Загадка русской истории. Крепостное право и Раскол

          ЗАГАДКА РУССКОЙ ИСТОРИИ. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО И РАСКОЛ. НОВОЕ
1
     Две пока что неразгаданные загадки русской истории – крепостное право и Раскол -  возникли одновременно и сыграли трагические роли в истории государства, доведя его до  полного крушения в 1917 году.  Основание их возникновения от правительства и царя:  увеличение налогов и  поправки в богослужебные книги.  Напомним: В России крепостничество широко распространилось к XVI веке, официально было подтверждено Соборным уложением от 1649 года.   Церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве, связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. И эти объяснения нам ничего не дают на протяжении веков. Зверский закон о рабстве всего населения России и раскол этого же населения на два лагеря - это странные шаги по укреплению государственности. Они привел к бунтам и даже к гражданской войне под предводительством Пугачева. Возникает невероятная мысль: а не направлены ли были эти решения на ослабление государства, а не на его укрепление? И чтобы убедиться в правоте такого вопроса, нужно  внимательнее посмотреть на тех, кто стоял у истоков этих законов.  Подозревать царя Романова Алексея Михайловича не имеет смысла – он искренне мыслил себя реформатором, а не разрушителем.
      Его реформа – это Судебник, Соборное уложение 1649 года, первый свод законов, принятый на земском соборе, созванном по требованию народа после соляного бунта. Он был принят в правление Романовых и просуществовал как действующее законодательство  практически до конца их правления.
    Но как же случилось, что собственные законы, да еще принятые  при участии народа, стали столь пагубными для государства? Разберемся по порядку. Начнем с тех, кто окружал Алексея Михайловича в это время. В первую очередь это был Борис Морозов (1590-1661), человек с фамилией, ставшей знаковой в России, настоящим знаком беды. Русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Старший сын Ивана Васильевича Морозова и Аграфены Елизаровны Сабуровой. В истории еще остался как один из главных виновников Соляного бунта 1648 года, вспыхнувшего из-за вводимых им непомерных цен на соль, жизненно необходимую в то время. После бунта остался при власти, но прежней роли, как считается (очень ошибочно!), уже не играл. Любитель западной культуры, Морозов считается одним из предшественников Петра I в реформировании традиционного русского образа жизни.
       Он родился при правлении Бориса Годунова, до Смуты, а к ее окончанию был уже вполне зрелым человеком 23-х лет. В 1615 ( в возрасте 25 лет) году при правлении Михаила Федоровича был взят во дворец «на житье». А в 1635-м, в возрасте 45 лет, стал воспитателем  будущего царя Алексея Михайловича. Судя по историческим данным, он был мастер придворных интриг. Считается, что именно Морозов  разрушил сватовство Алексея Михайловича к дочери касимовского помещика Евфимии Всеволжской самым жестоким образом,  спровоцировав ее обморок и объявив больной. Ее не только признали больной падучей, но и сослали со всей семьей в Сибирь. За что же такие немилости выпали на долю невинной девушки? «Виноваты» были серьезные политические обстоятельства, которые всегда сопровождают  любой брак такого уровня. Борис Морозов, сумевший заменить Алексею Михайловичу отца и мать и имевший на него, как считается в официальной истории, огромное влияние, подготовил другую кандидатуру невесты царя. Это была Мария Милославская, дочь дворянина Ильи Милославского, которому он покровительствовал. Она была незнатного происхождения, да еще и старше Алексея на пять лет. Но царю невеста приглянулась. Свадьба Марии и Алексея состоялась 16 февраля 1648 года.
            Были два обстоятельства, до сих пор не оцененные историками. Мария была по матери полькой и пришла во дворец не одна, а с юной  сестрой, на которой в это же время женился далеко не молодой ( в возрасте 58 лет)  Борис Морозов, бездетный вдовец. Главная политическая интрига этих двух браков была в том, что Морозов становился родственником  Романовых. Но, возможно, еще главнее был польский «след» в истории этой (первой) женитьбы Алексея Михайловича?
