Запорожец
Первым транспортным средством в нашей семье был мотороллер «Тула». Приобрёл его я случайно и совсем задёшево. Случилось это так. Я работал мастером в депо, а в моей бригаде был бригадир Гена Коржов .Хороший парень и заядлый мотоциклист. Вообще, надо сказать, в то время, а это было начало шестидесятых годов ,мотоциклов было мало, не говоря уже об автомобилях, которых в нашем Малоярославце можно было сосчитать по пальцам, и то это были старые «Победы», горбатые «Запорожцы» и старые, первых выпусков ,«Москвичи». Одна такая «Победа» была у одного из наших машинистов и однажды он на ней задавил насмерть мальчишку в пригородном посёлке и скрылся, как теперь говорят, с места ДТП. Так его сразу и нашли. Свидетели показали, что мальчишку сбила голубая «Победа», ехавшая со стороны Малоярославца. –«У кого у нас в Малом голубая Победа?»-задал вопрос один гаишник другому, которых в нашей ГАИ было всего два.
-«У такого-то»-ответил второй» и «Такого-то» сразу и повязали.
Мотоциклов, конечно, было побольше, но всё равно маловато и они были простенькие, не то, что современные монстры Мотоциклов было всего четыре типа: чешская «Ява»; советские «ИЖ»; ненадёжный и потому мало популярный «Ковровец» и, похожий на мопед, «К-125» прозванный «Макакой». Гена выделялся,тем, что единственный из всех малоярославецких мотоциклистов ездил на своей «Яве».в спортивном шлеме .
Однажды, когда я сидел в кабине электровоза, готовый вывести его из депо для испытания после ремонта, ко мне в кабину поднялся сияющий Гена и, усевшись в кресло помощника машиниста, радостно заявил:-«Володь, есть возможность купить по дешёвке мотороллер. Хороший, на ходу только немного щиток помятый. Всего сто двадцать рублей. Представляешь?» –«А почему так дёшево?»-спросил я.
-А на нём хозяин разбился, чуть не насмерть. Целый месяц в больнице лежал, а теперь на этот мотороллер смотреть не хочет, готов его кому-нибудь хоть задаром отдать.
Ужасная история мотороллера на меня как-то не подействовала. Подействовала напористость Гены и желание иметь транспортное средство, да ещё по дешёвой цене.(моя зарплата была сто сорок). Смущал лишь вопрос: я совсем не разбирался в мотоциклах.-«Ерунда»-,сказал Гена-«Разберёшься. Там всё просто,как в первом классе».
После недолгих и не слишком тяжёлых переговоров с супругой (о биографии машины я, понятное дело, умолчал), мотороллер «Тула» оказался в нашем сарае для дров, а я поступил на курсы мотоциклистов, которые очень кстати открылись в городе.
Вскоре я разъезжал на своём мотороллере. Запомнилась моя первая поездка в Боровск, зачем-то надо было съездить к тёще, которая там жила. Поскольку я поехал после работы, пришлось в Боровске заночевать. Чтобы успеть на работу, выехал я в шесть утра. Был конец апреля и ночью температура была почти нулевой. Между нашими двумя городами было два маршрута: короткий, двадцать пять километров через лес по просёлочной дороге и кружной маршрут по асфальту.Ехал я по короткой дороге, которая в то время была с щебёночным покрытием. Я так замёрз, как не замерзал никогда в жизни. Я пробовал ехать быстрее, чтобы сократить время моих мучений, но от этого встречный ледяной ветер, создаваемый движением, становился ещё более невыносимым. Казалось, что у меня замёрзли даже кости. Когда до дома оставалось всего три-четыре километра, я совсем закоченел и уже почти ничего не соображал. Прибыв домой, я почти час не мог согреться и опоздал на работу.
Примерно два года я ездил на своём мотороллере. Я совсем освоился и запросто ездил и в Боровск и в лес за грибами, причём ездили вдвоём с супругой и она к этому виду транспорта привыкла, но однажды я понял какой он ненадёжный в смысле безопасности.
Как то мы поехали в Боровск и поскольку перед этим прошёл дождик, решили поехать по асфальту, т.е.по Киевской трассе. Уже где-то за Обнинском мы решили зачем-то остановиться. Я съехал на обочину и когда мы оказались на мокром после дождя грунте, моя машина резко, будто кто дал ей подножку, рухнула на бок. Я успел соскочить, поскольку водитель не сидит верхом как на мотоцикле и его ноги находятся в свободном пространстве, а вот пассажир как раз сидит верхом и моя супруга оказалась лежащей на боку, придавленная моторллером. К счастью я заранее,ещё находясь на асфальте,снизил скорость и поэтому все окончилось благополучно, без каких-либо травм, только жена извозилась в грязи. Если бы я заскочил на обочину на скорости, всё могло кончиться гораздо хуже. У мотороллера в отличие от мотоцикла колёса маленького диаметра и поэтому он менее устойчив.
Итак , всё окончилось лишь испугом, но жена сказала:-«Я больше с тобой не поеду».
Как раз в это время мой товарищ , коллега по работе и мой тёзка приобрёл старую «Победу» и, повозившись с ней полгода, оживил её и теперь раскатывал на ней. Однажды он решил прокатить нас с женой и мы поехали за город.
