Стревога

               
               
Пьеса в трех действиях

Действующие лица:
 
Сергей Петрович – экс директор, мужчина 54-55 лет, лысоватый, среднего телосложения, интеллигентной внешности.
Надежда  Ивановна – вахтер, женщина преклонного возраста, приятной внешности.
Анна Тихоновна  – зав. дневным  отделением, молодая женщина, с хорошими внешними данными.
Любовь Михайловна – секретарь директора, молодая женщина, обделенная красотой и порядочностью.
Лариса Ивановна – заместитель директора по воспитательной работе, женщина в годах, сохранившая внешнею привлекательность, присутствие духа и железный характер.
Светлана Аркадьевна – и. о. директора, женщина грубой отталкивающей  внешности и  таким – же характером.
Светлана Пантелеевна – проректор по СПО  Университета, женщина приятной внешности, сладковатыми манерами и ползучим приспособленчеством.
Николай Николаевич – проректор по безопасности Университета, мужчина лет 50, отталкивающей скользкой внешности.
Преподаватели колледжа
Мастера производственного обучения колледжа.
Студенты – группка молодых людей, бесцельно  околачивающихся в фойе, коридорах колледжа.

Помещения, в которых происходит действия.
  -  Действия происходят в фойе колледжа, имеющего дежурную, помещение-вахту с пропускным режимом,  смотровым окном и  вертушкой.
-Приемной директора,   в которой находится  стойка, за которой сидит секретарь и установлен телефон, приемная имеет три двери, входную, и две двери слева и справа, вход в директорский кабинет и в кабинет заместителя.
- Электронная библиотека – большое помещение, с установленными по центру столами в несколько рядов. Вдоль стен установлены компьютеры на первом ряду столов, на первом, справа столе ряда установлена кафедра  для выступлений, а  позади, на фронтальной стене установлена белая доска, на которую направлен проектор, соединенный с компьютером, установленным на первом столе, первого ряда слева. Помещение имеет большие окна. Завешанные высокими тюлевыми шторами.
               
