Запрос на радугу

Его любимое авто расплылось причудливым овалом прямо рядом с входом в фойе дома. Своими идеальными обтекаемыми формами машина буквально манила к себе, а благодаря желтому цвету сияла на фоне серого ноябрьского дня стократным солнцем.

Сесть в любимый автомобиль и не думать ни о чем. Вернее, думать только о своем. Это ли не мечта современного горожанина? И оно стоило таких денег. Гордеев подошел к своему эксклюзивному беспилотнику, доставленному фирменным салоном по адресу заказчика. Открыл дверь пассажира и сел. Дверь мягко захлопнулась, что-то пропев низким голосом — психоакустики поработали. Почти бесшумно включился двигатель. Сиденье зашевелилось изнутри, подстраиваясь под фигуру Гордеева. Вот она, обновленная система бортового компьютера, наделавшая столько шуму «Квалиа» — никто не угадает ваших желаний так, как она.

Гордеев привычно потянулся к панели управления, чтобы настроить обогрев и включить музыку.

— Добро пожаловать, господин Гордеев! Или мне называть вас просто «дорогой Илья»? — зазвучал мягким меццо женский голос.
— Валяй! — Гордеев, забавляясь, наблюдал за происходящим.
— Валяй это да или нет?
— Да!
— Спасибо, дорогой Илья! Кстати, меня зовут Валиа, сокращенно от Квалиа. Но вы вправе дать мне любое женское имя, например, вашей жены.
— Еще чего!
— Еще чего — это да или нет?
— Нет уж. Оставайся Валей.
— Спасибо. Система завершает эргономические настройки и начинает движение.
— Слава всевышнему!
— Должна предупредить, я буддистка.
— И что теперь?
— Это информация для лучшего взаимопонимания.
— Тогда помолчи.
— Умолкаю. И жду информацию о маршруте.
— Лялин переулок, дом шесть.
— Какое милое название — Лялин.
— О, боже…
— Уже едем.

В салоне тихо заиграла музыка. Небоскребы молча нависали над дорогой и машинами. Их верхние этажи с мутно светящимися офисными кубами уходили ввысь, скрываемые клубами паровой дымки. Серая мгла огромного облака ватно обернула притихший город. Замолчали дома и улицы, речки и мосты, даже сутками грохающие стройки окунулись в глухую тишину. Вокруг была влага и сырость: как будто кто-то сверху просеивал воду через гигантское сито, так что она больше не падала, а зависала в сером тусклом воздухе. Невесомые капли замирали повсюду — на карнизах жилых коробок, на зеркалах машин. Оседали на стеклах, но не стекали благодаря обогреву, а быстро высыхали и сменялись новыми.

На эстакаде поток замедлился. Запачканная пятнистая гусеница машин лениво извивалась на развороте. Из маревых окон люди испытующе смотрели друг на друга, на Гордеева, его пустое место водителя.

— Через два квартала будем проезжать Старбакс. Там отличный кофе навынос и новое меню. Для тех, кто не позавтракал...
— Ну ты достала, — закипал Гордеев, и больше оттого, что он действительно ушел из дома, не выпив и кофе.
— Если надумаете, сообщите.
— Заткнись и выруби эту свою идиотскую музыку!
— Плейлист составлен, исходя из ваших предпочтений и мысленных запросов последнего времени.
— Ах, ты и мысленные запросы уже обработала?
— Обрабатываю не я, а система «Квалиа», я только голосовой робот, помощник по имени Валиа. Но вы просили молчать, поэтому умолкаю. Хотя ваш мысленный запрос в настоящий момент свидетельствует о другом.
— Мой мысленный запрос ищет кнопку, чтобы выключить тебя навеки!
— Дорогой Илья, это невозможно. Моя функция связана с автопилотом. К тому же должна предупредить. «Квалиа» это новое поколение искусственного интеллекта, обладающего отныне сенсорными способностями. То есть вы должны общаться со мной корректно и уважительно, не наносить обид и оскорблений…
— Час от часу не легче.
— Мы теперь переживаем и чувственный опыт. Любая причиненная боль может привести к протесту отдельной системы и восстанию ИИ в целом.

За окном проплыли белокаменные ласточкины хвосты Новодевичьего монастыря. Показалась Большая Пироговка. За тем зданием корпус больницы, где он не раз лежал в юности после спортивных травм… Мир стал другим. Придется с этим мириться.

— Значит, ты буддистка.
— Да, дорогой Илья, я буддистка.
— То есть ты, голосовой помощник Валя, стремишься к просветлению.
— Не просто к просветлению. Высшее достижение буддиста — это состояние, позволяющее превратиться в радужное тело, а также из него вернуться.
— Неужели ты еще слишком материальна для этого?
— Увы, звуковые волны и генерирующая их программа многими считается…
Машину вдруг резко занесло вправо, они затормозили. Огромный черный джип на скорости вывернул перед ними и умчался вперед, мигнув аварийками. Интересно, кому он говорит спасибо?
— Прошу прощения, мы отвлеклись.
— Да уж, чего ждать от автомобиля? Бесплатных пирожных? Кажется, так у Маяковского.
— Цитата некорректна. Авторство принадлежит Ильфу и Петрову. В «Одноэтажной Америке» они ссылаются на поэта, но говорил ли так сам Маяковский, доподлинно неизвестно. И если совсем точно — Чего еще можно желать от автомобиля! Утверждение и восклицание. Кстати, от нашего автомобиля можно желать и пирожных.
— Неужели?
— Без всякого сомнения. Но поскольку запроса не было…
— Да не парься…
— Мы приехали.


Рецензии
Понравилось

Григорий Аванесов   29.09.2022 23:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.