На прогулке. Часть 2

Начало http://proza.ru/2021/11/23/697

ВСПОМИНАЯ ДЕТСТВО
"Наказание очень часто приносит
гораздо больше зла,
чем само преступление"
(А.П. Чехов, "Дома")

Ноябрь усилил листопад. Последними листву теряют платаны — высокие деревья с густой широкой кроной. Дворники сгребли крупные охристые листья в огромную кучу. Раньше листья сжигали. Теперь — запрет. У ребятишек весёлая забава. Прыгают по куче, проваливаются в листву, визжат, хохочут.

— Детство! Счастливая пора! - заметил мой спутник и тут же обратился ко мне с вопросом: - У вас есть интересные воспоминания из детства?

— Война. Страх, холод, голод. В два года меня украли цыгане.

— Как это?

— Эвакуация. На станции мама вывела меня и старшую сестру из вагона на перрон размяться. Проходили цыгане. Подхватили меня. Мама кричит: «Отдайте ребёнка!». Собралась толпа. Цыганка поясняет матери: «Ты блондинка, вон твоя дочь (показывают на сестру), тоже блондинка, а это наша, тёмненькая».

— И чем всё закончилось?

— Бабушка подоспела с милиционером. После того случая меня, можно сказать, держали на булавке.

— Я родился уже после войны. Жили мы на Камчатке. Приключений было, хоть отбавляй!

— Делитесь.

— Дружил я с двумя братьями. По возрасту располагался между ними. Рискованные приключения случилось часто. Про охоту расскажу. Мне было тринадцать лет, а братьям соответственно: четырнадцать старшему, Генке; двенадцать младшему, Серёжке. Я его называл Ёжка. Отправились мы охотиться на нырков.

— На уточек?

— Да. Красивые уточки. Они большей частью находятся в воде, питаются рыбой, ныряют за ней, поэтому и название такое получили. Для охоты нужны лодка и ружьё. Жили мои друзья на берегу Авачинской бухты. Отец ребят рыбачил. Было у него несколько лодок, ружья.

— Взяли без разрешения, конечно?

— В пятидесятые годы замки не вешали.

— Заходи, кто хочет, бери, что хочешь?

— Воровства в те годы не было. Правда, я как-то без спроса взял в доме друзей селёдку и поплатился за это. Зашёл к братьям, а дома у них никого не было. Мне в нос ударил запах соленой селёдки. Осмотрелся. В коридоре узрел большую бочку с засоленной жупановской селёдкой.

— Такого названия не слышала.

— Это тихоокеанская селёдка. Её ловят вблизи Камчатки. Она справедливо считается лучшей. Крупная, жирная, вкусная. Тогда мне так захотелось солёной селёдки, что я достал одну, с удовольствием умял её. Достал вторую, съел и только после этого насытился. Никого не дождался, пошёл домой. А через час мне стало так плохо, что мать вызвала скорую. В больнице меня три дня отхаживали. Выяснилось, что та рыба буквально четыре дня, как засолена, а чтобы убить бактерии, паразитов нужно солить не меньше полумесяца. Но я же не знал об этом. Прошло некоторое время, мать братьев, тётя Галя, как-то попыталась угостить меня селёдкой. Организм не принял. На уровне подсознания отвращение к селёдке на всю жизнь.

— Вернёмся к рассказу об охоте на нырков.

— Да. Отвлёкся. Взяли мы лодку-плоскодонку, вёсла, дробовик и отправились охотиться на нырков.

— Слышала про плоскодонку, а видеть не видела.

— У неё мелкая осадка, корпус более устойчив. Это хорошо для охотников и рыболовов.

— А время года какое было?

— Ноябрь. Не в Крыму, а на Камчатке. Подмораживало уже и днём. Мы отчалили от берега.  Я с Ёжкой — на вёслах, Генка — охотник. С дробовиком. Настрелял он штук двенадцать уток. В ноябре на Камчатке темнеет рано. В три часа уже сумерки. Решили возвращаться. Вдруг метрах в тридцати от нас вынырнула из воды огромная нерпа. Генка выстрелил.

— Зачем?

— Так. Охотничий азарт.

— Попал?

— Не знаю. Она нырнула. Кровяного пятна на воде не было. Прошло некоторое время, мы успокоились, гребём к берегу, вдруг нерпа выныривает перед нашей лодкой. Испуг был столь велик, что мы вскочили, попятились к краю лодки. Лодка сильно накренилась и перевернулась.

   Рассказчик замолчал, дав мне возможность представить описанную картину.

