Три поездки в прошлое. Часть 9. Дорога домой

Выехали мы в воскресение утром. В субботу наши старики совсем разболелись. Александр Петрович видно накануне находился и сильно устал, у него поднялась температура до 40 градусов. Пришлось нам с Леней принимать меры: натерли водочным раствором с уксусом, это проверенное средство, дали таблетку аспирина. К утру температура спала, и он уснул. Зинаида Павловна тоже не спала, повысилось давление. Дали ей ее лекарства, она уснула. Так у нас с Леней была неспокойная ночь. Скорую помощь вызвать из района не смогли. Да и Зинаида Павловна воспротивилась, а местного фельдшера попросили утром навестить стариков, да и Сашу попросили присмотреть за ними. Утром мы планировали выехать пораньше, но жизнь внесла коррективы. Приготовили завтрак, проснулись наши больные, накормили их и только потом выехали из Мыта. Конечно, надо было бы задержаться с выездом на сутки, но мы не могли, у сына на вторник были спланированы важные встречи, связанные с работой, да и поездка в рабочий день связана со сложностями на дороге. Машина была загружена с вечера, проверена и мы выехали только в 9 часов. С ночными и утренними хлопотами я как-то забыл своего друга Кузю. Бросился попрощаться, а Кузи нет. Я звал его, заглядывал в сарайчики, искал в огороде, в доме – нет Кузи. Ночью он ушел от меня, я его выпустил на улицу, утром он всегда приходил, а сейчас нет его, видимо обиделся или ушел, чувствуя предстоящую разлуку.

Так ушел перед нашим с женой отъездом из Ассаба, что в Эфиопии, наш любимый кот Мася, который в течение полутора лет был членом нашей семьи. Несколько дней до нашего отъезда он ходил по пятам, мяукал, залазил в коробки с вещами, рвал нам душу и сердце, казалось будто мы оставляли самого близкого нам человека. За два часа до отъезда, Мася потерся о наши ноги, помяукал и пошел. Он шел в сторону сараев на территории базы, а я шел за ним и звал его. Он останавливался, поворачивался ко мне, говорил «мяу» и шел дальше. Так мы и шли с ним, я его звал, он поворачивался, отвечал мне и шел дальше. Мы подошли к ограде, Мася в последний раз сказал «мяу» и скрылся среди построек. Я стоял, слезы выступили на глазах, мне никогда так не было горько, никогда не было так тяжело, даже тогда, когда уходили насовсем близкие люди. Прошло 27 лет, а я не могу забыть это прощание.
Я полюбил за неделю этого старого доброго кота, особенно за его преданность родному дому, когда он целый месяц ходил, что бы увидеть свою родину, который и ко мне испытывал искреннюю привязанность. Поэтому он и ушел так, видимо, не перенося прощания, как уходят от нас любимые нами «братья меньшие». Не знаю, жив ли мой кот? Ведь он был совсем старенький.

Мы выехали на южную главную областную дорогу, которая шла прямо на запад, через Палех на Шую, минуя Иваново. Конечно, чтобы ознакомиться с Ивановской областью, надо было прожить там несколько недель. Мы же, имея ограниченное время пребывания, посвятили его знакомству с Зубарихой и ближайшими окрестностями. На обратном пути я думал заехать в Палех, Шую, посетить хотя бы центр этих небольших городков, заглянуть в местные музеи, купить изделия местных умельцев. Однако задержка с выездом, воскресный день и стремление с одной ночевкой доехать до Севастополя в корне изменили наши планы. Мы могли только осматривать проезжающие городки и поселки из окна машины.

Палех проехали при пустых улицах и закрытых магазинах и ларьках. Так что купить какие-нибудь сувениры, мы не смогли.
Палех – поселок городского типа, известен как центр современной лаковой миниатюры. С 17 века славится как центр иконописного творчества. В Палехе находится художественное училище, а среди 7 тысяч жителей насчитывается 520 художников лаковой миниатюры. Имеется несколько музеев: Музей палехского искусства, Дом-музей И.И. Голикова, Дом-музей П.Д. Корина и другие. Мы проехали через центр поселка и продолжили наш путь через большое село Афанасьевское на Шую.

