Сахарозаводчица графиня Апраксина. Часть 1

Посвящается 200-летию со дня рождения
графини Евдокии Николаевны Апраксиной

Своим появлением на свет мы обязаны родителям! А вот для того, чтобы наши родители встретились, необходимо чтобы возникли определенные условия: общие друзья и знакомые, общие интересы, взаимные симпатии, феромоны, эндорфины и другая химия любви. Но порой, определяющим условием становится место встречи. Если бы, в своё время, графиня Апраксина не основала в Сотницыно свой свекло-сахарный завод, то мои родители, как и родители многих моих земляков, а также – их бабушки и дедушки, возможно, так и не встретились бы никогда.
Мне захотелось побольше узнать о жизни графини Апраксиной, сыгравшей значительную роль в развитии села Сотницыно и косвенно причастной к появлению на свет многих жителей села, для которых сахарный завод стал местом встречи и совместной работы их предшественников. Именно, в старом здании сахарного завода, который находился под горой, у речки Алешни, в конце пятидесятых годов XX века повстречались мои родители…
Начнём с истоков. Перенесёмся на двести лет назад, в Москву, которая в то время ещё (или уже) не была столицей нашей родины.
Николай Андреевич Небольсин происходил из старинного дворянского рода. Его отец, Небольсин Андрей Александрович (род. ок. 1750) — надворный советник, предводитель дворянства в Ряжском уезде Рязанской губернии (1794 – 1796).
До создания семьи Николай Андреевич очень многое успел сделать. В 14 лет, в 1800 году, после окончания домашнего воспитания, поступил на военную службу в Навагинский мушкетерский полк. В 1804 году переведён юнкером в лейб-гвардии Гусарский полк. Русский последователь д’Артаньяна участвовал в нескольких военных кампаниях, где сумел отличиться. За участие в кампании против Швеции 1808-1809 годов, получил золотую шпагу с надписью «За храбрость» и орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.
В 1811 году Николай Андреевич вышел в отставку в чине полковника (26 лет!) и тогда же приобрёл в Москве большую городскую усадьбу с парком на Садово-Кудринской ул., 15 (прим. – современное название улицы):https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Но в оставке побыть практически не пришлось, так как сразу, после начала Отечественной войны 1812 года, Николай Андреевич снова вступил в ряды армии и 15 июля 1812 года был назначен командиром конного полка Костромского ополчения, которым командовал до 10 апреля 1815 года, и с которым прошёл всю войну, а после её окончания, участвовал в Заграничном походе.
Уволившись, Николай Андреевич занялся приведением в порядок текущих дел, которые были прерваны войной.
В селе Троицкое – Ратманово с весны 1815 г. и в течение последующих десяти лет Небольсин Н.А., вместе со своей тётей, Авдотьей Небольсиной, занимался  восстановлением  разрушенной наполеоновскими солдатами усадьбы и строительством храма. Авдотья (Евдокия) Селиверстовна (Сильвестровна) Небольсина (Муромцева), приняла активное участие в восстановлении Троицкой церкви в Ратманово. Надо отметить, что эта церковь очень похожа на другую, построенную А.С. Небольсиной в своем имении в селе Сотницыно Видимо, обе церкви строились по одному проекту.
Кроме того, Николаю Небольсину пришлось восстанавливать сожженный французами (или русскими, оставлявшими Москву Наполеону) дом на Садово-Кудринской улице в Москве, в котором и появилась на свет будущая графиня Апраксина.
Брак Николая Андреевича Небольсина с княжной Евдокией Дмитриевной Львовой, дочерью генерал-майора князя Д.С. Львова, был зарегистрирован 19 апреля 1816 года. Николай был на 11 лет старше Евдокии.
23 февраля 1821 года, через целых пять лет после заключения брака, в Москве, в их семье появилась на свет дочь, которую, в честь матери, решили назвать Евдокией. Рождение дочери было долгожданным и радостным событием в семье Небольсиных.
Через год Евдокия Дмитриевна родила вторую дочь – Марию. Роды были тяжелыми. Восстановить здоровье после них так и не удалось, и 6 сентября 1825 года, в 28 лет Евдокия Дмитриевна умерла.
Это была тяжелейшая утрата для Николая Небольсина и его малолетних дочек. Действенную помощь своему племяннику в воспитании девочек оказала Авдотья Сильверстовна Небольсина.
