История любви и ненависти

Два с половиной года назад ушла из жизни легендарная отечественная актриса и театральный педагог – Элина Авраамовна Быстрицкая. Звезда культовой военно-исторической киноэпопеи «Тихий Дон» всегда с удовольствием обсуждала свое творчество и карьерные успехи, но тщательно избегала тему личной жизни и взаимоотношений с коллегами.

Народная артистка СССР всегда ставила работу на первое место, её считали одной из самых талантливых и харизматичных актрис, а о железном характере, бескомпромиссности и принципиальности этой женщины ходят легенды. Но, как это часто бывает, люди творческих профессий нередко обладают крутым нравом, и им сложно поладить с окружающими, в особенности, со своими коллегами.

У Элины Авраамовны сложились непростые взаимоотношения с некоторыми не менее выдающимися отечественными артистами, в частности, с актером и кинематографистом – Сергеем Федоровичем Бондарчуком, а также культовой актрисой и певицей – Любовью Петровной Орловой.

Естественно, профессионализм для таких людей всегда был на пером месте, а посему зрители даже не догадывались о том, что между любимыми актерами на съемочных площадках порой шла настоящая война.

Будущая театральная и киноактриса появилась на свет в Киеве, в 1928-м году, четвертого апреля, в семье военного врача-инфекциониста – Авраама Петровича (настоящее отчество Пейсахович) Быстрицкого и его супруги – Эсфирь Исааковны, которая трудилась поваром в больнице.

Глава семейства, к слову, дослужился до звания капитана медицинской службы. Позже у Элины появилась младшая сестра, которую назвали Софьей. Незадолго до начала Великой Отечественной войны отца перевели в город Нежин, а супруга с дочерьми последовали за ним. После начала боевых действий, будущая актриса была эвакуирована в Астрахань.

Там девушка-подросток училась на курсах медсестер, после чего была направлена санитаркой на службу во фронтовой передвижной эвакуационный госпиталь, вместе с которым отправилась в город Сталино (ныне город Донецк).

Много лет спустя, в 70-е годы актриса была оскорблена тем, что руководство Малого театра потребовало предоставить доказательства того, что она действительно в юности была на фронте.

Быстрицкая дошла до высшего руководства Министерства обороны СССР, подняла старые военные архивы, и предъявила все необходимые документы, после чего ей был засчитан фронтовой стаж.

Девушка трудилась лаборантом, санитаркой и медсестрой, а после окончания войны она пошла в акушерско-фельдшерскую школу в Нежине, но вскоре выбрала иной путь, решив связать свою жизнь с актерской профессией.

В конце 40-х годов юная Элина стала принимать активное участие в художественной самодеятельности и выступала в массовке местного драмтеатра. Однако отец хотел, чтобы его дочь получила серьезную специальность, и настоял на том, чтобы она поступила в педагогический институт. Девушка подчинилась, но через год забрала документы, и стала студенткой столичного театрального вуза.
За время учебы начинающую актрису дважды едва не исключили из комсомола. Впервые это произошло, когда она отвесила пощечину сокурснику, который неудачно над ней подшутил.

А во второй раз – во время так называемой «борьбы с космополитизмом». Но девушка сказала, что не отдаст комсомольский билет, даже если её будут «резать на куски», потому что её приняли в комсомол на фронте.

На тот момент сокурсники ей устроили настоящую травлю: Быстрицкую открыто игнорировали, с ней никто не хотел сидеть рядом в аудитории и практически никто не общался. Спас девушку худрук, который симпатизировал своей красивой и талантливой студентке. Он провел воспитательную беседу, после чего ситуация постепенно разрядилась, но, как утверждала сама актриса, неприятный осадок от этого остался у неё на всю жизнь.

В кино Элина Авраамовна дебютировала в 1950-м году, исполнив небольшую роль военного врача в приключенческой картине «В мирные дни». В следующем году начинающая актриса появилась в крохотном эпизоде историко-биографической драмы «Тарас Шевченко», главную роль в которой исполнил Сергей Федорович Бондарчук.

Быстрицкая тогда была еще никому неизвестной начинающей актрисой, которую позвали в массовку, а вот Бондарчук уже являлся звездой всесоюзного масштаба. На съемочной площадке актеры практически не пересекались, но вот в перерыве между съемками они серьезно поскандалили. Доподлинно неизвестно, почему именно произошел конфликт.