          Был еще один брак, который привлекает внимание. В это же время младший брат Бориса Морозова, тоже вдовец, 55 лет, Глеб Морозов, сразу же после смерти бездетной жены в 1649 году, женится на семнадцатилетней Феодосии Соковниной, дочери Прокофия Федоровича Соковнина. В 1648 году, на свадьбе царя Алексея Михайловича с Марьей Ильиничной Милославской он шёл, в числе многих других лиц, за санями царской невесты «для береженья». Через месяц после царской свадьбы, уже в чине дворецкого царицы, занимал весьма важную и влиятельную должность в домашнем царском обиходе. 17 марта 1650 года, в именины царя Алексея Михайловича, пожалован в окольничие. В 1650—1652 годах сопровождал царя в его загородных поездках. В 1654—1656 годах, во время польского похода царя Алексея Михайловича, оставался в Москве оберегать царицу Марью Ильиничну и её двор. Умер в 1662 году в глубокой старости. От брака с Анисьей Никитичной Наумовой имел двух сыновей и двух дочерей: Феодосию и Евдокию.


                2

         Итак, в 1648-м, в 1649-м, и в 1650-м годах во дворец Алексея Михайловича вошли сразу четыре юные девицы – Мария Милославская (Романова), Анна Милославская (Морозова), Феодосия Соковнина (Морозова) и Евдокия Соковнина (Урусова). Все – родственницы. Две полупольки (Милославские) и две… А кто же были две вторые? Которые стали знаменем мятежного русского Раскола. Две боярыни –  родные сестры - Морозова и Урусова. Чтобы понять, нужно посмотреть на  историю рода бояр Соковниных.
         Род Соковниных происходит от баронов Икскюль. Бароны Икскюль или вернее Мейендорф-Икскюль, один из древнейших родов Германии. Свидигер фон-Мейендорф, епископ бамбергский, был римским папою под именем Климента II († 10 октября 1047). Даниил и Конрад фон-Мейендорф, братья, переселились из Гольштинии в Ливонию (1198). Из них Конрад получил от князя-епископа рижского в лен замок Икскюль, по имени которого и потомки стали писаться «фон-Мейендорф-Икскюль» и только одна ветвь именовалась Мейндорф. После переезда в Россию потомки  римского папы Климента крестились, заняли высокие должности, но была ли их вера истинной? Хочется теперь спросить. Ведь именно представители фамилии Соковниных возглавили  церковный Раскол в России в лице боярыни Морозовой и ее сестры Урусовой.
          Конечно, родство с римским папой у Соковниных очень далекое. Но такое же далекое родство  с выходцами из Польши и Пруссии, католиками, было у Григория Отрепьева и его близкого родственника Федора Романова, боровшимися за русский престол в годы Смуты. Как уже упоминалось выше, их предки служили в одно время при дворе Ивана Третьего. А вместе с ними там служили и предки князя Артемия Волынского, из семьи  плененных в Польше перебежчиков, претендовавшего на русский престол уже во время правления Анны Иоанновны. Потомок же папы римского Климентия, сын Прокофия Соковнина, родной брат раскольницы боярыни Морозовой, Алексей Соковнин, был казнен за бунт на стороне царевны Софьи (Милославской) Петром Первым.
           При дворе Ивана Третьего, можно сказать, существовала скрытая агентурная группа (говоря современным языком) в лице  предков Отрепьева, Романова и Волынского, представлявших, возможно, интересы иностранных государств? Семейные тайны стали политикой и при правлении победивших Романовых. Уже второй по счету царь из новой династии правил в России после Смуты и победы над Польшей, а страсти вокруг трона никак не утихали. После падения Отрепьевых, представлявших интересы Польши, в борьбу вступили семьи Морозовых и Соковниных. Судя по тому, что им удалось посадить на русский трон рядом с Романовым полупольку Милославскую, понятно, чьи интересы они представляли.(Правление Владислава)
           Они создали одну семью, породнившись с самим государем. И это было очень важно, поскольку впоследствии давало повод, как в свое время и Романовым (Захарьиным-Юрьевым), родственникам  Анастасии,  первой жены Ивана Грозного, заявлять свои права на русский трон по родству. Следующие важные шаги – это экономические и политические решения. Они были приняты и стали историческими. Но были ли они на пользу государству? Крепостное право и церковный Раскол.
