Всё дозволено или не всё дозволено - ложн антитеза
Появились в большом количестве люди, которые стали пропагандировать вседозволенность. Она, в частности, воплощается в неумеренной проповеди толерантности, терпимости, принявшей уродливую форму уравнивания прав гетеросексуалов и гомосексуалов.
Или в откровенном тезисе «всё дозволено», который выдвинул современный философ науки Фейерабенд. Этот тезис довольно-таки странный. Он звучит как антитезис утверждения «не всё дозволено» или любимой фразы религиозно настроенных начальников “если Бога нет, то всё позволено” (из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”).
И тезис («всё дозволено»), и антитезис («не всё дозволено») одинаково неприемлемы для нормального человека. В них есть что-то унизительное для него как деятеля-субъекта, как хозяина жизни.
В них человек — либо анархист, полубог (всё дозволено), либо ребенок, подчиненный, раб, чтобы ему что-то было дозволено или не дозволено.
-----------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ. Унтерпришибеевщина
Верующие всё время пытаются монополизировать свое понимание морали, моральных ценностей, установить жесткую связь между моральным поведением и верой в бога. В частности, они нередко эксплуатируют такой тезис: “если Бога нет, то всё позволено” (из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”) [1]. В этой связи мне вспоминается герой чеховского рассказа унтер Пришибеев, который оправдывал свои пришибеевские действия тем, что нельзя народу дозволять, чтобы он безобразил. Слова “дозволять”, “не дозволять” — из лексикона не в меру ретивых начальников, “законников”, добровольных опекунов и командиров. С их точки зрения всё, что не дозволено, не позволено — запрещено, неприемлемо. С человеком в таком случае обращаются как с ребенком или того хуже, как с рабом.
—————————
Позиция человека в футляре (Беликова) пассивная: как бы чего не вышло.
Позиция унтера Пришибеева активная: народу нельзя дозволять, чтобы он безобразил.
А сходятся они в одном: абсолютизация правил, порядка, запретов и ограничений.
______________________
[1] Патриарх Кирилл РПЦ постоянно в своих проповедях упоминает этот тезис героя романа Ф.М.Достоевского как нечто безусловно истинное. Например, выступая с проповедью в Казахстане, он в очередной раз сослался на него в подтверждение расхожего мнения верующих, что без Бога человек не может быть нравственным. — 23 января 2010 г.
Свидетельство о публикации №221112401242