Бессмертники
Наташа приехала на лето к бабушке. Тринадцатилетняя девчонка с огромным этюдником, любознательная и непоседливая. Она с младшим братом каждое лето приезжала из огромного города-завода, где пейзаж был из труб, цехов и железнодорожных перегонов в старинное село Лесковое в центре Черноземья.
Впечатлений полученных за месяц, этюдов и набросков было больше чем за год в городе. Бабушка занималась пчелами и иногда брала внуков с собой на летнюю стоянку, куда вывозили пасеку.
Пасека кочевала все лето, то акация цветет, то гречиха, то подсолнечник. Вот и переезжали пчеловоды с места на место, жили в палатках или вагончиках, готовили еду на костре, тут же смотрели за пчелами и качали мед. Сплошная романтика для городских детишек.
Как-то пасека стояла на границе между Воронежской и Ростовской областью. Стояла среди полей в лесополосе. Наташа исходила все ближайшие окрестности, написала кучу этюдов: маленькую речку с запрудой бобров, лесок, разнотравье. Кругом была отменная трава, почти по пояс, с медовым запахом кашки и с вкраплениями ярких пятен маков, васильков и ромашек.
Однажды юная художница заинтересовалась, а что там дальше за холмом и дальней лесополосой. Стала расспрашивать, а бабушка ответила, как отрезала: «Ничего там нет. Одни холмы. И люди не живут, и трава не растет. Только бессмертники. Рисовать там нечего» - и поменяла тему разговора.
« Не ходите туда» - добавила позже, видя, что внучка задумчиво смотрит на запад.
Ее ответ только разжег интерес у детей. « Бессмертники. Что это? Почему там ничего нет?» - думала Наташа. Она уже решила для себя, куда будет их с братом небольшой поход.
Выбрав момент, когда бабушка уехала с пасеки домой в село, оставив вместо себя безразличного ко всему соседа по пасеке деда Мишу, Наташа с младшим братом собрались в манящую даль.
Взяли воды, печенья. Наташа собрала этюдник, и они пошли пораньше с самого утра, пока было не жарко. Часа через два дети заметили, как все изменилось вокруг. Вместо ровных полей - холмы, разной высоты, все в каких- то буграх и рытвинах.
Растительности практически не было: ни деревьев, ни кустарников, только низкие стелющиеся травы и все. Хотя была середина лета, и везде буйствовала зелень, здесь казалось, что все высохло и выгорело. Вся растительность была серо-зеленая, бурая и хрустела под ногами.
Земля тоже была не такая, как везде. Вместо чернозема – грунт коричневого цвета с красноватым отливом. Пройдя дальше по узкой тропинке, то подымаясь на холм, то опускаясь в низину, Наташа с братом забралась на самую верхнюю точку холма.
Тут они заметили темно розовые островки. Подойдя ближе, дети выяснили, что это – цветы, сухоцветы, небольшие как звездочки, яркие на сером фоне.
Сами цветочки были маленькие, с пятикопеечную монету, с острыми лепестками, собранными в розетку. Они росли то в одиночку, то кустиками, то разливались маленьким озером. Цвет у них был немного разным: от насыщенного до бледно розового цвета. Встречались даже фиолетовые цветы.
Дети сели на вершине и стали смотреть вдаль. До самого горизонта шли холмы, они тонули в мареве летнего дня и поражали хаосом на своей поверхности. В полном беспорядке чередовались рытвины, ямы, холмы, углубления.
Пока Наташа с братом перекусили печеньем и передохнули, солнце поменяло угол освещения. Девочка разложила этюдник, думая написать пейзаж.
Тут Наташа по-новому увидела местность, что была перед ними. Она увидела четкие линии. Они тянулись на километры, обрываясь воронками. Вся поверхность была изрыта ними, и тут не было хаоса, а был наоборот страшный порядок старых укреплений.
Девочка поняла, что они на безымянной высоте, перед ними следы боев и выжженная земля. Траншеи, воронки. Поэтому здесь ничего и не растет, только маленькие цветочки, как память о погибших.
Прибежал взволнованный брат Андрей: «Иди, посмотри». Они спустились чуть ниже и увидели обвалившейся наполовину ров, где были видны обломки бревен, засыпанный вход.
Блиндаж. Воронка по центру, говорила о том, что здесь было прямое попадание. Что- то металлическое поблескивало внизу, присыпанное землей. Детям стало не по себе.
Пока девочка осторожничала, мальчишка спрыгнул вниз в яму и раскопал руками металлический предмет. Это была каска советского солдата, пробитая сбоку осколком. Они осторожно ее вытащили и стали рассматривать.
На каске почти полностью покрытой ржавчиной, был большая дыра, рваные края вогнутые вовнутрь. У человека, которому принадлежала эта каска, не было шансов остаться живых.
Дети внимательно осмотрели все вокруг, но больше ничего не было, только ржавая земля и цветы бессмертники.
День начал клониться к вечеру. Нужно было идти назад. Дети собрали несколько камней, сделали кучку и поставили рядом каску. Нарвали цветов и положили рядом. Потом долго молчали и стояли, смотрели, как солнце освещает бывшие места боев. Стояли и слушали тишину.
Слабый ветер доносил издалека звуки, и им казалось, что это вторят отзвуки прошедших боев.
Они тронулись в обратный путь, на тропинке им попалась женщина с пареньком. Они и рассказали детям, что здесь были кровопролитные бои, эта высота переходила то к немцам, то к нашим.
Высота была очень важной точкой, и тут не осталось ни одного клочка земли, где бы ни попал снаряд, и не погибли люди. Больше ничего не стало расти на выжженной земле, только появились откуда-то цветы темно розового цвета.
Они нигде больше не растут, только здесь. Эти цветы всегда сухие, они не вянут, только немного меняют цвет. Бессмертники. Местные считают, что это кровь погибших солдат.
«Да, и ходить тут опасно, хоть и разминировали после войны, но иногда снаряды неразорвавшиеся попадаются. Здесь мало кто живет. Кругом только брошенные разрушенные деревни, их даже и не восстанавливали с войны» - предостерегла женщина.
« В нашей деревне только пару домов жилые»- подтвердил паренек.
Наташа с братом заторопились обратно, нужно было успеть до темноты и они быстро зашагали по тропинке. В тот день этюд так был и не написан.
В этюднике зато остался маленький букетик бессмертников. Он долго стоял в городской квартире, почти не меняя цвета. Темно розовые цветы и пепельные листья.
Наташа смотрела на него и вспоминала своего дедушку, от которого осталось лишь несколько пожелтевших фото. Он ушел добровольцем на фронт и пропал без вести, где то на такой же высоте.
Дедушка был до войны художником, а теперь его внучка Наташа решила для себя, что тоже будет художницей. Она раньше не думала о том, кем станет, а теперь решила, что будет художником и только им. Продолжит то, что не успел дедушка.
Свидетельство о публикации №221112300874