— Нерпу мы больше не видели, да и нам было не до неё. Стемнело. Мы в ледяной воде. Ухватились за лодку, пытаемся её перевернуть. Лодка большая. Ничего у нас не получилось. Вёсла унесло течением. Дробовик утонул. Решили забраться на дно перевёрнутой лодки и добираться к берегу, подгребая руками и ногами. Дно у лодки оказалось скользским. С трудом забрались на него. Темень.  Ориентир — огни на берегу. Одежда промокла насквозь. Холодно. До берега километра три. Гребли часов пять. Как добрались до берега, не знаю. Я потерял сознание. Возможно, от холода. Вытащили нас родители братьев. Привели меня в чувство. Долго голенького растирали спиртом. Домой попал уже за полночь. Получил очередную взбучку и воспаление лёгких.

Рассказчик вздохнул, затем подытожил сказанное:

— Вот такими мы были глупыми детьми.

— С годами хоть поумнели?

— Нет. Мальчишки есть мальчишки. Любят риск.

— Где рисков больше, там больше побед над собой?

— Это происходит бессознательно. Вот например, чтобы спуститься по скале на берег, мы пацанами разгонялись и бежали по уклону градусов в сорок пять. И никто не думал, что можно запнуться, поскользнуться и вообще разбиться. Детская глупость и наивность. У нас даже в классе двое пацанов погибли, спускаясь таким образом. Но никого это не останавливало. Мы продолжали бегать по скалам. А ещё мы выходили в бой «улица на улицу» с ведрами на головах, со щитами (крышками от стиральных баков) и мечами из обручей от бочек в руках. Многие после таких боёв попадали в больницу с рассечёнными головами, с глубокими порезами на руках и ногах. Но опять же, никого это не останавливало, такие бои продолжались. Глупое детство, и этим всё сказано.

— А после той охоты братья тоже заболели?

— Нет. Они отделались лёгкой простудой. Воспаление было только у меня. Возможно, потому что я около получаса лежал в забытьи, не двигался, а они изо всех сил гребли руками и ногами. Настрелянных нырков, как ни странно, Генка доставил домой. Он нанизал уток на верёвку и прикрепил её к патронташу, что был на его груди.

Помолчали.

- Генка был инициатором наших приключений.

— Понятно. Вырасти сильным и крепким можно, если преодолеваешь трудности. Не понимая опасности, дети   стремятся всё преодолеть, да не всегда это им удаётся.
Родители Генку наказывали?

— Ещё как!

— Скажу как педагог. Что главное в воспитании? Научить ребёнка самостоятельно решать проблемы. Наказание это не решает. Оно не заставляет задуматься ребёнка. Что он не так сделал? Почему он это сделал? Как надо было поступить? Есть у Чехова рассказ "Дома". Прокурор должен наказать семилетнего сына за то, что тот курит. Это оказалось делом не простым: "У него свое течение мыслей! - думал прокурор.- У него в голове свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно. Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер". Не понятый наказанный ребёнок считает себя униженным и в конце концов вырастает с заниженной самооценкой. Физически сильные становится агрессивным, уяснив: кто сильнее, тот и прав. Слабые попадает в плохую компанию. Многие спиваются.

— Ну, не всегда так, — возразил собеседник.

- А как сложилась жизнь братьев?

- Я после школы уехал с Камчатки. Потом уже узнал, что к сожалению так и случилось. Генка отсидел срок за драку. Ёжка попал в плохую компанию. Спился.
А хорошие ребята были.

—  Многое зависит от наказаний. Пример - Маршал Константин Рокоссовский. Когда у него спрашивали, почему он столь успешный, отвечал, что его в детстве не били.

— Единичный пример.

— Воспитание Юрия Антонова. Народная мудрость гласит: «Лучше говорить, чем кричать. Лучше объяснять, чем говорить.Лучше обсуждать, чем объяснять». Отец часами обсуждал с Юрой совершённые проступки. Антонов вырос человеком, уверенным в себе, с высокой самооценкой, достиг многого.

Последовал тяжёлый вздох.

— Однако темнеет, - заметила я.
 
— Да, заговорились. Дни совсем короткие.

Пожелав друг другу удачи, мы закончили очередную прогулку.
Продолжение http://proza.ru/2021/12/17/477


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Мне всегда нравится читать Ваши тексты, В данном случае Вы хорошо записали и свой рассказ о бабушках, и Вашего спутника. Рассказчики оба хорошие, а стенографист еще и корректор. Все хорошо!
За исключением. Опущусь до мелочей, поскольку требования к Вам выше, чем к многим другим.
"Глядя на них, мысль моя невольно уходит в прошлое, далёкое от текущего момента". У Вас мысль глядит и уходит. И еще ошибка как охотника: "Взяли мы лодку-плоскодонку, вёсла, дробовик, дробь и отправились охотиться на нырков". Дробь отдельно на охоту не берут. Ее заряжают в патроны дома. Либо рассказчик не понимает это, либо автор добавил слово.
Извините за въедливость.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   23.11.2021 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо.
Рассказчик сказал так мало, что пришлось добавлять. Главное здесь не охота, а акцент на воспитание только наказанием.
С уважением Галина.

Галина Дейнега   23.11.2021 16:01   Заявить о нарушении