Воспоминания о детстве

 
  Раз уж Олег Жилкин затронул больную тему "Школа", вспомнила всю среднюю школу. Проклятая память, мне бы стереть все плохое и помнить все хорошее.

  Начальная школа - это все хорошее. Клавдия Степановна - первый класс. Лидия Григорьевна - второй и третий классы. Я научилась читать в четыре года. Наверное, моя бабушка тоже внесла вклад в это. Хотя один раз она моей книжкой закрыла банку молока. А мне эту книжку подарила Лида Григорьевна, так звали мы эту любимую нами учительницу. На празднике Новый год, который она ежегодно устраивала в деревенском клубе. Это были незабываемые концерты силами своих учителей. Тогда я угадала ответ на загадку "Что сначала зеленое, потом красное, потом черное?" "Смородина", - крикнула я из толпы, когда еще в школу не ходила, но смородину-то мы, сибирские деревенские дети, собирали.

  Лида Григорьевна пришла к нам домой, меня поставили на стульчик и я рассказывала "Шла с базара кошка, несла с собой лукошко" и другие стихи из "Букваря", который знала наизусть, потом приезжала комиссия из районо, хотели меня в пять лет взять в первый класс, так как в детском садике я запоминала стихи с одного-двух прочтений, в магазине читала газеты, так как книг дома не было, кроме "Дом кошки, играющей в мяч" Бальзака, которую я читала и не понимала слова "бифштекс", "сюртук" и так далее. Журналы "Огонек", "Работница", "Крестьянка" читала от корки до корки.

  Да, настенный календарь, бабушка (баба Ариша, воспитавшая меня без родителей с шестимесячного возраста, кстати, без всяких пособий, так как отец умер в Якутии, а это надо было собирать справки), зато предприятие местное каждый Новый год давало мне подарок, хотя отец там не работал, но бабушка работала).

  Настенный календарь, или численник, как называла его бабушка, покупался заранее перед наступающим годом. Вот его я прочитывала весь. Все стихи там знала наизусть.

  Кстати, я не одна была с такой памятью. С соседней девочкой, через забор жила немецкая семья, мы с Женькой Д-т декламировали "Интернационал", только я говорила : "Но партизаны никогда". А Женька меня поправляла: "Но паразиты никогда". Еще она меня учила: "Не говори "вотака", говори "вот", а Ока - это река".

  Женька сейчас - директор известного агентства недвижимости, фамилия у нее другая теперь, но я все равно без ее разрешения не назову ее настоящую, по отцу, фамилию. Кроме нашей области эту фамилию я не слышала, это не Гофман, которые в Германии на каждом шагу.

  Ну, меня воспитывали всей деревней. Да и всех так воспитывали. Это была очень дружная деревня. Ели мы там, где играли. Все жили примерно одинаково, не было бедных и богатых. Если у моей тети и дяди ( и второго дяди, отчима моей двоюродной сестры, ставшей потом полковником юстиции) была машина, то им и приходилось иногда увозить срочных больных ночью в больницу). Телефонов в деревне не было. Правда, у железнодорожника дяди Вити Л. потом появился телефон, по которому мы баловались: "Диспетчер, диспетчер, сколько времени?" Диспетчер ругалась на нас, маленьких детей, но мы звонили до тех пор, пока она не скажет, сколько времени, потом мы думали, что еще спросить, но других вопросов не было, поэтому мы только это и спрашивали. Потом приходил дядя Витя и спрашивал нас со Светкой, не баловались ли мы с телефоном.

  - Нет, - говорили мы и убегали на улицу. Но он и не ругал нас никогда, хотя Светке он был отчим. Родной отец у нее тоже умер, когда она была грудная.

   Я всегда считала нашу деревню благополучной, но года три назад приехала туда, и мы с Натальей Г-ль (тоже немкой по отцу)ходили по кладбищу, смотрели на родные и дорогие нам лица с металлических фотографий: "Дядя Петя умер, во время выпивки сердце схватило, дядя Ростислав повесился, дядя Толя застрелился, дядя Сеня (мой дядя, украинец) повесился. И так далее. Потом я Наташке говорю: "Так подожди, у нас кто-нибудь умер своей смертью?"

