***

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И С.Н. ТРУБЕЦКОЙ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КАК ЖИЗНЕ- И СМЫСЛОСОЗИДАЮЩИЙ ПРИНЦИП
Л.А. Алексеева. Донецкий национальный технический университет
https://vk.com/doc399489626_620674921
Жизнь постсоветских обществ можно метафорически уподобить образу разлетающейся Вселенной, в которой произошел практически полный распад структурных и функциональных связей, но, самое главное, потеряна личность, которая оказалась слабо привязанной к живой политико-культурной субстанции.
В этих условиях обращение к опыту жизни и деятельности ученого В.И. Вернадского и философа С.Н. Трубецкого, переживших в начале XX века подобную ситуацию распада общественного целого,
повлекшую за собой личностную деградацию, имеет большое поучительное значение для личности и общества начала XXI века.
Опыт этих выдающихся личностей, имевших прямое отношение как к теории, так и к практике своего времени и поставивших целостность мировоззренческую, познавательную, нравственную, культурную на первое место в числе приоритетов своей эпохи, может служить руководящим принципом, позволяющим сохранить и личностную, и социальную целостность, преодолеть разобщенность бытия и в современное исторически переломное время.
В.И. Вернадский и С.Н. Трубецкой как сверстники и современники были связаны общим призванием и служением в Московском университете, где они практически одновременно начали  свою научную и преподавательскую деятельность в конце 1880–начале 1890гг. Состоявшееся в стенах университета знакомство вскоре переросло в дружбу. Их связывала не только глубокая личная симпатия, но и общность духовных и нравственных идеалов, общественная активность, которая наиболее ярко проявилась в земском движении конца ХIХ – начала ХХ вв, в борьбе за свободу научной мысли и преподавания, за автономию высшей школы. Их объединял также взаимный духовный интерес к мировоззренческим проблемам, проблемам соотношения науки и философии, истории науки, истории философии. Известно, что С.Н. Трубецкой высоко ставил мировоззренческие поиски ученого-естествоиспытателя. Статью В.И. Вернадского «О научном мировоззрении» он оценил как «превосходную» и рекомендовал напечатать в журнале «Вопросы философии и психологии», где она и была впервые опубликована в 1903 году и вызвала живой отклик в философских и научных кругах.
В свою очередь, В.И. Вернадский, как и многие другие его современники, испытал на себе глубокое влияние незаурядной, цельной, универсально и свободно мыслящей личности С.Н. Трубецкого, облагораживающего воздействия его жизненной позиции.
Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) – филолог, религиозный философ, главные интересы которого были сосредоточены в истории философии и, в частности, античной философии и раннего христианства. В этой области он защитил магистерскую диссертацию «Метафизика в древней Греции» (1890г.) и докторскую диссертацию «О Логосе в его истории» (1900г.).
Будучи другом и сторонником выдающегося философа Вл.С. Соловьева, в русскую культуру С.Н. Трубецкой вошел как человек блестяще образованный, талантливый публицист, известный общественный деятель, приверженец конституционной монархии и автономии высшей школы, профессор и первый избранный ректор Московского университета, один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии» (1900-1905гг.). С его именем связано заметное обогащение духовного опыта России. Безвременная кончина С.Н. Трубецкого (он ушел из жизни в возрасте 43 лет), по словам Л.М. Лопатина, «стала горем всей России, национальным горем» [1,с.167].
16 марта 1908г., когда не прошло и трех лет после смерти С.Н. Трубецкого и все еще остро переживалось в Московском университете чувство потрясения в связи с его трагической утратой, В.И. Вернадский (на тот момент – профессор Московского университета) выступил с речью, посвященной памяти своего друга.
Его речь «Черты мировоззрения князя С.Н. Трубецкого» в этом же году была опубликована в журнале «Русская мысль» и впоследствии была включена в «Сборник речей, посвященных памяти князя С.Н. Трубецкого» (1909). Затем она неоднократно переиздавалась.
Характеризуя время рубежа ХIХ-ХХ вв., в которое выпало жить и созидать Сергею Николаевичу, как безотрадное, время разброда, шатаний, неопределенностей, потери мировоззренческих ориентаций, В.И. Вернадский отмечает, что в этой ситуации Трубецкой не поддался общему настроению упадка и, вопреки ему, нашел в себе силы верой и правдой самоотверженно служить высшим смысложизненным идеалам. Понятно, что, будучи личностью неординарной,  незаурядной, он осознанно взял на себя роль борца за высший смысл бытия подобно тому, как делал это в свое время его друг и учитель Вл. Соловьев. Интуиции Вернадского позволили ему сказать главные слова о Трубецком: «Вся его жизнь была борьбой. Это не была борьба политика, не была борьба человека улицы или газетного деятеля, – это была борьба свободной мыслящей человеческой личности, не подчинившейся давящим ее рамкам обыденности. Своим существованием и непреодолимым проявлением себя самой она будила кругом мысль, возбуждала новую жизнь, разгоняла сгустившиеся сумерки. Та борьба, в которой прошла жизнь Сергея Николаевича, была борьбой ученого и мыслителя – она была проявлением вековой борьбы за свободу мысли, научного искания человеческой личности. Она была борьбой потому, что смело и твердо Трубецкой проявил свою личность в чуждой ей обстановке общественной забитости, общественного отчаяния, узкой кружковщины. Свободный, гордый дух его бестрепетно шел своей собственной дорогой» [1, с.159-160].