          И теперь нужно внимательнее посмотреть на политику, которую проводил глава правительства при Алексее Михайловиче  Борис Морозов. В истории он остался как  богатейший человек того времени. Он собрал огромное состояние: 30 000 четвертей, 9000 дворов, 55000 душ обоего пола, 245 деревень, 85 сёл, 24 господски усадьбы, мельницы, кузницы, мастерские, металлургические и поташные заводы, пивоварни, кабаки, лавки, амбары, фруктовые сады, рыбные пруды. Производил и занимался железом, кирпичом и соляными промыслами.
         И вдруг он решается на  введение налога на соль, который бы принес дополнительный доход в казну и в его собственный карман. Неужели  к его несметным богатствам понадобились дополнительные, которые стоили бы жизни многих  людей? В России мог бы начаться голодный мор (который и стал причиной Смуты и падения  Бориса Годунова). Дело в том, что все заготовки питания в те времена зависели от наличия в семьях соли.  Без нее  зимой народу нечего было бы есть. Как опытный управитель государством Борис Морозов не мог этого не знать. А он таким решением просто толкал народ на смуту и бунт. Почему?
                3

           А не было ли тут с его стороны скрытого умысла ослабить таким образом государство и власть Романовых? Если так, то замысел удался – в мае 1648 года в Москве, Пскове и многих других городах Московского государства начался соляной бунт. Повстанцы требовали головы Морозова. Его ближайшие помощники (окольничий П. Т. Траханиотов и дьяк Назарий Чистой), а также судья Земского приказа Л. С. Плещеев, были растерзаны толпой восставших москвичей, сам всесильный боярин едва спасся от расправы, укрывшись в царском дворце. Царь вынужден был удалить своего любимца, — Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову. Через четыре месяца он вернулся в Москву.
           Историки отмечают, что больше он не  имел такого влияния при дворе, как раньше, и не играл ведущей роли в управлении. Но это явная ошибка! Как раз в это время Борис Морозов сыграл свою основную и очень большую роль в жизни России, причем на двести лет вперед.
         В 1649 году ( что за ирония судьбы - по требованию народа!), был созван Земский собор, а Морозов принял активное участие в подготовке свода законов, который просуществовал до XIX века. И заметим, именно в это время состоялись  спешные свадьбы его самого (на Милославской, сестре жены царя), его брата Глеба на  дочери Соковнина Феодосии (Морозовой). Можно предположить, что Россию ждал новый бунт народа против его окончательного закрепления за помещиками.
       В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.
          Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.
        Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.
        Одним из главных недостатков Уложения, по замечанию В. О. Ключевского, было то, что законодатели не подумали о регламентации обязанностей крепостных перед помещиками. Этот вопрос был обойдён молчанием, что привело в будущем к значительным злоупотреблениям властью помещиками.
          Погрузив таким образом  Россию в адскую яму народного рабства и отсталости, Борис Морозов со своей семейной «компанией», уходящей корнями в  Польшу, Пруссию и католицизм, погрузил ее в перспективу  бесконечных народных бунтов, поставив заодно преграды на пути к цивилизованному развитию русского общества. В то время, как в Европе  уже решительно начали  переходить на буржуазные рельсы развития. Но  главный повод к народным протестам ( а в итоге к революции 1917 года и падению Российской империи) дал церковный Раскол - церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве. Связан с реформой патриарха Никона, направленной на внесение изменений в богослужебные книги московской печати и некоторые обряды в целях их унификации с современными греческими. Эта реформа осуществлялась при участии и поддержке царя Алексея Михайловича и некоторых других православных патриархов, была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы, с 1788 года официально называемые старообрядцами, были объявлены еретиками и преданы анафеме на Московском соборе 1656 года(только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. В результате появились старообрядческие группы, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия. Так в России появилась протестная «пятая колонна», погубившая ее государственность в начале 20 века и уничтожившая семью Романовых физически.

