близкие, родные люди, которые вошли в мое сердце вместе с детскими стихами и сказками, чьи думы и чувства сотворили меня. Я понимаю, что не замерзну, не сгину, не пропаду: так горяча душа народная, так верна она. Не подведет, выведет…
Мы мчимся дальше, словно пустились наперегонки: и ветер, и снежные кони, и потерявшийся путник. А сквозь нас летит непостижимая Вечность.
Россия! Не было и не будет в мире короче и сильнее молитвы. Искреннее, правдивее. В этом слове чудится и хождение Богородицы по мукам, и нерукотворный лик Христа, и светлое Его воскресение…
Россия! – и Силы Небесные сливаются с Силами Земными, природа оживает от одного твоего святого имени, исцеляются немощи и недуги, посрамляется зло, сокрушается власть бесовская, приходит спасение…
Мчатся, мчатся снежные кони, и белые крылья обнимают Россию, разнося ее дух над всей Землею, и дальше, по Млечному – снежному пути к самому престолу Господнему, прорываясь сквозь пространство и время…
Я радуюсь и ликую, потому что спасён: здесь, в необъятных просторах снега, открылась простая правда жизни, которую невозможно ни сокрыть, ни оболгать никому. Правда, которая обретена и обитает в самих глубинах Земли Русской!

Русская мистерия

1
Сон - как не сон:
а стон - погиб. -
Веков потоп, годов изгиб
и хлад просторов и могил
крылами снега осенил.

2
Эй, снеговей:
навей - развей
и снежным стягом тьму убей:
пусть будет ночь, пусть будет вой, -
туч снежных рой идет на бой.

3
Эй, Божий бич, -
летит орда
от океана до одра. -
За сине море с дальних гор
кровавый шествует простор.

4
В глубинах дремлющих
киты,
и в высях шествующих
Ты,
в забвенье спят и смотрят в нас,
тех, что идут на день и час,
тех, кто горел и не угас.

5
Смотри: незрим иконостас,
запечатленный в нас -
не нас, -
чем жизнь в небытие зажглась
на век, на год, на день, на час.

6
Неисчислимо долог год:
из глины - Бог,
из вод - Господь,
из мрака - Свет,
из бездны - твердь,
из духа - плоть,
из жизни – смерть. -
На день и час, на год и век, -
Богоявился человек.
Сцепясь на глине бытия,
глядели алчно на себя:
искал Один очами
глаз, -
чтобы на век, на год, на час;
второй руками веки рвал,
чтобы в очах забыть провал,
найти, объять, что не сыскать:
искал Отца,
а видел Мать.

7
Не Дева в муках рожениц, -
а Тайна нисходящих лиц,
глядящих вне и на себя:
в себе рождающих себя,
творящих сонмища богов
и низвергающих веков,
шагающих по душам тел
и прорывающих предел.

8
Везде одно: Предел -
Раздел.
И тел безжалостных Удел;
распад и сочетанье "Я"
в столпе всходящего огня;
припадки памяти чужой:
Где я? Где ты? -
Чужой иль свой,
остановись, вглядись в меня,
ты весь во мне, ты - это я:
несхожий ком сырой земли,
что крылья снежные зажгли, -
и обожженным вышел в век
Богоподобный человек.

9
Вспомянь! Не то, что живо в нас,
что вышел ты на век иль час,
а то, откуда исходил,
избытком иль упадком сил,
о том, что, глядя на себя,
сходил не в Божий Аз, но в Я.

10
Молись до кровоточья стен!
Во мраке бездн - горящий тлен,
удел достойный жития:
предел любого бытия.

11
В ночах на маковках церквей
поют кресты огонь свечей,
что бурю снежную зажжет:
на час, на ночь, на день, на год, -
и крылья снега понесут
на небо огнепальный трут.

12
Огонь небес! Вкруг туч пожар!
Потоп огня - как водный встарь,
сокроет блуд и срам вранья,
сорвет завесу забытья,
что береглась на день и год
от лжехристов и лжегоспод,
от горе-городов блудниц,
от падших звездами денниц. -
Огонь небес - земной итог:
по тучам шествующий Бог!


Рецензии