О смысле жизни

Первый вариант предлагаемого понимания о смыслах  нашей жизни:

В детстве я любил читать сказки, в юности – фэнтези. Со временем я повзрослел для вымышленных приключений, но мне всегда казалось, что рядом есть волшебные тайны, и, если их разгадать, то жизнь подарит и красотой, и удивительными, незнакомыми ещё чувствами, эмоциями и приключениями. Однако изредка я ощущал  холодную мерзкую мысль, что ничего волшебного не существует, что всё объясняется моей инфантильностью, немолодого, но так и не повзрослевшего субъекта. Я пытался думать, догадываться до  понимания: существуют ли чудеса, тайны бытия, невиданные красоты, и ясное понимание всего на свете. Я верю, что существуют, но реальность не подарила мне  фактов убедиться в этом.

И ещё: не раз я видел странные сны. Например: я слышал музыку, но утром не мог вспомнить её мелодию, или я читал прекрасные стихи, взволновавшие меня своей поэзией, красотой и необычностью так, что  просыпался, но припомнить их  мне не удавалось. Иногда снились мне и технические сны, когда я придумывал  замечательные устройства, очень полезные для производства. И их я припомнить в бодрствующем состоянии не мог. Проклятые туманные, неясные ощущения и ничего более.  Я пришёл чёткому выводу, что возможно видеть и слышать красоту во всём, но  мешает  состояние бодрствования, состояние тупой заурядной автоматической реакции на всё вокруг меня. Таким образом, передо мной вырос вопрос: как состояние сознания во время сна перетащить в обычное дневное чувствование и ощущение себя самого.

Спустя несколько лет я наткнулся в интернете на тему медитаций. Существует, так называемая, внешне ориентированная медитация, когда наяву можно чувствовать себя как во сне со всеми необычными и удивительными ощущениями и восприятием волшебства. Мне удавалось иногда испытывать такое состояние наяву, и оно мне нравилось. Но бес сомнения не исчез из моей души. Существуют такие объекты как художественные тексты и другие произведения искусства. Они тоже дают ощущение полной уверенности в  модели мира, которую они описывают, и то же воодушевление,  радость и освобождение от внутренней несвободы.  Таким образом, мои поиски нашли развилку и  ощущение, что нет единого решения моей проблемы. Я ощутил, что всё в мире зыбко, что всё – плод сознания, что ничего железобетонного надёжного, верного не существует. Возможно, я ошибаюсь, это не развилка, а достижение желаемой ясности и глубины восприятия разными способами: и через сны, медитацию и от живительного воздействия  искусства.

Интуиция говорит, что вера в абсолютного Бога, уничтожит сомнения и неприятие жизни. Но безоглядная вера – не каждому по плечу. Большинство довольствуется пониманием, что всё вокруг нас – это творения нашего ума, души и духа. И мы ничем не ограничены в творчестве, создающем нам желанные  миры и пространства. Я  уверен, что обруганный позитивистами идеальный и субъективный идеализм – это прекрасные образцы объяснения сущего. И недаром они существуют не одну тысячу лет. Мне также кажется, что наш мир предоставляет нам радость испытывать бесконечное количество недолгих постижений разных смыслов и чувств, что мы живём в окружении взлетающих пузырьков, которые выдуваются из мыльной воды не детьми, но нашим безграничным и многообразным  миром. А мы или не видим это или любуемся и радуемся, и грустим, ощущая красоту,  летающих рядом маленьких истин.

 Я не считаю, научное понимание мироздания – истинным. Нет ни одной парадигмы, удовлетворяющей меня. И нет начальника, могущего объявить ложными мои мысли о мире.  Мне неинтересно жить в затасканных, общепринятых моделях жизни, мне нравится пробовать и исследовать свои. Я интуитивно ощущаю возможность единственно верного описания мира, но оно, конечно, не достижимо для человеческого познания.  Существует ложная надежда, что умножающиеся знания смогут дать нам правильное понимания мира.  Попробую на примерах пояснить, почему это – не так. Представьте себе пару миллиардов чисел, расположенных вперемешку. Может ли человек запомнить все числа в показанном порядке следования? Мы способны кое-как увидеть несколько фрагментов мозаики мира, но всю картину наша физиология вместить не в состоянии.  Или другой пример: кто больше понимает человека – патологоанатом, который на ощупь с закрытыми глазами отделит куски мужской плоти от женской, или влюблённые  друг в друга. Что стоят знания анатома перед  океаном любовных чувств?  Никто не в силах сказать человеку: правильно или нет, тот поступает, живёт.  Якобы неправильные действия любого из нас в последующее время могут стать решающими причинами для верных догадок о себе и мире и соответственном изменении судьбы. Для Истины – нет начальника. Зато есть научные цеха и самоуверенные субъекты и догматики, страстно отстаивающие своё право осуждать всё, что им кажется неверным или опасным для их репутации.  Справедливость требует чувствовать благодарность науке за её исследования и создание новых красивых понятий. Например, трансцендентные и имманентные явления. Первые – это те, что не могут быть проверены опытом, вторые – это те, что присущи, специфичны для личности.  Талант или подлость – это имманентные человеческие качества, а вера, религиозность  – трансцендентные. Это не только красивые понятия, но и актуальные: Я ищу имманентное, присущее именно мне решение вопроса об истине. Трансцендентным выбором желательно быть только религии, иначе – это будут завиральные мнимые теории, которых сейчас – пруд пруди.  Ошибочные, но красивые модели я не отвергну только в случае «Если к правде святой мир дороги найти не умеет – честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой»