4

         За всё время своего существования христианская церковь пережила немало потрясений и расколов. В 1054 году, спустя менее века после принятия Древней Русью  христианства, единая церковь распалась на две ветви: греческое православие и римский католицизм. Православным иерархам удалось сохранить относительную целостность своей церкви, а католическим предстояло пережить ещё одно крупное потрясение — Реформацию. Реформацией называют идеологическое движение, возникшее в XVI веке в Европе. Основной его задачей было искоренение недостатков католицизма, ограничение власти Папы Римского, а также демократизация общественной и политической жизни. В результате деятельности реформаторов возникла новая ветвь христианства — протестантизм.
           Реформаторы верили, что человек может спастись вне церкви, что по-настоящему верующий не нуждается в пышных и сложных обрядах. Также они отрицали необходимость почитания святых и не считали Папу Римского посредником между землёй и небом. Католики полагали, что без церкви верующие не могут спастись и что через Папу Римского бог посылает благословение на всех приверженцев католицизма.
          Русская церковная реформация не была столь радикальной, но вызвала бурю и жертвы, наверное, не меньшие, чем в Европе. Екатерина Вторая отмечала в своем труде «О старообрядчестве» за 1763 год: «Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».
         Все это так, но не в Никоне же дело! Он был всего лишь агентом Алексея Михайловича, исполнив его волю. Церковный историк и головщик (регент) Спасского собора Андроникова монастыря в Москве Борис Кутузов полагает, что главный политический аспект реформы заключался в «византийской прелести», то есть, завоевании Константинополя и возрождении Византийской империи с помощью и за счёт России. В связи с этим царь Алексей хотел наследовать со временем престол византийских императоров, а патриарх Никон хотел стать Вселенским патриархом.
        Считается, что большая заинтересованность в реформе была еще и у Ватикана, который хотел, используя Россию как орудие против Турции, усилить влияние католичества на Востоке.
          Профессор Н. Ф. Каптерев, рассуждая о причинах, приведших к «перемене в воззрении русских на относительное достоинство греческого и русского благочестия», отмечал: «Влияние Византии в православном мире … основывалось именно на том, что она была для всех православных народов востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц, получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал заключался в том, с научной точки зрения, не особенно богатом и разнообразном наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего. Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире могло быть только чисто внешнее и очень условное.
         В конце 1640-х Арсений (Суханов) из подворья афонского Зографского монастыря в Молдавии доносил царю и Московскому патриарху о имевшем место на Афоне сожжении книг московской печати (и некоторых иных славянских книг) как еретических. Более того, патриарх Иерусалимский Паисий, произведя дознание по случаю инцидента и не одобрив поступка афонцев, тем не менее, высказался в том смысле, что именно московские книги «погрешают в своих чинах и обрядах».
        В XVII веке сношения с Востоком становятся особенно оживлёнными.  Грекофильство постепенно находит себе всё более сторонников в обществе, а в самом правительстве оно становится всё более искренним. Сам царь Алексей Михайлович был убеждённым грекофилом. В обширной переписке с восточными патриархами вполне определённо высказывается его цель — привести русскую церковь в полное единение с греческой. Политические взгляды царя Алексея, его взгляд на себя как на наследника Византии, наместника Бога на земле, защитника всего православия, который, быть может, освободит христиан от турок и станет царём в Константинополе, тоже заставляли его стремиться к такому тождеству русской и греческой веры. С Востока поддерживали  его планы. Так, в 1649 году патриарх Паисий в свой приезд в Москву, на приёме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царём в Константинополе: „да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения“. …        Реформа была поставлена на принципиально новую и более широкую почву: явилась мысль греческими силами привести русскую церковную практику в полное согласие с греческой. Аналогичные идеи внушал царю и патриарху находившийся в 1653 году в Москве бывший Константинопольский Патриарх Афанасий III Пателларий.
          После честолюбивых помыслов  Алексея Михайловича оставить  великий след в истории другим существенным геополитическим фактором, толкавшим Московское правительство к проведению реформ, было присоединение Малороссии, тогда находившейся в церковной юрисдикции Константинопольского престола, к Русскому государству:
          Малороссия отделилась от Польши, признала своим царём Алексея Михайловича и вошла в состав Московского государства как его нераздельная часть. Но в Москве православие малороссов, как и православие тогдашних греков, возбуждало сильное сомнение потому единственно, что церковно-обрядовая практика южноруссов сходилась с тогдашнею греческою и разнилась от московской. Кроме того, в Малороссии было много католиков. Чтобы привести все «к единому знаменателю» в церковных обрядах, было решено заменить двоеперстие на троеперстие, как главный отличительный признак православных от католиков и протестантов. Но не все православные захотели  класть крест на живот «дулей», как они выражались, считая это бесовством. Так начались протесты, приведшие к серьезным жертвам.
