Декаданс. Глава 14

И где-то пару недель, когда Полина уже окрепла, все действительно было спокойно, но однажды девушка, вернувшись дома, увидела, что мать очень взволнована и огорчена.

- Представляешь, Поленька, сюда звонила Инга, - сказала Арина Юрьевна, - Она говорила, что будто бы у нее к тебе важное дело, но она все никак не может поймать тебя по мобильному…

- Это какие-то выдумки, мама, она мне не звонила, и сообщений тоже не писала, - отрезала Полина, - Ей зачем-то понадобилось поговорить именно с тобой. Что она спрашивала?

- Да ничего особенного, как обычно, - покачала головой мать, - Но я проговорилась, что ты недавно была в больнице, и это, похоже, ее зацепило. Ох зря! Угораздило же меня… Прости, дочка, боюсь, что не к добру она тобой интересовалась.

- Я тоже так думаю, - мрачно откликнулась Полина, - Но что теперь! Ладно: раз это у нее важное дело, пусть она и ищет со мной встречи, а я собираюсь жить как жила.

Но долго ждать не пришлось: уже на следующий вечер Инга встретила Полину у мастерской, где та работала. Весь ее облик выражал удивительную смесь небрежности и шика — льняная бледно-желтая блузка, зауженные джинсы, цветастая сумка, стилизованная под тряпичную, платок на шее в тон сумки и плетеные сандалии без каблука. Все это вроде сгодилось бы любой девочке-подростку, но Полина хорошо знала, как обманчива эта демократичность — на самом деле гардероб Инги стоил огромных, по ее меркам, денег.

Улыбнувшись одними губами, та холодно сказала:

- Здравствуй, Полина. Ты как-то странно исчезла тогда, после фестиваля, я даже не успела тебя поблагодарить за участие. Но если честно, у меня к тебе другое срочное дело.

- И ты здравствуй, Инга. Я об этом догадываюсь, - невозмутимо произнесла Полина, - Но по какому праву ты пугаешь мою мать? Как тебе вообще в голову пришло сказать ей, что ты не можешь меня найти? У тебя тоже есть родители! Они никогда не объясняли тебе, что от таких слов кондратий может хватить?

- Признаю, я переборщила, - кивнула Инга, - Но все же, как я понимаю, в порядке! Иначе ты бы сейчас здесь не была, верно?

«Вот же здоровый цинизм!» - поразилась про себя Полина и ответила:

- Так что за дело, Инга? Мне вообще-то пора домой, поэтому не стоит затягивать.

- Арина Юрьевна сказала, что ты была в больнице, - неторопливо заговорила Инга, - Я, конечно, не стала выспрашивать подробностей, но есть такая штука, как женская интуиция, и я с ее помощью кое-что сопоставила. Полина, ты делала аборт?

- Увы, Инга, интуиция тебя подвела, - усмехнулась Полина, хотя ей было очень тревожно, - Нет, это был не аборт, а все остальное я с тобой обсуждать не намерена.

- Какая же ты неприступная, - вдруг сказала та, окидывая собеседницу нехорошим взглядом, - И тебе совсем не интересно, что меня натолкнуло на такую мысль?

- Да мало ли, - ответила Полина, - Это случается с молодыми женщинами, так что странного в твоей мысли?

- Ладно, я сама скажу, - вымолвила Инга уже со злым прищуром, - Посмотри вот на это, Полина! Знакомо?

Она протянула Полине ладонь, на которой лежала брошь с цветком ландыша.

- Ну так что, Полина? - настойчиво спросила Инга, - Скажешь, что видишь это впервые? Ладно, не будем затягивать: этот сувенир подарил тебе Алик, незадолго до нашей свадьбы. Обратно он к нему вернулся после недавней поездки, а вот при каких обстоятельствах — это я и хочу выяснить.

- Это он тебе рассказал? - тихо произнесла Полина.

- А ты думала, что я ничего не знаю? - улыбнулась Инга, - Впрочем, все дамочки в твоем положении тешат себя такими иллюзиями. А жены гораздо умнее, чем о них принято думать, Полина! И они не только знают о каждом шаге своих мужчин, но и умеют этим грамотно пользоваться.

- О чем ты?