                Действие первое

        В фойе колледжа входит Сергей Петрович, приветливо улыбается вахтеру.
   - Здравствуйте, Надежда Ивановна, как ваши дела?
-Ой, Сергей Петрович, Вы вернулись? Как мы все переживаем. Это выскочка ни кому жизни не дает, мнит  себя генералом, совсем распоясалась. Ни одно дело наладить не может, вот сегодня некому на вахте дежурить, так она меня поставила, представляете?
- Надежда Ивановна рад вас видеть, ну что  вы, дыры  затыкаются самыми надежными и безотказными людьми, так было всегда, вам ли не знать об этом?
- Сергей Петрович, а вы вернётесь к нам?
- К сожалению, не могу, Надежда Ивановна, вы женщина умная сами понимаете почему?
- Как жаль!  Мы все надеялись, что эта смена власти, какое – то недоразумение, понимаете? Вы нас понимали, старались вникнуть, а этот истукан кроме как орать ничего не умеет, зачем вы ее поставили?
- Надежда Ивановна, я обещал ей эту должность после себя.
-Да Сергей Петрович, я знаю, вы всегда держали слово, только в этот раз я бы вам посоветовала это обещание проигнорировать. Вы знаете как коллектив на вас обижен, мало того что  вы ничего не объяснили  нам перед своим  уходом, так еще и оставили вместо себя просто беду, а не руководителя.
-Я старался ее научить Надежда Ивановна, в том числе и обращению с людьми, но судя по вашим словам, она ничему не научилась?
- Да что вы, она словно собака, сорвавшаяся с цепи. Каждый, кто хоть что – то  смеет возразить, немедленно записывается во врага. Иное мнение пресекается на корню!
- Жаль, Надежда Ивановна, жаль, при мне она была такой исполнительной и усердной, прямо переворот какой – то в человеке, неожиданный.
-Да, нет Сергей Петрович, просто при вас она боялась и не высовывалась сильно, вы ее натуру пресекали, а без вас   ее натура получила полную свободу. Теперь у нее сменился хозяин и она как преданный раб, стремиться заслужить его доверие. На людей совсем плюет, лишь бы выслужиться. Пиночет какой –то ! Все неважно кроме собственной шкуры. Я даже фильмы старые вспоминаю, ну что про полицаев во время великой отечественной войны, так этот образчик точно от туда!
- Надежда Ивановна, возможно, вы сгущаете краски, сейчас Светлане Аркадьевне трудно, есть необходимость самоутвердиться, заслужить уважение коллектива, завоевать его расположение.
-Если вы Сергей Петрович о коллективе, так он ее знает, как облупленную, ничего нового она с собой не принесла. Раньше вы в отпуск, ее за себя, так это самое трудное время для коллектива было, одно успокаивало, вы всегда в отпусках не долго были, а иногда и вообще не уходили даже. Вот мы и терпели, а теперь чувство безысходности появилось. Ума то у нее нет , а гонора выше крыши , вот она и гнет людей , теперь у нее простор. Старые работники ей только помеха, вы всегда говорили нам, возрастным:- « Вы у меня как старая гвардия, а гвардию не бросают!», а она не дорожит ничем, знай, орет с утра до ночи.
-Надежда Ивановна, ну потерпите, пообтереться, попривыкнет к ответственности, поумнеет, наберитесь терпения, все образуется.
- Нет, Сергей Петрович, не будет с нее толку. Я уже подумываю уходить, чего нервы зря мотать, было бы ради кого. Жаль только колледж, во что она его превратит?
- Надежда Ивановна, ну что за упаднические настроения, вот увидите, все образуется, я вас прошу, не бросайте колледж, ну где еще найдешь такого заведующего общежитием, днем с огнем не сыщешь. Я это точно знаю, продержитесь немного и Светлана Аркадьевна, поверьте, моему опыту вскоре начнет, меняется к лучшему, вот увидите.  Дайте ей время, уйти никогда не поздно, а вот заменить вас, я знаю неким.
-Спасибо Сергей Петрович, я так рада вас видеть.
- Спасибо Надежда Ивановна, я тоже, вот возьмите удостоверение. Это удостоверение общественной палаты города, по закону я могу посещать любое учреждение, организацию, на территории города, запишите номер и мою фамилию в журнал учета.
- Да что вы Сергей Петрович, вы мой директор, проходите, что же я вас записывать буду.
- Нет, нет Надежда Ивановна порядок, есть порядок, не следует вам его нарушать и подводить себя этим, записывайте. Подает ей удостоверение, Надежда Ивановна, неохотно записывает в журнал и отдает удостоверение обратно.
- Да мне, Надежда Ивановна, с бухгалтерии позвонили, деньги пришли за неиспользованные отпуска, вот пришлось прийти, надо получить, а то не порядок, понимаете. Ладно, пойду, приятно было с вами увидеться, удачи вам.
Проходит к кабинету директора.

