Последний из римлян. Натаниэль Макон

Томас Джефферсон когда-то назвал Макона «Ultimas Romanorum» «Последним из Римлян», сравнив с Флавием Аэцием. Полководец Западной Римской Империи, трехкратный консул, который на протяжении многих лет защищал Рим от набегов захватчиков, Аэций был тем, кому судьба уготовила печальную участь – он не только воевал, но и правил. Уже одно это не заставляет ему завидовать. Он победил в бою самого грозного Аттилу на Каталунских полях в 451 году, а правил за место слабовольного Валентиниана III. Удивительная ирония – благодаря Аэцию Валентиниан правил хоть какой-то частью Западной Империи, которая прихода в упадок, и именно Валентиниан приказал убить Аэция. Главной причиной столь печальной кончины, которую описали историки, заключалась лишь в том, что Аэций хотел женить своего сына Гауденция на дочери императора – Плацидии. Был ли против этой идеи сам Валентиниан осталось загадкой, но римский сенатор Петроний Максим, который мечтал отомстить монарху, который изнасиловал его собственную жену, использовал этот аргумент, чтобы внушить императору, что Аэций хочет совершить переворот и завладеть властью. Вызванный 21 сентября 454 года в императорский дворец Аэций был убит самим монархом и его помощником Ираклием прямо во время доклада о сборе налогов. Вопрос, адресованный императором-убийцей неизвестному, была ли смерть полководца-правителя прекрасной, тот ответил Валентиниану: «Прекрасно или нет я не знаю. Но я знаю, что вы левой рукой отрубили себе правую». Петроний Максим рассчитал правильно – теперь никто не мог защитить слабовольного 35-летнего императора. Уже 16 марта 455 года, то есть через полгода после убийства Аэция, Валентиниан пал жертвой собственной глупости – его убил тот, на чью жену он покусился. Аэций действительно был тем, кто мог бы спасти империю от развала, но не был способен спасти ее от человеческой порочности. За свою службу он и получил от историков прозвище «Последний из Римлян».

Натаниэль Макон, конечно, не был наделен судьбой Аэция. Он прожил до старости и умер собственной смертью, но прожил он жизнь, которой тоже, вероятно, не очень-то можно завидовать.

Макон родился недалеко от Уоррентона (Северная Каролина) в семье майора Гидеона Макона и жил в одноименном поместье размером в 12 км2 с несколькими десятками рабов. Поместье имело огромные плантации табака. Гидеон получил имя в честь полковника Гидеона Макона, который, по разным сведениям, был французским гугенотом. Интересно, Натаниэля связывали родственные отношения с первой леди США Мартой Вашингтон, урожденной Дандридж, которая приходилась ему троюродной сестрой. Надо сказать, что Натаниэль не помнил своего отца – он скончался через два года после его рождения в 1761 году.

Присцилла Макон вышла замуж второй раз за Джеймса Рансома, который в том числе занимался образованием детей супруги от первого брака. Рансом был шерифом округа Бьют, мировым судьей и членом местного комитета безопасности, делегатом Второго конгресса Северной Каролины (1775) и даже суперинтендантом оружейного завода в Галифаксе (1776). Натаниэль и другие ребята, в том числе от второго брака матери, а также соседей, поступил в Колледж Нью-Джерси (Принстон) в 1777 году, но высшее образование он так и не получил.

Во время войны за независимость он принял участие в военной службе, но большую часть времени он все же получал образование. По разным сведениям, Макон принял участие лишь в битве при Камдене (16 августа 1780 года) в чине рядового. Это сражение в Южной Каролине, в котором американские войска, имеющие двукратное численное превосходство, проиграли бой, стало известно и тем, что один из командующих патриотов француз барон Иоганн де Кальб погиб в бою. Судя по всему, именно этим и ограничилось участие Макона в войне.

Далее он стал сенатором, но сначала на уровне родного штата. Свои полномочия он продлевал в 1781, 1782 и 1784 гг. За это время он не только получил первый политический опыт, но и успел стать семейным человеком. С Ханной Пламмер Натаниэль познакомился в Уоррентоне. Ее родители были из Вирджинии. Высокому красавцу Макону пришлось побороться за сердце Ханны, и они в итоге поженились, хотя брак этот оказался недолгим. Она родила супругу троих детей, но умерла в 1790 году в возрасте 29 лет. Натаниэль так больше никогда и не женился, но прожил всю жизнь на своей плантации Бак-Спринг. 

Большую часть своей жизни Натаниэль оставался политиком. Про такого как он Макс Вебер бы сказал, что для него политика была не просто работой, но призванием. Вскоре после смерти жены его избрали в Конгресс, и там он оставался до 1828 года. Сначала в Палате Представителей, а потом и в Сенате.

Макон был радикалом. Он все отрицал - был противником флота, считая его слишком расточительным для бюджета; был противников Договора Джея (1795), которым установились торговые отношения между Великобританией и США был предотвращен полноценный конфликт; ненавидел Гамильтона и федералистов. Иногда он и вставал на сторону тех, кого считал ущемленными в правах. Он поддерживал Резолюции Кентукки и Вирджинии (1798, 1799), которые требовали на региональном уровне признания неконституционными тех актов Конгресса, которые не были санкционированы Конституцией, покупку Луизианы и внешнеполитический курс Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона. Более того, он пытался заставить Джефферсона купить Флориду, хоть и не успешно.

Первый южанин на посту спикера он достиг этого поста в 1801 году, оставаясь в должности на протяжении 6-ти лет работы. Несмотря на поддержку Джефферсона, он все же не сходился с ним в идеологии, считая, что последний отступил от республиканизма.

Впоследствии – он глава Комитета по международным отношениям. В 1810 году на фоне инцидента с британским судном в открытом море, Конгресс проголосовал за «Закон Макона №2», который давал право президенту приостанавливать торговлю с Великобританией и Францией, если те вмешиваются в торговлю США.

Как настоящий южанин, он поддерживал рабство. Поэтому он и не поддержал Компромисс Миссури (1820), который признавал штат рабовладельческим. И тем не менее, последние свои сроки с 1815 по 1828 годы он пробыл в Сенате. В 1824 году он был потенциальным кандидатом на пост президента, но получил лишь 24 голосов выборщиков на должность вице-президента. В последний год службы он был даже Временным президентом Сената, а после ухода в отставку вернулся в родной штат. Здесь он возглавлял и конвент 1835 года, который реформировал Конституцию штата, хотя сам Макон выступал против принятия поправок. В последний раз он появился на политической арене в 1836 году, когда оказывал поддержку однопартийцу демократ-республиканцу Мартину Ван Бюрену на выборах на пост главы государства. 

4 марта 1837 года Ван Бюрен стал президентом США, а 29 июня того же года Натаниэль Макон скончался. Он пережил троих детей, жену и был похоронен рядом с ней и сыном в округе Уорен в Северной Каролине. По его просьбе могила семьи была засыпана грудой камней, чтобы никто и никогда не смог захватить эту землю и использовать ее для себя. Могилы Маконов до сих пор под грудой камней. В одном «последний из римлян» был прав – люди слишком ленивы, чтобы даже разгребать бесформенную гору камней.

Литература: MACON, Nathaniel // History, Art & Archives USA House of Representatives: https://history.house.gov/People/Detail/17368; MACON, Nathaniel. 1757 – 1837 // Biographical Directory of the United States Congress: https://bioguide.congress.gov/search/bio/M000034


Рецензии