Инга перестала улыбаться и заговорила сухо, как для протокола:

- Тогда, два года назад, все ваши свидания с Аликом были с моего ведома. У него тогда нервы стали ни к черту и я забеспокоилась, что он вообще сорвет свадьбу со своими выкрутасами. А после Мексики он то и дело стал про тебя вспоминать, какая ты, мол, добрая, понимающая и женственная, не то что я, карьерный деспот в юбке. Сначала меня это раздражало, а потом - осенило: ну если нельзя двух женщин слить в одну идеальную, то можно хотя бы ущипнуть, попробовать. Статистика, Полина, говорит о том, что абсолютному большинству женатых этого хватает, чтобы никому не портить жизнь.

- Ты решила, что если Алик переспит со мной несколько раз, то успокоится и станет тебе примерным мужем? - с усилием проговорила Полина.

- Вот, уже лучше! - воскликнула Инга, - Я же была у него первой и отлично знала, как он из-за этого комплексовал: мол, у каждого мужика от природы должно быть много завоеваний, а иначе это дерьмо, а не мужик. Да только мутить на стороне ему смелости не хватало. Но я как мудрая женщина решила, что ничего не потеряю, если он попробует, как это будет с другой. Их всех тянет, против биологии не попрешь, так лучше относиться к этому философски и с умом! А ты была идеальной кандидатурой: невзрачная, тихая, одинокая, нетребовательная, да еще и девственница, как выяснилось.

«И это знала...» - подумала Полина с бессильной яростью.

- Так что я не морочила себе голову, пока Алик эту чертову брошку не начал мастерить, - продолжала Инга, - Я же ему поставила условие: никакой романтики, никаких «чувств», задушевных разговоров и тем более подарков! Это все — в семье, для законной жены. Ну, он опять начал бунт на корабле, и тогда пришлось припугнуть его, что я все тебе расскажу. Брошку я все-таки разрешила подарить, тем более что мне она не нравилась и не подходила, но ваши свидания на этом прекратились. И знаешь, это оказался нервный опыт! Я даже пока не уверена, буду ли еще такое практиковать…

Полина стояла словно оглушенная, глядя на Ингу без всякого выражения, и в ее голове все сложилось предельно ясно и четко. Теперь объяснялось все происшедшее два года назад: и неожиданный порыв Алика, и его дурное настроение именно после подаренной броши, и такой же резкий финиш.

- Полина! - донесся до нее звонкий голос Инги, - Ты не уснула? Я тебе вроде все рассказала, а теперь твоя очередь. Каким образом брошка снова попала к Алику? Ты решила ее вернуть или было что-то еще?

Почуяв затаенный страх в последнем вопросе, Полина взглянула Инге в глаза и ответила:

- Когда ты уехала из пансионата, твой муж завел со мной как раз такой задушевный разговор, который закончился в постели. Рано утром он сбежал и, по-видимому, зачем-то прихватил эту брошку с собой: она была на мне накануне. А после этого у меня произошла внематочная беременность, из-за которой я и попала в больницу. Вот теперь ты знаешь ответы на все свои вопросы. Я могу идти?

Та смотрела на Полину в упор, со злостью и вместе с тем как-то пришибленно.

- А вот так мы точно не договаривались, - наконец сказала Инга очень тихо, - И кто же ты в таком случае, Полиночка, развлекающаяся с чужими мужьями по гостиницам? Может быть, мой благоверный тебя принял не за ту? Он же искал вымирающий вид: скромную, бескорыстную, ласковую, с богатым внутренним миром, а ты в итоге повела себя как банальная одинокая баба, просто не очень красивая и дешево одетая. Он, глупый, на это и повелся, спутал с душевной чистотой. Ты мне только скажи на ушко, как женщина женщине: о предохранении ты по дурости не подумала или рассчитывала от него залететь и потом увести из семьи? Да только вышла промашка!

- Для начала, Инга, мы с тобой вообще ни о чем не договаривались и я не подписывалась на роль отхожего места для твоего жениха, - резко ответила Полина.

- Но у тебя был выбор!

- Нет, дорогуша! - повысила голос Полина, - Ладно бы Алик сразу мне сказал, что это развлечение на неделю, а не намекал, что у нашей связи может быть какое-то продолжение. Но ведь я бы скорее всего отказалась, поэтому вы мне благоразумно не предоставили никакого выбора. И не изображай тут защитницу чести всех обманутых жен, Инга, тебе эта роль не идет! Ты положила мужа на другую не как жена, а как исследователь, авантюрист, знаток лабиринтов разума! И никакая ты не «мудрая женщина», а такая же больная психопатка, как те, кем ты так интересуешься.

