Об проявлениях духов и не только

               
переведено специально для ежеквартального информационно-аналитического вестника Ассоциации "Экология непознанного" "Аномалия", опубликовано в № 2,2014 года.

                ОБ  ПРОЯВЛЕНИЯХ  ДУХОВ  И  НЕ  ТОЛЬКО
      
Этот рассказ, за авторством анонимного священника, был впервые напечатан в июльском номере "Журнала Мюррея" (Murray's Magazine) за 1884 год. Ниже публикуются комментарии Почётного Секретаря Общества по изучению паранормальных явлений,которые были напечатаны в последующем номере журнала.

     Приступая к своему повествованию,я считаю своим долгом заявить,что всё нижеследующее не является моей выдумкой и происходило на самом деле. Ни в юности,ни в молодости я не сталкивался с призрачными явлениями и мысли о привидениях никогда не забредали в мою голову.Конечно же,я не мог не слышать время от времени причудливые байки о духах,рассказанные с таким живописным правдоподобием,что они могли бы лишить кого-то сна - рассказанные к тому же о ту пору,когда на улице выл ветер,дождь барабанил по оконным стёклам,а единственным слабым лучом против океана первородной тьмы снаружи была узенькая полоска света,пробивающегося сквозь щели в ставнях - о ту пору,когда всё живое готовится отойти ко сну.Но они никогда не нарушали безмятежности моего сна.Я мог слушать эти байки в каких угодно количествах в любое время дня и ночи без особого эффекта для психики.Да и не верил я в них ни единому слову,и,хотя не беря под сомнение искренность рассказчика,всегда относил их происхождение на долю слишком живого воображения или ставил их возникновение в прямую зависимость от чрезмерно обильной вечерней трапезы.Я не пугался,наткнувшись ночью на надгробие,белеющее на церковном дворе,и не вздрагивал,когда чей-то ослик,заблудившийся среди могил,внезапно шарахался от меня в темноте.Поэтому я не ожидал от судьбы,что одна из подобных историй может случиться со мной,и считал себя последним человеком,на которого обратили бы свои усилия духи,приди им на ум проявить себя в нашем мире.

     Итак,приступаю к моему рассказу,который передам максимально просто,без лишних слов,предоставив читателям право делать выводы самостоятельно.

     Чтобы дать представление об остоятельствах произошедшего,я должен начертить общий план строения,в котором случилось рассматриваемое явление.Это был просторный кирпичный дом,распланированный по тому типу,который принято называть "квартира".То есть второй этаж не был разделён на комнаты,как обычно бывает,хотя между потолком первого этажа и крышей дома и находилось достаточно просторное помещение.Внутренние стены первого этажа были надстроены до крыши,чтобы поддерживать её вес,а верхний и нижний этажи отделялись дверью.Стены дома были толстые,а двери и окна сделаны из тяжёлого прочного дерева.Внутри дома стеклянных перегородок не было,а окна и двери - кроме двух дверей,о которых разговор пойдёт чуть позже - запирались на необычайно прочные железные задвижки.Моя жена и я - ибо жена,наравне со мной,явилась участницей описываемых событий - всегда заходили в дом через большую дверь,ведущую в полукруглую прихожую,где мы держали наши паланкины.Далее по коридору на левой стороне была дверь в столовую.По правую сторону коридора,прямо напротив двери в столовую,располагалась дверь,за которой начиналась винтовая лестница,утопленная в толстой внешней стене,по которой можно было подняться в пустующее помещение под крышей.Дверь прямо по коридору вела в главную гостиную,всю меблировку которой составляли большой шкаф,стол и несколько стульев.В эту гостиную вела большая стеклянная парадная дверь из сада,но ею редко пользовались,а гости наши обычно проходили через прихожую и коридор.Из гостиной можно было попасть в нашу спальню,где стояли: наша кровать,походный комод,который выполнял и функцию туалетного столика,умывальник и пара стульев.Также там была дверь в смежную комнату,которой мы не пользовались просто из-за отсутствия надобности в ней.

                (рисунок 1)

Теперь я хотел бы обратить ваше внимание на дверь нашей спальни.Она была сделана из дерева;нижняя часть была забрана планками,а вверху пустая ещё рама ждала установки дверного стекла.Дверь не имела ни замка,ни задвижки.Ручкой двери служило висячее железное кольцо,за которое можно было бы потянуть,чтобы прикрыть её.Но эта дверь никогда не закрывалась плотно из-за того,что снизу,со стороны косяка,на который крепились петли,закрыться ей не давал недостаточно подтёсанный нижний брус.По этой причине дверь была всегда приоткрыта, и сквозняк раскачивал её из стороны в сторону.При этих колебаниях,дверное кольцо,о котором я упоминал,постукивая о планки двери,создавало приличный шум,который гулко разносился по пространству обширного дома,не слишком загромождённому обстановкой.