                Действие второе
 
Приемная директора, за стойкой сидит Любовь Михайловна – секретарь, в приемной никого нет.
- Здравствуй Люба, я пришел получить отпускные.
Люба, вскочив со стула, смотрит растерянным взглядом, видно, что она в полном замешательстве.
- Здравствуйте Сергей Петрович, а Светланы Аркадьевны нет на месте.
- Ничего Люба, она мне не нужна. Я с твоего разрешения разденусь в кабинете и пройду в бухгалтерию. Не дожидаясь ответа открывает своим ключом директорский кабинет , повесив в нем верхнею одежду , выходит в приемную .
- Ну как ты Люба, как сынишка, надеюсь все хорошо.
- Д-а, в-с-е  н-о-р-м-а-л-ь-н-н-о.
- Ты что такая потерянная, у тебя действительно все нормально?
-Д-а.  Губы Любы еле скрывают дрожь в голосе.
В приемную входит Лариса Ивановна
- Ой, Сергей Петрович, как я рада вас видеть! Вы как к нам, какими судьбами?
-Здравствуйте, Лариса  Ивановна, с бухгалтерии позвонили, попросили зайти отпускные забрать. Вот и пришлось заглянуть к вам на минуту.
- На минутку! Сергей Петрович, вы так неожиданно ушли, коллективу ничего не объяснили, так же нельзя Сергей Петрович. Надо же было собрать коллектив, поговорить, объяснить ситуацию. Мы же с вами столько лет вместе , как же так Сергей Петрович?
- Лариса Ивановна, ну а что объяснять, зачем людей тревожить, да и трудно мне было это сделать, вы сейчас в новой структуре работаете, колледж вошел в Университет, зачем старые установки за собой тащить, зачем.
-Нет, Сергей Петрович, вы как хотите, а я считаю всегда нужно объяснять свои решения!
- Лариса Ивановна, ну вы - то понимаете, почему я так поступил?
-Да Сергей Петрович, я понимаю, но многие не понимают, они хотели бы услышать о нем от вас.
- Лариса Ивановна, чего вы от меня хотите, объяснений перед коллективом?
- Ну, было бы совсем не плохо, если бы вы сами все объяснили.
 В Приемную входит Анна Тихоновна.
- Ой, здрасте, Сергей Петрович, как я рада вас видеть, вы к нам надолго?  Напряженно вглядывается в глаза Сергея Петровича.
- Нет, Анна Тихоновна, ненадолго, зашел получить отпускные. Сейчас подымусь в бухгалтерию и тут – же уйду.
Анна Тихоновна, бегающим взглядом окидывает окружающих. Лариса Ивановна прерывает молчаливое напряжение.
-Сергей Петрович, так что вы решили, скажите коллективу несколько слов?
Сергей Петрович смотрит на часы, задумчиво произносит,
- Так, через пять минут большая перемена ,20 минут, ну что – ж Лариса Ивановна, если коллектив не будет против, пожертвовать своим личным временем, я готов сказать перед всеми пару слов. Сейчас подымусь в бухгалтерию, и я в вашем полном распоряжении.
Лариса Ивановна смотрит на Анну Тихоновну, произносит,
-Аня, давай дадим звонок на пять минут раньше  и соберем всех в электронной библиотеке.
Анна Тихоновна обводит приемную вопрошающим взглядом, словно ища поддержку. Не найдя ее, обращается к Ларисе Ивановне.
- А так можно?
- А что, почему нельзя? 
Лариса Ивановна обращается к Любе,
- Люба, позвони на вахту, пусть дадут звонок на пять минут раньше. Анна Тихоновна идите, предупредите второй этаж, я предупрежу третий, а Люба сбегает на четвертый и позвонит в мастерские.
 Сергей Петрович выходит из приемной, направляется в бухгалтерию.
Анна Тихоновна выходит вслед за ним. В приемной остается Люба и Лариса Ивановна.
-Люба, позвони в мастерские, предупреди и беги на четвертый, я пошла на третий. Выходит.
Люба звонит по телефону
- Алло, Надежда Ивановна, дайте звонок на пять минут раньше, хорошо. Кладет трубку, набирает мастерские, 
- Ольга Владимировна, собрание в электронке, соберите мастеров, кладет трубку, звонит.
- Алло Светлана Аркадьевна, пришёл Сергей Петрович, он собирает собрание в электронной библиотеке. Звонок дали на пять минут раньше, распорядилась Лариса Ивановна. В трубке разносится истощенный крик. Люба краснеет и затем белеет , произносит,
-Он сам пришел, открыл ваш кабинет, разделся, я ему говорила, что нельзя, но он меня не послушал. Пауза.  Хорошо Светлана Аркадьевна, я уже бегу, все запишу.
Положив трубку и схватив блокнот с ручкой, выходит.