Я знаю, что в творчестве поэтов и писателей случались долгие перерывы. Мне понятна одна из причин таких бесплодных для творчества периодов. Эта причина – образ жизни. Иногда он становится таким, что творить не хочется. Это похоже на походку человека: если глаза его направлены всегда под ноги и перебирают валяющиеся осенние листочки и жёлуди, то вряд ли творческие находки посетят его. Я, когда меня прельщала  уверенность в материалистическом объяснении жизни, чувствовал себя на улице голым, совсем лишённым одежды. Мне было неудобно и стыдно. Без идеалистического и романтического восприятия мира – нельзя чувствовать себя защищённым от немного подлого взгляда на мир.

Второй вариант того же понимания о смыслах нашей жизни.

«Довлеет дневи злоба его» - не знаю, как требуют понимать эти слова священники, а я всегда понимал их так, что  день, как  маленькая сумка, не вмещает все события и приключения, случившиеся сегодня. Они, конечно, уже случились, но мне всегда казалось, что значение их в полном объёме мне неясно.  Это множество событий каждый день, как поющие мифологические сирены, убеждают нас, что всё естественно, жизнь  течёт по правильному руслу. Я спохватился через сорок лет и  осознал, что моя жизнь застыла как, как раствор бетона, и я торчу, схваченный затвердевшим цементом, как скульптурный Лаокоон в момент его пленения морским змеем. В самом деле, что нового я узнал или почувствовал за последние многие годы? Что нового произошло со мной? Ведь каждый день был похож на уже прошедшие. Я даже подумал, что, наверное, когда придёт время умирать, я буду слегка утешен тем, что наконец-то происходит нечто новое. Ещё я давно  обратил внимание на то, что привычные  идеи и понятия: история, религия, цивилизация, любовь, преданность, вера, судьба, … похожи на репчатый лук: слой следует за слоем и никогда не появляется чувство, что наконец-то дошёл до последнего тайного слоя осознания этих понятий. Наоборот пришлось свыкнуться с тем, что эти и другие понятия – безграничны своим в своём содержании. И ещё меня захватило понимание, что обычное наше сознание похоже на тупого ребёнка:   не может вспомнить самые известные тебе вещи, когда это срочно понадобилось.  Правда бывают состояния, когда, тебя, как будто,  подключили к высокому напряжению: всё время появляются интересные мысли, идеи, решаются трудные проблемы и усталости – не чувствуется. Такое бывает редко: раз в год, а я не вижу причин, чтобы этого не было постоянно. Я хочу, чтобы  у меня всегда был чуткий ясный взгляд сверху на любую ситуацию, на любую проблему. Я тоскую по ясности понимания жизни.  Я чувствую досадное несоответствие между предчувствующимся постижением реальности и моей повседневной заурядностью.  Вот с такими раздумьями я прожил много лет, замерев на вопросе: почему так?  и, не получив ответа. Правда постепенно, не вдруг, я понял, что для меня теперь смысл жизни - это не красивая идея или модель мира, но всё чаще охватывающее меня сознание спокойного, творческого восприятия. Обычно вечерами, когда уже пора спать, ко мне приходила бодрость и энергичность мыслей, абсолютное спокойствие духа, повышенный интерес ко всему, что вижу, то есть читаю, сам думаю. Ещё час назад я был заторможен, хотел спать и вдруг я - бодр, энергичен, заинтересован своим восприятием и пониманием. Я не могу сформулировать яснее это ощущение спокойной радости и нейтрального любопытства к себе и жизни и желание написать  текстик о моих чувствах и мыслях. Вот это состояние я теперь и считаю моим смыслом в жизни.