Дверь выглядела следующим образом:(рисунок 2)

О другой двери - той,которая вела на винтовую лестницу - я лишь должен сказать,что она открывалась наружу и запиралась на простую дверную задвижку.

Событие,о котором я пишу,произошло на большом острове в одной из стран,расположенных далеко на восток от Англии - стран,где процветают легенды о призраках,наравне в непоколебимой верой в то,что призраки эти могут проявлять себя в реальной жизни.Никогда я не придавал этим россказням какого-либо значения и всегда пропускал их мимо ушей.В туземном городе,где мы обосновались с целью поправить здоровье,проживало немного иностранцев,среди которых было ещё меньше тех,с кем можно было бы поддерживать дружеские отношения;поэтому нам с женой приходилось довольстоваться обществом друг друга и,перевезя свой скромный багаж в упомянутый выше просторный дом,снятый у одного из местных жителей,мы устроились там со всем возможным комфортом.Нам там нравилось.Воздух был свеж - кристально чист и целителен.Медицинская помощь была доступна.У нас были повар,несколько слуг,а также общение с моими учениками.Дом стоял на отшибе,как принято в тех местах,и был окружён садом,в котором располагалась кухня.

Мы не планировали сильно затягивать наш визит,не приобретая лишней мебели, и поэтому купили минимум необходимых вещей. Слуги и ученики тоже не добавляли много предметов к нашей обстановке,потому что день их был занят заботами и занятиями,а на ночь они могли расположиться в любом удобном месте,бросив на пол циновку или тюфяк.Повар - смуглый уроженец Мадраса - ночевал в кухне,охраняя свою кухонную утварь.Мои ученики сворачивались клубочком на тюфяках наверху,в помещении под крышей,в которое вела винтовая лестница.Служанка моей жены ночевала под столом в столовой на своём тюфяке,который расстилала там поздней ночью и ранним утром сворачивала снова.Перед тем,как отправиться спать самому,я всегда удостоверивался,что все устроились на своих местах,потом обходил весь дом,проверяя,чтобы все двери и окна были надёжно заперты.Потому что,лишись мы чего-то из того минимума вещей,который у нас был,в той далёкой стране нелегко было бы восполнить даже столь незамысловатую утрату.

Первые дни в новом нашем жилище прошли замечательно,и по ночам нас никто не беспокоил,не считая,правда,доносившегося откуда-то собачьего воя.Как вдруг, в один из вечеров,обходя по своему обыкновению дом ,я обнаружил,что мои ученики ещё даже и не ложились.Я отправился искать их и обнаружил в кухне,сгрудившимися вокруг ярко пылавшего очага.Там же была и служанка жены.Они о чём-то оживлённо беседовали и очевидно были очень захвачены этим занятием: их глаза блистели в отсветах пламени,а речь перемежалась взрывами искреннего и громкого смеха.

- Давайте-ка,ребята, - сказал я, - давно вам пора ложиться спать! А ты, - обратился я к служанке, - расстилай свой тюфяк,потому что уже поздно.

В тот же миг наступило гробовое молчание.Смех стих,лица приняли мрачное выражение,и вся компания стала исподтишка обмениваться какими-то странными вопросительными взглядами.Никто из них не двинулся с места,кроме служанки.Замечу,что мальчикам было от десяти до четырнадцати лет от роду.

- Ну же,ребята! - повторил я. - Шевелитесь! Пора идти отдыхать: чего вы ждёте?

Ответа снова не последовало.

- Разве вы не устали? - снова спросил я.

На что один наконец-то ответствовал:

- Пожалуйста,сэр,не отправляйте нас туда - мы боимся идти!

- Боитесь,мой мальчик? - воскликнул я в удивлении: - Боитесь чего? Никто и ничто здесь не причинит вам вреда.Чего же вы испугались?

- Они очень напуганы,сэр! - вставила своё слово служанка.

- Господи! Да кто ж их напугал? - воскликнул я опять. - Может в округе появились бандиты?

-Нет,сэр, - ответила она, - но они туда не пойдут! - после этого я не мог вытянуть из неё больше ни слова.

- Пошли,мальчики,не ведите себя как неразумные дети! - сказал я,чтобы подбодрить их. - На вашем чердаке зажжён свет,а дом мы как обычно надёжно запрём.

- Это всё так,сэр, - отозвался один из них,по имени Джон,- но мы всё равно боимся туда идти.Прошлой ночью...

- Что? - воскликнул я в недоумении.

- Прошлой ночью,сэр,- продолжил он, - наверху,там где мы спим,был какой-то странный шум.Мы слышали рядом с собой звуки борьбы, и это нас напугало...

- Чепуха! - заявил я. - Повар,что ты давал мальчикам на ужин вчера?

- Как обычно: говядину с рисом,сахиб, - отвечал повар.

- И ничего больше?

- Нет,сахиб.

- Значит,вам,мальчики,приснился сон,или вы слышали крыс. Я ничего не слышал и ничего не видел. Всё,пошли!

