Гении музыкального мира часть 3

 В Веймаре у композитора начался длительный период сочинения клавирных и
 оркестровых произведений,в которых талант Баха достиг расцвета.В этот период Бах
 впитывает музыкальные веяния из других стран.
 Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические
 вступления,из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов  и
 решительных гармонических схем.Композитор хорошо изучил работы итальянских
 коллег,создавая переложения концертов Вивальди для органа и клавесина.Идею
 написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя,
 наследного герцога Иоганна Эрнста,композитора и музыканта.В 1713 году наследный
 герцог вернулся из зарубежной поездки и привез с собой больше количество нот,
 которые показал Иоганну Себастьяну.В итальянской музыке наследного герцога
 Иоганна Эрнста,композитора и музыканта(и как можно видеть из некоторых
 произведений,самого Баха)привлекало чередование соло(игры одного инструмента) и
 тутти(игры всего оркестра).
 В Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения,а
 также пользоваться услугами герцогского оркестра.В Веймаре Бах написал
 большинство своих фуг(наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является
 Хорошо темпарированный клавир").Во время службы в Ваймере Бах начал работу над "Органной книжечкой"- сборником органных хоральных прелюдий,возможно для обучения
 Вильгельма Фридемана.Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
 К концу своей службы в Веймере Бах уже широко известным мастером клавесина.К
 этому времени относится и эпизод с Маршаном.В 1717 году в Дрезден приехал
 известный французский музыкант Луи Маршан.Дрезденский концертмейстер Волюмье
 решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными
 клавесинистами,Бах и Маршан - согласились.Однако в день соревнования выяснилось,
 что Маршан(который видимо имел возможность послушать игру Баха)спешно и тайно
 покинул город - состязание не состоялось,и Баху пришлось играть одному.

 Через некоторое время Бах опять отправился на поиски более подходящей работы.
 Старый хозяин не хотел его отпускать,а 6 ноября 1717 года даже арестовал за
 постоянные просьбы об отставке,но уже 2 декабря отпустил на свободу "с
 изъявлением немилости".Леопольд,князь Ангальд - кётенский - нанял Баха на
 должность капельмейстера.Князь,сам,будучи музыкантом - ценил талант Баха,хорошо
 ему платил и предоставлял большую свободу действий.Однако,князь был кальвинистом
 и не приветствовал использование утонченной музыки на богослужениях,поэтому
 большинство кётенксих работ Баха были светскими.Среди прочего,в Кётене Бах 
 сочинил сюиты для оркестра,шесть сюит для виолончели соло,Английские и
 французские сюиты для клавира,а также три сонаты и три партиты для скрипки и три
 партиты для скрипки соло.В этот же период написаны и знаменитые Брандербургские
 концерты.
 7 июля 1720 года,во время того,как Бах находился за границей с князем - внезапно
 умерла его жена Мария Барбара,оставив четырех малолетних детей.В следующем году
 Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке,молодой высокоодаренной певицей(
 сопрано),которая пела при герцогском дворе.Они поженились 3 декабря 1721 года.
 Несмотря на разницу в возрасте - она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет -
 их брак,по всей видимости - был счастливым.У них родилось 13 детей.
 В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну"в церкви Св.Фомы в
 Лейпциге и 1 июня Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным
 исполнением обязанностей учителя школы при церкви,заменив на этом посту Иоганна
 Кунау.В обязанности Баха входило преподавание пения и еженедельное проведение
 концертов в двух главных церквях Лейпцига,Св.Фомы и Св. Николая.Должность
 Иоганна Себастьяна предусматривала также преподавание латыни,однако ему было
 позволено нанимать помощника,делавшего эту работу за него, поэтому преподавание
 латыни занимался Пецольд за 50 талеров в год.Бах получил должность "музыкального
 директора"всех церквей города:в его обязанности входил подбор исполнителей,
 наблюдение за их обучением и выбор музыки для исполнения.Во время работы в
 Лейпциге композитор неоднократно вступал в конфликты с городской администрацией.
 Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными:Бах сочинил до 5
 годовых циклов кантат(два из них,по всей вероятности - были утеряны).
 Большинство этих произведений написаны на евангельские тексты которые читались в
 лютеранской церкви каждое воскресенье и по праздникам в течении всего года;
 многие основываются на традиционных песнопениях - лютеранских хоралах.
 Во время исполнения Бах,по - видимому сидел за клавесином или стоял перед хором
 на нижней галерее под органом;на боковой галерее справа от органа располагались
 духовые инструменты и литавры,слева находились струнные.Городской совет
 предоставлял в распоряжение Баха только около восьми исполнителей,и это
 становилось причиной споров между композитором и администрацией:Баху приходилось
 самому нанимать до 20 музыкантов,чтобы исполнять оркестровые произведения.На
 органе или клавесине играл обычно сам  композитор;если он руководил хором,то это
 место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.
 Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся,а теноров и басов - не только из
 школы,но и со всего Лейпцига.Кроме регулярных концертов,оплачиваемых городскими
 властями,Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах.
 Предположительно,именно для этих целей были написаны,как минимум 6 мотетов.
 Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов
 венецианской школы,а также некоторых немцев,например -Шютца;во время сочинения
 своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************   ************

                23.11.2021               

               


Рецензии