C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Три поездки в прошлое. Часть 4. Поездка в Ишим

Билеты до Ишима были взяты ещё в Севастополе. Номер поезда, вагон, место и время отправления и прибытия были определены заранее. Отправляясь в Ишим, я надеялся еще на одну очень важную для меня встречу. Дело в том, что на станции Омутинская, в четырех часах езды от Ишима, проживала с семьей моя двоюродная сестра Людмила, дочь моей тетки Марфы, младшей сестры моей мамы. Марфа вышла замуж за демобилизованного летчика капитана Павла Жиленко, служившего в Чернышевке, выехала с ним в Башкирию к родителям мужа. Там родила дочь и двух сыновей. Умер муж, от инсульта умерла Марфа, не дожив до пятидесяти лет. Погиб старший сын, а потом умер младший Саша, оставив вдову с маленьким сыном. После смерти родных Люда с мужем покинули Башкирию и переехали на станцию Омутинская, на родину мужа. Там они живут уже несколько лет, и вот теперь я хотел встретиться с сестрой, которую видел в младенческом возрасте. Заранее в письме я написал Люде дату, время проезда, номер поезда и просил подойти на станцию к поезду. Подъезжая к станции, я волновался, стоянка поезда длилась всего три минуты. На подходе поезда я из тамбура пытался разглядеть сестру. Увидел через несколько вагонов впереди по ходу поезда одинокую фигуру женщины и, не дожидаясь полной остановки, побежал к ней. Я увидел невысокую полную женщину, очень похожую на свою мать, с палочкой в руке. Я обнял сестру, успел задать несколько вопросов. Узнал: здоровье плохое, сахарный диабет, плохо с ногами, дети при ней, старший сын – машинист тепловоза, работает в Каменске. Несколько слов о себе - и поезд тронулся, кричат проводники, я обнимаю сестру и вскакиваю в проходящий вагон. Так состоялась первая и последняя встреча с сестрой. Через год в августе получил письмо от старшей дочери Людмилы: «Дядя Юра, мама умерла 1 августа, папа умер через неделю». Она ушла первой из всех моих сестер.

Спустя четыре часа я подъезжал к Ишиму. Я волновался, выглядывал в окно тамбура, пытался рассмотреть окрестные леса, поляны, берег реки Ишим, подъездные пути к станции. Проехали железнодорожный мост, справа должны быть постройки и небольшие озерки. Я когда-то ходил в этих местах с ружьем. Но сейчас изменился весь ландшафт, и я ничего знакомого не нахожу. И вот подъездные пути к станции, паровозное депо и вокзал. Меня встречают моя школьная подруга и моя первая любовь Александра Овчеренко с племянником, у нее я остановлюсь на время пребывания в Ишиме. В Шуру я влюбился в десятом классе, она старше меня, окончила школу на год раньше. Поступала в институт, но не прошла по конкурсу. Целый год отдыхала, собираясь поступить в следующем году в местный педагогический институт. Отец у Шуры - паровозный машинист, семья жила в большом частном доме, с хорошим достатком, ни в чем не нуждалась. После окончания школы я поступил в училище, около года продолжалась переписка, а потом прекратилась. Шура вышла замуж, родила сына, потом разошлась. Мы увиделись, когда я приезжал на встречу выпускников. Вспомнили школьные годы и остались хорошими друзьями. Изредка переписывались, и когда она узнала, что я собираюсь приехать, настояла, чтобы я остановился у нее. Что я и сделал. Племянник подвез нас к дому. Шура живет в двухкомнатной квартире с сыном. Сыну за пятьдесят, убежденный холостяк, работает начальником смены на электростанции. Я заселился к нему в комнату. Мы с Шурой позавтракали, и я решил, не теряя времени, начать знакомиться с городом, и в первую очередь навестить школу.