Уместно сообщить, что Авдотья Селиверстовна, в 1803 году, после смерти своего мужа – Василия Александровича Небольсина, действительного статского советника, бывшего прокурора Тульского наместничества и Московского вице-губернатора, получила в наследство поместье в селе Сотницыно. Её дочь, изображенная В.Л.Боровиковским на Семейном портрете, умерла в младенчестве.  Наследников не осталось. Всю свою нерастраченную любовь Авдотья Селиверстовна отдала своим племянницам. С детских лет Евдокия и Мария регулярно гостили в родовом поместье своего отца – в Ратманово, и в поместье своей тети – в Сотницыно.
После смерти жены, Николай Андревич решил возвратиться на государственную службу. Карьера у него круто пошла вверх. За два года от чиновника для особых поручений у Московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына, он дорос до Московского вице-губернатора, в 1829 году стал Московским гражданским губернатором. В 1836 году Небольсин Н.А. получил чин тайного советника и через год был назначен сенатором в московских департаментах – стал работать в Сенатском дворце, расположенном в Московском Кремле, там, где сейчас расположена резиденция Президента России.
Чем был вызван такой профессиональный успех?
Возможно, сыграли роль выдающиеся профессиональные качества и благожелательное расположение самого генерал-губернатора Москвы.
Вот как высказывались современнике о владельце дома на Садово-Кудринской и его гостях.
По воспоминаниям Яньковой Е.П. в 1830 г., в этом доме, у Небольсина Н.А. некоторое время проживал и сам московский генерал-губернатор князь Голицын Дмитрий Владимирович (1771 - 1844 гг.) со своей женой Татьяной Васильевной, урожденной Васильчиковой (1783 - 1841 гг.).
Янькова Е.П. рассказывала: "При всей доброте и благожелательности каждому Голицыны имели, однако, недоброжелателей и завистников, которые старались при случае повредить им в общественном мнении. Так, во время первой холеры, когда все ужасно трусили от этой новой и неизвестной болезни, князь и княгиня выехали из своего казенного дома, что на Тверской, и на время переехали на житье в дом губернатора Небольсина, находившийся на Садовой. Там жила старушка очень почтенная, тетка Небольсина Авдотья Сильвестровна, которую Голицыны почему-то особенно любили и уважали, и во все время холеры там и прожили, потому, вероятно, что дом не выходит на улицу, а стоит на конце большого двора, и с одной стороны есть сад, стало быть, и шум от фур (в которые клали холерных) там был не так слышен, и не видно было из окон беспрестанных похорон, как на Тверской. Этим обстоятельством воспользовались неблагонамеренные люди и выпустили карикатуру; представлена была смерть, которой Авдотья Сильвестровна грозит пальцем; из одного кармана выглядывает княгиня Татьяна Васильевна, а из другого князь Дмитрий Владимирович глядит в лорнетку, и внизу надпись: "Иди назад, их нет дома", или что-то в этом роде. Эта карикатура разошлась по городу и дошла до Голицыных, которые как люди добропорядочные не подали и вида, что обиделись, первые смеялись и шутили, конечно, не разыскивали и не преследовали художника и своим добродушием одурачили неблагонамеренного человека.   Кто была эта Авдотья Сильвестровна сама по себе и почему так уважали ее Голицыны, я порядком припомнить не могу, но знаю, что она имела на них большое влияние, и когда кому было чего нужно добиться от Голицыных, вернее всего было просить не их самих, а Авдотью Сильвестровну, и по этой причине она имела в Москве немалый вес и большое значение в обществе. Когда кто-нибудь обращался к Авдотье Сильвестровне с просьбою походатайствовать у Голицына, она обыкновенно отвечала: "Хорошо, мой родной, вот как у меня будет ужо князь Дмитрий, я ему поговорю, скажу ему; будь уверен, что если только можно, — будет сделано". И смотришь, точно по ее просьбе и сделается. Ее называли la vieille fee, старая фея, а недовольные ее величали la vieille sorciere, старая колдунья".   
 В отличии от Яньковой Е.П., мы уже знаем, что Авдотья Сильвестровна Небольсина была дочерью рязанского помещика С.В. Муромцева и женой Василия Александровича Небольсина, т.е. хозяину дома Небольсину Н.А. она приходилась тёткой.
