Тим Каллахан, Космические корабли Иезекииля
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ ИЕЗЕКИИЛЯ
Тим Каллахан,мифолог
Классический пример так называемого древнего свидетельства о внеземном контакте,на который ссылаются авторы,утверждающие,что инопланетные астронавты посещали Землю в Древности,можно найти в первой главе Иезекииля,в которой этот пророк,находясь в изгнании в Вавилоне,описывает видение,посетившее его: (Иезек.1:4-28):
"И я видел: и вот бурный ветер шёл от севера,великое облако и клубящийся огонь,и сияние вокруг него.А из средины его как бы свет пламени из средины огня,подобный мерцанию бронзы.И из средины его видно было подобие четерёх существ.И таков был вид их: облик их был как у человека,но каждый имел по четыре лица и по четыре крыла.А ноги их - ноги прямые,и ступни ног их - как ступни ноги у тельца,и сверкали как отполированная бронза.Под крыльями были у них руки человеческие,на четырёх сторонах их.И все четверо имели лица и крылья их так:крылья их соприкасались одно к другому.Во время шествия своего они не оборачивались,а шли каждое по направлению лица своего.
Подобие лиц их таково: каждое имело лицо человека спереди,и все четверо - лицо льва с правой стороны,и все четверо - лицо вола с левой стороны,а позади у всех четверых было лицо орла.Таковы были их лица.И крылья их простирались над ними.Но у каждого два крыла соприкасались одно к другому,а два покрывали тела их.И шли они,каждое в ту сторону,которая была перед лицом его.Куда дух хотел идти,туда шли они,во время шествия своего не оборачиваясь.И посреди между существами были как-бы горящие угли,как факелы мечущиеся туда и сюда,как молния.И существа метались туда и сюда,как сверкает молния.
И смотрел я на существ, - и вот ,на земле подле этих существ по одному колесу на каждое из четверых существ.Вид колёс и устроение их - как вид хризолита,и подобны были все четыре друг другу.И по виду и по устроению их казалось,будто колесо находилось в колесе.Когда шли они,шли на четыре свои стороны,во время шествия не оборачиваясь.А ободья у них были высоки, и страшны были они,и ободья по кругу полны были глаз.И когда шли существа,шли и колёса подле них.А когда существа поднимались от земли,тогда поднимались и колёса.Куда дух хотел идти,туда шли и они,и колёса поднимались наравне с ними,ибо дух существ был в колёсах.Когда шли те,шли и они, а когда те стояли,стояли и они,а когда те поднимались от земли,тогда наравне с ними поднимались и колёса,ибо дух существ был в колёсах.
Над головами существ было подобие свода,сияющего как кристалл,простёртого сверху над головами их.А под сводом простирались крылья их прямо одно к другому,и у каждого было по два крыла,которые покрывали их тела.И когда шли они,я слышал шум крыльев их,как бы шум многих вод,как гром Небесный,сильный шум,как бы шум в воинском стане.Когда они останавливались,то опускали крылья свои.И голос был со свода,который над головами их.Когда они останавливались,тогда опускали крылья свои.
А над сводом,который над головами их,было подобие престола,по виду как-бы из камня сапфира.А над подобием престола было как-бы подобие человека вверху на нём.От вида чресл его и выше я видел как-бы пылающую бронзу,как-бы вид огня внутри его вокруг.От вида чресл его и ниже я видел как-бы некий огонь,и сияние было вокруг него.В каком виде бывает радуга на небе во время дождя,такой вид имело это сияние кругом.
Таково было видение подобия славы Господней.Увидев это,я пал на лице своё и услышал Глас."
Что большинство уфологов считает наиболее похожим на описание космического корабля,даже помимо того факта,что всё видение находилось в воздухе,так это упоминание о колёсах.Однако,прежде чем обратить взор на эти колёса,давайте рассмотрим видение в комплексе,и посмотрим,нет ли среди древних религий Ближнего Востока образов,более соответствующих видениям Иезекииля,чем образ космического корабля.
Прежде всего,Иезекииль говорит,что увидел явление облака,принесённого ветром с севера.Слово,переведённое как "север",в древне-еврейском первоисточнике - "зафон" - носит значение "скрытый" или "тёмный",и с севером имеет общим лишь то,что является пределом мрачным и неизвестным.К северу от цивилизованного мира,по представлениям древних обитателей Ближнего Востока,располагались дикие варварские земли,из которых приходили кочевники - киммерийцы или скифы -,чтобы погрузить в хаос их осёдлое,уравновешенное существование.Поэтому знамение облака - зловеще и таинственно.Однако, "зафон" также и наименование точки на карте - гора Зафон это обитель ханаанских божеств.Патриарх ханнаанского пантеона Эль слился с Яхве, и упоминается в Библии в форме множественного числа - Элохим.На самом деле,эти два имени часто ставили рядом как "Яхве Элохим",что переводится в Библии как "Господь Бог".Приняв имя от бога Эль,Яхве унаследовал и его жену,по имени Ашера(Астарта),чьи изображения последовательно уничтожались в храмах истыми приверженцами Яхве,такими как Езекия и Иосия (2(4 - в русском синодальном переводе) Царств. 18:4 и 23:6).Они также стремились передать Яхве в полное распоряжение гору Зафон - священную гору ханаанских богов.Поэтому,облако,приближающееся с севера (зафон) - и таинственно и священно.
