Безмозглая психология

Мы не без основания убеждены, что наши мысли в нашей голове, и все же  это не совсем так, очень многое, почти все берется извне, есть верующие, которые вообще считают, что мозг – это только приемник, воспринимающий идеи бога. С этим, конечно трудно согласиться, в человеке заложена способность творчества. Все же многое заставляет предположить, что психика обретается вне мозга. Во-первых, психика не сводима к материальным нервным процессам, и это уже приподнимает ее над мозгом в идеальную сферу, а что собой представляет эта идеальная реальность никто не знает. Во-вторых, возникает вопрос, как существует психика коллективная, где у коллектива мозг? Вот эту коллективную психику я и назвал безмозглой. Между тем коллективная психика – достоверная реальность со своими законами, не сводимыми к сумме индивидуальных психологий. При этом массовая психология удивительно, чтобы не сказать удручающе конформна, как будто управляется одним мозгом. Можно объяснить это взаимоподражанием, так оно и есть, да только все ли вспе ли объясняет подражание?. Возьмем, например, такое свойство социальной психологии как центростремление-централизация. Все общества больше или меньше централизованы, они как будто   гравитируют. Какие силы тут действуют? Причем гравитация-централизация особенно, нет удручающе, нет устрашающе сильно овладевает именно массой внутренне не структурированной-толпой, и это главный закон, который надо иметь в виду. Чем самостоятельнее человек, семья, хозяйство - тем меньше они подвержены внешним влияниям, хотя самостоятельность всегда очень относительна. Центростремление не объяснишь только подражанием, ибо нре понятно как возникает центростремительный вектор подражания.
Тут приходится вспомнить о стадном инстинкте, который мы унаследовали от далеких предков. В эпохи перемен, революций, когда рушатся устойчивые социальные структуры и высвобождается неорганизованная масса, она быстро самоорганизуется именно по принципу стада, то есть концентрируется вокруг харизматических вождей - это стадия образования политических партий. Но вскоре побеждает одна из партий - один фюрер и возникает централизация сверх стадная - тирания. Если стадо - это безмозглая, но еще психология, то сверх стадные коллапсары уже нельзя объяснить психологически, хотя бы потому, что все индивидуальные, групповые психологии подавлены, ликвидированы, так что же единит всех причем с совершенно кошмарной силой? Я убежден, что тут психические силы соединяются с неведомыми нам сверх или суб психическими силами типа физического поля. Если это так, то тут работает еще безмозглая но уже не психология а суб психология, которую я поименовал
СОЦИАЛЬНАЯ ГРАВИТАЦИЯ (см. статью в конце этой). Суб-психическое еще ждет своего исследователя? В нем как-то соединились психические, экономические,  политические и др силы.
     Фрейд распространяет эдипов комплекс на общество, и это работает, и все же нельзя отождествлять семью, род, племя с империей, с гигантским социоколлапсаром, тут количество переходит в новое качество, социо коллапсар ведет себя уже не по законам биологии а больше по законам физическим-космическим. Эти системы явно не зиждутся на силах половых, тоталитарные режимы бесполые, склонные секс подавлять, тут действует
                СОЦИАЛЬНАЯ ГРАВИТАЦИЯ. 
Централизация систем – природных организмов – это самый общий закон природы: централизованы космические, микрокосмические, биологические, психические  системы. Везде действуют разные силы, которых мы не знаем, но принцип централизации подчиняет себе все эти силы, значит это какой-то метафизический, он же телеологический закон, который сильнее сил физических.
     В социопсихологии сильно психическое  взаимозаражение  людей, и снова социальная психика как бы находится между головами. Я говорю социальная психика, не социальное сознание, потому что сомневаюсь в существовании последнего, безмозглая психика не продуцирует сознания. Рациональная мысль – прерогатива индивида, внедряясь в социопсихику, она преобразуется, превращаясь в миф. А в мифе, условно говоря, мало или нет рационального, но много внушения-суггестии, в совокупности с которой миф превращается в культ. Так рациональное учение Конфуция превратилось в подобие религии – конфуцианство. Что-то подобное произошло с Буддой и буддизмом.  Но зачем ходить далеко, «научный коммунизм» так называемый воплотился в антинаучный, анти интеллектуальный и анти индивидуальный культ. То есть идея, овладевая массой, фатально мистифицируется и культивируется. Так мы фиксируем, что главным в социопсихике является внушение. А внушение исходит от сильного харизмата, то есть тут же и поклонение силе. Великие харизматы делают историю. Моисей, Христос, Мухаммад, Гитлер, Ленин, Сталин…
     Вот на Сталине следует остановиться, чтоб зафиксировать, что харизма бывает очень разная: Ленин – блестящий оратор, гиперактивист, а Сталин – то что называется «тихая сапа» - это совершенно иной тип контактности, который показал себя как весьма эффективный в столкновении с таким оратором ленинского типа как Троцкий, да и со всей ленинской гвардией, выросшей из  демократической дискуссии, сохранившей в себе остатки демократической мысли, Сталин действовал только силой, убийством, террором, в тех условиях это работало гораздо сильнее. Вся ленинская гвардия еще помнившая демократию была ликвидирована.
    Религия культивирует и институирует миф, соединяет его с сознанием и превращает в идеологию. Она институирует  добро и зло - «древо познания добра и зла». Институирует поклонение богу, именем которого говорит властитель, институирует и дьявола, назначает и тех, кто предназначен стать жертвой. Между этими полюсами, между мазохистским поклонением властителю и садизмом по отношению  к жертве осуществляется безмозглая примитивная социальная психология. Впрочем на этапе культа она уже не совсем безмозглая, поскольку мыслит гуру-вождь, властитель, если это можно назвать мыслью. Все ведь советские вожди считались главными философами, что от этого осталось?
Можно сказать, что та же толпоидная безмозглость приобрела ипостась мысли.
                БЕЗМОЗГЛАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
   Гораздо шире о законах социального развития читайте
СОЦИОФИЗИКА


Рецензии