Шура жила на центральной улице Карла Маркса через три автобусных остановки от железнодорожного вокзала. Центральная улица соединяет станцию с городом. Раньше это были разные территории. Так получилось, что при строительстве железной дороги, она прошла в трех километрах от небольшого уездного городка Ишим. Станция со всеми своими служебными постройками, вагонными и паровозными депо, жилыми домами в поселке, который назвали именем Л.М. Кагановича, представляла собой отдельную территориальную единицу. Это было отделение Омской железной дороги со своей властью, со своей милицией, отделом КГБ, медицинской службой, школами, детсадами, рынком и прочими службами. Станцию и город связывала автомобильная дорога с автобусным сообщением. Станция строилась быстрее города, стали появляться двух-, трех-, пятиэтажные жилые дома, магазины, административные здания. Город тоже построил зерновые элеваторы, молокозавод, жилые дома в сторону станции. В сороковых–пятидесятых годах строились в основном частные дома. Городская казна в послевоенные годы была небогата. Средства шли на строительство двух заводов, школ, детсадов и других самых необходимых объектов и служб. Постепенно территория между городом и станцией застраивалась. После реорганизации Министерства путей сообщения было ликвидировано отделение Омской железной дороги со всеми службами. Школы, детсады, медицинские учреждения и другие предприятия переданы в соответствующие городские структуры. Теперь город постепенно развивается, а железнодорожная станция стала скромным заштатным предприятием, и только старожилы вспоминают о некогда былом величии железнодорожников.
Я на автобусе подъехал к вокзалу. Через вокзал прошел на перрон. Недавно здесь был произведен капитальный ремонт. Оборудован билетный зал, зал ожидания, убраны ларьки и киоски, в вокзале стало просторней и современней. Перрон тоже изменил свой вид. Строители убрали бывшую знаменитость перрона и всей станции - фонтан. Его запоминали пассажиры, проезжающие станцию. В круглой чаше фонтана стояла мраморная цапля с поднятым клювом и из клюва била струя. Фонтан был сооружен при строительстве станции и стоял там несколько десятков лет. Жаль цаплю. Кому она помешала? Перрон стал просторней, оделся плиткой и стал… безлюдным. Пассажиров почти не было ни в здании вокзала, ни на перроне. В мое время, а это 50-60-е годы, на станции жизнь била ключом. Один за другим следовали пассажирские поезда и грузовые составы, на вокзале и перроне масса народа. Сейчас несколько человек на вокзале и столько же на перроне. Никто никуда не едет, нет и грузов. Когда-то функционировал привокзальный рынок, где было все: от горячей картошки до вкусного варенца.

Я прошел по перрону в сторону бывшего переезда. Он был в 50-60 метрах от территории вокзала, через него проходили пешеходы и гужевой транспорт. Сейчас переезд убрали и построили виадук. Я поднялся на виадук. Передо мной открылась вся территория станции. Странно было видеть пустые железнодорожные пути. На всех семи путях блестели рельсы и не было ни одного железнодорожного состава. Несколько вагонов стояли на крайней колее. Паровозное депо, где обычно скапливались десятки паровозов, было почти пустым. Пустым был и круг, на котором разворачивали паровозы. Несколько вагонов стояло на территории вагоноремонтного депо. Не сновали, как раньше, маневренные паровозики, прозванные «овечками». Изредка проходил небольшой тепловоз ТВ-1. Странно, как будто в стране нечего возить, некому больше спешить. Я постоял 15-20 минут и перешел на северную сторону, где и расположен был поселок Кагановича. По пешеходной дороге прошел к первой улице. Она протянулась с востока на запад параллельно станционным путям. На улице по одной стороне расположились старые однотипные кирпичные одноэтажные дома. Они строились задолго до войны и сохранились на старых станциях. В одном из них в торцевой квартире проживала семья начальника ОРСа (отдел рабочего снабжения) Чернышева Даниила Ивановича. У него я прожил весь учебный год, когда учился в 6 классе. В семье проживали мать главы семейства, жена тетя Дуся и взрослая дочь Ирина, студентка пединститута. Отношение ко мне всех членов семьи было доброжелательным.