По некоторым данным, Сергей Федорович проявил к симпатичной девушке мужской интерес, и попытался за ней, так сказать, приударить, но получил грубый «от ворот поворот».

По другим сведениям, Бондарчук сказал что-то нелицеприятное об актерских способностях юной артистки, чем сильно задел и оскорбил её самолюбие. Но, так или иначе, после того инцидента между коллегами возникли острые неприязненные отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Они даже не смотрели в сторону дуг друга и не здоровались, делая вид, что вовсе незнакомы.

В 1954-м году Быстрицкая исполнила одну из ключевых ролей в приключенческой картине «„Богатырь“ идёт в Марто», а еще через год её утвердили на главную женскую роль в мелодраматической ленте «Неоконченная повесть».

Сниматься у легендарного кинематографиста – Фридриха Марковича Эрмлера было для молодой актрисы большой честью, но вот её партнером и исполнителем главной мужской роли стал Сергей Федорович.

По сюжету герой Бондарчка – талантливый кораблестроитель, который после несчастного случая не может ходить. Быстрицкая сыграла навещавшего его участкового врача. Между пациентом и врачом возникли сильные взаимные чувства, сотворившие настоящее чудо – прикованный к постели мужчина встает на ноги.

В реальной жизни между актерами тоже были сильные и взаимные чувства, но совершенно противоположные тем, что они изображали на камеру. Порой за кадром шла настоящая война, а исполнители главных ролей были готовы поубивать друг друга. Сергей Федорович откровенно грубил своей партнерше, а та отвечала взаимностью, и вовсе, отказывалась с ним работать.

Тут следует отдать должное профессионализму режиссера картины, да и другим членам съемочной группы. Они минимизировали общение актеров, и развели их, так сказать, во времени и пространстве. Многие сцены с их участием снимали по отдельности, а после совмещали с помощью монтажа.

В тех же фрагментах, где необходимо было присутствие в кадре сразу обоих главных героев, как правило, все делалось с одного дубля. Актеры, за кадром метавшие друг в друга гром и молнии, отыгрывали свои сцены очень эмоционально, так что пронзительная и трогательная история, показанная в фильме, по сей день волнует души зрителей.

После «Неоконченной повести» Элина Авраамовна сыграла одну из ключевых ролей в военно-исторической киноленте «Тихий Дон», ставшей впоследствии культовой, а также сыграла главную женскую роль в военной мелодраме «Добровольцы».

А в 1960-м году кинорежиссер Григорий Васильевич Александров утвердил её на роль итальянской графини-шпионки Марии-Пандоры (Барбары) Монтези в своей комедийной ленте «Русский сувенир».

Главную роль в картине исполнила супруга кинорежиссера – легенда советского кинематографа Любовь Петровна Орлова. Её очень расстроило то обстоятельство, что муж пригласил в картину молодую красавицу-актрису Быстрицкую.

Любовь Петровна играла роль девушки, которая по сюжеты была гораздо моложе самой актрисы, а в тех сценах, где она появлялась вместе с молодой коллегой, было особенно заметно явное несовпадение реального возраста Орловой с возрастом её героини.

Несмотря на скандалы, просьбы и уговоры супруги, кинематографист, все же, утвердил Быстрицкую на роль, как и планировал. В итоге, съемочный процесс шел очень тяжело, Любовь Петровна на дух не выносила свою коллегу, и отказывалась выходить вместе с ней на съемочную площадку. Даже крупные планы с участием обеих актрис нередко снимали отдельно с каждой из них, а затем кропотливо монтировали отснятое в один кадр.

Александров проделал большую и сложную работу, надеясь на то, что этот фильм вернет ему былую славу великого советского кинематографиста. Но картина подверглась жесткой критике, её сочли пропагандистской и надуманной, прокат был ограничен, а вскоре она, и вовсе, легла «на полку».

Любовь Петровна позднее снялась еще в одной картине своего супруга – шпионской ленте «Скворец и Лира», которая также оказалась провальной. Карьера легендарной актрисы шла к закату, несмотря на её отчаянные попытки удержать былую молодость и славу.

С Быстрицкой они более не пересекались, и Орлова старалась никогда не вспоминать об их совместной работе.

Далее я хочу рассказать историю взаимоотношений Элины Быстрицкой  с еще одним звездным актером советского кино – Кириллом Лавровым.

История их взаимоотношений тянулась несколько десятилетий и достойна отдельного романа. Они не любили рассказывать о своих чувствах, и тем не менее, история этой любви известна многим и до сих пор вызывает восхищение своей бескомпромиссностью.