Любопытно, что в этой речи, посвященной князю С.Н. Трубецкому, Владимир Иванович сразу указывает на характер его личности – свободной и целостной. «Благодаря целостности его личности, – подчеркивает В.И. Вернадский, – все другие ее стороны получили на этом общем фоне необычное в нашей окружающей жизни выражение. Они ею не затемнялись и не погашались. Он всегда оставался самим собой, всюду проявлял себя всего. Будучи мистиком, он в философии оказался критическим идеалистом, в науке – строгим и точным исследователем, в общественной жизни – сознательным деятелем. Философским мышлением и научной работой он заменил ненужные ему символические формы мистических настроений. В гармонии их – в своей личности – он мог убедиться, что несогласимые противоречия между этими сторонами человеческого  существа рождаются лишь при подавлении какой-нибудь одной его
стороной других ее проявлений» [1, с.165].
В этой связи отклик Вернадского на жизненную позицию Трубецкого представляет интерес особого рода, поскольку самому Вернадскому были небезразличны проблемы общего мировоззрения, в том числе ученых и педагогов, от позиции которых зависит уровень, характер и цели просвещения в России.
В данной статье предпринимается попытка (цель) осмысления мировоззрения В.И. Вернадского через его интерес к мировоззренческой культуре князя С.Н. Трубецкого. Примеры разработки этой проблемы имеются в современной историко-философской науке (П.П. Гайденко, М.А. Маслин, Р.К. Баландин и др.).
Однако нам представляется принципиально важным продолжить это осмысление в двух направлениях, обозначенных самим Вернадским.
В.И. Вернадский обращает внимание на то, что жизнь и философское мышление С.Н. Трубецкого – это живой пример глубокой гармонии обычно разделенных проявлений духовной жизни человека. «Его личность – отмечает Владимир Иванович, – всюду вносила необходимый корректив и создавала своеобразную гармонию. Ее создание, его философская система, является одной из наиболее оригинальных и глубоких проявлений свободного личного творчества. Этим она получает чрезвычайно целостное выражение» [1, с.165].
Принцип целостности как основополагающий мировоззренческий и научный принцип С.Н. Трубецкого получает свое философское воплощение в развиваемой им идее соборности и, как отмечает П.П. Гайденко, в его убеждении в том, что личность не может быть мыслима вне общественного целого. И далее, развивая это положение, она указывает на преемственную связь между Трубецким и славянофилами. Идея соборности не является открытием Трубецкого, эта идея принадлежит славянофилам, «критиковавшим европейскую философию за ее индивидуализм, распространявшийся как на трактовку познания, так и на понимание человека…
С.Н. Трубецкой расходился со славянофилами по вопросам общественно-политическим, историческим, церковным, но в понимании человека и природы человеческого знания во многом был с ними согласен. Познание он рассматривал как живой универсальный процесс, осуществляемый людьми совместно» [2, с.23].
Подлинное знание, по мнению Трубецкого, может быть получено в процессе гармоничного сочетания опыта, разума и веры.
Имея в виду наличие отмеченной преемственности между Трубецким и славянофилами по вопросу соборности, необходимо, однако, прислушаться и к мнению М.А. Маслина, не без основания
заявившего, что «у Трубецкого рамки этого понятия существенно раздвигаются» [3, с.7].
Размышляя над вопросом – индивидуально ли, субъективно ли сознание или же оно соборно?, – Трубецкой становится убежденным сторонником концепции соборного сознания.
В работе «О природе человеческого сознания» он выдвигает свое понимание соборности сознания и того, как оно возможно:
«Я думаю, – пишет Трубецкой, – что человеческое сознание не есть мое личное отправление только, но что оно есть коллективная функция человеческого рода. Я думаю также, что человеческое сознание не есть только отвлеченный термин для обозначения многих индивидуальных сознаний, но что это живой
и конкретный универсальный процесс. Сознание обще всем нам, и то, что я познаю им и в нем объективно, т.е. всеобщим образом, то я признаю истинным – от всех и за всех, не для себя только. Фактически я по поводу всего держу внутри себя собор со всеми. И только то для меня истинно, достоверно всеобщим и безусловным образом, что должно быть таковым для всех. Наше общее согласие, возможное единогласие, которое я непосредственно усматриваю в своем сознании, есть для меня безусловный внутренний критерий, точно так же как внешнее, эмпирическое согласие относительно каких-либо опознанных, общепризнанных истин есть критерий внешний, авторитет которого зависит от первого» [4, с.495].