Теперь разберёмся с существами,находящимися внутри пламенеющего облака.Хотя имеют они вид человеческий,но у каждого по две пары крыльев,по четыре лица,а ноги - как копыта у тельца.Эта химерическая анатомия была сглажена усилиями тех,кто хотел видеть в рассказе Иезекииля космический корабль.Они объясняют,что четыре лица - это лица четырёх пришельцев,выглядывающие из разных окон летательного аппарата.Допустим,поскольку Иезекииль,с современной точки зрения,мыслит достаточно примитивными понятиями,аргумент в пользу того,что он не был способен понять,что же на самом деле он увидел,проходит.Однако,для человека,напуганного до полусмерти невиданными космическими пришельцами,Иезекииль пребывает необычайно точен и аккуратен в описании увиденного.
Более того,образы из его видения как-будто бы пришли из мифов Ближнего Востока.На древнем рельефе из ассирийского города Ниневия,бог Нинурта изображён с четырьмя крыльями,так же как и существа из видения Иезекииля имеют по четыре крыла.Крылья четырёх существ из видения соприкасаются друг с другом,что приводит на ум описание херувимов в Святая Святых храма Соломона в 1(3 в русском синодальном переводе))Царств 6:27,28:
"И поставил он херувимов среди внутренней части храма.Крылья же херувимов были распростёрты,и касалось крыло одного одной стены,а крыло другого херувима касалось другой стены.Другие же крылья их сходились крыло с крылом посреди храма.И покрыл он херувимов золотом."
Как у херувимов,охраняющих Святую Святых,так и у существ Иезекииля крылья сходятся одно с другим.Соломон покрывает херувимов золотом,а существа сияют как отполированная бронза.Что касательно четрёх ликов существ у Иезекииля,то это снова отсылка к херувимам из храма Соломона.Львы и волы часто упоминаются,как часть интерьера Храма 1(3) Царств 7:25,29,36).Херувимы зачастую изображались с человеческими головами,но с телами львов или волов - иногда с львиной передней частью туловища и воловьей задней (отсюда животные с копытами как у тельца у Иезекииля 1:7) - и орлиными крыльями над львиными или воловьими плечами.
Символизм,выраженный в подобном изображении херувимов,выражает превосходство: орёл - царь птиц,лев - царь зверей,а вол - первый среди домашнего скота.Всё это,вкупе с человеческим разумом (символизируемым человеческой головой,или у Иезекииля - человеческим лицом), является признаками силы херувимов,черпаемой непосредственно от Бога.Это слово на древне-иудейском звучит как "круб",что восходит к аккадскому "карибу",означающему посредника между богами и людьми,божественного посланника.По-гречески "посланник",поскольку так обозначены божественные вестники в христианских писаниях,написанных на греческом языке,звучит как "ангелос".Итак,существа в видении Иезекииля были не чудные четырёхлицые пришельцы из космоса.Не были они и изображениями разных видов инопланетян,выглядывающих из бортовых иллюминаторов космического корабля.Они были ангелами.
Подлокотники тронов финикийских царей часто выполнялись в форме херувимов,что должно было символизировать,что царь находится под покровительством Небес, да и Бога тоже часто изображают в Библии восседающим на херувимах.Что Иезекииль имеет в виду именно это,рассказывая о своём видении,становится понятно из стихов,заключающих главу (Иезек. 1:26-28):
"А над сводом,который над головами их,было подобие престола,по виду как-бы из камня сапфира.А над подобием престола было как-бы подобие человека вверху на нём.От вида чресл его и выше я видел как-бы пылающую бронзу,как-бы вид огня внутри его вокруг.От вида чресл его и ниже я видел как-бы некий огонь,и сияние было вокруг него.В каком виде бывает радуга на небе во время дождя,такой вид имело это сияние кругом.
Таково было видение подобия славы Господней.Увидев это,я пал на лице своё и услышал Глас."
Бог восседает на троне,расположенном поверх свода,опирающегося на херувимов.Весь этот символизм знаком нам по древнему Ближнему Востоку.Свод над существами,на котором сидит на троне Бог,представляет собой Свод Небесный - купол Неба -,на котором были помещены звёзды, и по которому двигались Солнце и Луна,согласно древней Ближневосточной модели Космоса.Если кто-то сомневается,что в видении Иезекииля описывается именно Бог на троне с херувимами,прочтите,что Иезекииль говорит в последнем описании из этой главы (стих 28):"Таково было видение подобия славы Господней". В стихе,следующем сразу за этим,Иезек.2:1,Глас восседающего на троне говорит Иезекиилю: "Сын человеческий!Стань на ноги твои,и я буду говорить с тобою".Всегда,когда в Книге Иезекииля Бог говорит с пророком,он начинает,обращаясь к нему как к "сыну человеческому" ("бен адам" по-древнееврейски).