Я пошёл к дому,и они понуро побрели за мной.Перед дверью,ведущей на винтовую лестницу,я отдал им фонарь (свечей я им не давал,боясь пожара),когда один из них снова заныл:

- Нам страшно,сэр! Мы там не уснём!

- Да что за чепуха,ребята?! - сказал я строго: - Там нет ничего страшнее вас самих.Я же тут рядом внизу, а прямо под вашим чердаком в столовой спит служанка.Бояться тут просто нечего,поэтому марш спать сейчас же!

В молчаливой покорности они забрали фонарь и начали подниматься гуськом наверх. Когда последний исчез из вида,я задвинул щеколду,проверил её,посмотрел,устроилась ли служанка под своим столом,прошёл по дому,осматривая засовы,и затем лёг спать.

Когда я рассказал жене,что случилось,она приписала это ночным кошмарам,которым так подвержены дети.Мы не придали тогда этому событию особенного значения.Ночью в нашей комнате всегда горел ночник - небольшая парафиновая лампа.Ночник стоял на комоде около стены у изножья нашей кровати.Я привернул его так,что он еле светил,и лёг в кровать.Моя голова находилась в непосредственной близости от входной двери.Поскольку комната была невелика,то кровать мало не доставала до дверного косяка.Я постарался максимально прикрыть дверь,но, поскольку она как обычно намертво упёрлась в нижний брус,оставил её приоткрытой.Пустая рама для стекла была ещё раньше занавешена шторкой.

Достаточно устав за день,я был рад отдохнуть и поспать,тем более что недавно у меня случилось обострение моей изнурительной болезни,а сейчас организм постепенно приходил в норму.Моя жена вскоре крепко уснула,затем уснул и я.В доме стояла совершеннейшая тишина,когда сквозь сон я вдруг услышал                Я прямо подскочил на кровати и увидел,что моя жена сделала то же самое одновременно со мной.Я почувствовал,что кровь в моих жилах застыла от ужаса,лицо моё побледнело,и мы с женой одновременно задали друг другу один и тот же вопрос:

- Что это такое?!

- послышалось от двери близ моей головы,как-будто тысяча или десять тысяч кошек царапало и в ярости пыталось оторвать одну из нижних реек,а дверь сотрясалась так сильно,что висящее свободно железное кольцо производило по деревянной поверхности отчаянный грохот.

Мы слушали,не смея перевести дыхание. На две кратких секунды воцарилась тишина и...всё началось снова."Царап,царап,шур,шур,тук,тук!"

- Что это? - задал я вопрос жене.

- Не знаю...- ответила она,охваченная ужасом.

"Так дело не пойдёт!" - подумал я, и,сопровождаемый нестихающим шумом,спрыгнул с кровати,ринулся к лампе и отвернул фитиль на максимум.

В ту же секунду шум прекратился.Я совсем растерялся и не знал,что мне следует предпринять: если в дом забрались грабители,то я был совершенно беспомощен против них.Если шум имел сверхъестественное происхождение,что тогда? Если кто-то решил над нами жестоко подшутить,то необходимо было вывести негодяя на чистую воду.Эти мысли молнией пронеслись в моём мозгу,и я немедля,накинув свой халат,схватил в руку ночник и направился к двери,которую обнаружил прикрытой в точности в той же манере,как я сам прикрыл её накануне.Я толчком распахнул её и вышел в большую гостиную,которую моя крохотная лампа была неспособна достаточно хорошо осветить.Я обернулся и посмотрел,не прячется ли кто за дверью,которую я только что открыл,но никого и ничего не увидел!Я по очереди подходил к каждой двери и к каждому окну,проверяя задвижки,заглянул во все углы,проверил в шкафу - задвижки были в порядке,в доме царила первозданная тишина - всё было идеально!

Когда я вернулся в спальню,жена спросила меня: - Ну что,ты видел что-нибудь?

- Ничего, - ответил я, - всё везде заперто,как я сам запирал вчера.Господи,как это странно!

Привернув лампу,я лёг в кровать,продолжая недоумевать,что это было и что бы это всё могло означать,и наименее всего был расположен заснуть снова.

Не успел я опустить голову на подушку как..."царап,царап,царап,тук,тук,звяк,звяк,тук!" - донеслось от двери.

Пулей вылетев из постели и накинув халат,я схватил лампу,отвернул фитиль и отправился искать невидимого негодяя по новой,но результат был в точности как и в первый раз: в одно мгновение шум стих! Кругом стояла мёртвая тишина.Щеколды на дверях и на окнах были нетронуты,и оставались закрыты явно моей рукой накануне. Но поскольку ко мне закралось подозрение в том,что туземцы решили подшутить над нами,я ещё раз осмотрел дверь нашей спальни со всей возможной тщательностью,но не обнаружил ни нитки,ни проволоки - ни около потолка,ни у пола - никакого гвоздя,за который можно было бы её задеть,также не обнаружилось.Обследовав каждый дюйм стены,я смог заключить лишь то,что она была настолько прочна,насколько вообще бывают надёжны кирпичные стены.Пол?Я осмотрел и его тоже.На полу был выложен очень красивый рисунок из различных пород дерева.В мозаике не отыскалось никаких несоответствий,ничто не бросилось в глаза,лаза в подпол тоже не обнаружилось.Следовательно никто не замышлял сыграть с нами злую шутку или проделать хитроумный розыгрыш,с целью свести с ума или,по меньшей мере,лишить сна.Я был совершенно обескуражен и пал духом! Отправившись снова на своё ложе сна,я не успел привернуть лампу и преклонить голову на подушку,как ..."царап,царап,царап,тук,тук,звяк,звяк,тук!"

