И снова о Курске

Для моих постоянных читателей не секрет, что после окончания Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра, я три года прослужил начальником медицинской службы дизель-электрической подводной лодки Б-63 проекта 611, по терминологии НАТО класс Zulu. Лодки этого проекта известны тем, что с них впервые были осуществлены пуски советских баллистических ракет вначале с надводного, а потом и подводного положения.

После увольнения в запас я продолжал следить за всеми событиями в подводном флоте как отечественном, так и зарубежном. В моей личной библиотеке несколько книг разных авторов, включая книгу под названием «Она утонула», которую написал адвокат Борис Кузнецов, который представлял потерпевшую сторону на судебных процессах.  Ими являлись родственники  экипажа погибшей 21 год назад подводной лодки «Курск».

Лодку  подняли со дна, но почему-то без носового отсека, которые, якобы, невозможно было поднять без разрушения.  Из-за этого невозможно подтвердить, есть ли там следы столкновения с американской субмариной. Ведь если столкновение было, то удар пришелся в носовую часть «Курска».

Долго шло следствие, были судебные заседания. Генеральный прокурор России Устинов по этому поводу написал свою книгу.  Официальная версия:
Взрыв по неустановленной причине так называемой торпеды-«толстушки», калибром 650 мм,  детонация в первом отсеке других торпед, разрушение нескольких носовых отсеков, вплоть до реакторного, гибель всего экипажа. При этом последние оставшиеся в живых и укрывшиеся в кормовом отсеке задохнулись от дыма пожара, вызванного воспламенением регенерационных пластин.

Были предъявлены обвинения и командованию Северного флота, в первую очередь за то, что район, где проводились учения флота, слишком мелкий для такой огромной лодки, как «Курск», а так же за задержку с началом спасательной операции.  Меньше всего пострадал командующий флотом адмирал Попов, которого перевели в сенаторы Верхней палаты российского парламента.

Сразу после гибели «Курска» в Москву прилетел директор ЦРУ, цель приезда которого нигде не освещалась.  Сразу же появилась конспирологическая версия, что он прилетал, чтобы объяснить, с какого бока оказалась американская субмарина в этом инциденте в Баренцовом море.

Странным было и обнаружение в водах при спасательной операции  аварийного буя иностранной подводной лодки.  Так что родственники погибшего экипажа с самого начала не поверили сообщениям о том, что в аварии виновата «толстушка», т.е. экипаж, который вовремя не заметил утечку топлива из этой торпеды.

Одно из самых трагичных событий в истории российского флота - гибель подводной лодки «Курск» в августе 2000 года. Слухами обросло сразу и конспирологическим версиям не стоило бы верить, если бы не это обстоятельство: 22 ноября 2021 года о тех событиях заговорил бывший Главком Северного флота адмирал Вячеслав Попов.

Он заявил, что в день трагедии с места гибели «Курска» подавала сигналы SOS не наша, а иностранная подводная лодка, которая получила повреждения от столкновения.

Сразу же с опровержением этого заявления выступил заместитель министра обороны Борисов, который снова подтвердил официальную версию гибели субмарины. 

Вячеслав Попов смоделировал ситуацию, при которой субмарина НАТО, получив задание наблюдать за ходом российский учёный, легла на грунт и находилась в режиме «невидимости». При этом потенциальный противник неверно проанализировал шум от «Курска» и, рассчитывая, что АПЛ намного дальше, субмарина стала маневрировать, пытаясь спрятаться позади идущей подлодки. Вот что говорит бывший Главком:
«Ну он слышит, слышит, слышит, слышит и следит: вот "Курск", вот лодка. А потом "Курск" совершает какие-то действия, маневр какой-то или действия технические, что у него меняется или пропадает, или снижается уровень шумности. Он перестает его видеть, он стремится подскочить, чтобы услышать снова, чтобы контролировать. А он в это время совершил поворот, вот тебе на, вот тебе столкновение"

Как такое могло произойти? Да запросто. Боевые подлодки России и США всегда следят друг за другом. Стараются подойти поближе незаметно, и даже иногда сымитировать атаку. Вдруг в войне пригодится. Не раз и не два в морских глубинах происходили столкновения без таких ужасных последствий.

Одной из причин опасного манёвра субмарины НАТО могли быть неверные разведданные. Дело в том, что на Северном флоте тогда было две абсолютно идентичные АПЛ - «Курск» и «Орёл».
 