-Ну как, разницу чувствуешь по сравнению с твоим мотороллером?-спросил Владимир.
-Ещё как! Ответила за меня жена, не забывшая своё падение и необходимость специально одеваться перед каждой поездкой.
-Володя, знаешь, я тебе советую: купи себе машину, хоть какую, хоть «Запорожец», всё-таки езда под крышей, да ещё на четырёх колёсах-великое дело.-начал советовать мне Владимир.
-Да где же я денег столько возьму? Да и не разбираюсь я в этих машинах.
-Ничего,разберёшься.Знаешь, какое это интересное дело.Ты,главное,поставь себе задачу.
Конечно,сидя на мягком сиденье плавно катящейся Победы,мы ощущали бесспорное преимущество этого вида транспорта над нашим,но тогда «принять решение»,как говорил мой приятель,наши головы были ещё не готовы,к тому же мы знали,что купить машину-это громадная проблема и не только финансовая.Самое главное было где и как её купить.В Москве был специальный магазин,где торговали автомобилями,но там существовала огромная очередь.Надо было записаться и ждать несколько лет,пока твоя очередь подойдёт,причём очередей было две:-на новые машины и на подержанные,как теперь говорят,с пробегом.Ежели какой-то гражданин решил продать свою машину,он обязательно должен был сдать её в магазин,а там её оценивали и продавали очереднику из «комиссионной» очереди,которая тоже была огромной.Кроме этого существовала ещё некая подпольная очередь на подержанные машины,правда,непонятно для чего.Из числа потенциальных покупателей избирался,или это вообще был доброволец,так называемый бригадир с тетрадкой, ,в которую и записывалась та самая очередь.Раз в неделю(обычно это было воскресенье)надо было приезжать к магазину,находить этого бригадира и отмечаться.Кто два раза подряд не явился,того вычёркивали,в связи с чем возникали скандалы.
-Почему меня вычеркнули?я в командировке был-возмущался вычеркнутый.
-Ничего не знаем!-парировали другие,втайне довольные,что их очередь подвинулась за счёт этого выбывшего.Тут выяснялось,что вычеркнутых сразу несколько и тогда кто-нибудь из них заявлял:-А мы вообще вашу очередь не признаём! И тут же организовывалась параллельная очередь со своим бригадиром с тетрадкой.Какой смысл этих нелегальных очередей,я не понял,когда всерьёз заинтересовался автомобилем,но потом разобрался,что в магазине существует порядок,согласно которому официальный комиссионный очередник,отказавшийся купить машину,выставленную на комиссию,выбывал из очереди,а если от неё отказывались и два последующих(например не устраивала цена или это была какая-нибудь развалюха),то тогда эту машину пускали в свободную продажу,а тут как раз и налетала на неё коршуном нелегальная очередь.
Мне приходилось бывать в Москве по работе и я решил для интереса заглянуть в этот магазин,до этого я в нём никогда не был.Один деповской машинист,который мечтал иметь Победу и тоже ездивший отмечаться в нелегальной очереди,дал мне адрес магазина.Он находился на углу Бакунинской улицы и какого-то переулка,а ехать надо было до метро «Бауманская».
В магазине и около толпился народ.Магазин был небольшой и никаких автомобилей внутри не было.У одной стены распологались две кассы и над ними вывеска «Оплата новых автомобилей) а над вывеской три щита с изображениями авто.На одном щите-«Волга М-21»(Победа»уже не выпускалась);на втором щите красовался «Москвич-408»,а на третьем-горбатый «Запорожец».Никакпих других автомобилей в стране не было.Внизу каждого плаката стояла цена,а ещё ниже-номера очереди,которые сегодня получают машины.Помню,Волга стоила 15 тысяч с чем-то;Москвич-7500,а Запорожец-3500.Конечно,все эти цены,включая цену скромного Запорожца были для меня как недосягаемая заграница,где живут какие-то особые люди,которые имеют такие деньги(моя зарплата была 140 рублей в месяц.) У противоположной стены была касса с надписью: «Оплата комиссионных автомобилей.» Окошко кассы было закрыто и возле кассы никого не было.Я поинтересовался у такого же как и я зеваки,забредшего в магазин,видимо,из интереса:-«А где же сами автомобили?»
-А это на базе,в Южном порту.Здесь толь ко оплата.
Выходил я из магазина с грустным настроением.В голове была мысль: «Мечтать не вредно».Конечно,можно было постараться и насобирать денег на подержанный Запорожец,который,наверное, стоил вдвое дешевле ,но насобирать денег было,как оказалось,не самое трудное.А главное как его купить? В магазине же я выяснил,что в очередь на комиссионные машины записывают только граждан с московской пропиской, и очередь эта огромна,а остальные граждане толкутся в нелегальной очереди,ожидая,что кто-то,стоящий в легальной очереди, откажется от предложенной машины.Короче: купить машину было сложнее,чем пробиться в члены Политбюро.
Случилось так,что спустя какое-то время один мой приятель рассказал,что один его знакомый,имеющий Запорожца,собирается его продавать.Я тут же заявил,что желаю с ним познакомиться.На следующий день мы направились к этому товарищу.Да,он действительно собирается продавать машину,потому что хочет купить Москвича. –«А как же магазин,очередь и всё прочее?»-спросил я.