- Ну знаете ли! - заорал я,выскакивая из кровати. - Это становится уже невыносимым!
Затем,обратившись к жене: - Я ума не приложу,что делать! Но,если только мне удасться поймать негодяя,я угощу его этим! - и в бешенстве я схватил в одну руку большую палку,а в другую - лампу,и выбежал прочь.Но шум прекратился так же внезапно,как и раньше,и в доме было тихо.Ещё раз осмотрев все окна и двери,я ещё раз убедился в их полнейшей неприкосновенности.

Мне вдруг подумалось,что поскольку шум был так силён и необычен,то служанка могла его тоже слышать,и была способна разъяснить мне его происхождение.Должен признать,что я был настолько сбит с толку,что,хотя и не был ещё похож на человека,выжившего из ума от страха,но нервы мои были совершенно расстроены.Какова была природа этого шума? Кто или что производило его? Стук могло производить висящее на двери железное кольцо,это ладно,но кто звякал и так отчаянно царапался?! Оправившись в столовую,я позвал служанку по имени и спросил:

- Ты не спишь?

- Не сплю,сэр, - ответила служанка,поднимаясь со своего тюфяка и выглядывая из-под тряпицы,которой обмотала голову.

- Почему же ты не спишь? - спросил я. - Я проснулся,потому что в доме устроили возню крысы.Ты их тоже слышала?

Мне не забыть выражение на её смуглом лице,освещаемом моей лампой,с которым она ответила на мой вопрос.Казалось,глаза её сверкнули пламенем негодования,а черты выразили отвращение и безнадёжность.

- Крысы ?! - возопила она. - Да не крысы это! И я боюсь! Я ИХ слышала!

- Кого это их? - спросил я. - Если это не крысы проказничали,откуда тогда этот шум? В доме нет никого,кроме нас,а мальчики наверху и спят.

- Это духи! - воскликнула женщина. - Я их слышала и слышала переполох,который они устроили.Я слышала их всё время, и обернула мою голову тряпицей от страха.Я почувствовала,как что-то двинулось к вашей двери,беззвучно ступая. Потом зацарапало и зазвякало по дереву.Потом они пронеслись обратно к двери на винтовую лестницу, и тогда на ней начала звякать задвижка.Потом снова к вашей комнате.И так много раз,много раз...Ну и расходились же они!Это духи,и лучше бы им угомониться,потому что я умираю от усталости!

- Я тоже, - сказал я.

Её слова вызвали у меня сомнения,но как мог я объяснить этот шум,не прибегая к её гипотезе? Подумать только - духи! И где - в моём доме, устраивают шабаш чуть ли не прямо у изголовья моей кровати! Чудеса да и только!Но,если взглянуть на дело непредвзято: я не спал - это определённо!Все мои органы чувств были в полном порядке,и тем не менее,весь мой здравый скептицизм,основывающийся на опыте прожитых лет,летел к чёрту - причём столь немилосердным образом,что мне не оставляли ни толики от прежних стойкости моего духа и трезвости моего рассудка.

Обернув тряпицу снова вокруг головы,служанка убралась под свой стол.В столовой не отыскалось ничего,что могло бы являться причиной шума.

Возвратившись в спальню,я не стал пересказывать жене слова служанки.Я не хотел забивать ей голову тем бредом, которым уже в достаточной мере была забита моя собственная.

"Как-бы то ни-было, - размышлял я про себя, - если я смогу это прекратить,я это прекращу.Мне нужно лишь постараться протащить низ двери через то место в нижнем брусе,за которое она всегда цепляет,и кто-бы или что-бы ни трясло дверь,после этого ему этого сделать больше не удастся."

Так,собравшись с силами,я проподнял дверь,сдвинул её с неровности,и,наконец, плотно прикрыл.

"Теперь потряси её,если сможешь!" - злорадствовал я,приворачивая лампу и ложась в постель.

Ах как напрасны оказались мои старания! Враг мой,кем бы или чем бы он ни являлся,казалось,буквально озверел от моей попытки воспрепятствовать ему,потому что,не успела моя голова устроиться на подушке,как царапанье возобновилось с удесятерённой яростью,как-будто бы некто намеревался разодрать дверь в щепу.Слушать это было просто невыносимо,и я бы уже не удивился,если,наряду с отчаянным царапаньем,донеслись бы до моего уха и некие мстительные вопли.Сев в кровати,я взглянул на дверь. Она была совершенно неподвижна,да и не могла она двигаться,а железное кольцо висело спокойно.Но в планку на одном из нижних углов,казалось,вгрызались тысячи разъярённых демонов.