 Как только мы выехали на главную дорогу и оставили южнее нашу Зубариху и Лухское полесье, пошли густые смешанные и сосновые леса. От основной дороги отходили второстепенные, так называемые, территориальные дороги. Они имели отличное цементное покрытие, проходили через лесные массивы и редкие населенные пункты. На них редко попадались встречные машины. Я в начале поездки удивился, но потом вспомнил, что в Ивановской области расквартирован полк РВСН на колесной тяге. Отличные дороги, густые лесные массивы обеспечивают мобильность и скрытность развертывания полка в случае начала военных действий.
От Палеха до Шуи мы проехали за 40 минут. С выездом на шоссе я сел за руль. Леня чувствовал себя плохо, сказались его травмы, полученные накануне, когда он упал в открытый подпол. Болело колено и ребра. Уже в Севастополе рентген показал трещину двух ребер и травму колена. Я несколько лет не садился за руль, и это сказалось на вождении. Мы сделали большую ошибку, не проведя несколько тренировок по вождению перед выездом в поездку. Это должен был предусмотреть я, памятуя о том, что могут возникнуть различные ситуации, в том числе и связанные с управлением машины. Я первые километры чувствовал себя неуверенно, но встречных машин было мало, а дорога хорошая, и я постепенно осваивался с управлением. Подъезжая к Шуе, Леня сел за руль. Шую мы объехали по южной окружной дороге, не заезжая в центр.
Город Шуя – красивый древний город, где насчитывается более 450 памятников архитектуры. Шуя – промышленный город, славен предприятиями текстильной промышленности, имеет несколько заводов и фабрик, отличный краеведческий музей, музей М.В. Фрунзе. Чтобы ознакомиться с городом, необходимо было провести в нем несколько часов. Мы и так выпали из графика движения, и пытались наверстать упущенное время. Объезжая город по окружной дороге, мы рано свернули влево и поехали на Воскресенское, а нам надо было на Лежнева с выездом на федеральную трассу. В результате получился круг в 15-17 километров. И все из-за неудовлетворительно оформления информационными знаками российских дорог. Наконец, мы на главной дороге и следуем на Суздаль, а это уже Владимирская область. Покинули мы Ивановскую область в поселке Горчино, проехав от Лежнева 51 км. Вот бы свернуть от Владимира на Спас-Клепики и через 150-200 км оказаться в знаменитой Мещере Константина Паустовского! Это мой любимый писатель. Первая моя прочитанная детская книжка была «Летние дни», где все события происходили в Мещере, чудесном крае на границе Владимирской и Рязанской областей. Этому краю автор посвятил сборник рассказов «Мещера». Всю жизнь я хотел навестить эти места, где провел лучшие творческие годы К.Г. Паустовский. Но так и не выбрал время провести там отпуск. И вот теперь мы проезжаем рядом с моей мечтой. Об этом я уже вспоминал.

 От Владимира трасса идет на запад на Орехово-Зуево–Воскресенск–Ольховку–Плешки, где и выходит на центральную автомагистраль Москва–Симферополь. И сразу мы влились в поток громадных тяжелых фур и джипов. Солнце над горизонтом, и нам надо искать место ночлега. Но желание приблизиться к границе и ограничиться одной ночевкой за поездку, заставляло нас двигаться вперед. Теперь уже в обратном порядке мелькали населенные пункты, мосты, знакомые надписи мини-баров, закусочных, надписи «живые раки» и т. п. Однако темное время поджимало, и мы всматривались в вывески для определения места ночлега. Наконец, между Курском и Белгородом мы выбрали место. Аккуратное стационарное здание – гостиница, на площадке с десяток грузовых машин, большинство шоферов укладываются на отдых в кабинах. Мы подъехали к самому зданию, оказалась хорошая гостиница, с душем и сравнительно недорогими номерами, с работающим буфетом. Мы приняли душ, поужинали и сразу уснули.

 В 6 часов утра мы выехали, стремясь пораньше подъехать к границе. К 9 часам мы были уже на таможне…
Уже темнело, когда подъехали к Сивашу. До Севастополя около четырех часов хода. Леня сел за руль, я совсем не могу ехать с фарами, очки не помогают. Движение интенсивное, в Симферополе улицы забиты транспортом, пробирались минут 40 и еще полтора часа до Севастополя. И вот мы у дома. Леня высадил меня, разгружать машину решил завтра, зашел, поздоровался с мамой и поехал домой. Как он выдержал боль колена и сломанные ребра? Наш рейс закончился, спасибо сыну. Мы еще вспомним и проанализируем поездку. А теперь отдых.

 Эпилог

Идут годы, стирается память, а воспоминания возвращают в мир детства, юности, зрелости. В этой небольшой книжке мне хотелось вспомнить о некоторые событиях прошлых лет, поделиться ими с близкими людьми, ведь они тоже помнят то, о чем я пишу.

 Советский писатель Константин Паустовский в своих литературных заметках о творчестве писал: «Прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти и в воспоминаниях. Часто воспоминания сродни выдумке, творчеству. Кто из нас, вспоминая, не придает пережитому черты несбывшегося? Кто вспоминая не оставляет в памяти только сущность пережитого?
Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой трепещущий, полный поэзии мир».

 г. Севастополь, декабрь 2014 г.


Рецензии
Замечательная повесть о жизни. Восхищён мужеством и выдержкой Лёни, с такими травмами проделать долгий путь за рулём!
На многие мысли и собственные воспоминания наводят эти рассказы, написанные умным, тонко чувствующим и добрым человеком.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.11.2021 18:30     Заявить о нарушении