Я прошел возле знакомого мне подъезда и вышел на улицу Деповская. Прошел мимо железнодорожного училища (ЖДУ), которое готовило специалистов низшего звена: слесарей, токарей, помощников машинистов и других, нужных для железной дороги специалистов. Принимали в ЖДУ ребят после 5-го класса в группы слесарей, после 6-го класса в группу токарей, фрезеровщиков, а после 7-го класса в элитную группу будущих паровозных машинистов. В училище питомцы учились три года, получая при этом семилетнее образование, а будущие машинисты – среднее. Ребята жили в отличных жилищных условиях, хорошо питались и были полностью одеты и обуты. Как правило, они были из бедных семей, где не было отцов, а детвору воспитывала мать, так что государство в лице Министерства путей сообщения давало возможность этим маленьким гражданам жить, учиться, приобретать отличные специальности и гарантированную работу. При этом получая отлично подготовленные кадры для своей отрасли. Это была мудрая государственная политика в сфере подготовки кадров и борьбы с беспризорностью.

Пройдя училище, я вышел к школе. Через дорогу должен быть дом моего друга Сережки, но дом был снесен, участок остался незастроенным. Я вошел на территорию школы. Все окна классов двухэтажного здания школы выходили на восток. Перед фасадом здания была расположена большая спортивная площадка размером с футбольное поле. В зимнее время на площадке заливался каток. На нем проводились тренировки и соревнования конькобежцев, игры в русский хоккей. А вечерами и в свободное от тренировок время каталась детвора со всего района. Такой каток был единственным в городе, поэтому на нем проводились соревнования и матчи среди школьных коллективов города, а так же среди команд всех отделений Омской железной дороги. Каждый год с началом морозов и в течение всей зимы заливку катка производил директор ШЮС (школы юных спортсменов) Василий Алексеевич Порфирьев, заслуженный мастер спорта по гимнастике. Перед войной он получил на выступлении травму позвоночника, с тех пор ходил, прихрамывая, с неподвижным шейным позвонком. Это был энтузиаст спорта. Он много лет возглавлял спортивную школу, одновременно оставался старшим преподавателем школы по физкультуре. Он имел звание капитана МПС, ходил в кителе с капитанскими погонами. Школа гордилась спортивными достижениями своих учеников. Наши спортивные команды побывали во многих городах, областях и республиках страны, участвуя в самых престижных соревнованиях.
Основными видами спорта были спортивная гимнастика, лыжный спорт, слалом, конькобежный спорт, русский хоккей, баскетбол, некоторые виды легкой атлетики. Школа вырастила двух олимпийских чемпионов: Бориса Шахлина по гимнастике и лыжника Николая Аникина. Сейчас площадка перед школой уменьшилась до хоккейной коробки. Справа осталась баскетбольная площадка. Слева от фасада вплотную над школой нависла церковь. Школьный двор отгорожен деревянной невысокой оградой. В 1951 году к северному крылу здания школы был пристроен физкультурный зал размером с баскетбольную площадку. За счет котлована высота зала была около 5 метров и обеспечивала игры в волейбол и баскетбол в зимнее время. Баскетбольная и волейбольная команды могли тренироваться круглый год, а на первенство по этим видам спорта приезжали команды из Омска и Тюмени. С постройкой зала была создана ШЮС, директором стал Василий Алексеевич. Был открыт штат преподавателей-тренеров по лыжным видам и легкой атлетике, по спортивным играм и по спортивной гимнастике. В спортзале проходили уроки по физкультуре всех классов школы. Я прошел к входу в здание школы. Он был, как и в наше время со стороны двора в северной части здания и спортзала. У входа на стене зала Памятная мраморная доска с надписью: «Здесь в период…работал директором ШЮС заслуженный мастер спорта Порфирьев Василий Алексеевич».