Кирилл Лавров и Элина Быстрицкая познакомились еще совсем молодыми людьми. Он был начинающим актёром, а она студенткой театрального училища. Чувства были взаимными и сильными. Дело шло к свадьбе, но Кирилл почему-то тянул с предложением, и позже она узнала почему.

Оказывается, после двух лет отношений, которые нельзя было назвать простыми по причине тяжелого и неуживчивого характера Элины, Кирилл влюбился в свою коллегу по театру Валентину Николаеву. Это была любовь с первого взгляда с того дня, как молодая актриса появилась в их труппе.

Позже выяснилось, что любовь с первого взгляда была взаимной. Отношения с Валентиной стали быстро развиваться, и Кириллу нужно было объясниться с Элиной, чего он очень боялся делать. Зная характер Быстрицкой, он понимал, что это было предательством с его стороны, но и с любовью к Николаевой он ничего поделать уже не мог.

И неизвестно, сколько бы тянулась такая непростая для Лаврова ситуация, если бы ни случай, который всё сам расставил по своим местам и избавил Кирилла от тяжелого объяснения с Элиной.

В тот день Лавров с театром уезжал на гастроли. Он знал, что Элина не сможет проводить его на вокзале, так как у неё в это время были занятия в училище. Поэтому он не ожидал её увидеть. Но Быстрицкой удалось отпроситься у преподавателя, и она буквально за пять минут до отправления поезда примчалась на вокзал. И там увидела, как её Кирилл возле вагона обнимает и целует другую девушку. Элина молча развернулась и навсегда ушла из жизни Лаврова. А он увидел её на перроне и всё сразу понял.

После тех гастролей он пришел домой к Быстрицкой, чтобы всё по-честному объяснить и попросить прощения, но его встретила бабушка девушки и строго наказала, чтобы он больше не искал встреч с Элиной и никогда не появлялся в её жизни.

В следующие годы они старались нигде не пересекаться. Все режиссёры знали об этом, поэтому не предлагали им роли в совместных фильмах, хотя и Быстрицкая, и Лавров в то время были нарасхват.

Лишь через пятнадцать лет они встретились на юбилее у общего знакомого, на который оба не могли не прийти. На этом вечере Кирилл Юрьевич, набравшись смелости, подошел к Элине Авраамовне, и они впервые за много лет переговорили друг с другом. В те годы они оба уже были кинозвездами первой величины, имели свои семьи, славу и почёт.

Известно, что Лавров попросил у неё прощения, а Быстрицкая ответила, что такое не прощается. Правда, потом добавила, что это не мешает им в дальнейшем поддерживать дружеские отношения. С тех пор они нередко встречались на различных мероприятиях и вполне мирно общались.

Уже на склоне лет в своём интервью Элина Быстрицкая призналась, что Кирилл Лавров был её первой настоящей любовью, поэтому она очень тяжело переживала его предательство (именно это слово она использовала).

Вначале она надеялась, что Кирилл вернётся к ней, и тогда, возможно бы, она его простила. Но это не случилось. Наоборот, она узнала, что он женился. И тогда она возненавидела своего бывшего возлюбленного, но через несколько лет эти переживания были вытеснены из её души новыми отношениями с главрежем Литовского драмтеатра Андреем Поляковым, куда она была распределена после окончания училища. И боль от предательства Лаврова отпустила её.

Кирилл Юрьевич Лавров всю жизнь прожил с Валентиной Александровной Николаевой. В их семье родились сын Сергей и дочь Мария. В 2002 году его супруга скончалась, и через некоторое время 78-летний Лавров женился на 30-летней Анастасии Лозовской, которая работала в театре костюмером. Многие из окружения Народного артиста СССР не воспринимали этот брак всерьёз, но тем не менее почти три года они провели вместе.

В 2007 году в результате онкологического заболевания 81-летний Лавров скончался. По его завещанию актёра похоронили рядом с супругой (Николаевой) на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Элина Авраамовна Быстрицкая после расставания с Андреем Поляковым в 1958 году вышла замуж за чиновника из Министерства внешней торговли СССР Николая Кузьминского. Они вместе прожили 27 лет, детей у них не было, а в 1985 году 57-летняя актриса развелась со своим высокопоставленным мужем. Больше Быстрицкая замуж не выходила. Её не стало в 2019 году. 92-летнюю Народную артистку СССР похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.


Рецензии