          Наверное, так уж сильно хотелось Алексею Михайловичу вкусить обещанной ему мировой славы, что он решил силой внедрить реформы, выбрав, увы в пример Варфоломеевскую ночь во Франции. Это «резня святого Варфоломея» — массовые убийства гугенотов (протестантов-кальвинистов) во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около трёх тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.
        В нашей отечественной историографии до сих пор нет официально признанной учеными-историками статистики казней староверов. Хотя, видимо, это не так уж и странно. В дореволюционное время предпочитали писать о самосожжениях, идеологические причины такого подхода понятны. Попыток подсчитать число казненных староверов мы не найдем ни у Соловьева, ни у Ключевского, ни у Костомарова. В советское время, исторические исследования по церковной тематике не поощрялись, в том числе, не появилось ни одного обобщающего исследования по истории старообрядчества. Сами же старообрядцы  говорят о миллионе погибших за старую веру.
         Как видим,  реформы церкви как в католическом мире, так и в православном, несли с собой интересы укрепления власти, передел  территорий государств и даже рождение новых. Именно так  было с образованием королевства Пруссии из католического Тевтонского ордена  и Прусского герцогства – государства, которое века боролось за свою самостоятельность от поработившей его Польши. И, наконец, получило свободу и самоидентичность после русской Смуты, русско-польских войн и Раскола, ослабивших оба государства. Монах Мартин Лютер  предложил  разрешить католическим священникам жениться, что привело к образованию лютеранства и  первое освобождение Пруссии – от Тевтонского ордена. Она стала светским государством с правом иметь своих наследников на троне, а монахов. Для примера он женился сам на беглой монашке. И это было главным фактором образования нового государства, которое впоследствии стало Германской империей, просуществовавшей до 1918 года.
         Что же касается Екатерины Второй и ее нелюбви к Никону, то государыня, скорее всего, слукавила, поскольку и сама всю свою жизнь преследовала цель захватить Константинополь и осуществить честолюбивую мечту русского царя Алексея Михайловича. Подготавливаясь к этой миссии, она даже внука назвала Константином и дала ему греческих воспитателей и друзей. Он  должен был сесть на престол в Константинополе. Но этой мечте не суждено было сбыться. Вот и вся суть русского Раскола.



          
                5


        Будь братья Морозовы помоложе, они, возможно, и добились бы ослабления России и завоевания ее земель иностранными государствами (Польшей, в первую очередь), если у них такая цель была. Но им не хватило времени. После их кончины  знамя борьбы с русским престолом  взяли в свои руки  жена Глеба Морозова  Феодосия и ее сестра Евдокия. Эти девушки в самом юном возрасте были , можно сказать, принесены в жертву политическим амбициям своего отца боярина Соковнина, скорее всего, доставшиеся ему по наследству от его предков, потомкам папы римского Климента. Они, судя по всему, были преданными последовательницами задачи своего древнего рода. Такой же жертвой, видимо, была и  сестра царицы  Марии Милославской Анна. Скорее всего, ее брак с Борисом Морозовым был фиктивным,  их современники оставили воспоминания о тяжелой жизни этой супружеской пары: «он был старый вдовец, а она здоровая молодая смуглянка; и вместо детей у них родилась ревность, которая произвела кожаную плеть в палец толщиной».