Я вошел в здание. Знакомая мраморная лестница
на второй этаж, знакомая раздевалка, где для каждого класса была вешалка для верхней одежды. Справа вход в спортзал и канцелярию. В канцелярии никого не было, и я прошел в зал. После реорганизации МПС и передачи школ в систему Министерства среднего и высшего образования, спортивная школа была закрыта, штат преподавателей сокращен, зал передан на баланс школы с учителем по физкультуре.
Закончилось былое величие спорта в системе подготовки высшего спортивного резерва! Стало все как у всех. Я спустился в зал. Стены выкрашены в темно-зеленый цвет, отчего в зале темно и мрачно, убраны баскетбольные щиты, не видно спортивных гимнастических снарядов, может быть убраны? Пол выкрашен темной половой краской. Что-то стало грустно, как будто потерял хорошего друга. Поднялся на второй этаж, где размещались наши старшие классы. Справа до постройки спортзала, там был школьный спортзал, были закреплены гимнастические снаряды, там проходили плановые занятия по физкультуре. После создания ШЮС, старый зал использовался для общих собраний, праздничных мероприятий и вечеров. Сейчас это был хорошо оборудованный конференц-зал с небольшой сценой и несколькими рядами хороших стульев. Сейчас в нем проходят официальные мероприятия, торжественные собрания, школьные вечера и т.п. Я прошел по коридору мимо классных комнат. В школе шел обычный летний косметический ремонт. Классы были покрашены, побелены, мебель приведена в нормальный вид. Во всех классах современные доски, места для компьютеров, пластиковые окна, хорошие светильники. Мне классы понравились. Я зашел в свой бывший класс. В 5–8 классах мы учились в третью смену, занятия начинались в 17 часов и продолжались до 22 часов при тусклом электрическом свете. В домах поселка после войны не было электричества и только в некоторые общественные и жилые здания, школы, больницы, детские дома подавалось электричество с маломощной железнодорожной деповской станции. Напряжение было слабым, и мы все уроки портили зрение. В конце коридора в небольшом помещении расположилась компьютерная комната, где за столом работала молодая женщина. Я поздоровался и представился: кто и откуда и почему в школе. Оказалось, что моя собеседница учитель информатики. От нее я узнал о школе подробности. О спортивной школе, о конференц-зале, ремонте. Школа входит в муниципальный орган управления образования городской администрации. Вот такое хитрое название имеет бывший отдел народного образования. Школа не утратила традиций бывшей школы № 113 имени 30-летия ВЛКСМ. Так называлась наша школа до перестройки. Школа – лучшая в городе. Получила Президентский грант, компьютерное оборудование, которое установлено во всех классах, приобрела мебель, сделали хороший ремонт. А вот спортивную школу не восстановили, на нее нет средств. Рассказала, что школа поддерживает связь с Пограничным училищем, и многие ребята поступаю в него. Я искренне порадовался за свою школу. Традиции школы закладывались, развивались и поддерживались плеядой отличных, грамотных, преданных своему профессиональному делу преподавателей. Прошло много лет, а помню всех их, и при воспоминании их образы встают передо мной, как если бы это было вчера.