                Действие третье

Помещение электронной библиотеки, за столами сидят преподаватели и мастера производственного обучения, стоит общий гул. В электронную библиотеку входит Сергей Петрович, гул тут – же стихает. Он становиться за кафедру и приветливым голосом произносит,
-Здравствуйте коллеги, рад вас всех видеть!
С мест разноситься одобрительное – Здравствуйте Сергей Петрович, здравствуйте!!!
Сергей Петрович продолжает.
- Дорогие коллеги, знаю, что для многих из вас мой уход оказался совершенно неожиданным, необъяснимым, непонятым. Так вот возникла необходимость объяснить вам, с вашего разрешения  его мотивы. Дело в том, что присоединение нашего колледжа к Пединституту, который к этому времени уже носил гордое наименование Университет, с моей точки зрения носит для судьбы колледжа негативное влияние. Я не скрывал свою позицию несогласия с данным решением, и два года как мог, сохранял самостоятельность нашего учреждения.  Мы прошли с вами долгий путь, от затухающего учебного заведения, до учреждения успешного. Восстановили производственные мастерские, закупили новое оборудование, станки и автомобили, открыли учебную гостиницу. Это позволило выйти нам на качественно новые рубежи. Мы открыли три  совершенно новые специальности, в 2007 году по результатам всероссийского рейтинга наш с вами колледж занял его первую строчку. На нашей базе был открыт федеральный центр по подготовки и переподготовки водителей в соответствии с программой по безопасности движения в Р.Ф. Колледж окреп финансов, он стал самодостаточным, избавившись от плеяды, ничего не приносящих арендаторов, он стал зарабатывать более половины своего бюджета и с каждым годом наращивал свои мощности. В таких условиях присоединения колледжа с эффективной моделью финансово-хозяйственной деятельности к пединституту, существующему  исключительно на деньги областного бюджета, мне видится неверным управленческим решением, пагубным как для самого колледжа, так и для так называемого Гуманитарно-Технологического Университета. Тем не менее, такое решение учредителем было принято и министерство  приступило к его реализации. Понимая всю абсурдность подобной ситуации, я пытался найти компромиссное решение внутри системы. Я настоял на встречи с ректором для личной беседы. На которой выдвинул свои притязания на занятия должности проректора по СПО, и выделения колледжей и техникумов, переданных в подчинения Университету в единую самостоятельную структуру имеющую потенциал производства. Однако понимания у ректора я не получил. Мне предложили оставаться директором нашего колледжа, внутри Университета, при этом вся финансово – хозяйственная деятельность переподчиняется Университету и его структурам. То есть  колледж перестает быть самодостаточной финансово – хозяйственной единицей и превращается просто в учебное отделение, следовательно, и руководитель, не смотря на громкое наименование его должности – директор, на деле превращается в заведующего структурным подразделением. Согласитесь для нашего учебного заведения это не один, а несколько шагов назад. Согласиться с этим я не мог, а так как ректор действительно имеет право решать внутренние вопросы опираясь на свое сугубо личное мнение и виденья, то не найдя с ним взаимопонимания я счел правильным оставить должность, с этих самых пор ставшую не интересной для меня.