Но что представляют собой колёса? Как указано в комментариях к Иезекиилю в "Толковой Библии",до изобретения спиц,колёса представляли собой маленькие цельные диски на широких осях. Широкая ось выглядела как бы колесом в колесе.В то время,как колёса колесниц и большинства других повозок во времена Иезекииля уже имели спицы, стойки на колёсах,используемые в храме,часто имели колёсики старого образца.То,что ободья колёс были полны глаз,снова приводит на ум нечто сверхъестественное.Эти колёса - более метафора,чем механическая деталь.Итак,колёса являлются ещё одним атрибутом храмового убранства и сакральности,а не летающими тарелками.
Однако,для тех, кто намерен найти в видении Иезекииля следы присутствия НЛО,фраза "колесо в колесе" полнится техногенным смыслом."Колесо в колесе" в "Библии короля Якова" переведено как "колесо в середине колеса",что на древне-еврейском звучит как "тавек" и означает "отделять" или "деление пополам", - другими словами "в центре чего-то".В своей книге "Колесницы богов?" (1970) Эрих фон Дэникен пишет: "Иезекииль говорит,что каждое колесо было в середине другого.Оптическая иллюзия!В нашем современном представлении возникает образ тех специальных транспортных средств,которые американцы используют в пустыне и болотистых местностях".
Фон Деникен дальше развивает свою мысль,что возможно такое транспортное средство было разновидностью вертолёта-амфибии.Но были ли эти колёса выполнены из некоей резины,как можно ожидать в подобном случае? Нет.Как явствует из видения Иезекииля,они были по виду как хризолит(Каноническая Библия) или берилл (Библия короля Якова). Хризолит - это жёлто-зелёная разновидность оливина и иногда используется в геммах.Из берилла тоже делают геммы.Он известен своей прочностью и представляет собой зелёные,жёлтые,розовые или белые шестигранные призмочки.То есть свет легко может проходить сквозь него.На древне-еврейском языке слово "хризолит" или "берилл" звучит как "таршийш",и одновременно может обозначать ещё и топаз (другой жёлтый прозрачный камень) или просто гемму.Слово идентично названию города Таршиш в Испании,который представлял Западную окраину,или символический "конец Света".Поэтому,нечто,именуемое "таршийш",означало любой редкий поделочный камень из дальних земель.Было бы странновато представить себе вертолёт-амфибию,поставленную на колёса из желтоватого прозрачного кристалла.
Разделавшись с "колёсами в колёсах",находим ли мы теперь что-нибудь в видении Иезекииля,что было бы похоже на инопланетную технику?Возможно,это зависит от того,как переведены некоторые слова.К примеру,"Ноги существ напоминают не столько копыта тельцов,но копыта телят вола или молодых волов".По древне-еврейски это слово будет "егал".Но древне-еврейский язык не был богат словами,и поэтому одно слово там может иметь несколько значений.Древние израильтяне понимали,какое из значений имеется в виду,исходя из расположения слова в предложении,но для нас эти значения могут зачастую смешаться."Егал" может означать и "круглый".Поскольку ноги существ были прямые,не могли ли ступни быть круглыми из-за того,что прямые ноги на самом деле являлись металлическими колоннами на круглых основаниях?Как нам проверить,так ли это было или нет?Чтобы ответить на этот вопрос,мы должны помнить,что все описания в видении Иезекииля надо рассматривать комплексно,не отделяя одно от другого,и нам придётся поискать параллели этим образам где-нибудь ещё в Библии.Если ноги - это металлические колонны,не являются ли крылья животных чем-то вроде самолётных крыльев? Вообще-то непохоже,чтобы они были прикреплёнными крыльями или представляли собой описание пропеллера вертолёта.Древне-еврейское слово,которое обычно переводят как "крылья" - "канаф" -,может означать как птичье крыло,так и край или полу одежды.
Если те,кто настаивает на том,что видит в существах космических пришельцев,прочтут немного далее видения Иезекииля,то они наткнутся на практически повторение того же образа в главе 10.Там пророк определённо называет существ херувимами,и говорит в стихе 15,что они были существами,которых он видел в своём первом видении.
И наконец,обратим своё внимание на то,что Моше Гринберг говорит в своём комментарии к Иезекиилю,1-20,том 22 "Толковой Библии" (стр.58):
"Совершенно очевидно,что любой компонент из видений Иезекииля можно найти в еврейской традиции изображения Священного,ибо ни один из элементов видения не выбивается из общего ряда обычных израильских символов."
Смысл видения Иезекииля,такого причудливого и внеземного для нас,любой из его собратьев по несчастью в Вавилонском изгнании понял бы без затруднений.На самом деле,именно перевод Видения на другие языки с оригинального древне-еврейского,вкупе с неосведомлённость современных читателей в символике древнего Ближнего Востока,делают возможным для нас сегодня принять ангелов за космические корабли.
Свидетельство о публикации №221112401345