Вечерняя прогулка зимой

Сейчас, когда я живу весьма далеко от родных мест и стоимость пролета на самолете зашкаливает, я очень  завидую своим землякам, которые имеют возможность встречаться в Хабаровске. Правда, такие регулярные встречи были до тех пор, пока не объявили пандемию коронавируса и не ввели карантин. Но все равно, когда заболеваемость спала, несколько моих земляков примерно моих лет встретились и очень приятно провели время. Выпускники нашей Херпучинской школы 1966 года  уже 50 лет собираются каждые 5 лет.  Конечно, за это время кто-то ушел из жизни, все же срок большой, но желание встретиться у них неистребимо. Есть и документальные подтверждения их встреч – фотографии.

Рад, что и приложил свою руку к встречам земляков, дал им повод в очередной встретиться. Моя землячка Галя Коршунова вообще неисправимая общественница, учительница, одно время долго работа пионервожатой в школе и была даже директором пионерлагеря. Она основная заводила этих встреч. И когда из-под моего пера выходят книги о родных местах, я посылают большую часть тиража ей, и она организует встречи. Подавляющее количество еще живых земляков хотят иметь такие книги, где есть материал о нашем родном прииске, их самих, соседях. Одна книга – альманах «По волнам нашей памяти» вообще плод коллективного творчества, создан по воспоминаниям моих земляков, которые откликнулись на мое предложение прислать их мне для книги, посвященной 150-летию образования наших поселков – Херпучи и Оглонги.

И когда я думаю, что же движет моими земляками, которые с ностальгией вспоминают родные места при встречах, у меня есть ответ – наше счастливое детство и юность в родных поселках.  Нашему послевоенному поколению было не легко. Не всегда мы наедались досыта, не всегда имели хорошую одежду, жили с родителями и в бараках, и небольших служебных квартирах.  Приходилось пилить дрова и топить печи, носить воду из колодца, убирать снег в дорожек, иначе не пройдешь ни в дом, ни в туалет в углу огорода. Но мы успевали и учиться,  читать книги, заниматься в кружках по интересам, отличники помогали отстающим по отдельным школьным предметам. Недавно мне позвонил Витя Алексеев из Тулы, и в разговоре спросил, помню ли я, как помогал ему учить математику. Я забыл совершенно, а он через 60 с лишним лет помнит. Он же напомнил мне, как во время сбора металлолома меня придавила тяжелая металлическая плита, и все подминали её. И таких случаев взаимопомощи в нашей школьной жизни хватало. Дружба были искренней, а возникшая любовь на всю жизнь, как у Гали Зайцевой и Олега Кутья.

Но мы успевали не только учиться, помогать родителям по дому и в огороде, но и отдыхать. Летом ходили на рыбалку, в турпоходы, сидели у костра по вечерам. А вот зимой дело обстояло похуже. Даже старшеклассникам лишь три раза в неделю разрешалось ходить в кино на вечерние сеансы. Но и тут мы находили выход.

Эпизод, о котором я хочу рассказать, произошел зимой 1965 года в далеком поселке на севере Хабаровского края. Я учился в 11-м классе средней школы, естественно, когда уже вовсю играли гормоны в молодом организме.  Зима в тех местах суровая, нередко бывают морозы под 50 градусов, когда не то что гулять, добежать до туалета на улице надо было иметь мужество.

Но к концу февраля морозы были не такие сильные, но вот снега к этому времени наваливало очень много. Чтобы по улицам можно было пройти и проехать, пускали трактор С-80 с деревянным клином на прицепе.  Клин огромный, для веса в него клали отработанные ковши от драги по полтонны весом. Трактор шел по улице, и клин сдвигал снег в обе стороны, образуя высокий бруствер, высотой метра полтора, а за ним лежал снег огромной, не топтаной периной.  Все жители поселка от мала до велика ходили в валенках, а мы, если шли гулять, то одевали шаровары и натягивали их на валенки сверху, чтобы снег не попадал внутрь.

К 11 классу в школе  уже сложились пары - юноша и девушка,- которые симпатизировали друг другу. Начало этому процессу положил переход в 9 класс, когда пацаны перестали бить по голове книгами  девчонок, которые нравились, и по вечерам иногда можно было увидеть их гуляющими по поселку.

Симпатия в школе у меня появились с первого класса – Нина, самая маленькая в классе и самая курносая.  Потом в наш поселок переехала еврейская семья, где было 5 дочек и сын, и все очень красивые.  Одна из девочек, та, что училась со мной в одном классе, Лиза, мне понравилась. Но в 9 классе я симпатизировал другой девочке, Рите, которая тоже жила в нашем поселке первый год.  Но не только мне она была симпатична, еще одному моему однокласснику, который и предложил её дружбу, и не был отвергнут.

