Удины древние соседи тюрков Арана

        Удины древние соседи тюрков Арана
 
Удины являются автохтонным народом  Южного Кавказа - Арана.   Ныне проживают в Габалинском и Огузском районах страны. По результатам переписи 2009 года удин в Азербайджане насчитывалось 3 800 человек. Наибольшее число удин проживает в селении Нидж Габалинского района. 
 Немецкий историк Вольганг Шульц  (Во;льфганг Маттиас Шу;льце, 1953 — 2020) — немецкий лингвист, профессор. Специалист по теории языка, исследователь кавказских языков)   в статье «Кавказские албанцы- вопрос языка и этнической принадлежности» пишет: «Название «Албания» (латинское Albania, греческое ;;;;;;;, древнеармянское A;owank, Парфянский ардан, среднеперсидский A (r) r;n, грузинский Rani, арабский ar-R;n) (у тюрков Азербайджана –Аран- Гумбатов Гахраман) -  располагался в регионе  Восточного Закавказья, ядро которого можно приблизительно связать с регионами Северного Азербайджана, левыми от реки Кура… Религиозные постройки и их архитектура не обязательно отражают «этнокультурные» особенности. Скорее, они могут задокументировать данный религиозный профиль символы которых были введены и контролировались институциональными органами. Только если у нас есть четкие доказательства того, что группа связывает свои религиозные обычаи к этим зданиям, мы можем предположить, что они являются частью этнической личность  Тем не менее, это было бы проблематично перевернуть доказательства, сказав, что если есть информация   о человеке, который правил определенным на региональном уровне населением, этническая принадлежность правителя должна быть принадлежностью всего подконтрольного населения. То же самое относится не только к «правителям» как таковым, но и к соответствующим постановлениям. классы... «Этническая» идентичность албанцев еще редко обсуждалась подробно. Обращаясь к имеющимся данным, можно подумать, что при более внимательном рассмотрении предполагаемые этнические свойства «албанцев» были бы весьма многообещающими: мы иметь под рукой  широкий набор географической информации (Геродот, Плиний, Страбон, Птолемей и др.). Страбон дает довольно обширное этнографическое описание албанцев. Армянские источники предоставляют нам подробную информацию о политической и церковной истории Албанского царства, а также, и последнее, но не менее важное: открытие и расшифровка кавказского албанского палимпсесты позволяют детально описать язык «албанцев». Тем не менее, при попытке использовать всю эту информацию, чтобы нарисовать связную картину, вскоре становится очевидным, что вместо ожидаемой связной картины появляется лоскутное одеяло из аргументов и наблюдений. Это неудовлетворительное результат обусловлен многими факторами. Основная проблема заключается в том, что до сих пор большая часть того, что может можно сказать об албанцах, либо происходит из ранних источников, отражающих внешние мнения (или даже слухи) об «албанцах» или в определенной степени сомнительны. Что еще более важно: мы не можем быть уверены, что разные источники (охватывающий период от 500 до 700 лет) вообще говорят об одной и той же теме. Например, отождествление ;;;;;;; Страбона с A;owank Армянские источники в основном обращаются к самому этнониму. Однако мы не можем утверждать, что эти два термина относятся к группе людей, разделяющих общие история (не говоря уже об общей «этнической» идентичности). Правда, локализация «Албанцы» в некоторых регионах современного Северного и Центрального Азербайджана, что является общим для большинства соответствующих источников, может служить аргументом в пользу этого предположения. Тем не менее, мы не можем исключить, что деноминация «албанская» имела применялись к разным группам в этом регионе в разное время (житель Албании-Арана - Гумбатов Гахраман)) . В этом отношении мы можем задаться вопросом, представляет ли термин «албанский» этноним вообще в его истинном смысле. Во-первых, название, похоже, относится к люди, живущие в регионах «Албания» (как и в случае с условиями «Уди» и «Гаргар»). Похоже, именно так и было в случае со Страбоном. В позднее, после того, как в регионе была создана своего рода вотчина, термин мог просто обозначать тех людей, которые были поставлены под власть соответствующие правители. Первое приписывание коллективной идентичности этому люди, кажется, имеют отношение к христианизации. Однако, хотя религия, может, служить важным маркером социальной идентичности, это вряд ли может быть связано к этнической принадлежности как таковой. В некотором смысле можно было бы подумать о том, чтобы связать тот факт, что албанское христианство превратилось в автокефальную структуру, с понятием «этническая религия» или «местная религия», но период религиозной независимости был слишком коротким для стабилизации Христианская вера в этом отношении на албанском. Кроме того, армянские источники сообщают нам, что христианизация Восточного (Закавказского) Кавказа не ограничивалась «албанцами».  