Очевидным выражением соборности сознания С.Н. Трубецкой считал слово. Каждое слово, в его понимании, доказывает факт коллективного сознания. Посредством слов человек мыслит, в форме слова его мысль получает свое выражение, объективно обобщается.
Слово предполагает органическую способность взаимного понимания, родовое психологическое единство людей, их общение, врожденную способность речи, общую всем нормальным индивидам человеческого рода [4, с.497-498].
Небезынтересны и другие аргументы С.Н. Трубецкого относительно соборности сознания. Мы все, рассуждает он, неотрывно связаны с окружающим миром не только материально, но и духовно. Эта связь расширяет пределы нашей личности.
Воспроизводя и обобщая мысли Трубецкого о соборности сознания, Р.К. Баландин интерпретирует их следующим образом: «Своим знанием слов, языка, самой способностью мыслить мы обязаны другим людям, многим поколениям, а в пределе – всем людям за все время их существования, ибо сами являемся крохотной частичкой всего человечества…Мозг в таком случае предстает лишь средством для восприятия всего того, чему мы научились – у кого-то и в связи с чем-то и что досталось нам генетически. И тогда оказывается, что даже далекие звезды и незримые атомы принимали участие в нашем сознании. Оно предстает именно как осознание, знание со всеми; как частичка всеобщего знания. Индивидуальное сознание невозможно, немыслимо без такого всеобщего сознания» (См.: [5, с.313]).
Но и у самого Трубецкого, как можно увидеть ниже, эти же интуиции достаточно очевидны: «Большинство человеческих действий и характеров определяется врожденными свойствами, воспитанием и влиянием общественной среды, - унаследованным и внушенным сознанием» [4, с.556].
Рассматривая вопрос о природе сознания, Трубецкой пришел к выводу: сущность сознания – в его соборности. С этих позиций им осмысливается и проблема формирования языка и мышления в
индивидуальном развитии человека как результата взаимообусловленного влияния факторов природного, социального и высшего духовного (идея вселенского сознания) порядка. Сам философ мыслил мировой процесс, организованный Логосом, но при этом в качестве участников этого процесса допускал человека и человечество как субъектов «малого» логоса. Однако в использовании «малого» логоса Трубецкой видел проблему. «Для того, чтобы овладеть словом и рассудком, – полагал Сергей Николаевич, – человек должен быть воспитан людьми. С одними врожденными способностями, имея язык и разум, он никогда не выучился бы говорить и думать. Ибо органическая соборность человеческого сознания предполагает не только родовое единство, но личное живое общение между людьми, - и не только род и индивид, но особое
сверхличное начало, в котором примиряется родовое с индивидуальным» [4, с.498].
Подводя итоги предварительного понятия о природе сознания, С.Н. Трубецкой делает вывод: «Сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным» [4, с.498]. Но при этом философ не считал соборное сознание единственно возможным, он не исключал субъективное, личностно-сознательное бытие, объективное существование идеалов, идей. Отстаивая соборность сознания, Трубецкой, тем не менее, осуществлял анализ и тех учений, которые рассматривали сознание как личную функцию, чтобы убедительно представить свой вывод. Такова позиция объективного и добросовестного исследователя, каким и был наш великий философ…
Литература
1. Вернадский В.И. Черты мировоззрения князя С.Н.Трубецкого // В.И.Вернадский. О науке. Том I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. – c.159-167
2. Гайденко П.П. «Конкретный идеализм» С.Н. Трубецкого // Трубецкой С.Н. Сочинения / Сост., ред. и вступ. статья П.П. Гайденко; Примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. – М.: Мысль, 1994. – С.3 -41.
3. Маслин М.А. С.Н. Трубецкой как русский философ // Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997.  c.3–14
https://vk.com/doc65117787_447106045
https://runivers.ru/lib/book3101/9766/
http://www.odinblago.ru/ist_drevn_filos/
4. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения / Сост., ред. и вступ. статья П.П. Гайденко; Примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. – М.: Мысль, 1994. c.483-592
http://www.odinblago.ru/o_prirode_znania/
5. Баландин Р.К. С.Н. Трубецкой. Соборность сознания // Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. – М.: Вече, 2001. c.312-315
***
Собрание сочинений Кн. Сергея Николаевича Трубецкого
Издательство: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко
Место издания: М.
Год издания: 1906-1912
Список томов
Том I. Публицистические статьи, напечатанные с 1896г. по 1905г. включительно
Том II. Философские статьи
Том III. Метафизика в древней Греции
Том IV. Учение о Логосе
Том V и VI. Курс истории древней философии
https://runivers.ru/lib/book4279/


Рецензии