112. Практика духовного вознесения в хвале

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

Этот псалом предназначен для практического содействия благоплодной работе прославления. Эта работа начинается и заканчивается торжественным «аллилуйя». Давид призывает и побуждает прославить Бога, воздать хвалу за снисхождение Его благодати и милости, которые так благотворно влияют на нас. Он даёт темы для хвалы и словно вкладывает слова в наши уста:

"Аллилуйя. Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.
Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.
От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне."

Давид, который много и неустанно прославлял Бога, привлекает к этому других, так как осознаёт, насколько важна и полезна общая, объединённая хвала.

«От восхода солнца до запада» – это самая высокая мера, на которой может произойти объединение душ через благоговение пред именем Господним. Это будет словно одна душа, в которой воцарится свет. С этим светом раскрывается перед нами Творец, а общее прославление превращается в канал, передающий раскрытие Бога Отца всем творениям. 

Имя Господне – это мера духовного подъёма самого человека. Бог – это Абсолют и, если я ощущаю Его плохим, значит это я нахожусь в плохих свойствах. И наоборот, если я нахожусь в состоянии подобия Ему, тогда Его воздействия ощущаю добрыми и благими. Всё зависит от меры подобия Творцу, и проходя определенные этапы духовного развития, человек называет Творца разными именами.

Таким образом, и восхваление имени Творца говорит о мере духовного подъёма, духовного совпадения с Творцом.

"Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.
Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,
приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;"

В первых строках Бог представлен как недоступно возвышенный, а в последней – как совсем близкий, приклонённый к нашему миру. Это не парадокс, а действие духовного мира, в котором самое высокое и совершенное не дальше, а ближе. Чем более восхищаемся в духе величием Творца, тем ближе Он к нам.

Сначала раскрывается ещё не Творец, а Его величие. Потом мы увидим, что большего и не требуется. Человек раскрывает Творца только в восприятии Его величия, а не духовного постижения. Он продвигается к очень чёткому критерию, заостряемому всё больше – величию Господа. Его величие даёт возможность дальше продвигаться к слиянию и к отдаче с Ним, и это не зависит ни от чего больше, кроме этого величия. Только бы это одно было в моих мыслях, в моих глазах, как самое великое. Все дальнейшие выяснения мне уже не нужны.
Зачем мне самому, а тем более Богу оправдание моих действий? Мне достаточно одного: Творец непререкаемо, истинно велик! Мне нужно только с трепетом видеть и ощущать Господа, распознавая в каждом самом незначительном и обыденном событии Его созидающую руку.

Это будет чистой, бескорыстной верой. Я уже не прошу, чтобы Он кормил меня, давал здоровье, покой, благополучную жизнь, успех. Я прошу лишь одного – ощущения Его величия, потому что это ощутимо даёт силу работать для Него. Работать для Него невзирая на все проблемы, на отсутствие успеха, поднимаясь над темнотой и всем огромным разочарованием этой жизни.

В соответствии с этим всё больше раскрывается сила отторжения эгоизма. А именно открывается разрыв между двумя противоположными друг другу полюсами: ощущением пустого, проходящего, бессмысленного мирского наслаждения и ощущением величия Творца. Так я выстраиваю в себе два противоположных понятия, дистанцией между которыми измеряется объём души, которая раскрывается именно благодаря этому противоречию. Над противоречиями, сомнениями, над ощущением своей ущербности и греховности я воздвигаю величие «великого на своих высотах». Я постигаю Бога в мере Его возвеличивания, важности, которую Ему придаю.

Он выше небес, престол Его славы находится на самых высоких небесах, и это должно возносить человеческие сердца, ибо мы славим Его на высоту наших духовных постижений.

"из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,
чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;
неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях. Аллилуия!"

Тот, кем пренебрегали, становится уважаемым человеком, меньший становится бОльшим, а бОльший – меньшим. Это не по понятиям мира сего, но это повсеместно действует в духовном как закон.

Христос учил Своих учеников: «…а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» (Лк 22:26).

Когда Бог вершит в «нижнем» мире великое дело, Он выбирает исполнителем того, кого другие и сам исполнитель посчитают менее всего годным. Он призывал Гедеона, молотящего зерно на гумне, пастуха Давида. Немощные и немудрые люди были избраны, чтобы проповедовать Евангелие и посрамить мудрых и сильных (1Кор 1:27-28).

Через Христа бедный падший человек был вознесён из праха и, более того, – посажен выше князей, – выше наиболее властных и сильных эгоистических желаний.

Когда Бог неплодную вселяет в дом матерью, то Он ожидает, что она будет «наблюдать за хозяйством в доме своем» (Притч 31:27). Она будет радующеюся о детях матерью после долгих лет бесплодия (Лк 1:14), и поэтому непременно будет присутствовать особое благодарение: аллилуйя – славьте Господа!

Это – уже благодать. А что есть благодать? Состояние подъёма от ощущения близости к Творцу, и к Его величию. Нет другого приближения, ведь раскрывается не сам Творец, а Его власть и Его милость. Затем увидим, как огромна Его милость в нашем «нижнем» мире, Он снисходит, Он ради нас смиряет Себя на небесах и на земле.

Сын Божий сошёл с небес на землю, облачился в нашу природу, чтобы иметь возможность взыскать и спасти погибшее. Это было после времени Давида, но пророчество об этом часто исходило от него. 

Кто был беден и нищ духом через веру во Христа стал фантастически богат не в тленном желании, а в духовном наполнении. Кто был бесплоден, не приносил в своей жизни плода – через Христово свойство безмерной отдачи был избавлен от пустого и бессмысленного существования ради плодотворной и осмысленной жизни.


Рецензии