Внезапно,меня осенило,и я воскликнул по-туземному:

- Остановись и слушай!О ты,кто бы или что бы такое ты ни был, - и,как ни странно,не успел я начать свою речь,как воцарилась совершенная,я бы даже сказал - мертвенная тишина. - Слушай! О ты,кем бы или чем бы ты ни был, - продолжал я, - ибо природа твоя мне неведома.Об этом ведаешь только ты сам.Ты волен приходить в мой дом и проявлять себя тут,но делай это в дневное время,а сейчас ночь!Я устал и хочу спать,поэтому возвращайся в своё обиталище.Буде ты друг - говори со мной! Буде ты враг - ступай прочь! А коли уходить ты не хочешь,то веди себя тихо и не производи шума,потому что я устал и хочу спать.Спокойной тебе ночи!

Увы! Моя маленькая речь не произвела желаемого эффекта. Напротив! В тот же миг всё началось снова,и мне стало жаль бедную дверь.Если царапанье и до этого носило яростный характер,то теперь её терзали с безжалостностью тайфуна.Как же они старались над ней! И шум стал почти оглушающим.Но что я мог ещё предпринять? Я уже осматривал всё несколько раз внутри и снаружи комнаты.Никаких следов! Я просил и убеждал,и не добился успеха.Мне ничего другого не оставалось,как сдаться в совершенном отчаянии и предоставить "духам" развлекаться сколь душе угодно.

Было чуть заполночь,когда усталый и в крайней степени измотанный морально я,наконец,забылся сном, в то время как у меня прямо под ухом что-то не переставало царапаться и бесноваться, и,тем не менее, самым ранним утром я пробудился под тот же самый скрежещущий аккомпанимент,под который засыпал!

"Я должен докопаться до истины,или сойду с ума!", - подумал я.

Одновременно с этой мыслью,я услыхал,как на другом конце дома отворилась дверь в полукруглую прихожую,поэтому я решил,что кто-то покидает дом.Неужели тайна раскрыта? Навряд ли,ибо царапанье не прекращалось и ярость его не ослабевала.Бедная планка продолжала испытывать непрестанный натиск.Но я знал,что раз входная дверь открыта,часть света с улицы может достичь двери нашей спальни,и я решился этим тотчас воспользоваться.

"Я поймаю тебя на этот раз!, - подумал я. - Если есть какие-то тайные пружины или люк в полу,провода или нитки,то я не смогу не заметить их."

И вот,пока шум продолжался,я очень тихо и неслышно вылез из кровати,и изготовился к прыжку.Я вытянул вперёд левую руку,очень медленно и осторожно отодвинул в сторону шторку на дверной раме,закрывавшую то место,которое предназначалось для стекла,вскочил и,менее чем через половину секунды моя голова уже оказалась просунутой на ту сторону двери,и я уставился на то место,откуда исходили звуки,отчаянно пытаясь рассмотреть что-то,но что именно я ожидал увидеть - я не имел ни малейшего понятия! Но как бы проворен я ни был,тот или те оказались проворнее,потому что,не успела моя голова пересечь раму,как шум стих.Никакой проволоки или нитки не было,никакого люка. И мышь не успела бы скрыться за это время! Но по другую сторону двери никого не было.

- Я ничего не понимаю, - сказал я жене. - Наверное,для меня будет лучше всего пойти в кухню и принести тебе чашку кофе.

Полуодетый,в своём ночном халате,я распахнул окна и направился по коридору с намерением дойти до кухни,чтобы налить там чашку кофе жене,как я делал это обычно по утрам,когда,поравнявшись с дверью,ведущей к винтовой лестнице,встретилмальчиков,сходящих вниз.Я сразу заметил,что что-то не так.Лица у бедняг были мрачные и какого-то нездорового оттенка.Они не приветствовали меня радостным "Доброе утро,сэр!",и их черты выражали уныние и даже тревогу.

- Как вы спали,друзья мои? - спросил я у них.Ведь они не знали абсолютно ничего о том,что мне пришлось перенести за эту ночь.

- Спали,сэр? - ответили они мне вопросом на вопрос,в совершенном смятении. - Да мы глаз не сомкнули! Разве тут уснёшь?!

- Отчего же так? - спросил я.

- Расскажи ему,Джон, - сказал один из них.Другой перебил его:

- Хоть вы и приказали нам вчера идти наверх и спать,мы не могли спать.Мы чуть не умерли от страха!

- Да что ж произошло? - снова спросил я.

Заговорил Джон.