         Интерес, на мой взгляд, представляет такой факт. Когда в 1662 году Борис Иванович Морозов умер, Анна Ильинична осталась вдовой и самой богатой женщиной. Считалось, что только семья Строгановых могла соперничать с морозовскими богатствами. Анна Ильинична сохранила все порядки в вотчинах, заведенные при своем муже, во многом продолжая его дела. В 1662 году была составлена опись всех вотчин, которые были оставлены Анне Ильиничне мужем. В архиве древних актов эта опись занимает более 800 листов. Сохранилась приходно-расходная книга Анны Ильиничны за один неполный год ее хозяйствования. По книге можно представить себе денежный оборот в семье большой боярыни. Поражает количество займов, которые возвращают самые разные люди. Судя по дате, это были деньги, которые раздавал еще боярин Борис Иванович. Суммы, которые возвращаются боярыне, круглые (сто, триста рублей), это означает, что ссуды были беспроцентными. Кто только не был должен Морозовым: это и близкие знакомые из числа высшей московской знати, и стрельцы, и торговые люди.
         Общая сумма долгов, которые получила Анна Ильинична за несколько месяцев огромна — более 5 тысяч рублей. И сама она давала в долг, но у нее уже не было такого размаха, как у мужа в основном, одалживались женщины из знатных семей. Поражает и сумма милостыни, которую раздала за 1663 год Анна Ильинична. Милостыня раздавалась каждый день. Обычно отводилась не такая уж большая сумма — 9 или 16 рублей. Но кроме этого давались большие суммы на богадельни, тюрьмы, монастыри. Эти суммы обычно доходили до десятков или сотен рублей. Особенно боярыня пеклась о пленных, которые выбрались из чужеземной неволи и пробирались к себе домой. «Полонянникам» выдавались значительные суммы. Всего за год она раздала более 16 тысяч рублей милостыни. Это целое состояние для этого времени.
       Разве это не напоминает нам поведение  миллионщиков купцов-раскольников уже в 19 веке,  когда они отличались тратами на благотворительность и раздавали беспроцентные ссуды «своим» людям, которые  принимали их правила и их условия? Значит, это пришло от Бориса Морозова, который  раздачей накопленных им средств (похищенных из казны, преимущественно) создавал определенный круг преданных ему людей. Как видно, дело его продолжила его жена.
      То, что царица Мария Милославская помогала  сестрам Соковниным и защищала их, может говорить о ее заинтересованности в деле «семьи», созданной Борисом Морозовым. А ведь это государственная измена. Но Алексей Михайлович словно и не замечал того, что происходит рядом с ним, а даже сам пытался «перевоспитать»  мятежницу Феодосию Морозову. В  концов терпение его лопнуло и он учинил над сестрами Соковниными жестокую расправу.
       Старообрядцами Феодосия Морозова причислена к лику святых. Конечно, она жертва, много страдала, но  страдала все-таки не за Россию, а за  семейные интересы своих предков, которые уходили в глубину веков и не были национальными интересами русского народа.

6

       Конечно, официальная история многое предпочитает скрывать. Но все-таки при более внимательном  взгляде на отношение Романовых к Милославским,  можно увидеть,  что оно весьма отрицательное. Начать хотя бы с царевны Софьи, сводной сестры Петра Первого. Она Милославская, и жестоко боролась за власть. Известна своим драконовским указом о  преследовании старообрядцев. Хотя народ был вовлечен в эту бессмысленную  борьбу против его воли ее отцом с полдачи Бориса Морозова, обманом. А погибли тысячи невинных людей. И стрелецкие бунты против Петра вылились в  немыслимые  жертвы страшные казни, обагрили руки молодого царя кровью, подвигнули его на изуверские поступки. Взять хотя бы казнь зачинщиков  бунта и  заговорщиков,  готовивших гибель царя. Среди них фигурирует фамилия  Ивана Милославского, казненного уже после смерти с особым изуверством.
       Он четвероюродный племянник боярина и царского тестя Ильи Даниловича Милославского. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его. Иван Михайлович был человек деятельный, очень хитрый и достаточно богатый. В 1680 году  назначен начальником Приказа Большой казны (министром финансов), в то время одна из самых влиятельных должностей. К нему стекались все нити управления государством, как стекались они при покойном царе Алексее к его дяде.
       Кроме Приказа Большой казны, Иван Михайлович Милославский в разное время руководил Новгородским приказом (1677—1679), Рейтарским приказом (1677—1680), Приказом Галицкой чети (1677—1680), Приказом Большого Дворца (1677), Приказом Большого прихода (1678), Приказом Новой чети (1678), Владимирским и Иноземным приказами (1678), Стрелецким приказом (1683).