- Какие мы нежные, - парировала Инга, - Можно подумать, Полина, я тебе причинила какие-то страдания, а не поделилась по доброте душевной качественным мужиком! Когда тебе еще-то так повезет? Спокойнее надо относиться к жизни и к людям, тогда они, как говорится, к тебе потянутся. Между прочим, ребята про мою идею знали и никто не осудил!

- Что?! - ужаснулась Полина, - Нет, Инга, ты, конечно, на многое способна, но сейчас просто от злости гонишь всякую пургу! Уж кое-кто точно не знал!

- Да? - усмехнулась собеседница, - Ты почаще оглядывайся вокруг, а не обитай в башне из слоновой кости. Ладно, Полина, я, как ни странно, не так уж на тебя и злюсь, и лучше всего для нас обеих просто как-нибудь замять эту историю. Так что пока!

Она быстро удалилась, а Полина еще некоторое время стояла на месте, переводя дыхание, будто получила удар в солнечное сплетение. Наконец почувствовав, что пульс приходит в норму, она пошла домой и первым делом позвонила Игорю. Когда Полина попросила его подъехать завтра к ней домой, он был удивлен, но быстро согласился, и тогда она осторожно добавила:

- И еще у меня к тебе одна просьба: постарайся как-нибудь захватить с собой Алика. У меня к нему тоже важное дело.

- Так позвони ему сама, - недоуменно сказал Игорь.

- Не могу, - призналась Полина, - Он сразу скажет об этом Инге, а мы с ней только что очень серьезно повздорили, поэтому пусть лучше это будет для него неожиданностью.

Парень обещал выполнить эту просьбу, хоть и не переставал удивляться, и Полина после этого позвонила Кате и Ясмине. С ними, к счастью, тоже удалось договориться.

И в условленное время (родителей тогда не было дома) все четверо собрались у Полины — обе девушки были заинтригованы, Алик заметно нервничал, пряча от нее глаза, и только Игорь держался спокойно и буднично.

Быстро взяв себя в руки, Полина заговорила:

- Ребята, я не хочу затягивать, поэтому сразу задам неожиданный вопрос. Только хочу предупредить, что он имеет деликатный характер.

- Ну так давай, - предложил Игорь.

- Вы трое, - тут Полина обвела глазами его и девушек, - знали о том, что два года назад Инга инициировала мои недолгие отношения с Аликом?

- Что? - переспросил Игорь, как-то испуганно улыбаясь, - У вас с Аликом были отношения? Близкие?

- Что значит «Инга инициировала»? - переспросила Ясмина, - Она что, вас свела?

- Именно так, Яся. Свела, в качестве эксперимента перед вступлением в брак, - уже увереннее сказала Полина, - Тогда я, разумеется, этого не знала, думала, что все спонтанно, и чувствовала себя жутко виноватой. А теперь Инга мне сама открыла глаза. Но самое интересное, что она утверждала, будто все вы были в курсе ее «проекта» и никто его не осуждал.

- Алик, - сказал Игорь, резко оборачиваясь к другу, - По-моему, тебе уже пора самому объясниться. Лично я, Поля, ни про какой «проект» и не слыхал, но теперь очень хочу разобраться.

- Насчет тебя я и не сомневалась, - заметила Полина многозначительно.

- Я тоже ничего не знала, - вступила Ясмина, лицо которой выражало изумление и страх.

Полина вопросительно посмотрела на Катю и та сказала почти невозмутимо, только порой отводя глаза:

- Ну да, Поля, я единственная была в курсе. И когда мы с тобой встретились у дома Алика, я давно все знала. Что никто Ингу не осуждал — это она погорячилась, я ей с самого начала сказала, что она какую-то чертовщину затеяла. Но что мне было делать? Во-первых, она все-таки моя подруга, а во-вторых, ты сама себя вспомни в тот момент! Ну попыталась бы я сказать тебе правду — и что, ты, влюбленная по уши, стала бы меня слушать, а не послала по известному адресу? Я и решила отсидеться в сторонке, тем более что все тогда вроде бы разрешилось без потерь.

- Тогда — возможно, - промолвила Полина, - Но все-таки зачем Инга приплела вас всех?

- Да просто хотела побольше тебя унизить, - пояснила Катя, - А вот зачем ей вообще понадобилось тебя ставить в известность? Или вы… вы с Аликом опять?!

Вдруг Игорь резко встал и негромко заговорил, поглядев на все еще молчащего Алика:

- Так вот оно как! Это ты, значит, Поле голову задурил?! Перед своей свадьбой! Это вместо мальчишника, что ли, Алик? Ну ты и мразь! Может быть, все-таки объяснишься?!