Во внешней жизни вдруг произошли очень неприятные  события. Меня вдруг вызвали в отдел кадров компании, где я трудился, и велели сдать пропуск на предприятие. Мне объяснили, что я разболтал про условия работы и оплаты, а это было запрещено, правда, не в трудовом договоре, а устно. При этом  кадровики сказали, что меня нигде на работу  не возьмут, для этого они имеют свои сетевые средства. Чтобы я не погиб с голоду мне предложили место библиотекаря в глубокой провинции.  Я принужден был согласиться, и трудился в маленькой сельской библиотеке не один десяток лет. Я полюбил эту необычную профессию. Она оказалась очень глубокой и интересной. Но оплата была такая нищенская, что мне пришлось свыкнуться с тем, что и сыр, и колбаса, и вино и так далее  стали мне недоступными. От такой принудительно аскетической жизни здоровье не страдает, но душа – уставала и не раз, пытаясь заснуть, мне хотелось всплакнуть от жалости к себе.  Я даже стал задумываться: а не ошибся ли я, живя в прошлом интересами, которые были мне свойственны и поддерживались  романтической литературой и  музыкой. Не правильнее ли было - побольше зарабатывать и обеспечить себе хотя бы безбедную старость?

Вдруг мне повезло: досталось очень маленькое наследство, но его хватило, чтобы вернуться в любимый мною родной город и жить на пенсии без подработок.  Я наслаждался свободой, и нерастраченным здоровьем: гулял, читал, смотрел хорошие фильмы, удивлялся, как много люди создали замечательных объектов культуры. Насколько разнообразны, прихотливы, умны, необычны и многочисленны эти произведения искусства. Жизнь меня радовала, особенно вечерами, когда я принимал в себе уже привычное творческое состояние. Недостатком было лишь то, что оно приходило когда все нормальные люди ложились спать, а я, радуясь самому себе, устраивался с компьютером за письменным столом. Результатом становился маленький текстик, сентенция о чём-либо и чувство радости и удовлетворения от процесса создания его.

 Однажды, гуляя по парку, я присел на скамейку и наблюдал за утками и селезнями, плавающими в пруду и провоцирующими гуляющих людей бросать им кусочки булки. Вдруг я заметил, что рядом со мной сидит неряшливо одетый незаметный, обыкновенный мужчина и смотрит на меня.  Заурядность его облика контрастировала с глазами. Они были весёлые, пронзительные и умные. Я неприязненно спросил его: «Что ему от меня нужно?» Он дружелюбно ответил, что наблюдает за моими мыслями и сомнениями, когда гляжу  на детишек, кормящих хлебом птиц в пруду и на дорожках.  Я удивился и попросил его поделиться со мной моими же собственными мыслями. И мой визави выложил, что меня  занимают думы: как нужно  жить? Обеспечивать себя материально в первую очередь,  или, рискуя будущим благополучием, жить, давая  волю своим чувствам и мыслям. Он сказал, что, глядя на детей, я думаю о том, что их натура на всех парусах несёт их на скалы, и они позднее будут горько сожалеть, подобно тому, как я сожалел, о неправильном выборе в жизни. Он укорил меня моими  невзрослыми мыслями и чувствами. Однако он может мне помочь и указать мне убедительное решение этой дилеммы.  Только ему нужно выпить стакан пива, чтобы легче было разговаривать. Словом, странный мужчина выманил из меня деньги на пиво и пошёл в ближайший магазин. Я долго его ждал, но никогда больше с ним не встретился.


Рецензии
Здравствуйте Алексей.
Второй раз прочитал Ваш текст. Обсуждать...Это напрягать...Раздражать...
Мысль: Если убрать из текста. ....Я считаю....Мне понятна...Видимо...
То получится серьёзная научная работа по философии. (Этике)
А я люблю жизнь. Поэзия - 6 лет, Математика - 4 года, Физика 20 лет.
Пчеловодство 3 года Писательство 6 лет. Сейчас фондовый рынок.
Играю на бирже: фьючерсы, опционы... Опираюсь на работы Фибоначи (12 век)
Глиссарий японских математиков (17 век) Эллиот, Кондратьев и ещё куча математиков.
Азарт... Экстаз... За три года сделал из 340 000 р. уже 1 730 000 рублей.
Попробуйте... Круче героина увлечёт.
пока.

Николай Желязин   02.10.2023 15:01     Заявить о нарушении
Спасибо Николай за отклик. На биржу я не смотрю: отнимет много сил и времени. Азарта от от игры я не чувствую. Мой опус "О смысле жизни" я расцениваю как рассказ. Есть образ несильного, робкого человека, очень сходного со мной. Желаю Вам удачи в игре и радости от творчества.

Поляков Лёша   02.10.2023 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.