Следовательно, мы могли бы аналогичным образом предположить, что христианская идентичность в регионах Албании не ограничивалась группой «албанцев» в раннесредневековые времена. Как было сказано выше, язык часто рассматривается как типичный маркер этнической принадлежности. Однако в случае с албанцами мы должны признать, что мы даже не может сказать наверняка, что имеющиеся письменные документы (палимпсесты и надписи) вообще "албанские". Нигде в читаемых частях палимпсесты мы находим указание, которое могло бы сказать что-то вроде * alowanow;oy mowzen camp;ne, «написано на языке албанцев». Единственный указание на то, что текст действительно является «албанским», происходит из косвенных источников, например от названия алфавита, данного в списке алфавитов и из списка названий месяцев, упомянутых выше.Тем не менее, мы не можем исключить возможность того, что алфавит под названием "албанский" в алфавитном списке использовался для языков кроме албанского тоже.   Все, что мы можем сказать наверняка, - это то, что люди, говорящие на языке палимпсестов, должны были присутствовать в королевстве Албания(удинское племя лезгин, аборигенов Арана- Гумбатов Гахраман).  Само собой разумеется, что язык кавказских албанских палимпсестов, условно называемый «албанским», сыграл значительную роль времена раннего христианства в современном Азербайджане. Тем не менее, преждевременно предполагать, что он обозначал ту или иную группу по определенным признакам этнической принадлежности. Популярное мнение, согласно которому язык обязательно отражает этническую единицу, скорее всего, потерпит неудачу, по крайней мере, в отношении вопроса кавказские албанцы». Как известно, на территории Кавказа древними историками не раз упоминается древнетюркское Аранское/Албанское государство (груз. Рани; парф. Aran; сир. Аран; араб. Арран). В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Аран тепелери (Аранские холмы), Йазы-Аран (Степь Аран), Бёюк Аран (Большой Аран), Аран булаг (Родник Аран) и другие. В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран или ариян.  В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений: - (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а )рыну ; напороться на колья (ловушки); а*ды аран;а айдау ; загонять зверя в ловушку; - воен. рожон; заостренный кол; - загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал аранда т)р ; скот находится в загоне. Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом «Словаре стран» («Муджам аль-булдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское или Табаристанское море». (185) Член-корр. АН СССР К. В. Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет: «Происхождение названия "Албания" до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием "Албания" близкое к их языкам звучание местному самоназванию — "Аран". Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову "Албания" в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово "Аран". Как известно, это же название, в форме "Арран" носит страна со времени завоевания ее арабами».(186) Слово аран – «загон, ограждённое место», можно предположить, возникло в древнетюркском языке в период вхождения предков древних тюрков (прототюрков) в ностратическую общность. В языке современных осетин слово ар;н означает «граница». Часть ностратов (предки прототюрков), став скотоводами, заселили территорию Южного Кавказа и сопредельные территории Передней Азии. Некоторые другие скотоводческие ностратические племена заселили равнинные и предгорные территории Западной Европы. В дальнейшем часть из них, видимо, вынуждена была переселиться на Британские острова, а другая часть на - территорию Скандинавии.
 
   


Рецензии