- Инга действительно все это тебе рассказала, Поля? - наконец через силу подал голос Алик, - Я и не думал, что она такая тварь…

- Алик, ты на бабу не перекладывай, - возразил Игорь, - Сам нагадил, вот и отвечай!

Полина осторожно коснулась его плеча, как бы прося успокоиться и дать слово ей. После недолгой паузы она сказала:

- Да, Алик, твоя жена рассказала мне все. Что тут сказать — вы с ней большие молодцы, все у вас общее, никаких тайн! Кстати, а потом вы это еще практиковали? И тебе тоже можно выбирать ей любовников, или это работает только в одну сторону?

- Нет, конечно, это больше не повторялось, - промолвил Алик и облизал пересохшие от волнения губы, - Ты не все знаешь, Поля! Инга ведь тебе не сказала, что я был категорически против этой затеи, да? Разумеется, она мне с самого начала казалась глупой и гадкой. Но тут просто вмешался случай.

- То есть? - спросила Полина.

- Я сразу сказал Инге, что она уже сама свихнулась от своих психологических изысканий, и у нас тогда произошла крупная ссора, - пояснил Алик, - Я ушел из дома, посидел в баре, подумал… ну и выпил, ясное дело, а потом решил с Игорехой посоветоваться. Вспомнил, что он собирался в мастерской у Белякова, у Ивана Андреевича, поработать, и рванул туда, а вы там с ним были вместе, Поля. Помнишь?

- В каком смысле «были вместе»? - прищурилась Катя, - Спали, что ли?

- Да что ты несешь? - отмахнулся Алик, - Игореха портрет с Поли писал, вот этот.

Он указал на обложку буклета, который лежал на виду.

- И вот когда я там увидел тебя, Поля, у меня в голове что-то окончательно сдвинулось. Не знаю, инстинкты какие-то взыграли, мужской азарт или что, но я ни за что не хотел уступать тебя Игорю, - продолжал он, - Мне еще в Мексике показалось, что ты до сих пор ко мне неравнодушна, и это как-то грело изнутри, понимаешь? Сознание, что кто-то тебя по-настоящему любит, без всякой шелухи… А там, в мастерской, не знаю, с чего мне это вдруг показалось, но вы с Игорем так органично смотрелись рядом, что я просто струхнул. И приревновал, не без этого… Как подумал, что лишусь этого твоего чувства, твоей улыбки, поддержки, что все это достанется ему…

- Другими словами, тебе нужно было рядом тихое бессловесное существо, вся жизнь которого состоит в том, чтобы восхищаться тобой, - подытожила Полина, - И вдруг оказалось, что у этого существа может начаться своя жизнь, да еще с другими людьми… Алик, а ты ведь просто безграничный подлец, Инге до тебя еще расти!

Она внимательно посмотрела ему в глаза и увидела плещущийся в них страх — конечно, Алик прекрасно помнил, как отговаривал Полину от романа с Игорем, и сейчас очень боялся, что она выдаст его другу. Но девушка больше ничего не сказала.

А Игорь медленно встал со стула, подошел к Алику и небрежно ударил его по щеке ребром ладони.

- Это тебе за то, что Поля чуть не погибла, - тихо сказал он, - А друга у тебя больше нет, Кузнецов, если мы вообще когда-то были друзьями. С этого момента забудь, что я  существую на свете.

- О чем он говорит? - испуганно спросил Алик, повернувшись к Полине, - В каком смысле «чуть не погибла», Поля? Ты что, пыталась покончить с собой?

Девушка горько усмехнулась:

- Нет, Алик, все было совсем не так поэтично. После пансионата я попала в больницу с внематочной беременностью. Плод, конечно, не уцелел, а мне удалось выкарабкаться. Но знаешь, это оказался урок на всю жизнь. Не знаю, когда я теперь вообще смогу кому-либо доверять.

- Беременность? - повторил Алик, будто пробуя это слово на вкус, - Это как же, Поля? Ты ждала от меня ребенка? Почему ты не сказала? Я что, мог стать отцом?! Ну, хотя бы в теории, хоть недолго, но мог, да?

- Каким отцом, Алик? - ожесточенно вздохнул Игорь, - Совсем, что ли? Ты алкоголик, что от тебя могло родиться?! Да если бы Полина так не пострадала, я бы сказал, что это наилучший вариант.

Он взял свою куртку и направился к двери. Обернувшись, Игорь сказал:

- Поля, ты мне все-таки звони иногда.

- Спасибо, Игорь, - тепло ответила девушка и вздохнула.


Рецензии