   - Нет, - сказала Наташка, у всех была какая-то причина.

   Несколько человек умерли в преклонном возрасте, но все равно, в основном,  на нервной почве.

   - Вот это да, - сказала я, - так у нас что ли полдеревни суицидников было? Четверть умерли в пьяном или подвыпившем виде по неосторожности или по причине утраченного здоровья. В основном там лежат молодые, около тридцати или сорока лет. Почему? Никто не воровал, не убивал, никакого вреда не делал. Мужики пили с каждой зарплаты. Некоторые гоняли жен. Это считалось нормальным у на с в семидесятые годы. Сидевших по серьезным уголовным статьям практически не было. Дядя Коля в пьяном виде застрелил дедушку, мужа бабы Паши (видимо, Павлы), когда тот заступился за жену дяди Коли с двумя детьми. Тетя Вера убегала от пьяного мужа. Деда похоронили. Дядя Коля отсидел около шестнадцати лет, тетя Вера ездила к нему с ребятишками, они привозили оттуда красивые ручки из плексиглаза. Дядя Коля вышел с туберкулезом, они вынуждены были переехать, потому что баба Паша сказала: "Он не будет здесь жить". Хотя до этого все жили тихо-мирно. Семья поселилась в селе неподалеку, дядя Коля умер от туберкулеза, потом тетя Вера тоже умерла от туберкулеза.

    Четверо молодых красивых парней дружно остались в деревне. Один в пьяном виде разбился на мотоцикле, кажется, второй в пьяном виде умер, получив травмы, третий просто пил и умер, четвертый из друзей повесился. У троих, слава Богу, остались дети, которые создали свои семьи и сейчас благополучно живут.

    Так почему при стабильной советской власти у нас в поселке мужики пили и вешались? А сейчас их дети хорошо живут, ездят на машинах, слава Богу, все живы и здоровы. Мне непонятно, почему некоторые жители России сейчас так хвалят Советский Союз и так ненавидят современную жизнь.

    Мне кажется, и тогда можно было жить, и сейчас. Сейчас проще в том, что можно работать там, где вздумается, а не сидеть на одном рабочем месте всю жизнь и сдохнуть, не видя страны и не имея возможности увидеть другие места. Может, москвичи тогда жили очень хорошо. Но они и сейчас живут.

    Может, жадность и зависть захватили некоторых людей. Раньше никто не видел, как руководство партии (страны) ездит по разным странам, как их дети живут и отдыхают.

    Помню, познакомилась с одной девушкой.

    - Ты была в Индии и Чехословакии? - удивилась я, - как ты ДОСТАЛА путевки и сколько это стоило?

    - Бесплатно. По линии комсомола. Еще и заплатили подъемные, командировочные.

    Это обком комсомола, ребята. Райком тоже тогда жили. И на машинах ездили, черных "Волгах". Это было круто. Никто не знал о заграничных поездках, спецпайках, входах и выходах в магазины и так далее.

    Это так-то секрет тогда был. Девушка со мной поделилась секретами.

    Я и сейчас не называю ее имя. Сейчас, конечно, уже не так круто. Советская элита - это звучало гордо. А вякнешь против - получишь ярлык "антисоветчик" и так далее. Смешно, что и сейчас не особо на эти темы распространяются те, кто был в той или другой категории граждан. А те, кто говорит, что раньше было лучше - в основном, это люди за пятьдесят и более, которые были тогда детьми и жили на всем готовом у собственных родителей. Когда пришлось работать, надо было крутиться, чтобы за собственные деньги умудриться "достать"сыр и кофе. Зато как было здорово, когда приходишь на работу и говоришь:

    - А я мыло купила.

    - Где?

    - Магазинчик на Российской.

      И все в обед побежали и купили. Очередь отстояли. И, довольные, опоздали. И начальник не ругался, потому что мыло покупали. И все дружные были. Один другому помогал. А сейчас некоторые сели в свои машины и поехали. Чтобы кто-то кого-то подвез, редкость. Ибо некомфортно. Якобы. Потом приехали домой, вышли с мужем из авто, сели за компьютеры и погнали: "Раньше было лучше".

   

   


                23.11.2021.





   

   


Рецензии