При этом «Курс» был практически бесшумной подлодкой, а «Орёл» называли «ревущей коровой Баренцева моря» - из-за спешки при сдаче крейсера, ему на новый тип гребных валов установили старые винты и «Орёл» стал сильно шуметь.

Возможно, субмарина НАТО рассчитывала на «ревущую корову», а встретили бесшумный «Курск».

Интересный факт. После того, как «Курск» подняли со дна, с неё сняли гребные валы и установили на «Орёл», который и сейчас служит на флоте. Так что некоторые части «Курска» до сих пор в строю и служат Родине.

Сразу после сообщения о пропаже связи с «Курском» в зону проведения учений вылетел вертолёт акустической службы. Вячеслав Попов рассказал:
«Звуки, которые… Стуки, точнее, естественно, нами были записаны, и я отправил их на берег вертолетом в лабораторию акустическую для анализа. Я получил доклад, что стуки эти подаются не рукой человека непосредственно, а подаются механизмом, каким-то автоматом, механизмом. Вот, и подчеркиваю, у нас на наших подводных лодках ни таких механизмов, ни систем для подачи этих, этого сигнала у нас нет. Поэтому подавать его могла только подводная лодка иностранная»

Попов подтвердил, что спустя некоторое время в ходе поисков «Курска» российские военные обнаружили на дне сначала иностранную субмарину:
«Это была иностранная подводная лодка, которая тоже пострадала, и пострадала в результате двух элементов: в результате столкновения с "Курском" и последующего большого взрыва боезапаса на "Курске". Вот эти два фактора повредили и ее"

По версии Вячеслава Попова, столкновение с иностранной субмариной стало причиной детонации на борту «Курска»:
«Детонация всего торпедного боезапаса и лишение первого отсека. Не только первого — первого, второго, третьего. И четвертый разрушен тоже. Второй взрыв мощнейший. И вот от первого столкновения, от собственного столкновения, и от второго мощного взрыва пострадала и иностранка, почему и лежала тоже на грунте до восстановления способности двигаться, но с ограничениями»

Иностранная подлодка вскоре смогла уйти. В отличии от «Курска» она не погибла. Название её Попов не произносит.

А вот что ответила на вопрос, верит ли она в рассказ Вячеслава Попова знакомая из Североморска: «Здесь у нас ни для кого не секрет, что произошло на самом деле. «Курс» торпедировала американская подлодка «Мемфис». За прошедшие годы собрано достаточно доказательств, но их просто н выгодно предъявлять. По повреждениям специалисты сразу сказали, что это последствия атаки. Трудно сказать была ли эта атака изначально спланирована или выстрел был непреднамеренным, но «Курск» и наших моряков уничтожила американская лодка, я не сомневаюсь»

Эта мысль звучала и в книгах разных авторов об этой трагедии.  Правда, в разных вариантах.

Наиболее распространенный такой. Как известно, на «Курске» готовились к  учебной торпедной атаке конвоя в составе нескольких надводных кораблей, включая флагман Северного флота атомный крейсер «Петр Великий». В это время торпедисты первого отсека заметили кипение на «толстушке», что свидетельствовало об утечке топлива. Доложили в центральный пост и получили приказ отстрелить взрывоопасную  торпеду в воду, для этого стали загружать её в торпедный аппарат и открыли заднюю крышку аппарата. И в это время произошел взрыв торпеды, который пошел внутрь отсека и вызвал детонацию других торпед.  Так гласит официальная версия.

А по другой версии, когда на нашей лодке открыли переднюю крышку торпедного аппарата перед стрельбой, это открытие услышал акустик на американской субмарине, и у командира её, все время находящегося в большом напряжении,  не выдержали нервы, и он произвел выстрел в советскую подлодку. Торпеда попала в носовой отсек и привела к детонации торпед в нем.

Но сейчас  появилась еще одна версию, но о ней я скажу чуть позже.

Считают многие, что от простого столкновения взрыв торпед не произошел бы. Ведь для того, чтобы взрыватель торпеды пришел в боевое положение, торпеда после выхода из торпедного аппарата должны пройти немалое расстояние в воде.  К тому же во время учений вряд ли загружают боевые торпеды, скорее, учебные, без взрывчатой боевой части.  А тут такие разрушения. К тому же на первых снимках поднятого со дна «Курска» отчетливо видно отверстие в правом борту лодки в вогнутыми внутрь краями, какое бывает, как говорят специалисты, у торпед из обедненного урана.

