Памяти композитора Владимира Рыжова 1941-2019

ТВОРЧЕСКИЙ СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

Памяти композитора В.П.Рыжова (1941-2019)

Так сложилось, что на пике своей творческой и редакторской активности, я была вынуждена уехать из города Ростова-на-Дону и уже больше десяти лет  проживаю в станице Багаевской. За окном  – деревья,  облака, солнце, чуть  поодаль река и остров Буян, станичный  колорит определяет бытие, но меня всё больше захватывают воспоминания.

С Владимиром Петровичем Рыжовым мы познакомились в середине 90-х прошлого столетия.  В Донской государственной публичной библиотеке города Ростова-на-Дону проходил устный журнал – так назвались творческие встречи в литературном  клубе «Созвучие».  В основе своей он состоял из поэтов;  творческих личностей музыкальной направленности в нашей среде было мало. Тем ярче и весомей прозвучали голоса наших гостей из Таганрога Александры Русиной, Раили Насыровой,  Василия Сытенького, высветивших донскую  поэзию конца 20-го века посредством музыки. На том вечере  прозвучали мои стихи в двух вариантах музыкального оформления – одну мелодию написал ростовчанин Сергей Халаимов, а другую таганрожец Владимир Рыжов.
«Дева-девонька, зря не жги свечи, а предавшего не зови в ночи,
Образуется, Бог взаправду есть, перетерпится, жди назавтра весть…»
Попробуй сравни, чья музыка лучше, если душа и без того певчая, а тут как будто два маяка зажглись на одном пути.
«Будет новое время-времечко, взойдёт красное Солнце-Солнышко,
Прорастит Земля ржано семечко, напоят росток тучи с горлышка…»
Помнится, руководитель клуба «Созвучие»  Н.М.Скрёбов  (1932-2015) отозвался об этом дубле, исходя из личностей композиторов – молодой и напористый ростовчанин;  зрелый и более мягкий таганрожец, и оба по-своему выразительны в своем проникновении в  тему.
« И зачем тебе, дочь печалиться, отчего тебе тоской маяться?
Живи, девица, как то семечко, взрослей, юная, тому времечко».

Время спустя,  та же ДГПБ, мы, «Созвучие», полные творческих планов, амбиций, успехов – в зрительном зале.  А на сцене –  «Муза». Как это было волнительно – впитывать мощь, которая так стремительно вошла в нашу –  во многом монотонную –  поэтическую среду.  Замирая всем сердцем, понимаешь: вот здесь, сейчас, твоя лирика  обретает крылья.  И как же было здорово переживать это! Моё личное эмоциональное восприятие было подтверждено оценкой Н.М.Скрёбова на следующей секционной встрече. Когда  речь зашла о новом устном журнале в рамках нашего клуба, мэтр ростовского клуба сказал так: «В прошлый раз мы все видели вполне профессиональное выступление «Музы»».  Вот именно этого – профессионализма на сцене – не хватало нашим устным журналам.  «Муза» снова оказалась тем маяком, к которому стоило стремиться ростовским поэтам – в манере чтения своих произведений,  в умении быть в гармонии с другими участниками, в фасоне одежды  и во многом другом.

Так,  встреча за встречей, журнал за журналом привели меня к мысли организовать  маленькую  мобильную «филармонию на колесах» на основе авторского творчества современников. Была учреждена  ООО Концертно-издательская фирма «Признание», ставившая своей целью популяризацию современной поэзии Донского края и авторской песни.  Какое-то время у меня всё получалось.  Одним из проектов фирмы было издание поэтических и музыкальных сборников по губернаторской программе.  Это значило, что издательства  получали гарантию, что часть будущего тиража будет выкуплена библиотечной системой Ростовской области (было и такое время!).  В рамках этой программы и реализовался издательский проект: Владимир Рыжов:  «Песни откровения».

А совсем недавно я снова окунулась в то волнительное пространство, посмотрев  по видео  авторский концерт-презентацию Владимира Рыжова 20 октября 2007 года.  Романсы на мои стихи чудесно прозвучали в исполнении Марины Поддубной и Ольги Рябининой, а сам мэтр с благодарностью подчеркивает,  что публикацию нот его  песен и романсов помог осуществить композитор С.А. Халаимов. Какое же счастливое было время: все живы, энергичны, радостны, а портрет А.П.Чехова в  библиотеке  его  имени будто награждает своей сопричастностью.
Конкурс, который организован ныне в замечательном городе Таганроге и посвящён творчеству В.П.Рыжова, называется «Золотой камертон». Удивительно, но  одну из своих страниц на сайте Стихи.ру я ранее назвала созвучно –  «Сверяем камертоны», желая показать читателям интернета творчество тех, кто не смог, не успел, не сумел это сделать самостоятельно, оставив свой творческий след на Земле.

Уходит  эпоха, а мы остаёмся,
Приняв неприкаянный век.
Но есть Камертоны. А значит, споёмся
И вспомним ушедших коллег.
Красивы и молоды были недавно,
Несли свой багаж на крыле.
Но к звёздам уходят,  к великим,  на равных,
Оставив труды на Земле.

Анна Пепеляева,
Автор Российского авторского общества (РАО)


Рецензии