   В пятницу, пока я еще обладал юридическими полномочиями в полной мере, а колледж еще сохранял статус «юридическое лицо», мною был подписан приказ о назначении Светланы Аркадьевны, исполняющим обязанности директора колледжа, ей переданы все юридические документы, печати и штампы, ключи от кабинетов управления. Мне было слишком трудно встретиться с вами и объявить о своем решении и  к тому – же это могло нарушить мирное течение процесса, акт передачи между Университетом и колледжем мною  подписан. Таким образом, никаких препятствий для ритмичной и безболезненной дальнейшей вашей работы я не вижу. Учитывая почти двухлетнею историю противостояния колледжа и Университета, я не хотел подвергать свой коллектив еще каким либо трудностям.  Мне видится, что в случае если бы я поступился своими взглядами и продолжил бы работу, многое, что бы  неизбежно бы происходило  дальше, вызывало бы мой протест, столкновения с нынешним руководством и как следствие нервировало бы коллектив, а иногда и подставляло бы его под прямые  удары.  Как человек ответственный, такое развитие событий я допустить не должен.  Думаю, теперь вам ничего не мешает принять эти слегка изменившиеся условия  своего труда, приспособиться и идти дальше. Ведь, по сути, вы, как выполняли свои прямые обязанности, так и продолжаете их выполнять. Для вас кардинальным образом ничего не поменялось внутри вашей рабочей среды. Я желаю вам благополучно пережить период реформации и спокойно пойти дальше. Если у кого есть, какие вопросы я готов на них ответить. Большая перемена заканчивается, вам пора на рабочие места, благодарю за ваше внимание и предоставленную возможность объясниться.
           С последними словами Сергея Петровича, дверь в электронную библиотеку, открылась и в нее с красными лицами и сбившимся дыханием, ворвался управленческий персонал Университета. Первой   в электронку с перепуганными, бегающими глазами  вбежала Светлана Аркадьевна, за ней расталкивая других,  Светлана Пантелеевна, за ней сопя и сердито хмуря брови, вбегал Николай Николаевич. Обращаясь к Сергею Петровичу, Светлана Пантелеевна вскрикнула,
-Что здесь происходит?!
- Уже ничего, я объяснился с коллективом, только и всего! - ответил Сергей Петрович и, повернувшись к коллективу, обвел всех своим пытливым взглядом, перед ним нахохлившись, как куры несушки на яйцах, сидели проректора университета, рядом с ними прячущая глаза Светлана Аркадьевна,  далее сидела, уткнувшись в блокнот Люба, а за ними, улыбающейся от нелепости ситуации педагогический коллектив колледжа.
-Дорогие коллеги позвольте мне пожелать вам удачи, и простится с вами, закончил свою речь Сергей Петрович.
  Он вышел с электронки, прошел в кабинет, оделся, за ним неотступно следовал Николай Николаевич.  Сергея Петровича это стало раздражать, одевшись, он обратился к нему.
- Николай Николаевич, я не нуждаюсь в вашем сопровождении, займитесь своими непосредственными обязанностями. 
- Я ими и занимаюсь, Сергей Петрович, вы здесь не работаете и проникли на территорию объекта незаконно!
-  К сожалению, вы плохо знаете законы Николай Николаевич. Так согласно областному закону об общественной палате, при городских округах, как заместитель  председателя, я имею право беспрепятственно посетить любые объекты, кроме секретных, на территории  городского округа. И даже провести инспекцию таковых.  Да кстати,   Николай Николаевич, я несколько лет добивался того, что бы на крыльце колледжа не курили и наши учащиеся это правило выучили, в колледже есть специально отведенные для этого места. Так скажите, почему проректор по безопасности Университета позволяет себе курить на крыльце колледжа, для вас, что закон не писан! Имейте в виду, еще раз увижу, приму меры! Да и Николай Николаевич вы больше не нужны, потому можете быть свободны, а я еще, пожалуй, пройдусь по колледжу! 
Сергей Петрович нарочито, поправил куртку и стал подыматься по лестнице вверх, на верхние этажи, некогда своего учреждения. Снизу за ним со злобным бессилием следили глаза Светланы Пантелеевны, Светланы Аркадьевны и Николая Николаевича.

 
 

               
 


Рецензии
Интересная жизнь...

Константин Ольховский   25.11.2021 11:00     Заявить о нарушении
Да, Константин, бывают маски-шоу! С уважением, Сергей.

Сергей Никоненко   26.11.2021 16:04   Заявить о нарушении