- Это было ужасно,сэр,это было невыносимо!А произошло вот что.То,что мы слышали прошлой ночью,повторилось и нынешней - только оно было в сто раз хуже.Как-будто бы рядом с нами сражались двое,сражались не на жизнь,а на смерть.Они бились в центре дома,прямо под крышей,и битва была отчаянной.Мы слышали что-то типа шёпота,препирательств,но слова не разобрали.Было похоже,что один из них был обут,а второй бос.Потом тот,который был обут,побежал,а босой преследовал его.Там и метались они взад и вперёд,взад и вперёд - в кромешной тьме.Потом они бежали вниз по лестнице,и на двери дребезжала щеколда,как-будто бы они пытались выбраться.Потом они возвращались и проносились мимо нас,обдавая нас волной ледяного воздуха!Снова начиналась борьба,и мы вновь слышали тот шепчуший звук.Потом опять беготня: тот,что был в сапогах,бежал первым,а босой - за ним.Снова они проносились вниз,вниз по лестнице и снова дребезжала щеколда - а я был чуть жив от ужаса! - бедный парнишка больше не смог сдерживать слёз и заплакал: - Потому что,когда они в очередной раз бежали к лестнице,один их них схватил меня за ногу и протащил по лестнице до половины.Его рука была холодной как кусок льда! - сказал мальчик,поёжившись, и по его телу пробежала заметная дрожь,вызванная ужасным воспоминанием. - Потом он отпустил меня,и я вполз на чердак снова,на своё место,трясясь как в лихорадке.Это не прекращалось много часов подряд.И вот они снова рядом с нами,и снова сражаются,и тот,который бос,повалил того,который в сапогах.Потом босой исполнил какой-то дикий танец и,внезапно,упал сам. Тогда наступила тишина.

Меня поразил его рассказ,я потерялся,и не знал,что отвечать на это мальчику.Я никак не мог объяснить услышанное,да и по сей день остаюсь в том же беспомощном положении,как тогда.Остальные мальчики подтвердили рассказ Джона,и выглядели испуганными и подавленными.Я полностью уверен,что меня не разыгрывали.Служанка тоже слышала необычные звуки,премещения "духов" по дому,дребезжание щеколды.А теперь и мальчики рассказали о пережитом сверхъестественном опыте.При ярком свете дня я исследовал каждый дюйм стены и пола рядом с дверью в спальню,но не обнаружил никакого приспособления,никакой нитки,проволоки или потайного лаза.Всё было безупречно.

Я поделился этим из ряда вон выходящим происшествием с доктором,квартировавшим неподалёку,и он обещал,что они с женой придут и проведут следующую ночь в нашем доме.Вечер мы с женой провели у них в гостях,а около 9 часов все вместе отправились в наш дом.Подходя ко входу в полукруглую прихожую,мы увидели сидящих там наших слуг,обсуждающих что-то с сыном хозяина дома,которому я написал несколько слов о произошедших у нас событиях.

- Ну как,друзья, - заговорил я,подходя, - вы слышали или видели что-нибудь?

Заговорил сын хозяина: - Мы ничего не видели,но,сидя здесь на крыльце,мы увдруг услыхали звук,как-будто бы кто-то кинул большой камень о дверь вашей спальни.

- А в доме кто-нибудь был?

- Никого,сэр, - ответили они все разом.

Мы вошли в дом и всё осмотрели,но не нашли ни камня,ни какой-либо отметины на двери.

Мы с доктором решили расположиться на циновках прямо на полу в гостиной,напротив входной двери.Наши жёны устроились в спальне.Мальчики поднялись наверх в сопровождении слуг и сына хозяина,чувствуя себя уверенее в присутствие нескольких взрослых мужчин.Доктор почти сразу же заснул,но я спать не собирался.Около 11 часов ночи,я услыхал тяжёлые одиночные - как-будто шагал только один человек - шаги над своей головой.Некто ходил туда и обратно примерно до 12 часов.Затем последовал мощный удар во входную дверь,такой,какой получился бы от броска в неё громадного камня.Потом завыли собаки,и внезапно всё стихло.Больше ни я,ни те,кто ночевал наверху,ничего не слышали.Но эта была последняя ночь,которую я провёл в том доме.Я слышал,что дом сдавался и после,но арендаторам не удавалось там надолго обосноваться.Итак,загадка осталась неразрешённой.

Теперь немного углубимся в историю,ибо это позволит нам отчасти приподнять завесу тайны.Насколько это вообще в человеческих силах.Король этой страны несколько лет тому назад был убит - задушен.Заговорщики застали его врасплох в собственном дворце,и он как был,в полном своём королевском облачении,метался по дворцу в тщетной попытке избежать рук убийцы,когда,в конце концов,забрался куда-то на чердак и попытался спрятаться там среди стропил.Оттуда его вытащили и убили.

Тот человек,который собственными руками задушил короля,окончил свои дни в том самом доме,который мы имели тогда несчастье снять.Его смертное ложе располагалось как раз в непосредственной близости от двери,около которой я тщетно искал источник непостижимого шума.Он умер там за три месяца до нашего вселения в дом,испустив дух в трёх ярдах от того места,где я преклонял голову на подушку. Но ведь тогда я ещё не знал этих фактов!