-Это для меня не проблема,устроим.У меня кое-какие связи.
-А можно посмотреть машину?
-Конечно,можно.И мы втроём направились к нему в гараж.Помню,что это было воскресенье и стоял пасмурный зимний день.Гараж оказался обыкновенным сараем.Хозяин растворил ворота и мы увидели стоящий внутри горбатый запорожец серого цвета.-«А он на ходу?»-спрсил я
-А как же!-важно ответил счастливый обладатель четырёхколёсного чуда.-_Сейчас прокатимся. Он залез внутрь,пожужжал стартером и мотор заработал.Погазовав несколько минут,прогревая двигатель,он выехал из сарая и,вылезая из машины,чтобы закрыть за собой ворота,пригласил:-«Садитесь!»Мы стояли в нерешительности.Хозяин подбежал к машине и,откинув водительское кресло,скомандовал одновременно с приглашающим жестом:-Давай,Николай на заднее сиденье.Затем сел сам и изнутри открыл дверь со стороны пассажирского сиденья:-Садитесь!-обратился уже ко мне и мы поехали.
Я никогда раньше не ездил на Запорожце и мне казалось,что я еду на какой-то инвалидной коляске.Мне казалось,что я сижу на полу и до земли совсем недалеко,а водитель,будучи маленького роста,обхватив руль,вытягивал шею,чтобы видеть дорогу.Мотор,расположенный сзади,жужжал на высоких тонах,правда,не очень громко.И всё-таки это был автомобиль с крышей над головой и на четырёх колёсах.Сидя в нём нельзя было промокнуть от дождя и кувыркнуться как на мотороллере.Выехав за город,мы остановились и вылезли подышать воздухом.Было нехолодно.Наш водитель стал лепить из мокрого снега снежки и швырять их,целясь в стоящее неподалёку дерево.Никаких разговоров насчёт продажи он не начинал.Тогда я сам взял инициативу:-«Дмитрий Иванович,(так звали моего нового знакомого)-Ну,а сколько Вы хотите за Вашу машину?
-Да я пока не знаю,отвечал он,прессуя в руках очередной снежок.
-А когда будете продавать?
-Да я пока ещё не решил.
-Ну. А продавать-то всё-таки будете?
-Буду.Я хочу Москвича взять.Там у меня один приятель собрался продавать.
Такой разговор меня немного разочаровал. Ничего конкретного.
-Так когда к Вам зайти,когда у Вас прояснится?-
-Ну,зайдите через месяц.
Дмитрий Иванович,давайте тогда договоримся,никому больше не предлагайте,я у Вас беру.
-Ладно,договорились.
То,что Запорожец продаётся не прямо вот сейчас,меня даже устраивало.Всё равно денег у меня сейчас не было.Была у нас с женой небольшая заначка,но до предполагаемой суммы было ещё далеко.
Вернувшись домой,я рассказал жене что есть возможность купить Запоржца и я уже почти договорился.К моему сообщению супруга отнеслась прохладно,Унас в семье ещё не было принято твёрдого решения о приобретении машины,но тем не менее,деньги мы продолжали понемногу откладывать из нашей не очень большой зарплаты.Я купи л в книжном магазине книгу «Автомобиль Запорожец» и начал по книге изучать его устройство .
Спустя месяц,как и было договорено,я с трепетным сердцем направился к моему продавцу.На стук в дверь (звонка не было) выглянула девочка лет двенадцати. –«Хозяин дома?»-спросил я.-«Нету.Он в командировке.»-«А когда приедет?» -«Не знаю».Через пять дней я снова наведался по уже знакомому адресу.На этот раз «хозяин» был дома,но он ничем не мог меня порадовать.Так я ходил к нему ещё очень много раз,но желанный Запорожец всё ещё не продавался.
Между тем,мне надо было решать ещё одну проблему:-у меня не было водительских прав,но я уже с осени учился на курсах.Рядом с нашим депо было техническое училище,которое готовило буровых мастеров.В их программу также входила подготовка водителей и в училище был целый парк грузовых машин.На моё счастье в это училище только что перешёл работать заместителем директора наш деповской товарищ,который у нас в депо до этого работал также замом начальника депо и у меня с ним были хорошие отношения.Я обратился к нему и он сразу устроил меня на курсы.В училище как раз набиралась группа из призывников по заявке военкомата.Курсы были шестимесячные ,так как на них готовили профессионалов и,поступив в октябре,в апреле я уже сдавал зкзамены.Практическую езду я ,естественно,проходил на грузовых автомобилях.У меня был самый распространённый тогда грузовик ГАЗ-51,оборудованный двумя парами педалей:тормрз,сцепление и газ для курсанта и тормоз и сцепление для инструктора.Помню как мы в апреле сдавали экзамены,Тогда ещё не было автоматических экзаменаторов и теорию и Правила дорожного движения(тогда они назывались Правила уличного движения) сдавали как в средней школе-тащили билет с вопрсами ,садились,готовились и затем на него отвечали экзаменационной комиссии из трёх человек,сидящей за столом: директор училища,гаишник и гаишник из областной ГАИ.Всё было очень серьёзно.После сдачи теоретических экзаменов сдавали вождение.Экзамены по вождению принимал незнакомый нам инструктор из Калуги.Выглядело это так:в кузов машины залезало несколько человек экзаменуемых,один садился в кабину вместе с инструктором и машина выезжала со двора на улицу.Проехав метров четыреста, инструктор приказывал остановиться и в кабину садился очередной курсант,а этот залезал в кузов.Иногда инструктор позволял себе почудить.Увидев севшую на дорогу ворону,(тода движение по нашим улицам было такое,что и вороны на дорогу садились)Экзаменатор приказывал:-«Посигналь,а то ворону задавим.»Исполнительный курсант сигналил,упустив из виду,что только сто метров назад как проехали знак,запрещающий подавать звуковые сигналы. «Останови и вылезай!»-командовал коварный инструктор –«И давай следующего».
