Критика

КРИТИКА

Сегодня начал перечитывать написанное в прошлом году. Я теперь могу делать это на ходу – в общественном транспорте, благодаря моей новой электронной книге. Кстати, книжка эта стоит охуенных денег – около семи тысяч, так что потерять её, особенно – в нетрезвом состоянии, было бы с моей стороны вершиной самонадеянности.
Но сегодня-то я не пил. Сегодня я ехал и спокойно перечитывал свои произведения – из последнего. И, могу сказать откровенно, давно не получал я такого удовольствия от чтения.
Наверно, это вполне естественно, ибо ну какой автор может быть мне ближе меня самого? Это же идеал взаимоотношений художника со зрителем. Нужно просто писать для себя самому. И рисовать, кстати, тоже, и кино снимать, и музыку сочинять. А не умеешь музыку сочинять и кино снимать – тебе же хуже, - не достигнешь гармонии восприятия. Придётся критиковать, то есть пытаться втиснуть в свою форму чужое создание, сотворённое вовсе не для тебя. И тогда скука окутает тебя снаружи и заползёт в твой мозг. И он постепенно остынет. И ты уснёшь незаметно и безмятежно. Как засыпаю сейчас я перед монитором… Но мне-то нельзя спать! Мне критиковать нужно, анализировать.  А тут ещё музыка какая-то нескончаемая (Чайковский, видимо), с тысячей псевдофиналов.
Наверно, температура тела у меня сейчас – что-нибудь тридцать пять и восемь. И завтра утром она останется такой же. А мне ведь ещё творить надо.
Поэтому блажен творец, способный обращать минимум внимания на критику и творить сообразно лишь своим взглядам.
Бог самодостаточен, потому что один и творит сам для себя. Сотворил, посмотрел, - и вот, это хорошо.

Москва
11.01.11
















- А как же «искусство для народа»? – спрашивает Бэйб. – Наивная выдумка инфантильных  романтиков?

- Хорошее определение, - усмехается Базилио. – Только это, скорее, совместная выдумка инфантильных романтиков и расчётливых циников.

- Ну да… Только вот эти инфантилы тоже творили для себя: они себя считали частью народа…

= Наивно считали.

- Да нет, конечно, не наивно. Они, Базилио,  это знали. А думать, что ты – какой-то там отдельный, сам по себе, независимый творец – не наивно, а просто тупо. Если бы ты был сам по себе, максимум, на что бы тебя хватило, - это корявый наскальный рисунок.

- Подожди! Ты говоришь о культурном наследии, при чём тут народ?..

- Да при том, что культурное наследие не может существовать в безвоздушном пространстве!! И ваш творец не может! Ему дышать надо. И иногда кушать. И не говорите мне, что на его творчество никак не влияет вкус еды и те, кто его этой едой кормит! Всегда влияет, начиная с материнских сосцов и заканчивая предсмертным стаканом воды.


Базилио хмуро усмехается в пышные усы. Бэйб же продолжает:
- То, что в нас от народа, пропитывает нас, наше сознание с детства. Кого-то укачивали под «баю-баюшки», кого-то – под «хрюни-хрюлюшки», кого-то – под «миу-мявушки». Это и есть та самая еда…

- И сортир.

- Что?..

- Творцу ещё необходимо срать. Наверняка качество стула тоже влияет на его творчество.

Бэйб с вызовом вскидывает голову:

- Что ж, и влияет! Почитай хоть дневник Дали: там про качество стула  - в нескольких мкстах.

- Эх, народ… Да ведь это он вас специально эпатировал , потому и назвал так – «Дневник гения».

- Пусть эпатировал! Но и хотел же что-то этим донести!.. А в «Улиссе»?! Знаменитое испражнение Блума?

- Да что это мы всё про дерьмо?!

- Да, с чего бы это? – невинно удивляется Бэйб.

Базилио нервно передёргивает плечами.

- Давай тогда о розах. Их цветок – символ совершенства, сложности и изысканности. Он – как прекрасное творение гениального художника. Но где её корень?!

- Опять…

- Да! В перегное! Помести его в дистиллят, и прекрасный цветок погибнет.

Базилио шутливо машет руками:

- Всё-всё, сдаюсь! Победил, народный художник.

- Похоже на то, - скромно соглашается Бэйб.


24.11.2021


Рецензии