Мне остаётся только спросить,не сможет ли кто-то объяснить мне всё произошедшее с нами? И добавить,что в этой истории нет ничего,кроме правды.

                (священник).*

* Хотел бы только добавить ( буде кому-то придёт на ум поставить под сомнение подлинность этой истории),что в личной переписке я полностью объяснил редактору данного издания основания,по которым считаю уместным сохранить инкогнито.Повторяю,что всё здесь правда от первого до последнего слова,и,что на разумных основаниях,я буду только счастлив,в частном порядке,поделиться с лицами,заинтересовавшимися этим вопросом,информацией касательно места и времени описанных событий.




ОТКЛИК,ПОЛУЧЕННЫЙ РЕДАКЦИЕЙ ПОСЛЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ СТАТЬИ "ПРИЗРАЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ"

               
                Редактору "Мюррейз Мэгазин"

Сэр - В июльском номере "Мюррейз Мэгазин" был опубликован замечательный рассказ под названием "Призрачные проявления",за авторством некоего священника.Исключая праздных любопытных,автор обещал поделиться именами и более детальной информацией со всеми неравнодушными лицами,кого заинтересует это происшествие.Священник,которого я обозначу как мистер Х,любезно ответил на мои вопросы и выслал мне в подтверждение свидетельство также и своей жены,которая являлась единственным человеком,принадлежащим к белой расе,являвшимся очевидцем тех событий.Мои выводы таковы: в правдивости описанного сомневаться не приходится,следовательно необходимо попытаться отыскать объяснение.

При изучении подобных свидетельств,задача состоит не в том,чтобы найти естественное объяснение событий так,как они изложены очевидцами,потому что этот путь способен завести нас куда-угодно,но чтобы найти естественное объяснение событий в изложении очевидцев,удалив из этого изложения все возможные преувеличения и погрешности человеческого воображения и памяти.Следуя этому принципу,я посчитал возможность розыгрыша со стороны учеников хотя и маловероятной,но всё же возможной версией.Однако мистер Х уверил меня в том,что мальчики,наравне со слугами,были очень преданы ему.Они не являлись уроженцами этого города и полностью зависели от своего учителя во всех отношениях."Никто из местных, - добавляет он, - не имел доступа в дом после того,как в нём обосновались мы." В доме также никогда не бывало замечено крыс.

Существует много задокументированных свидетельств - ряд из которых был опубликован миссис Сиджвик в восьмой части "Исследований Общества по изучению паранормальных явлений" ("Proceedings of the Society for Psychical Research"),в которых различные люди,одновременно или последовательно,испытывали на себе воздействие призрачных видений или голосов в одном и том же определённом здании.Количество свидетелей было настолько велико,что это выносило их переживания за рамки простого совпадения.В некоторых (но не во всех) из этих случаев,подобно рассматриваемому случаю,здание имело некоторую историю,в которую свидетели не были посвящены,но их переживания в этом месте прекликались во многих чертах с этой историей.По причинам,которые я не возьмусь здесь сейчас излагать,ибо это заняло бы время,я вполне допускаю возможность того,что воспоминания усопшего человека о событиях его жизни,сны умерших людей,могут иногда посещать живущих под видом галлюцинаций.

Ради того,чтобы не делать нашу дискуссию слишком пространной,я хотел бы добавить лишь,что не думаю,что рассматриваемая в рассказе дверь сотрясалась в действительности.Мистер Х,естественно,утверждает,что она ходила ходуном.Хотя,он признался,что не ВИДЕЛ,как она тряслась.Но даже если бы он утверждал,что ВИДЕЛ,как она тряслась,я бы всё равно не перестал сомневаться в этом факте.Ниже я привожу случай,который,если вы посчитаете его заслуживающим опубликования,разъяснит читателям,что я имею в виду.

               



                39 Стрэнд,Калькутта,май,1884

В Калькутте со мной и с моей женой произошёл достаточно любопытный случай паранормальной активности,тем более что,несмотря на то,что проявления длились на протяжении достаточно долгого отрезка времени,я так и смог составить для себя никакой теории относительно их источника.Несколько лет мы проживали в верхней квартире большого дома.За три или за четыре месяца до отправления в Англию,однажды ночью мы были разбужены отчаянным стуком дверной ручки,как-будто кто-то пытался войти.Шум прекратился,когда я подошёл к двери и открыл её,но в смежной комнате никого не обнаружилось.Я должен предварить своё дальнейшее повествование упоминанием о том,что щеколда на той двери была неисправна - в ней не работала защёлка.Но на двери имелась медная ручка,и я приспособился подпирать эту ручку доской,упирая её второй конец в пол,так чтобы,при условии,если доска устойчиво зафиксирована на полу,то и дверь с другой стороны не откроешь.Странный шум продолжал беспокоить нас снова и снова.Не успевали мы забыться сном,как всё начиналось сначала.Я голову сломал,доискиваясь до причины.Я оставлял зажжённую лампу в соседней комнате и,когда дверная ручка начинала стучать,выбегал на веранду и заглядывал в комнату через стекло окна.Но всё,что я видел - это как яркий свет от лампы освещает пустую комнату.Это продолжалось несколько месяцев.Как-то раз,по обыкновению,когда мы были разбужены этим шумом,я заметил,что уже почти рассвело,и сказал жене:

- Ну уж теперь-то я разберусь,в чём дело.