Получилось так,что я сдавал вождение в числе последних.Экзаменатор подошёл к моей машине,на которой я постоянно тренировался и стал придирчиво её осматривать.Он открыл дверцу,встал на подножку и принялся раскачивать рулевую колонку.
-Я на этой машине не поеду-сказал он,спрыгнув на землю.
-А в чём дело?-спросил мой инструктор
-У неё колонка болтается.
У меня ёкнуло внутри.Чутьё подсказывало,что я попал в число неудачников.До этого всё шло гладко.Только один не сдал из-за вороны.Все остальные поочереди проезжали свои триста-четыреста метров и не получив никаких замечаний или каверзных команд,лезли в кузов.То,что мне предстояло ехать на,чужой машине,ничего хорошего не сулило.Это только кажется,что все машины одинаковые.На самом деле это не так.Сцепление с другим свободным ходом, и руль имеет люфт,которого нет на моей машине,и тормоза по- другому схватывают.Короче,надо какое-то время,чтобы привыкнуть,но в моём случае времени на привыкание не было.Надо было сесть и сдать экзамен. –«Ничего,Володь,не дрейфь,всё будет нормально»-шепнул мне мой инструктор.
Я залез в кабину,рядом уселся экзаменатор и мы поехали.Управлять чужой машиной было непривычно и вот тут,видимо под занавес,экзаменатор решил испытать меня на прочность.
-Давай направо!
-Нельзя,знак висит.
Инструктор замолк.Тем временем подъехали к другому перекрёстку.
-А здесь можно направо?
-Здесь можно.-Ну,тогда давай направо.
Я понял,что сегодня не мой день и приготовился к худшему.Проехав несколько частных,оноэтажных домов,инструктор велел остановиться.
-Давай задом,вон к тем воротам.
Всё,подумал я,приехали Отработку движения задом мы с моим обучающим так и не успели пройти..Несколько раз он мне говорил:-«Володь.завтра будем отрабатывать движение задним ходом»,но так и не состоялось. То у него времени не было,то у меня.Двигаться задним ходом на грузовой машине это не то,что на легковой.К тому же вдоль дороги была прорыта водосточная канава,а для подъезда к каждому дому были устроены мостики из положенных поперёк брёвен.Надо было не просто сдать задом,а точно попасть на этот мостик,ширина крторого была всего на полметра шире колеи моего грузовика.Я сделал три попытки,но на мостик так и не попал.Каждый раз моему экзаменатору приходилось резко нажимать на свои педали,чтобы машина не свалилась в канаву.Наконец,он изрёк:-«Ладно,поехали обратно.»
Мы вернулись во двор техучилища,где толпились уже сдавшие экзамены курсанты.Увидев мою постную физиономию,мой инструктор с тревогой в голосе спросил:-«Ну,как?»Я рассказал о моём фиаско.-«Надо же,он никого не заставлял ездить задним ходом.Ты единственный.Прямо чудеса. Он как будто знал,что мы с тобой задний ход не отрабатывали.Ничего,не переживай,я сейчас с ним переговорю.Скажу,что ты лучше всех сдал теорию(это была правда)».
Потом нам выдавали свидетельства об окончании курсов,в котором у меня против граф «Устройство автомобиля» и «Правила уличного движения» стояли пятёрки,а против графы «Практическое вождение»-четвёрка.Вместе со свидетельствами нам вручили водительские удостоверения,в которых значилось,что все мы водители-профессионалы третьего класса.
Тем временем вопрос приобретения ав томобиля ,который уже стал голубой мечтой,никак не продвигался.Мой потенциальный продавец всё тянул резину и каждый раз просил зайти через месяц.Моё знакомство с ним всё-таки имело последствия.Забегая вперёд скажу,что мы так и не стали продавцом и покупателем,но зато так сблизились,что стали дружить семьями и эта дружба продолжалась долгие годы.
Мы уже почти набрали денег тысячу с небольшим,я уже досконально изучил по книжке устройство Запорожца,Мне доставляло удовольствие листать эту книжонку и разглядывать чертежи и картинки,на которых были изображены узлы и агрегаты автомобиля.