Между тем, дочери подросли, и, когда им исполнилось по четырнадцать лет, стали фрейлинами двора императрицы.
Фрейлина - младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. Едва ли не основным преимуществом фрейлин была возможность выхода замуж, так как при дворе можно было найти наиболее выгодного, знатного и богатого жениха. Фрейлины при этом получали приданое от двора.
В 1836 году Авдотья Селиверстовна умерла, оставив своим племянницам богатое наследство. Евдокии Николаевне досталось поместье в селе Сотницыно.
26.04.1842 в Троицкой церкви села Ратманово Богородского уезда Московской губернии Евдокия Николаевна Небольсина обвенчалась с подпоручиком Иваном Александровичем Апраксиным, сыном графа Ивана Александровича Апраксина, тайного советника и сенатора.
Через два года, в 1844 году, Николай Небольсин выдал замуж свою вторую дочь – Марию, которая стала женой прапорщика Александра Ивановича Бибикова, офицера лейб-гвардии Егерского полка, внука екатерининского вельможи генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова. В то время чин прапорщика присваивался нижним чинам, произведенным в офицеры.
Александр Иванович Бибиков (1818-1856 гг.) был товарищем М.Ю. Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и, также, приходился поэту родственником по Арсеньевым. Близкое родство связывало Бибикова с Карамзиными, поэтом И.П. Мятлевым, Кушниковыми. Фраза в письме Лермонтова "Я был намедни у твоих" показывает, что Лермонтов был знаком с семьей Бибикова, принадлежащей к тому кругу, в котором поэт чаще всего проводил свой досуг в Петербурге в 1838-1841гг.
Жизнь в доме Небольсина на Садово-Кудринской била ключом.
Крылова И.В. приводит в своей книге заметку, о проходившем в доме у Небольсина концерте: "В "Московских ведомостях" за 9 декабря 1842 г. № 98 находим интересную заметку: «В воскресенье, 13 декабря, в первом часу пополудни, в доме Его Превосходительства Николая Андреевича Небольсина итальянский импровизатор Г-н Джустиниани будет импровизировать на итальянском и латинском языках, под музыку нараспев, а также без музыки, на рифмы итальянские вольные и заданные слушателями. Цена билету 10 руб. ассигнациями".
Выдав дочерей замуж, в 1844 году Николай Андреевич Небольсин, после почти двадцати лет холостяцкой жизни, снова решил жениться.
Его избранницей стала Аграфена Петровна Демидова, дочь титулярного советника Петра Петровича Демидова, которая была на 38 лет (!) моложе мужа. По отзыву Ф. Тютчева, Аграфена Петровна была «очень бела, с гибкой талией и довольно развязана». Через год в семье появилась дочь, которую назвали Александра. Неравный брак – всегда рисковое предприятие. История знает тому немало примеров. Вот и для Николая Андреевич брак с женщиной, которая годилась ему во внучки, закончился трагически – он заболел и в 1846 году умер. Через год, не дожив до двух лет, умерла их дочь.
Незадолго до смерти, Николай Андреевич успел переписать на свою вторую дочь, Марию Николаевну, имение с крестьянами, землями и лесом: «Троицкое (Ратманово), вместе с деревнями Тимохово, Сипино (Силино, Алексеевка) принадлежит Бибиковой Марье Никол., гв. прапорщ., крестьян 28 душ мужского пола, 34 женского, 1 церковь с колокольней, 8 дворов. В усадьбе имеется: 2-этажный дом, 2-этажный флигель (утрачен в 1980-е гг.), службы - 4 одноэтажных корпуса; большой пейзажный липовый парк с земляными валами, аллея из пихты сибирской; 2 пруда, разделенные дамбой, обводной канал».
У наследников Небольсина Н.А. знаменитый дом на Садово-Кудринской приобрел граф Андрей Федорович Ростопчин (1813—1892), литератор, меценат, коллекционер, владевший усадьбой с 1848 по 1852 г. https://zubstom.ru/docs/index-20923.html?page=9.
В настоящее время в доме расположена Московская детская больница им. Н.Ф. Филатова. Каждый, кто желает, может увидеть Дом и прикоснуться к Истории. К НАШЕЙ Истории.
На часть средств, полученных от продажи родительского дома графиня Небольсина Е.Н. построила сахарный завод в селе Сотницыно.

Продолжение следует


Рецензии