Я шагнул к ручке,издававшей отчаянное дребежжание,и мне показалось,что я даже ВИДЕЛ,как она шевелится.Но,когда я взялся за неё рукой,то понял,что она так прочно заклинена деревянной доской,упёртой в пол,что даже я,будучи не самым хилым человеком,не в состоянии сдвинуть её ни на миллиметр.Я выбил доску и,как обычно,никого не обнаружил по ту сторону двери.Вскоре после этого мы уехали в Англию.Мне осталось добавить,что сейчас мы занимаем ту же самую квартиру,что и в описываемое время. Оказалось,что ту дверную ручку сняли,а дверь теперь запирается на висячий замок.Причём,остальные ручки в доме остались прежними.Мои расспросы у домовладельца касательно нашей двери ни к чему не привели.Мы живём в этой квартире уже с 4 апреля,но пока что нас ничто не беспокоило.Я полностью уверен,что когда мне показалось будто-бы ручка шевелится,то была оптическая иллюзия.Она физически не могла пошелевиться,настолько прочно она была подперта доской.

                Пол Бёрд

                Калькутта,25 июля,1884

Я с готовностью подтверждаю всё рассказанное моим мужем.Это загадочное происшествие с дверной ручкой нашей спальни,здесь в Калькутте,я никогда не забуду,потому что насколько оно было странным,настолько и осталось необъяснимым.Ручка была надёжно зафиксирована в манере,о которой подробно рассказал мой муж,и тем не менее звуки,источник которых оставался совершенно непонятен,были очень громкими и продолжительными.На досуге я пыталась повторить тот звук ,взявшись за ручку и пытаясь воспроизвести с её помощью подобное дребежжание.Но у меня ни разу не получилось такого дробного и гулкого лязганья,хотя я несколько раз пыталась продемонстрировать друзьям на наглядном примере,что мы пережили.

                Гертруда Бёрд

Мистер Х поделился со мной ещё одним любопытным обстоятельством.В комнате с ними ночевали две небольшие собачки,которые спали без задних ног,в то время как упомянутый шум не давал покоя их хозяевам.Это обстоятельство,которое однозначно указывает на галлюцинационный характер шума и на отсутствие реальных звуковых волн - что является лишним подтверждением его призрачного происхождения - может поставить с тупик тех,кто считает,что собаки могут видеть и слышать призраков.Другие случаи подтверждают,что,вообще-то,могут.Но случай мистера Х лишь подтверждает предположение,которые мы уже высказали - а именно,что когда животное не видит и не слышит призрачные проявления,это означает лишь,что хозяева просто не обратили на его поведение никакого внимания.

Обсуждаемый случай - или,лучше сказать,десятки подобных случаев,собранных нашим Обществом,правдоподобность которых прошла всестороннюю проверку, - позволяет сделать вывод,на который я хотел бы указать читателям.Галлюцинации душевно здоровых людей представляют собой предмет самых многообещающих исследований,которые должны продожаться с привлечением как можно большего количества информации,и способны обогатить науку неожиданными находками.С целью сбора подобной информации на территории Англии и Франции запущена программа "переписи галлюцинаций".Целью программы  является опрос населения в количестве порядка 50 000 человек и,в случае получения положительного ответа - выяснение подробностей,если будет получен ответ "да".Вопрос состоит в следующем:"Испытывали ли вы когда-нибудь,будучи в ясном сознании,какое-либо видение или прикосновение одушевлённого или неодушевлённого объекта,слышали ли голоса - при условии,что,насколько вы были способны удостоверить себя в этом,данные проявления не могли происходить от объяснимых естественными причинами источников?"

Форму опросника и инструкции можно получить по почте у профессора Сиджвик (Хиллсайд,Кэмбридж).Чем бы мы ни считали исследуемые явления,не возникает сомнения в необходимости в первую очередь собрать как можно больший объём фактов.И эта перепись представляется мне наиболее приемлемым способом их аккумулирования.

                На том остаюсь,сэр,искренне ваш,   

                Фредерик У.Х.Майерс,
                Почётный Секретарь,Общество по изучению паранормальных явлений,
                Лекхэмптон-Хаус,Кэмбридж

(рассказ переведён по изданию "Classic victorian & edwardian ghost stories", selected by Rex Collins,(c)Wordsworth Editions Limited 1996)



















 












   


Рецензии