Если я твёрдо решил во что бы то ни стало приобрести автомобиль,то касаемо моей жены этого сказать было нельзя.У неё ещё не было твёрдой уверенности,что автомобиль нам необходим-у нас же есть мотороллер!Мы даже однажды крупно поссорились по причине расхождения наших взглядов.Урегулировать наши разногласия помог случай.Надо было зачем-то ехать в Боровск к тёще.Небо начало заволакивать тучами.Жена,зная мою способность по местным признакам угадывать погоду на ближайшие несколько часов (меня этому ещё в детстве научил отец),спросила,будет ли дождь.По всем признакам дождь должен был начаться в ближайшие полчаса,но я,глянув на небо,заявил:- «Не,не будет.»,а про себя подумал:-«Пусть тебя помочит».Оседлав мотороллер,мы мы двинулись в путь и,как я и предполагал,посреди пути вдруг хлынул дождь,да не просто дождь,а самый настоящий ливень.В минуту мы вымокли до нитки.Одно дело,когда ты просто стоишь под дождём,и совсем другое,когда ты мчишься навстречу дождю и он как бы усиливается твоим двмжением и с силой лупит тебя в лицо,мешая смотреть.Надо было переждать этот ливень,поскольку ехать дальше было просто опасно,у меня не было ни очков,ни щитка,какие бывают на мотоциклах.Я съехал на мокрую обочину и мы снова едва не упали.Оставив мотороллер на обочине,мы укрылись под деревом. По дороге неслись,разбрызгивая воду,автомобили и ,глядя на них,я сказал:-«Вот счастливые,под крышей едут.» И тут я услышал желанное: «Всё! К чёрту этот мотороллер.Покупаем машину.»
Наступила осень.Во всех депо начались осенние комиссионные осмотры локомотивов.Меня как разбирающегося и в электровозах и тепловозах,направили председателем комиссии в депо Москва Киевская,где были эти оба вида локомотивов.Чтобы мне не ездит каждый день туда-сюда домой за сто двадцать километров,мне предоставили комнату в деповском общежитии.До обеда я был занят в депо,а после обеда и до следующего утра у меня было свободное время и я решил от нечего делать съездить в магазин «Автомобили».Там я узнал,что нелегальная очередь разогнана,а кто желает купить не пошедшую в продажу машину,будьте добры с утра в порядке живой очереди ожидайте.Может чего и обломится.Назавтра была суббота и я решил приехать попытать счастья(магазин в субботу работал).Магазин открывался в восемь.К половине восьмого я был уже на месте, но у ещё закрытых дверей обнаружил уже стоящую очередь человек в пятьдесят.Я опоздал.Приезжать надо было значительно раньше.Ровно в восемь из дверей вышел мужчина и,двигаясь вдоль очереди,скороговоркой начал объявлять:-«Адлер,Адлер,Адлер!» Никакой реакции со стороны стоящих в очереди не последовало и мужчина вернулся обратно,после чего очередь стала расходиться. –«А что такое Адлер?»-спросил я у одного .-«Машина времён Антилопы ГНУ.Пусть они сами на ней катаются.»
Прошла ещё неделя и снова в субботу я ,учитывая предыдущий опыт,встал пораньше и напрвился к магазину.Было без двадцати семь,но,прибыв на место,я снова обнаружил очередь,правда,уже человек из двадцати.Делать всё равно было нечего и я остался полтора часа ждать,просто так,из интереса.И снова в восемь вышел тот же самый мужик и опять пробегая вдоль очереди,повторял:-«Адлер,Адлер,Адлер!»
--Вообще-то Адлер по немецки значит Орёл-откомментировал я .
-Когда-то,году в двадцать пятом он был Орёл,а сейчас это куча металлолома.И где они его откопали?Неужели кто-то ездил до сих пор и вот теперь сдал на комиссию?-отозвался стоявший впереди меня мужчина.
Я поехал обратно.-«Вот уж в следующую субботу(раньше нельзя,я работаю) ,я встану в пять утра и и буду дежурить у дверей метро,а когда оно откроется,рвану в магазин.А вдруг опять Адлер?Ну. что делать,буду играть в эту лотерею,пока не закончится моя командировка в Москве.
Прибыв к магазину,я оказался третьим.Двое уже скучали у дверей .Интересно,на чём они приехали?Ведь я на своей Киевской был первым пассажиром начавшегося дня.Мне можно было какой-нибудь приз за это дать.До открытия магазина оставалось час сорок минут.Было прохладно.В середине сентября ночи уже холодные.Как-то быстро за нами выросла очередь.Но вот в восемь из магазина вышел уже знакомый мужик и,не предлагая больше Адлера,сказал:-«Первые трое зайдите.» -«Ага,подумал я-Это уже интересно» мы все трое рванули в открытую дверь и подбежали к кассе для комиссионных автомобилей.Мужик,пригласивший нас,вошёл внутрь кассы,открыл окошко,пошуршал бумагами и изрёк:-«Сегодня улов богатый.Целых три машины.:-«Все три-Запорожцы.Один за тысячу семьсьт пятьдесят(У нас только тысяча триста-отметил я про себя).Второй-за тысячу двести и третий-тысяча четыреста сорок.Первый из нас пожелал взять за тысячу семьсот,второй-отказался вообще(ему не нужен Запорожец)и,наконец я заявил,что беру за тысячу четыреста сорок.(всё-таки этот,наверное поновее,чем за тысячу двести).Далее события развивались так.Нам выдали так называемые «Смотровые квитанции» и сказали,что надо ехать в Южный порт на базу и там смотреть машину.Если понравится,оплатить надо сегодня же до восемнадцати часов.Если не оплатите до восемнадцати,машина завтра снова пойдёт в свободную продажу.Мне предстояла сложная задача.Нужно было съездить на другой конец Москвы,посмотреть там машину.сообщить в Малоярославец жене(хорошо,если она на месте,а не уехала куда-нибудь на линию).Затем она должна сходить в сберкассу и взять деньги,приехать в Москву,а я её должен встретить,поехать вместе в магазин и оплатить,уложившись в намеченное время.