Самым уважаемым был директор Владимир Иванович Неверов, высокий, представительный, очень внимательный и справедливый. Он ходил всегда в форме майора МПС. Математику преподавала Валентина Тихоновна Неверова, жена директора школы. Высокая, подтянутая, всегда аккуратно одетая, Она была похожа на чопорную англичанку, так мы считали. Благодаря ее настойчивости, индивидуальному подходу к каждому ученику, мы хорошо знали математику. Русский язык и литературу преподавала нам с 5 класса Софья Федоровна Евпатьевская. Маленькая, худенькая, болезненного вида, хрупкая женщина она так интересно вела уроки, что даже скептически настроенные мальчишки с удовольствием читали дополнительную литературу, принимали участие в оценке героев изучаемых произведений. В 5 класс меня привели в начале учебного года после сельской школы, и на первом диктанте я получил «единицу», сделав 14 ошибок. И Софья Федоровна занялась со мной персонально, не смотря на большую учебную занятость. Я переписывал тексты из учебника по литературе, писал диктанты под ее диктовку, дома мне диктовала мама. Я научился красиво писать, и мой почерк пригодился мне в жизни. К концу первой четверти я имел удовлетворительную оценку по русскому языку, а на выпускных экзаменах написал лучшее сочинение в школе. Софья Федоровна ушла из жизни рано, через несколько лет после нашего выпуска. Я всегда ее помню. Химию вел завуч Александр Федорович Чиганов, физику – бывший фронтовик Сергей Иванович Вершинин, наш классный руководитель. Я когда-то, в 8 или 9 классе очень обидел его перед всем классом, вел себе хамски и оскорбительно. Он не затаил злобу, долго со мной беседовал наедине. Мне так стало стыдно и противно за себя. На следующем уроке я вышел к доске и извинился перед всем классом за свое безобразное поведение. Мы очень уважали нашу историчку – Полину Яковлевну Колесник. Нам казалось, что она похожа египтянку, особенно ее профиль. Хотя мы египтянок не видели. Географию с 5 класса вела Александра Теофиловна Зубарева – маленькая, хрупкая, седая, как лунь старушка, Заслуженный учитель, кавалер ордена Ленина. Менялась после войны политическая карта мира, менялись политические строи государств. Все учебники устарели, и Александра Теофиловна заставила нас завести тетради по географии и диктовала нам об общественном и государственном строе изучаемого государства. Я и сейчас помню ею продиктованную фразу: «Англия по государственному строю представляет собой королевство, причем власть короля ограничена парламентом, состоящим из палаты лордов и палаты общин…». И это в 6-м классе!

 Емельян Герасимович Пацер – учитель немецкого языка с 8-го класса. Немецкий язык – мое слабое звено во всем учебном процессе обучения в школе. Я пришел в пятый класс в конце сентября месяца. Ребята бойко читали первые тексты из учебника, я же не знал алфавита. Бывший тогда учитель не обратил на меня внимания, я никого из ребят не знал, за помощью обратиться было не к кому. И самое главное – не было учебника немецкого языка. Я купил в книжном магазине учебник немецкого языка. Учебник новый послевоенного издания, когда я показал его учителю, он сказал, что в школе идет преподавание по старому учебнику издания 1938 года, вот его и ищи. Я ходил на рынок в поселке, ездил на базар в город, там продавали старые учебники, но учебник издания 1938 года в продаже не находил. У кого-то из ребят я брал на время учебник, но это не решало проблемы. Я с каждым уроком отставал все больше и больше. Учебник, о котором идет речь, был один для 5-го и 6-го классов. И если я кое-как вытянул в 5-м классе свой немецкий на тройку, то в 6-м классе окончательно отстал. Я просто стал убегать с урока. Потом об этом узнала мама, заставила меня заняться языком, в результате я кое-как вытянул свои знания немецкого на тощую тройку.

Так и стоит у меня в аттестате зрелости среди пятерок, единственная тройка, тройка по немецкому языку. И то благодаря Емельяну Герасимовичу, который пришел к нам учителем в 8 классе.

Наши преподаватели очень ответственно относились к нашему обучению, давали нам такие знания, которые обеспечивали высокие баллы при поступлении в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда, Свердловска, Новосибирска и других городов Союза. Из 23 выпускников нашего класса поступили и вузы 22 человека. Это показатель качества преподавания в школе и профессионализма учительского коллектива. Слава школе!


Рецензии
Восхищает твоя память, Юра, и доброе отношение к людям, которых встречал на жизненном пути.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.11.2021 15:30     Заявить о нарушении