В это время уже прошел художественный фильм «Путь к причалу», где звучала песня о дружбе. В ней были такие слова – «ну а случится, что друг влюблен, а я на его пути. Уйду с дороги, таков закон, третий должен уйти». И хотя одноклассник не был моим другом, я ушел с дороги.  Но были и другие девчонки-мои сверстницы, и февральскими вечерами мы все вместе гуляли по улицам поселка. Так что я не чувствовал себя обделенным вниманием девчонок.

Одной из наших забав было катание в горы в центре поселка на огромных листах картона.  Кто-то  начинал ехать с вершины горы, а другие, и пацаны и девчонки, старались запрыгнуть на картон и удержаться на ногах. Но редко кому это удавалось, к концу поездки образовывалась куча-мала.

Накатавшись,  мы обычно гуляли по дорогам, расчищенным от снега, задирали друг друга, кидались снежками, не грех было и потискать какую-нибудь девчонку.  Правда, в телогрейке не очень ты и нащупаешь то, что больше всего привлекало, да и у некоторых девчонок были такие маленькие груди, что в платье еле видны были.

К этому времени я был не только лучший легкоатлет школы и района, но и самый сильный парень в поселке. По крайней мере, больше меня никто не поднимал штангу, целых 95 кг я понял на школьных соревнованиях этой зимой.  С позиции силы несколько по-другому оцениваешь свои возможности.

В это время в нашем классе училась девочка по фамилии Авдеева. Увы, в памяти осталось только фамилия, а вот имя вылетело. Кажется, Алла, но не уверен. Не помню я и причины, почему она не сдавала вместе с нами выпускные экзамены, и почему её нет на ни одной школьной фотографии.  Видимо, она уехала с родителями, такое часто бывало, когда кто-то уезжал на другое место жительства. Была эта девочка не выше 150 см ростом, худенькая, очень скромная.  Не помню, чтобы кто-то из парней за ней  приударял, тем более что на каждого ученика было две девчонки в школе в старших классах.

Но Авдеева любила, как сейчас сказали бы, тусоваться со всеми. При этом пропадала вся её скромность, звонкий голос её был хорошо слышан в вечерней тишине.  Не прочь она была запустить снежок и в меня, и, если попадала, всегда смеялась.

Вот это точное её попадание в меня и привело к ситуации, о которой я хочу поведать.  Я, не успев увернуться и получив снежком по лицу, вскричал: «Ах, так. Ну погоди!»,  подбежал к ней, схватил в охапку и перебросил через бруствер в снег.  Она была такая маленькая, что даже когда встала в глубоком снегу на ноги, из-за бруствера снега её не было видно. Девчонка перепугалась, стала кричать,  и мы всем кагалом бросились её выручать.

Никаких копательных инструментов, кроме наших рук в рукавицах, у нас не было. К тому же бруствер был из утрамбованного снега, и его разгребать было не так и просто. Мы провозились не менее получаса, прежде чем вызволили Авдееву из снежного плена. Когда все завершилось, всех разобрал смех.  Кто-то вспомнил, как мелькнули ноги Авдеевой, когда она перелетала через бруствер в снег, кто-то видел её испуганный взгляд, а сама Авдеева била меня в грудь и причитала: «Я тебе этого никогда не прощу».

Вот так закончилось это небольшое приключение во время вечерней прогулки.  Сколько их было за время жизни в северном поселке, не сосчитать и не упомнить.   Одно только проводное радио из репродуктора на стене да кино в клубе было из культурного досуга. Хорошо, я увлекался спортом и вечерние тренировки были в порядке вещей. Малышня облепляла окна нашего школьного спортзала, где мы играли в баскетбол, причем максимум, что могли позволить, это играть 4 на 4, а то и 3 на 3, ибо спортзал был небольшой и всего чуть выше 3 метров высотой.  Но это ничуть не уменьшало азарт, с которым мы играли.  А вот занимались девчонки долгими зимними вечерами, не представляю.

На заставке фотография двух моих школьных симпатий. Они были школьными подругами.  И обе участвовали в той прогулке, когда пришлось откапывать из снега одноклассницу.  Та, что слева – Рита, у нас с ней все же был роман, но уже после школы, и весьма кратковременный. А та, что справа – Лиза, вместе с ней мы учились в медицинском институте и закончили его в 1971 году.  Рита, увы, не так давно умерла от инсульта, а Лиза переехала с мужем на ПМЖ в Израиль и там где-то потерялась.


Рецензии