Я почти бегом выскочил из магазина и стал ловить такси.Ловить,собственно говоря,не пришлось.Две машины дежурили возле магазина.Таксисты,видимо,знали,что здесь всегда будут хорошие клиенты для поездки на длинные дистанции и я,вскочив в первую же машину,сказал-«В Южный порт!Знаете,где там база с машинами?»-«А как же! Машину покупаете?» Через полчаса мы были на месте.База представляла собой огороженную дощатым забором большую территорию с неказистой деревянной же проходной,в которой я успел заметить на стенке цветную картинку с изображением рулевой колонки Москвича-408 с рычагом переключения передач и стрелками куда какую передачу включать.Предъявив «Смотровую квитаецию»,я вошёл на территорию в сопровождении работника в синем линялом халате,который взяв у меня мою бумажку и сверив её с какой-то своей,подвёл меня к стоящему в ряду других машин Запорожцу салатового цвета.Работник открыл дверцы,капот и багажник и сказал:-«Смотрите.» Кто не знает,скажу: мотор у Запорожца сзади,а багажник спереди.Машина имела довольно опрятный вид.Нигде не помята,не поцарапана,в хорошем состоянии внутренняя обивка,двигатель чистый.Правда,я отметил,что его тщательно почистили и вытерли.Ну,понятное дело,перед продажей марафет наводили.
-А завести двигатель можно?-спросил я
-Нет,нельзя.
-Это как же?-удивился я.
-У нас такой порядок.Ну так что,берёте машину?
-Беру,конечно.Она на ходу?
-На ходу.
-Странно,что нельзя не только опробовать на ходу,но даже завести мотор.
-Ну,а что её пробовать?Платите да поезжайте.
-Давайте,я отмечу в Вашей «Смотровой»,что машина сегодня на оплате.
Я вышел за пределы базы и снова взял такси,которые тоже здесь дежурили.
В голове крутился вопрос:-«Как сообщить жене?»И вдруг придумал.-«К метро Белорусская».-скомандовал я таксисту.В здании Белорусского вокзала находилось наше Отделение дороги,где сидели диспетчеры с селекторной связью.Подкатив к Отделению,я вбежал в диспетчерскую энергодиспетчеров.-«Можно позвонить на тяговую подстанцию Малоярославец Шевковой?-обратился я к диспетчеру.
-Звоните-указал он мне на телефон.Услышав в трубке гудки занятости, я попросил диспетчера дать мне селектор.Диспетчер попался покладистый и разрешил.
-Малый!Малый! позвал в микрофон диспетчер.
-Малый слушает!-услышал я голос супруги по громкой связи .
-Супруг с Вами желает переговорить.-сказал диспетчер,передавая мне микрофон.
Я знал,что всё,что я сейчас буду говорить,услышат все подстанции,находящиеся на всём протяжении от Москвы до Малоярославца.Мне было неловко сообщать всему свету,что я нашёл машину и мне надо привезти срочно деньги и я зашифровал сообщение.
-Саш,я нашёл,что искал.Срочно нужен номер тысяча четыреста сорок.Всё решить надо до восемнадцати.Я буду ждать у диспетчера,сообщи,с какой электричкой тебя встречать.
-Ты всё поняла?Если до восемнадцати не сделать,всё пропало.
-Я поняла. Побежала.
А дальше,как потом рассказала супруга,произошло вот что.К несчастью, деньги мы хранили не в центральной сберкассе,а в филиале,находившемся в деревянном двухэтажном жилом доме недалеко от вокзала.
Прибежав в сберкассу,она неожиданно узнала,что такую сумму ей выдать не могут-в сберкассе просто не было таких денег.Жена устроила скандал.Две работницы всё-таки наскребли нужную сумму-тысяча триста рублей,для чего им пришлось выгрести всю кассу.Получилась увесистая пачка ,половина которой состояла из нескольких сотен,полсотен ,остальная часть были мятые десятки,рубли и трёшки.-«Вы понимаете?»-недовольно ворчала кассирша-«У нас даже сдачи теперь нечем давать.У нас такого ещё никогда не было.»
Я в это время сидел в диспетчерской,время от времени поглядывая на часы.Время неумолимо двигалось.Наконец,я услышал в динамике селектора знакомый голос:-«Николай Васильевич,супруг мой ещё у вас?»
-Здесь.Передаю трубку.
-Вов,всё в порядке выезжаю электричкой(далее было названо время).Встречай.