Есть американский художественный фильм «Охота за Красным Октябрем».
Там  командир нашей лодки типа «Акула» решил перейти на сторону американцев, об этом стало известно руководству флота,  поэтому командиру другой субмарины типа «Лира» был дан приказ уничтожить предателя. Наша лодка, обладающая высокой скоростью и маневренностью, выследила «Акулу» и произвела торпедный залп с небольшого расстояния.  Командир-предатель развернул свою лодку навстречу торпеде, у которой не пришел в боевое положение взрыватель, и произошли лишь столкновение одного подводного тела с другим, намного меньшего по размерам. Торпеда просто развалилась на части.

Эксперты продолжают комментировать заявление экс-командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова о том, что атомная подлодка К-141 «Курск» погибла после столкновения в Баренцевом море с субмариной НАТО. Свою версию трагических событий, которые произошли 12 августа 2000 года, изложил  председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитана 1-го ранга запаса Игорь Курдин.

— Со времени гибели «Курска» прошел уже 21 год. Почему именно сейчас эта версия была озвучена?
— Сегодня, 22 ноября, адмиралу Вячеславу Алексеевичу Попову исполняется 75 лет. Возможно, это стало информационным поводом для того, чтобы взять у него интервью. Хотя корреспондент его даже не поздравил с днем рождения и не упомянул об этом. Я внимательно прослушал интервью адмирала Попова, которое длилось около часа, естественно, он не обошел вниманием и гибель подводной лодки «Курск». Хочу сказать, что многие эксперты, в том числе и высокопоставленные адмиралы Военно-морского флота, поддерживают версию адмирала Попова, считая, что главной  причиной гибели «Курска» является столкновение с иностранной подводной лодкой. Я бы еще обратил внимание на очень оперативное заявление официального представителя Кремля. Дмитрий Песков сослался на то, что было проведено следствие, был сделан вывод, поэтому появление каких-то других гипотез они комментировать не считают нужным.

Игорь Курдин говорит, что, в силу нынешней военно-политической обстановки, и тех отношений, которые у нас сложились с НАТО, заявление адмирала Попова прозвучало очень своевременно. Наша страна, таким образом, напомнила американцам о старых долгах.

Курдин на протяжении долгих лет вел собственное расследование. В прошлом году у него вышла книга «Курск. 20 лет спустя». Капитан 1-го ранга встретился и поговорил со многими людьми — с конструкторами подводной лодки, кораблестроителями, которые ее строили, с адмиралами и офицерами, которые готовили «Курск», в том числе, и к участию в этих учениях, а также со спасателями-водолазами.    
— Хочу обратить внимание на мнение спасателей, которые сразу после аварии проводили обследование не только самой подводной лодки, лежащей на грунте, но и всего прилегающего района, - говорит Игорь Курдин, - Им была поставлена четкая задача: найти доказательства того, что рядом была иностранная субмарина. Они, что называется, «дно носом рыли», но никаких свидетельств в пользу этой версии не нашли. Каждый из нас может высказывать любую версию, 20 лет назад их, например, было более 20.

В итоге правительственная комиссия под руководством генпрокурора, пришла к выводу, что произошла техногенная катастрофа. На «Курске» в торпедном аппарате № 4 из-за утечки компонентов топлива взорвалась торпеда 65-76А. Возникший пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в 1 отсеке. Через две минуты произошел второй взрыв, который привел к разрушениям нескольких отсеков подлодки.

Конечно, я бы не стал сбрасывать со счетов и версию о причастности к гибели «Курска» иностранных подводных лодок. О чем я и написал в книге. Если адмирал Попов говорит, что у него есть доказательства о причастности иностранных подводных лодок к гибели «Курска», ими должна заинтересоваться Главная военная прокуратура. Но ведь было же проведено следствие. Повторю, что в материалах уголовного дела, которые есть у меня, не приводится никаких фактов и доказательств в пользу этой версии.

Мы знаем, что «Курск» в день гибели был на перископной глубине, довольно длительное время шел с постоянным курсом и скоростью. То, что иностранные подводные лодки могли за ним следить, это абсолютно верно. Они для того и находились в этом районе. То, что иностранная субмарина могла потерять контакт с «Курском», это тоже может быть, хотя и маловероятно. Лодка, идущая на перископной глубине, хорошо прослушивается. Ну, допустим, что иностранная подлодка потеряла «Курск», что она делает?  Идет в точку потери контакта для того, чтобы его восстановить. Чтобы столкнуться с «Курском», она должна была находиться на той же глубине или ударить нашу подлодку снизу. Однако специалисты, которые обследовали корпус «Курска» до и после подъема, никаких отметин не нашли.  Даже при взрыве можно было найти какие-то следы, но их обнаружить не удалось.