          После смерти царя Федора Алексеевича (1682) боярин Иван Милославский старался поддержать влияние его сестры Софьи Алексеевны как правительницы. По версии Нарышкиных — разжигал страсти стрельцов, погубив возвращенного из ссылки боярина А. С. Матвеева во время бунта 15 мая 1682 года. Позже вступил в борьбу с И. А. Хованским, которая закончилась его гибелью. Участники произошедшего уже после его смерти второго стрелецкого бунта в своих показаниях обвиняли Ивана Михайловича в стремлении устранить и царя Петра Первого. Но умер он своей смерть, от инсульта.
       В 1697 году перед отправкой в великое посольство царь устроил розыск после доноса на заговор стрелецкого полковника И. Е. Циклера, друга И. М. Милославского. Под пытками он и его сообщники, бояре Алексей Соковнин (родной брат боярыни Феодосии Морозовой) и Федор Пушкин (предок поэта А.С. Пушкина по прямой линии), признались, что по приказу Софьи они планировали убить царя. Заговорщиков казнили. Их кровь стекала в открытый гроб на труп И. М. Милославского, специально вырытый из могилы, на свиньях доставленный в село Преображенское и помещенный под плаху. После окончании казни останки заговорщиков и И. М. Милославского были перевезены в Москву. Их тела были размещены у каменного столба на Красной площади, где находились несколько месяцев.
         Царь Иван Пятый (Романов-Милославский), брат Софьи и Петра, был объявлен  Романовыми недееспособным, умственно отсталым. А его внук, император Иван Шестой Антонович, пережил страшную участь русской «железной маски», заточенный в каземат  крепости, и был в двадцатилетнем возрасте убит.
 Стоит ли удивляться притязаниям Польши на русские земли после окончания Смуты и всевозможным  дворцовым заговорам, если только в 1634 году польский король Владислав, призванный  во время семибоярщины на русский престол, отказался от претензий на него? В 1634 году был заключен Поляновский мир, по которому Польша оставляла за собой Смоленские, Черниговские и Новгород-Северские земли в обмен на этот отказ и признание русским царем Михаила Федоровича Романова.
       И далее Россия вела войны, которые помогли ей  вернуть свои земли и  обрести новые. Но любое предательство или действия, подобные тем, которые допускали  при управлении страной такие люди, как Борис Морозов и семья Соковниных,  могли ослаблять страну и давать возможность  другим государством победить его. А мы пока что очень мало знаем о таких действиях в русской истории.
          Таким же известным, как Соляной бунт в Москве,  в истории остался и Медный бунт. Он произошел 25 июля (4 августа) 1662 года, в годы затяжной русско-польской войны 1654—1667 годов. Это восстание  городских низов против повышения налогов и выпуска с 1654 года обесценивающихся по сравнению с серебряными медных монет. В этот период основные военные действия развернулись на северном театре. Осенью 1661 года русская армия потерпела поражение при Кушликах, а ещё зимой 1661 года русские потеряли Могилёв по причине восстания горожан, которые полностью уничтожили московский гарнизон. Летом был потерян  Борисов. Современники прямо указывают, что большое влияние на неудачи русского войска оказали внутриполитические волнения в России — экономический кризис, медный бунт (1662), Башкирское восстание. В этот период продолжается героическая полуторагодовая оборона Вильны русским гарнизоном. Русские отбили пять приступов и сдались лишь в ноябре 1661 года, когда в живых осталось только 78 защитников крепости. Из завоёванных ранее территорий в Великом княжестве Литовском под русским контролем оставались только Полоцк и Витебск.
        Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена. Но правильно ли оценивать эти народные волнения лишь как  выступления бедноты против неудачной политики первых Романовых и конкретно - правительства Алексея Михайловича? Показательно, что во время бунта народ указал не на неудачные решения правительства, которое после смерти Бориса Морозова возглавлял тесть Алексея Михайловича  Илья Милославский, а прямо на предательство бояр. 25 июля (4 августа) 1662 года на Лубянке были обнаружены листы с обвинениями в адрес князя И. Д. Милославского, нескольких членов Боярской думы и богатого гостя Василия Шорина. Их обвиняли в тайных сношениях с Речью Посполитой. В трактовке современных историков считается, что  это не имело под собой никакого основания, а недовольным людям нужен был поводдля  бунта. Но так ли это? Ведь объектом всеобщей ненависти стали те же самые люди, которых обвиняли в злоупотреблениях во время Соляного бунта, и точно так же, как за четырнадцать лет до этого, толпа напала и разгромила дом гостя Шорина, собиравшего «пятую деньгу» во всем государстве. Несколько тысяч человек отправились к царю Алексею Михайловичу, находившемуся в своем загородном дворце в селе Коломенском. Неожиданное появление восставших застало царя врасплох, он был вынужден выйти к народу. Ему передали челобитную с требованием снижения цен и налогов и наказания виновных. Под давлением обстоятельств Алексей Михайлович дал слово расследовать дело, после чего успокоившаяся людская масса, поверив обещаниям, повернула обратно.
        Навстречу из Москвы двигалась ещё одна многотысячная толпа, настроенная гораздо воинственнее. Мелкие торговцы, мясники, хлебники, пирожники, деревенские люди вновь окружили дворец Алексея Михайловича и на сей раз уже не просили, а требовали выдать им изменников на расправу, угрожая «буде он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать сами, по своему обычаю». Однако в Коломенском уже появились стрельцы и солдаты, отправленные боярами на выручку. После отказа разойтись был отдан приказ применить силу. Безоружную толпу загнали в реку, до тысячи человек было убито, повешено, потоплено в Москве-реке, несколько тысяч арестовано и после следствия сослано.
        Г. К. Котошихин описывает кровавый финал медного бунта так:
«И того ж дни около того села повесили со 150 человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы, а иных бив кнутьем, и клали на лице на правой стороне признаки, розжегши железо на красно, а поставлено на том железе „буки“ то есть, бунтовщик, чтоб был до веку признатен; и чиня им наказания, розослали всех в дальние города, в Казань, и в Астарахань, и на Терки, и в Сибирь, на вечное житье… а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинён указ, завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке»[5].
         Однако розыск в связи с медным бунтом вели очень активно, и он не имел прецедентов. Всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для возмущения. Однако зачинщиков так и не нашли. А царь защитил свою близкую родню – в первую очередь, тестя, отца жены, Илью Даниловича Милославского.
       Официально виновными были объявлены фальшивомонетчики, которых к тому времени  развелось множество  в Москве и за ее пределами. Но фальшивые монеты «для себя» печатали и родственники царя. И чтобы лучше понять происшедшее в то время, давайте вспомним такую же ситуацию в девяностые годы прошлого столетия, когда пал СССР. Ужасная инфляция, доведшая страну  до полного опустошения казны - нам грозила вообще потеря государственности. И разве сегодня в этом мы обвиняем только неумелые действия  властей? Нет, конечно. Все мы понимаем: происходящее в те годы было результатом  колоссального предательства интересов страны и народа. Сравнение двух эпох заставляет задуматься: а правильные ли выводы сделали историки о том давнем времени и не связали  знаменитые народные бунты с заговором их виновников – ближайших  помощников и родственников  царя Алексея Михайловича?


Фото: Потешный дворец - дом-театр И. Милославского, отца первой жены царя Алексея Михайловича Тишайшего Марии Милославской в Кремле. В настоящее время в нем располагается комендатура Кремля. Москва.


Рецензии
Привет, Татьяна!
Прочитал внимательно, строка за строкой, фамилия за фамилией. Все понятно, все интересно. Испокон века семьи держались друг за друга и стремились к власти. А раскольники - фанаты своей старой веры, крепкий народ. Конечно, эти люди влияли на историю страны, еще как влияли. Даже секретарь ЦК КПСС из Новосибирской области (фамилию уже забыл) по моим подсчетам был из раскольников.
Интересно Ваше увлечение историей страны. Всех родственников отслеживаете, это же где-то надо все найти.
Успехов Вам в этом деле!
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   24.11.2021 17:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, что заходите. Успехов вам.

Татьяна Щербакова   24.11.2021 21:20   Заявить о нарушении