Когда я встретил на Киевском вокзале жену,было уже пять минут шестого.Почти бегом мы кинулись ловить такси.К счастью,нам повезло и такси мы поймали быстро.Через двадцать минут мы были уже у магазина.Всё это напоминало детскую сказку «Как муравьишка домой спешил».В этой сказке рассказывалось о том, как муравью,случайно оказавшемуся вдали от родного муравейника надо было до захода солнца попасть домой.
«Пожалуйста!»-протянул я в окошко кассы деньги с документом,полученным в Южном порту.
Кассирша изумлённо уставилась на мою пачку денег.-«Вы где это насобирали? В церкви на паперти,что ли,стояли? Я этот хлам пересчитывать не буду.Проверяйте сами.» Рядом с кассой было окно и мы расположились на подоконнике.Я начал пересчитывать.Сто пятьдесят рублей нехватало.Начал пересчитывать снова, поглядывая на часы.Было без двадцати.Теперь было двести рублей лишних.-«На,считай ты!»-сказал я жене.Пока жена считала,я смотрел на шикарную даму,сдававшую в кассу деньги новенькими полсотнями и двадцати пяти рублёвками.Когда дама отошла,я спросил кассиршу:-«А если мы ровно в шесть сдадим,Вы примите?»
- Нет, без пяти я уже закроюсь.
В это время жена объявила:-«Всё правильно.Тысяча четыреста сорок.»
Было без двенадцати минут.Кассирша с неудовольствием взяла протянутую мною пачку и начала пересчитывть.Время от времени она делала паузы и тяжело вздыхала,качая головой.
Закончив считать,она объявила:-«За справкой-счётом прийдёте завтра.Моё время уже кончилось.Взяв из рук пунктуальной кассирши квитанцию об оплате,мы облегчённо вздохнули.
С плеч как будто гора свалилась.Считай,что исполнилась наша голубая мечта ,Практически мы уже владельцы чуда под названием Запорожец.
Моя командировка в Москве к этому времени закончилась и мы поехали домой.
Наутро я снова поехал в столицу,взяв с собой водительские права.Пока я приехал в уже до слёз знакомый магазин,пока стоял в очереди в кассу за справкой-счётом,пока её печатали(этот процесс почему-то занимал много времени),пока добирался до Южного порта,время уже было далеко за полдень.Когда я подходил к проходной,мне вдруг пришла в голову мысль:-«А как же я погоню машину? Я ведь не умею ездить по Москве.Я просто не знаю её географии.Вообще-то я Москву знал,всё-таки пять лет жил в ней,когда учился в институте,но знал как:-куда добраться на каком общественном транспорте.Просто я как-то не подумал об этом раньше,так как голова была забита другими проблемами.Кроме того,я ни разу не управлял Запорожцем.
Но,как оказалось,проблемы не было.Возле самой проходной ко мне подкатил какой-то дядя и с видом заговорщика предложил:-«Вам не надо гнать машину?»
- Надо-воспрял я духом.
-Куда?
-Вообще-то мне надо в Малоярославец,но Вы меня хотя бы из города вывезите.
-Это Вам надо на Калужское шоссе.
Итак,за приемлемую цену мы договорились.Как оказалось,таким образом здесь постоянно «халтурили» московские водители в свободное от работы время.
Предъявив справку-счёт из магазина,я получил ключи и документы на машину.Мои мытарства закончились.Я автовладелец.Мой водитель уселся за руль,я- рядом на пассажирское кресло,водитель вставил ключ в замок зажигания(интересно,как заведётся? )-Подумал я в эту секунду.Ведь я по сути дела купил кота в мешке.Но двигатель сразу заработал (нормально)-,подумал я.Шофёр немного погазовал,прогревая мотор,и мы выехали за ворота.Пропутешествовав с полчаса по хитросплетению московских улиц,шофёр подрулил к тротуару и остановился.-«Всё.Дальше сами доедете.Профсоюзная улица.Не заблудитесь.Всё время прямо и выйдите на Калужское шоссе.»
Расплатившись,я с трепетом сел за руль.Впервые я ехал на незнакомой мне машине по улицам со светофорами(в Малоярославце тогда не было ни одного) и с приличным ,как мне казалось ,движением транспорта.Я напрягся и был само внимание.Наконец,я благополучно выехал за город.Движение стало го раздо менее интенсивным.Что такое автомобильные пробки мы знали только по зарубежным кинофильмам.Дело шло к вечеру.За моей спиной монотонно жужжал мотор и я постепенно обвыкся.Пройдя ещё километров тридцать,я решил остановиться и посмотреть двигатель,а заодно спросить у кого-нибудь правильно ли я еду,в смысле направления( я уже проехал два перекрёстка и не совсем был уверен,что не надо было поворачивать).Я зашёл сзади ,открыл капот и ахнул:-весь двигатель был залит маслом.И не только двигатель.Всё подкапотное пространства было забрызгано маслом и капли чёрного,как дёготь горячего масла капали на землю. Я оторопел.Что делать? Дальше ехать нельзя,можно угробить мотор.Надо срочно долить масло.Я стал высматривать,не покажется ли на дороге грузовик.В те времена у каждого водителя грузовика был с собой запас моторного масла,который они возили с собой в использованном огнетушителе.Здесь надо сказать,что в то время все машины были государственные ,а следовательно,государственные бензин и масло,то можно было свободно «стрельнуть» у любого шофёра и того и другого,причём задаром.Кому жалко,если это не его? И на дорогах охотно выручали друг друга.Любой водитель,будь то грузовик или легковая машина,обязательно останавливался,если видел на дороге человека с поднятой рукой.