— Адмирал Попов сообщил, что сигнал SOS с места гибели «Курска» подавала не российская подлодка, а иностранная, которая находилась рядом и получила повреждения. По словам адмирала, стуки подавались не рукой человека, а каким-то автоматом, механизмом. Таких механизмов и таких систем подачи сигнала на российских подлодках не было. 

— В заключении следствия сказано, что никаких реальных подтверждений этому факту нет. Или мы об этом не знаем. Сигнал SOS — это не просто три точки, три тире, три точки. Он подается по специальной линии связи, на определенной международной частоте, которую слышат все. При этом автоматически указываются координаты.

— Почему вы все-таки склоняетесь к версии, что на «Курске» произошла техногенная катастрофа?
— Подводная лодка проекта 667БДРМ «Дельфин», которой я когда-то командовал, также участвовала в этих учениях, проводила ракетную стрельбу. При этом она находилась на  довольно большом расстоянии от «Курска». Командир подлодки, мой бывший помощник, рассказывал мне, что, находясь на глубине 45 метров, в определенный момент они почувствовали мощнейший гидравлический удар. Он прекрасно понимал, что в это время, в этом районе,  айсбергов быть не может. Ни один надводный корабль и судно не имеют такой осадки, чтобы столкнуться с подлодкой. И они справедливо предположили, что столкнулись с иностранной подводной лодкой, о чем и доложили. Потом выяснилось, что их подлодка находилась на расстоянии более 80 километров от «Курска». Этот гидравлический удар был от второго взрыва, когда крейсер уже ударился о грунт.

Согласитесь, если бы иностранная подводная лодка ударила «Курск», она бы находилась в нескольких десятках метров от нашего крейсера. Воздействие на нее было бы, как от взрыва огромной глубинной бомбы.  И говорить о том, что она легла на грунт, а потом подводникам удалось ее починить, восстановить ход, она пошла дальше, и ее наша авиация обнаружила в Норвежском море, как-то не логично.

— Как думаете, мы не узнаем всей правды? 
Как правило, материалы об авариях на атомных подводных лодках засекречиваются на 25 лет. Осталось ждать недолго, и, вполне возможно, мы узнаем о некоторых фактах, которые свидетельствуют о том, что мы ошибались, и иностранные атомные подводные лодки действительно причастны к гибели «Курска».

Атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» погиб 12 августа 2000-го после столкновения с субмариной НАТО. Об этом заявил адмирал Вячеслав Попов, который в то время командовал Северным флотом. Согласно официальной версии, на российской подлодке произошел взрыв торпеды, который привел к детонации боезапаса. Прокомментировать слова адмирала попросили капитана 1-го ранга, Героя России Юрия Юрченко.

— Мое мнение совпадает с мнением адмирала Попова, — говорит Юрий Юрченко. — Американская и российская подлодки во время учений Северного флота 12 августа 2000 года столкнулись. Об этом знают все подводники. Это было озвучено, когда только-только случилась авария. Сразу было сказано, что на грунте обнаружена иностранная подводная лодка. И потом уже недалеко от нее акустические системы обнаружили «Курск». Произошло столкновение. Это была самая первая версия, и, на мой взгляд, она оказалась правдивой.

— Было случайное столкновение или в том числе и торпедирование?
— Это было столкновение, но, возможно, было и торпедирование. На американских подводных лодках стоит система, которая включается с выходом из базы, и если идет практическая стрельба, подводная лодка «слышит» шум торпедного залпа, то автоматически применяется оружие вне зависимости от действий человека. Автоматически производится пуск торпеды на самооборону, на выстрел торпеды.
Примечание: это тот самый новый фактор причины катастрофы, о котором я написал выше – А.Щ.

— После высказываний адмирала Попова последует какая-то реакция?
— Ничего не изменится. Есть утвержденная правительством версия, она не будет ни переосмыслена, ни изменена.

— Почему именно сейчас все это было озвучено?
— Потому что время подошло. С американцами мы уже не дружим. Уже потрачены выделенные ими деньги. Сразу были заложены и построены две лодки. И дома были построены, семьи подводников получили квартиры.   


Рецензии
Спасибо, Александр, за информацию.
Интересно, как американцы
комментировали?

Иветта Дубович Ветка Кофе   24.11.2021 20:00     Заявить о нарушении