Ждать пришлось недолго.Я остановил ГАЗ-51(на таком я учился)и водитель,вытащив из кузова огнетушитель с маслом,поставил его передо мной на землю.Я залил масла под самую завязку,учитывая,что половина его вытечет,пока я доеду до дома,уточнил у водителя свой маршрут и,сердечно поблагодарив его,двинулся в путь.Начинало темнеть.Дорога становилась ещё более пустынной, а я ,оставшись один на один со своим ненадёжным транспортом,уже с зажжёнными фарами продолжал путь,время от времени останавливаясь и заглядывая под капот,чтобы проверить уровень масла в двигателе.Я прежде никогда не ездил на машине в Москву и поэтому населённые пункты,которые я проезжал ничего не говорили мне о том,где я нахожусь и сколько ещё ехать.Дорога казалась бесконечной,но вот вдруг слева от дороги вынырнула из темноты,освещённая яркими огнями тарахтящая газокомпрессорная станция.
Ура!Это же Белоусово!Я почти приехал.До дома осталось менее двадцати километров.На душе сразу стало спокойнее.Минут через двадцать я въехал во двор своего дома.Меня встретила встревоженная жена:-«Я уже не знала,что и подумать.С утра уехал и до сих пор нету.»
На Запорожце мы проездили почти семь лет.Он оказался неприхотливой машиной,только вот с малым ресурсом. Перед началом каждого сезона(зимой я не ездил)переднюю подвеску надо было ремонтировать.Ввиду отсутствия запчастей(их невозможно было купить в немногочисленных магазинах-один в Обнинске и один в Москве)я приноровился изготавливать их сам в депо.На другой же день после того как я пригнал машину, я выяснил у знакомых владельцев Запорожцев,что причина утечки масла заключается в несовершенстве конструкции,которую я устранил сам,также применив самодельные детали.
Оказалось,что Запорожец имеет хорошую проходимость по бездорожью и я спокойно ездил на нём в компании друзей на рыбалку за сто километров от дома и за грибами.Дважды я ездил на нём на юг.Первый раз с матерью и дядей,её братом,.Таким образом я осуществил давнюю мечту матери посетить свою родину,о которой она часто вспоминала и на кторой не была более тридцати лет.Первая поездка запомнилась тем,что ехали мы очень долго.Маломощный (двадцать три силы) мотор плохо тянул на затяжных подъёмах Симферопольского шоссе и перегревался.Таким образом, тысячу двести километров до села под Мелитополем -цели нашего путешествия(там жила сестра матери-тётя Мария)мы тащились двое суток с лишним.
Поскольку путь наш лежал через Мелитополь, а в Мелитополе,как известно,находился тот самый завод,на котором производились двигатели для запорожцев,я решил,что наверняка в городе должен быть магазин,в котором уж наверняка полно запчастей и решил этот магазин найти.Нашёл я его довольно быстро,но к своему удивлению обнаружил,что этот магазин-просто маленькая забегаловка,в которой запчастей не более,чем в нашем обнинском,т.е.практически нет ничего,зато возле магазина толкутся какие-то личности.Едва я вышел из магазина,как ко мне подошёл парень в футболке и ,не задерживаясь возле меня,бросил на ходу:-«Иди за мной!».Я зашагал рядом.
-Шо тебе надо?-не поворачивая головы в мою сторону,спросил незнакомец,явно соблюдая какую-то конспирацию.
Проще было спросить,чего мне не надо.
Я начал было перечислять.Вдруг шедший навстречу парень,поровнявшись с моим спутником,тихо произнёс:-«Атас. Вон тот,в пиджаке.» Я догадался,что тот,кого имели в виду,видимо какой-то переодетый то ли милиционер,то ли работник завода,следящий за подпольными торговцами и отстал .Тут же ко мне подошёл другой мужик и тоже прошептал:-«Шо тебе надо?» Наученный опытом,я не стал распыляться и сказал:-«Коленвал и вкладыши».
-Это не ко мне.Генератор не нужен?
Я понял,что среди торговцев существует специализация.Они все,видимо,работают на заводе и тащат в соответствии с тем,кто на каком участке работает.В это время подошла мать и тоже тихонько сказала-«Вон там тётка какие-то поршни продаёт.Я правильно сказала,поршни?тебе ненадо?»
-Где тётка? Давай,веди.
Тётка оказалась на вид приличной женщиной с холщёвой сумкой в руке.Она повела нас на какие-то задворки и,оглянувшись по сторонам,раскрыла сумку.К тому времени выпускались двигатели нескольких модификаций и поршни оказались не для моей модели,что очень расстроило тётку.
-А может возьмёте?-
-Нет,не надо.
Ладно,поехали.-объявил я матери и мы тронулись в путь.До нашего села оставалось ехать тридцать километров.
Свидетельство о публикации №221112401648